kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

Нажмите, чтобы узнать подробности

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

Задачиизучить  сущность  естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции; показать значение теории Ч. Дарвина для современной науки.

Элементы содержания:  борьба за существование, естественный отбор, приспособленность.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: таблицы «Формы борьбы за существование», «Естественный отбор».

Просмотр содержимого документа
«БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР»

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

Задачи: изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции; показать значение теории Ч. Дарвина для современной науки.

Элементы содержания: борьба за существование, естественный отбор, приспособленность.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: таблицы «Формы борьбы за существование», «Естественный отбор».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Эволюция в природе, по Ч. Дарвину, обусловливается факторами, аналогичными тем, которые определяют эволюцию культурных форм. Приспособленность естественных видов – тоже результат отбора, который производился не человеком, а условиями среды.

Одним из главнейших условий естественного отбора в природной среде Ч. Дарвин считал возможное перенаселение видов, возникающее как следствие геометрической прогрессии размножения. Например, аскарида продуцирует в сутки до 200 тыс. яиц, самка трески выметывает до 10 млн икринок, одно растение осота дает до 19 тыс. семян, а белены – более 400 тыс. Таким образом, плодовитость организмов в целом очень велика, но до половозрелого состояния доживают не все. Значительная часть потомства гибнет по различным причинам. Дарвин делает заключение, что между организмами возникает борьба за существование. В понятие «борьба за существование» он вкладывает широкий и метафорический смысл. В «Происхождении видов» Ч. Дарвин пишет: «Я должен предупредить, что применяю этот термин в широком и метафорическом смысле, включая сюда зависимость одного существа от другого, а также включая (что еще важнее) не только жизнь одной особи, но и успех ее в оставлении после себя потомства».

Борьба за существование – сложные и многообразные внутривидовые и межвидовые отношения, а также взаимоотношения организмов с факторами среды

Задание. Используя текст учебника (§ 7.4), заполните таблицу «Формы борьбы за существование».

Формы борьбы за существование

Форма борьбы

Определение

Причины

Результат

борьбы

Примеры

Внутри-
видовая

Борьба между особями одного вида

Избыточная численность

Сохранение популяции и вида за счет гибели слабых

Чайки в колонии, одно-возрастные ели в лесу

Межви-
довая

Борьба
между особями разных видов

Ограниченность природных
ресурсов

Использование одного вида другим в качестве пищи, расселение на новой территории

Вытеснение европейской пчелой местной австралийской; борьба за пищу между серой и черной крысами; сорные растения угнетают культурные растения

Борьба

с неблаго-приятными условиями среды

Борьба

между организмами
и средой

Неблаго-приятные условия среды

Выживание

в крайних или
изменившихся
условиях наиболее приспособленных организмов

Зимой животные меняют окраску, густоту шерсти, впадают в спячку; редукция листьев и образование длинных корней
у растений пустыни

В результате борьбы за существование выживают особи, наиболее приспособленные к условиям окружающей среды. Ч. Дарвин при сопоставлении фактов борьбы за существование и всеобщей изменчивости признаков и свойств пришел к заключению о неизбежности в природе избирательного уничтожения одних особей и размножения других – естественного отбора.

Естественный отбор – процесс дифференцированного (неслучайного, избирательного) выживания и воспроизведения организмов в ходе эволюции.

Естественный отбор реализуется через действие естественных факторов среды (температура, влажность, свет, паразиты, конкуренты, враги, трудности добывания пищи и т. п.), а также через сохранение и накопление мелких наследственных изменений.

Естественный отбор Дарвин считал главной движущей силой эволюции. Результатом действия этой силы являются такие феномены:

1) постепенное усложнение и повышение уровня организации живых существ;

2) приспособленность организмов к условиям окружающей среды;

3) многообразие видов.

Отбор происходит непрерывно на протяжении бесконечного ряда следующих друг за другом поколений и сохраняет главным образом формы, которые в большей мере соответствуют данным условиям.

III. Закрепление изученного материала.

Задание: используя полученные знания, заполните таблицу «Сравнение естественного и искусственного отбора».

СРАВНЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ОТБОРА

Вопросы

для сравнения

Естественный

отбор

Искусственный

отбор

Определение

Процесс, в результате которого выживают и оставляют потомство особи с полезными

в данных условиях наследственными изменениями

Отбор особей с нужными
человеку хозяйственными признаками для последую-щего их разведения

Что поставляет
материал для отбора

Наследственная изменчивость

Отбирающий фактор

Условия среды

Потребности человека

Отбираемые признаки

Полезные для выживания
в данных условиях среды

Нужные человеку хозяйственные признаки

Результат отбора

Новые подвиды и виды,
более совершенные в данных условиях среды

Новые породы животных
и сорта растений

Домашнее задание: § 7.4.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

Автор: Тельнов Андрей Петрович

Дата: 27.11.2016

Номер свидетельства: 363115

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Презентация видио урока. Биология 11 класс.  Предметная линия "Живая природа". Тема:"Движущие силы эволюции.   Борьба за существование. Естественный отбор. "
    ["seo_title"] => string(171) "priezientatsiia-vidio-uroka-biologhiia-11-klass-priedmietnaia-liniia-zhivaia-priroda-tiema-dvizhushchiie-sily-evoliutsii-bor-ba-za-sushchiestvovaniie-iestiestviennyi-otbor"
    ["file_id"] => string(6) "166071"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422898293"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) ""Борьба за существование. Естественный отбор""
    ["seo_title"] => string(44) "borba_za_sushchestvovanie_estestvennyi_otbor"
    ["file_id"] => string(6) "503514"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1552898582"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Методическая разработка урока по теме "Естественный отбор - направляющий фактор эволюции" "
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-iestiestviennyi-otbor-napravliaiushchii-faktor-evoliutsii"
    ["file_id"] => string(6) "230677"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442232126"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Естественный отбор - направляющий фактор эволюции: Борьба за существование» "
    ["seo_title"] => string(144) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogo-zaniatiia-po-tiemie-iestiestviennyi-otbor-napravliaiushchii-faktor-evoliutsii-bor-ba-za-sushchiestvovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "133541"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416534709"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Разработка урока на тему "Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.""
    ["seo_title"] => string(72) "razrabotka_uroka_na_tiemu_uchieniie_ch_darvina_o_iestiestviennom_otborie"
    ["file_id"] => string(6) "390478"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486791380"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства