kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему "Учение Ч.Дарвина о естественном отборе."

Нажмите, чтобы узнать подробности

                  Тема урока: Естественный отбор

Основное содержание урока: Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

Цели урока : Изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции.

Оборудование : Настенные таблицы  «Формы естественного отбора»

Ход урока

I. Организационный момент :

II.Проверка усвоения материала и активизация знаний по предыдущей теме :

    Об искусственном отборе и наследственной изменчивости как главных факторах создания новых сортов растений и пород животных, об основных механизмах искусственного отбора.   

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Учение Ч.Дарвина о естественном отборе."»

Биология 11 класс Урок № 18

Тема урока: Естественный отбор


Основное содержание урока: Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

Цели урока : Изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции.

Оборудование : Настенные таблицы «Формы естественного отбора»

Ход урока

I. Организационный момент :

II.Проверка усвоения материала и активизация знаний по предыдущей теме :

Об искусственном отборе и наследственной изменчивости как главных факторах создания новых сортов растений и пород животных, об основных механизмах искусственного отбора.

III. Изучение нового материала : Естественный отбор – это основная движущая сила эволюции. Рассказ учителя Представление о естественном отборе сильно углубились благодаря современным представлениям генетики и трудам отечественных ученых И. И. Шмальгаузена и С. С. Четверикова а также многих их зарубежных коллег. Согласно современным представлениям о естественном отборе, можно выделить три его формы. 1.– это движущий отбор. Он возникает при смене условий среды и приводит к сдвигу среднего значения проявления признака в популяции под действием факторов среды (рис. 2). Новый признак или его значение должны лучше подходить к изменившимся условиям, чем старые.

Например, при похолодании климата происходит отбор особей с более теплой шерстью. Классическим примером движущего отбора является эволюция окраски у берёзовой пяденицы. Окраска крыльев этой бабочки имитирует окраску покрытых серой корой деревьев. Загрязнение атмосферы, связанное с выбросами заводов и фабрик, привело к потемнению стволов деревьев. Светлые бабочки на темном фоне стали легко заметны для птиц. С середины XVII века, в популяциях березовой пяденицы стали появляться мутантные темные формы бабочек. Частота этой аллели быстро возрастала, и уже к концу XIX века некоторые городские популяции берёзовой пяденицы почти целиком состояли из темных форм. В то время как в сельских популяциях, где уровень загрязнения был ниже, по-прежнему преобладали светлые формы. Изменение признака может происходить как в сторону его усиления, так и в сторону ослабления, вплоть до полной редукции. Так, например, произошло исчезновение зрительных органов у кротов и прочих роющих животных, или редукция крыльев у нелетающих птиц и насекомых


2. Дизруптивный (разрывающий) отбор. В этом случае оставляют потомство особи с несколькими крайними вариантами признака, а особи со средним значением признака элиминируются (Рис. 4).

Схема влияния дизруптивного (разрывающего) отбора на представленность признака среди особей в популяции Дарвин считал, что дизруптивный отбор ведет к дивергенции, т. е. к расхождению признаков, и служит для поддержания полиморфизма популяции. В ходе дизруптивного отбора из общего светло-жёлтого предка появились две формы бабочек: белая и желтая. Разная окраска приводит к разному нагреву крыльев. Белым бабочкам удобно летать в полдень, а желтым – утром. Светло-жёлтым бабочкам неудобно летать и днем, и утром, поэтому отбор действует как раз против среднего значения признака. 3.Стабилизирующий отбор. Он действует при постоянстве условий внешней среды, путем выбраковывания особей со значительными отклонениями признака (Рис. 5).

Схема стабилизирующего отбораОн направлен на сохранение и закрепление среднего значения признака. Например, цветы растений, которые опыляются насекомыми, очень консервативны, то есть их форма редко меняется. Это связано с тем, что насекомые-опылители не могут проникнуть в венчик цветка слишком глубокий, либо слишком узкий Поэтому гены, которые приводят к таким изменениям строения цветов, не передаются дальше и вытесняются из генофонда. Благодаря стабилизирующему отбору до наших дней сохранились т. н. живые ископаемые. До наших дней в неизменном виде дожили некоторые виды живых существ, миллионы лет назад бывшие типичными представителями флоры и фауны давно минувшей эпохи.Например, мечехвосты, древние членистоногие, жившие полмиллиарда лет назад, успешно существуют и сейчас благодаря стабилизирующему отбору. Этот вид почти вдвое старше вымерших уже динозавров. Кистеперая рыба латимерия, предки которой были широко распространены в палеозойскую эру, наглядно показывает, как могло происходить превращение плавников рыб в лапы будущих амфибий. Стабилизирующий отбор прекратил дальнейшую эволюцию ее конечностей в связи с переходом этих рыб к жизни в глубинах океана.Голосеменное растение – гинкго широко распространенное в мезозойскую эру, имеет множество переходных признаков, например  пластинчатые листья, характерные для древних покрытосеменных. Существует ещё понятие половой отбор. Он не имеет отношения к приведенной классификации, и представляет собой борьбу самцов или самок за возможность оставить потомство. Т. е. это пример внутривидовой борьбы за существование. Чаще всего, особь просто выбирает себе наиболее сильного и жизнеспособного партнера. Половая конкуренция приводит к возникновению сложных поведенческих механизмов: пению, демонстративному поведению, ухаживанию (см. видео). Нередко между самцами возникают драки, которые могут закончиться увечьем или смертью участников. Характерные кошачьи вопли по ночам обычно сопровождают именно такие схватки конкурирующих самцов. Половой отбор способствует половому диморфизму, т. е. различию во внешнем строении самцов и самок. Можно вспомнить, как отличаются петухи и куры, утки и селезни, самцы и самки оленей и моржей (см. видео). В результате полового отбора, потомство оставляют наиболее сильные, жизнеспособные и здоровые особи. Остальные отстраняются от размножения, и их гены исчезают из генофонда популяции. IV.Закрепление : 1. Что такое естественный отбор? Почему он происходит?

2. Чем отличаются естественный и искусственный отбор? 3. Чем отличаются движущий и стабилизирующий отбор? 4. Что такое разрывающий отбор? 5. Куда направлен естественный отбор? 6. Что такое половой отбор? 7. Какие виды естественного отбора действуют в популяциях человека? 8. Приведите примеры влияния разных видов естественного отбора на популяции живых существ. Можно ли наблюдать действие естественного отбора в природе? 9. Какие эксперименты могут подтвердить или опровергнуть существование естественного отбора? Заполните таблицу Сравнение естественного и искусственного отбора

Вопросы для сравнения

Искусственный отбор

Естественный отбор

Какое свойство организмов служит источником отбора?

 

 

Каков отбирающий фактор?

 

 

Какие признаки отбираются?

 

 

Каковы результаты отбора?

 

 

V. Задание на дом : Учение Ч.Дарвина о естественном отборе



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока на тему "Учение Ч.Дарвина о естественном отборе."

Автор: Согумбаева Асем Джасулановна

Дата: 11.02.2017

Номер свидетельства: 390478

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства