kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация видио урока. Биология 11 класс. Предметная линия "Живая природа". Тема:"Движущие силы эволюции. Борьба за существование. Естественный отбор.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Движущие силы эволюции.   Борьба за существование. Естественный отбор.

Задачи урока: Убедить учащихся в том, что естественный отбор является основной движущей силой эволюции;

Изучить формы естественного отбора.

Познакомить учащихся с различными формами борьбы за существование;

1. Научить применять полученные знания при выполнении практических заданий.

а) Борьба за существование

б) «Поражение» наименее приспособленных особей, имеющих неблагоприятные признаки.

в)  «Победа» наиболее приспособленных особей, имеющих благоприятные признаки.

г) Гибель, устранение от размножения

д) Выживание и участие в размножении

е) Неблагоприятные признаки не передаются потомству

ж) Благоприятные признаки передаются потомству и усиливаются

2. Формы борьбы за существование: внутривидовая борьба, межвидовая, борьба за благоприятные условия среды.

Внутривидовая борьба: Приводит к сохранению популяции и вида за счёт гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида.

Межвидовая борьба: Приводит к победе более жизнеспособной особи или популяции одного вида над менее жизнеспособной особью или популяцией другого вида.

Борьба с неблагоприятными условиями среды. Приводит к выживанию в изменившихся условиях неживой природы наиболее приспособленных особей, популяций и видов.

3. Тест

4. Ответы на вопросы

5.Закрепление пройденного

6.Задание на дом.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация видио урока. Биология 11 класс. Предметная линия "Живая природа". Тема:"Движущие силы эволюции. Борьба за существование. Естественный отбор. »

Презентация видио урока

Презентация видио урока

  • Биология 11 класс
  • Предметная линия «Живая природа»
  • МБОУ гимназия №44 им. Деева В.Н.
  • Учитель: Лавренюк Людмила Викторовна
  • Г.Ульяновск
Движущие силы эволюции. Борьба за существование. Естественный отбор.    Тема урока:

Движущие силы эволюции. Борьба за существование. Естественный отбор.

Тема урока:

Задачи урока:

Задачи урока:

  • Убедить учащихся в том, что естественный отбор является основной движущей силой эволюции;
  • Изучить формы естественного отбора.
  • Познакомить учащихся с различными формами борьбы за существование;
  • Научить применять полученные знания при выполнении практических заданий.
Борьба за существование «Поражение» наименее приспособленных особей, имеющих неблагоприятные признаки «Победа» наиболее  приспособленных особей, имеющих  благоприятные признаки Выживание и участие в размножении Гибель, устранение от размножения Благоприятные признаки передаются потомству и усиливаются  Неблагоприятные  признаки  не передаются  потомству

Борьба за

существование

«Поражение» наименее

приспособленных

особей, имеющих

неблагоприятные

признаки

«Победа» наиболее

приспособленных

особей, имеющих

благоприятные

признаки

Выживание и

участие

в размножении

Гибель, устранение

от размножения

Благоприятные

признаки передаются

потомству и

усиливаются

Неблагоприятные

признаки

не передаются

потомству

Формы борьбы за существование: Внутривидовая борьба Межвидовая борьба Борьба с неблагоприятными условиями среды

Формы борьбы за существование:

Внутривидовая борьба

Межвидовая борьба

Борьба с неблагоприятными

условиями среды

Внутривидовая борьба.

Внутривидовая борьба.

  • Приводит к сохранению популяции и вида за счёт гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида.
Примеры внутривидовой борьбы:

Примеры внутривидовой борьбы:

  • Борьба за территорию;
  • Состязание за добычу;
  • Внутривидовой каннибализм;
  • Борьба за главенство в стае;
  • Борьба за обладание самкой
Межвидовая борьба.

Межвидовая борьба.

  • Приводит к победе более жизнеспособной особи или популяции одного вида над менее жизнеспособной особью или популяцией другого вида.
Примеры межвидовой борьбы:

Примеры межвидовой борьбы:

  • Вытеснение пчелы австралийской пчелой европейской;
  • Конкуренция между серой и чёрной крысами;
  • Конкуренция за свет между елью и берёзой;
  • Паразитизм;
  • Вытеснение куницей-харзой соболя из его привычных мест обитания.
Борьба с неблагоприятными условиями среды.

Борьба с неблагоприятными условиями среды.

  • Приводит к выживанию в изменившихся условиях неживой природы наиболее приспособленных особей, популяций и видов.
Примеры борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды:

Примеры борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды:

  • Сезонная линька;
  • Летняя и зимняя спячка;
  • Сезонные перелёты и кочёвки птиц;
  • Сильно развитая корневая система и видоизменённые листья у пустынных растений;
  • Низкорослость берёзы и ивы в условиях тундры.
Закрепление темы: Задание: Выпишите порядковые номера причин, приводящих к гибели особей одуванчика в три строчки: А – Внутривидовая борьба Б – Межвидовая борьба В – Борьба с неблагоприятными условиями среды

Закрепление темы:

  • Задание:
  • Выпишите порядковые номера причин, приводящих к гибели особей одуванчика в три строчки:

А – Внутривидовая борьба

Б – Межвидовая борьба

В – Борьба с неблагоприятными условиями среды

Причины гибели особей одуванчика : 1-плодами питаются многие птицы; 2-семена погибают на скалах, в пустыне; 3-всходами питаются травоядные животные; 4-растения гибнут от сильных морозов; 5-одуванчики топчут люди; 6- растения затемняют пырей, крапива; 7-сами одуванчики вытесняют друг друга; 8-плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы; 9-семена не прорастают от недостатка влаги; 10-растения погибают от болезнетворных бактерий и вирусов.

Причины гибели особей одуванчика :

1-плодами питаются многие птицы;

2-семена погибают на скалах, в пустыне;

3-всходами питаются травоядные животные;

4-растения гибнут от сильных морозов;

5-одуванчики топчут люди;

6- растения затемняют пырей, крапива;

7-сами одуванчики вытесняют друг друга;

8-плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;

9-семена не прорастают от недостатка влаги;

10-растения погибают от болезнетворных бактерий и вирусов.

Ответы: А – 7 Б – 1, 3, 5, 6, 8,10 В – 2, 4, 9

Ответы:

А – 7

Б – 1, 3, 5, 6, 8,10

В – 2, 4, 9

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

  • В гнёздах сов часто можно обнаружить разновозрастных птенцов. У полярной совы старшие появляются в июне, а младшие птенцы – в июле. У филина все птенцы старше один другого на 5-7 дней. Каково биологическое значение этого явления? Какими положениями эволюционного учения можно объяснить особенности размножения хищных птиц?
Мальки трески часто поселяются под колоколом некоторых видов медуз, щупальца которых ядовиты. Как могло возникнуть такое явление? С помощью каких положений эволюционной теории можно объяснить такую «странность» поведения мальков трески?
  • Мальки трески часто поселяются под колоколом некоторых видов медуз, щупальца которых ядовиты.
  • Как могло возникнуть такое явление?
  • С помощью каких положений эволюционной теории можно объяснить такую «странность» поведения мальков трески?
Формы естественного отбора. Движущий отбор – обеспечивает приспособленность популяции и вида к однонаправленному изменению среды обитания.  Выживают и размножаются особи с крайним проявлением признака.

Формы естественного отбора.

  • Движущий отбор – обеспечивает приспособленность популяции и вида к однонаправленному изменению среды обитания.

Выживают и размножаются особи с крайним проявлением признака.

Движущая форма естественного отбора

Движущая форма естественного отбора

Результат движущего отбора: Индустриальный меланизм березовой пяденицы, разнообразие в строении клюва у вьюрков .

Результат движущего отбора:

Индустриальный меланизм березовой пяденицы, разнообразие в строении клюва у вьюрков .

Стабилизирующий отбор – обеспечивает сохранение приспособленности популяции к относительно стабильным условиям существования.
  • Стабилизирующий отбор – обеспечивает сохранение приспособленности популяции к относительно стабильным условиям существования.

Выживают и размножаются особи со средним проявлением признака .

Стабилизирующая форма естественного отбора

Стабилизирующая форма естественного отбора

Результат стабилизирующего отбора: Соответствие строения тела насекомого-опылителя строению цветка. Строение организма крокодила не изменилось за миллионы лет.

Результат стабилизирующего отбора:

Соответствие строения тела насекомого-опылителя строению цветка.

Строение организма крокодила не изменилось за миллионы лет.

Разрывающий отбор (дизруптивный) – обеспечивает адаптацию различных группировок особей в популяции к разным комплексам условий среды.
  • Разрывающий отбор (дизруптивный) – обеспечивает адаптацию различных группировок особей в популяции к разным комплексам условий среды.

Выживают особи, имеющие любое из двух крайних проявлений признака.

Дизруптивная форма естественного отбора

Дизруптивная форма естественного отбора

Результат действия дизруптивного отбора: Отличие в окраске различных популяций лягушки озерной

Результат действия дизруптивного отбора:

Отличие в окраске различных

популяций лягушки озерной

Закрепление пройденного:

Закрепление пройденного:

  • Какая форма естественного отбора действует обычно в популяциях видов, обитающих в относительно неизменных условиях среды? Дайте ей характеристику.
  • Если в результате естественного отбора погибают особи, уклоняющиеся в своём строении от нормы, то какая форма отбора может иметь место в этом случае? Дайте ей характеристику.
Движущие силы эволюции :  Результатом  борьбы за  существование  является  естественный  отбор Естественный отбор Борьба за существование Наследственная изменчивость

Движущие силы эволюции :

Результатом

борьбы за

существование

является

естественный

отбор

Естественный

отбор

Борьба за

существование

Наследственная

изменчивость

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • Ответить на вопросы на странице
  • 375-376, 391.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Лавренюк Людмила Викторовна

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 166071

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства