kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Борьба за существование 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  урока: Борьба за существование

ТДЦ:

познавательная - используя технологию сотрудничества учащихся и различные источники информации продолжить формирование знаний о движущих силах эволюции: борьбе за существовании

развивающая - создать условия для развития логического мышления (учить анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать), для развития групповой самоорганизации, умения вести диалог, для развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей);

воспитательная – формирование бережного отношения к природе.

Общедидактическая цель: создать условия для осознания уже изученного материала и получения новой учебной информации, способствовать осмыслению связей нового материала и ранее изученного.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный

Формы: групповая работа
Оборудование: мультимедиапроектор, мультимедийная презентация,  таблицы, иллюстрации, литература по теме, интернет-ресурсы.

Ключевые понятия: эволюция, движущие силы эволюции, борьба за существование, типы взаимоотношений организмов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Структура урока для проекта»

Тема урока: Борьба за существование

ТДЦ:

познавательная - используя технологию сотрудничества учащихся и различные источники информации продолжить формирование знаний о движущих силах эволюции: борьбе за существовании

развивающая - создать условия для развития логического мышления (учить анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать), для развития групповой самоорганизации, умения вести диалог, для развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей);

воспитательная – формирование бережного отношения к природе.

Общедидактическая цель: создать условия для осознания уже изученного материала и получения новой учебной информации, способствовать осмыслению связей нового материала и ранее изученного.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный

Формы: групповая работа
Оборудование: мультимедиапроектор, мультимедийная презентация, таблицы, иллюстрации, литература по теме, интернет-ресурсы.

Ключевые понятия: эволюция, движущие силы эволюции, борьба за существование, типы взаимоотношений организмов.

Технологическая карта урока

Этапы

Дидактические

задачи

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Урока

Технологии

1. Организация начала занятия.


Подготовка учащихся к работе на занятии

Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.

3. Подготовка к основному этапу занятия.


Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Вводное слово учителя: Огромное многообразие живых организмов населяет нашу планету. (слайд № 2)

Благодаря какому свойству живых организмов поддерживается жизнь на Земле? (слайд 3)

Слайд 4-6 (проанализируйте информацию, представленную на слайдах)

С чем это может быть связано? (слайд 7)

Обучающиеся: дают ответы на поставленные учителем вопросы:

- размножение;

- способность организмов к неограниченному размножению

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Постановка проблемы и создание проблемной ситуации

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Слайд 8 (цитата Ч. Дарвина)

Слайд 9 (обсуждение увиденной информации) Почему это так произошло?

Попытайтесь дать название этому явлению. (Объявление темы)(слайд 1)

Если возможность к размножению неограниченна, то почему численность популяции остается постоянной? (Слайд 10 -11)

Записывают в тетради тему урока: Борьба за существование.


Обсуждение проблемы и ее теоретический анализ

Что по вашему мнению является причиной борьбы за существование? (слайд 12-14)

Обучающиеся называют причины этого явления (недостаток пищевых ресурсов, высокая плотность и численность популяции, ограниченность территории, близкородственное скрещивание и как следствие болезни.)

Записывают в тетради причину борьбы (слайд 13)

Выдвижение гипотезы

Если в природе происходит борьба за существование, то в результате должны выживать наиболее приспособленные (слайд 15)


Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы

Интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;

Установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения (слайд 16-19)

Находят в литературе определения, примеры форм борьбы за существования; определить результаты

Обучающиеся определяют формы борьбы за существование и записывают в тетради определение (слайд 14,19)

Работа в группах, получение продукта от группы

Координирует, стимулирует работу групп.

(слайд 20)

Учащиеся выполняют задания и вносят найденный материал в соответствующую строку таблицы (приложение «1»).

Подведения итогов работы в группах, создание общего продукта (схема, таблица, опорный конспект и др.)

Учитель координирует, стимулирует и обобщает оценивание работы групп.

(слайд 20)

Представитель каждой группы рассказывает всему классу результаты своей работы.

Учащиеся обобщают задания в таблицу, дополняя ее по ходу выступления каждой группы. Проводят итоги работы своих групп.

Вывод : 1)полученный продукт подтверждает или опровергает гипотезу;

2) поставленная проблема решена или нет.

Учитель предлагает группам высказать мнение о подтверждении или опровержении гипотезы.

Учащиеся высказывают свои мнения о подтверждении гипотезы. Значит, поставленная проблема решена.

5. Первичная проверка понимания.


Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне.

Учитель предлагает сравнить полученные результаты с содержанием слайдов (слайды№21-23)

Обучающиеся проводят самооценку

6. Закрепление знаний и способов действий.


Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, в практической деятельности.

Подготовка заданий и ответов для оценивания результатов (слайд 24-29)

Самопроверка

9. Подведение итогов занятий


Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Учитель: подведем итоги нашей работе.

Учащиеся в беседе делают вывод о решении поставленной проблемы. Действительно в результате борьбы за существование выживают наиболее приспособленные.

10. Рефлексия.


Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Предлагает учащимся определить уровень достижения поставленной в начале урока цели, проанализировать результат своей работы

Обучающиеся оценивают работу каждого внутри группы (слайд 30 -31)

11. Информация о домашнем задании.


Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Слайд 32




Приложение 1

Таблица «Формы борьбы за существование»

Форма борьбы и определение

Типы взаимоотношений

Примеры

Результат борьбы

Внутривидовая

1 Соревнование

(конкуренция).

2 Взаимопомощь.

3 Прямая борьба

- борьба за территорию;

- состязание за добычу;

- внутривидовой каннибализм (поедание особей своего вида);

-борьба за главенство в стае;

- борьба за обладание самкой

Приводит к сохранению популяции и вида за счет гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида, то есть ведет к процветанию вида в целом, способствует его совершенствованию.

Межвидовая

1. Соревнование

(конкуренция).

2 Одностороннее использование одного вида другим

а) хищник-жертва;

б) паразит-хозяин

- один вид вытесняет другой;

-делят территорию;

- переход на разное питание;

- паразитизм;

- хищничество.

Приводит к победе более жизнеспособной особи, к эволюции обоих взаимодействующих видов, к развитию у них взаимных приспособлений.

Средства нападения-клыки, когти, быстрое движение, подстерегающее поведение.

Средства защиты-шипы, панцири, иглы, ядовитые вещества, маскировочная окраска и др.

С неблагоприятными условиями

Абиотические факторы могут усилить или ослабить внутривидовую и межвидовую борьбу

-сезонная смена меха (у млекопитающих);

- летняя и зимняя спячка у животных;

- сезонные перелеты и кочевки у птиц;

- приспособленность животных и растений к условиям пустыни и тундры (развита корневая система, редуцированны листья, запас воды и жира в организме, низкорослость растений тундры и др.)

Приводит к выживанию в изменившихся условиях неживой природы наиболее приспособленных особей, популяций, видов.



Тесты

Вариант №1

Задание: выбери один правильный ответ.

  1. Под борьбой за существование понимается:

а) совокупность отношений организма с другими организмами и природными

условиями среды;

б) конкуренцию организмов с особями своего вида;

в) выживание сильнейшего в борьбе за существование.

2. Какая форма борьбы за существование происходит между большими и

малыми пёстрыми дятлами?

а) внутривидовая;

б) межвидовая;

в) оба вида конкуренции.

3. Основным результатом борьбы за существование заключается в том, что:

а) менее приспособленные особи всегда гибнут;

б) менее приспособленные особи не размножаются.

в) менее приспособленные особи оставляют меньше потомства, или не доживают

до половозрелости.

4. Какая форма борьбы за существование привела к образованию нескольких

видов галапагосских вьюрков (питающихся разной пищей)?

а) внутривидовая б) межвидовая в) борьба с природными условиями.

5. У какой из мышей больше шансов увеличить численность своих потомков?

а) у той, которая рождает 15 детенышей, выживает из них 11, размножаются 3;

б) у той, которая рожает 6 детенышей, выживают 5. размножаются 2;

в) у той, которая рожает 8 детенышей, выживает 5, размножаются 4.

6. Назовите вид борьбы за существование, результатом которой является наличие яркой окраски у божьих коровок и ос

а) межвидовая б) внутривидовая в) между организмом и факторами среды

7. Определите форму борьбы за существование: на севере большинство растений низкорослые

а) внутривидовая б) межвидовая в) борьба с природными условиями

8. К какой форме борьбы за существование можно отнести заботу о потомстве

а) внутривидовая б) межвидовая

в) с неблагоприятными условиями г) не является формой борьбы за существование


Вариант №2

Задание: выбери один правильный ответ.

1. Способность живых существ производить большое количество потомков и ограниченность мест обитания и жизненных ресурсов являются непосредственными причинами

а) наследственной изменчивости б) борьбы за существование

в) вымирания г) видообразования

2. Конкуренция между растениями пшеницы на одном поле за свет, влагу, питательные вещества – это пример

а) внутривидовой борьбы б) межвидовой борьбы

в) борьбы с неблагоприятными условиями г) действия естественного отбора

3. В каком случае межвидовая борьба за существование более выражена?

а) когда два близких вида живут на одной территории и питаются одинаковой

пищей;

б) когда близкие виды соперничают при выборе партнеров для размножения;

в) когда близкие виды занимают разные экологические ниши.

4. Выберите правильное утверждение:

а) выживают и размножаются наиболее сильные особи;

б) выживают и размножаются наиболее приспособленные особи;

в) выживают только особи, оставляющие много потомства.

5. Определите форму взаимоотношений волка и лисы:

а) паразит- хозяин б) хищник – жертва в) конкуренты.

6. Многие животные существенно различаются по плодовитости: самка аскариды дает 200 тыс. яиц в сутки, серая крыса – более 40 крысят в год, слониха – 1 слоненка в 2 – 3 года. Укажите животное, для которого борьба за существование протекает более напряженно и сопровождается большей гибелью потомства

а) аскарида б) крыса в) слониха

7. Назовите вид борьбы за существование, результатом которой является зеленый цвет кузнечика, темная окраска спины и светлая окраска брюха рыб

а) межвидовая б) внутривидовая в) между организмом и факторами среды

8. Определите форму борьбы за существование: гибель икры рыб при заморозках

а) внутривидовая б) межвидовая в) борьба с природными условиями


Просмотр содержимого презентации
«борьба за существование (защита)1»

Осетр за 50 лет выметывает более 15 млн икринок. Если ни одна икринка не пропадет, то потомство одной самки осетра будет достаточно, чтобы заселить все наши реки

Осетр за 50 лет выметывает более 15 млн икринок. Если ни одна икринка не пропадет, то потомство одной самки осетра будет достаточно, чтобы заселить все наши реки

«Кондор несет пару яиц, а страус 20 яиц, и тем не менее в той же стране из них двоих кондор может быть более многочисленным.  Буревестник несет только одно яйцо – самая многочисленная птица на Земле.  Если животное может сохранить свое потомство… то даже при небольшом числе новорожденных будет сохраняться его численность»  Чарльз Дарвин

«Кондор несет пару яиц, а страус 20 яиц, и тем не менее в той же стране из них двоих кондор может быть более многочисленным.

Буревестник несет только одно яйцо – самая многочисленная птица на Земле.

Если животное может сохранить свое потомство… то даже при небольшом числе новорожденных будет сохраняться его численность»

Чарльз Дарвин

На остров Прибылова (Аляска) было завезено 23 северных оленя. Через 25 лет их численность достигла более 2 тыс. голов, к началу 50-х годов популяция почти полностью вымерла.  Почему это так произошло?

На остров Прибылова (Аляска) было завезено 23 северных оленя. Через 25 лет их численность достигла более 2 тыс. голов, к началу 50-х годов популяция почти полностью вымерла.

Почему это так произошло?

«Удалите то или иное препятствие, сократите хотя бы незначительно истребление, и численность вида почти моментально возрастет, но после этого подъема численности наступает спад»
  • «Удалите то или иное препятствие, сократите хотя бы незначительно истребление, и численность вида почти моментально возрастет, но после этого подъема численности наступает спад»

Ч. Дарвин

Главная причина борьбы за существование:  несоответствие между возможностью вида к безграничному размножению и ограниченностью ресурсов.
  • Главная причина борьбы за существование: несоответствие между возможностью вида к безграничному размножению и ограниченностью ресурсов.
Борьба за существование –  совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды
  • Борьба за существование – совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды
И меж растений царствует война. Деревья, травы – вверх растут задорно, За свет и воздух борются упорно А корни их, в земле неся, свой труд, За почву и за влажность спор ведут. Э. Дарвин

И меж растений царствует война.

Деревья, травы – вверх растут задорно,

За свет и воздух борются упорно

А корни их, в земле неся, свой труд,

За почву и за влажность спор ведут.

Э. Дарвин

Охотнице сове средь ночи темной Не жаль певца любви и неги томной, А соловей съедает светляка, Не посмотрев на прелесть огонька, Светляк же – ночи светоч оживленный, Вползая вверх, цветок съедает томный Э. Дарвин  Злой овод в теле лошади, быка, Оленя поселяет червяка, Червь роется, грызет под теплой кожей, И выросши, на свет выходит божий. Э. Дарвин

Охотнице сове средь ночи темной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька,

Светляк же – ночи светоч оживленный,

Вползая вверх, цветок съедает томный

Э. Дарвин

Злой овод в теле лошади, быка,

Оленя поселяет червяка,

Червь роется, грызет под теплой кожей,

И выросши, на свет выходит божий.

Э. Дарвин

Наблюдается в любой части ареала вида в тех случаях, когда внешние условия среды ухудшаются, а также всюду, где особи оказываются в условиях излишнего тепла или холода, сухости или влажности

Наблюдается в любой части ареала вида в тех случаях, когда внешние условия среды ухудшаются, а также всюду, где особи оказываются в условиях излишнего тепла или холода, сухости или влажности

Форма и определение  Типы взаимоотношений Внутривидовая Примеры  (из царств Растений и Животных) Межвидовая Результат С неблагоприятными условиями среды

Форма и определение

Типы взаимоотношений

Внутривидовая

Примеры

(из царств Растений и Животных)

Межвидовая

Результат

С неблагоприятными условиями

среды

Типы взаимоотношений: Конкуренция; Сотрудничество; (мутуализм); Каннибализм. Результат:  приводит к сохранению популяции и вида за счет гибели наименее приспособленных особей данного вида.

Типы взаимоотношений:

  • Конкуренция;
  • Сотрудничество; (мутуализм);
  • Каннибализм.

Результат: приводит к сохранению популяции и

вида за счет гибели наименее приспособленных особей

данного вида.

Типы взаимоотношений: Хищничество; Паразитизм; Конкуренция; Симбиоз. Результат:  приводит к победе более жизнеспособных особей и популяций; полное вымирание вытесняемых видов; регуляция численности жертв, организмов – хозяев паразитов.

Типы взаимоотношений:

  • Хищничество;
  • Паразитизм;
  • Конкуренция;
  • Симбиоз.

Результат: приводит к победе более жизнеспособных

особей и популяций; полное вымирание вытесняемых

видов; регуляция численности жертв, организмов – хозяев

паразитов.

Наблюдается в любой части ареала вида в тех случаях, когда внешние условия среды ухудшаются, а также всюду, где особи оказываются в условиях излишнего тепла или холода, сухости или влажности Влияние абиотических факторов среды на жизнь организмов усиливает или ослабляет внутри и межвидовые взаимоотношения. Результат:  приводит к выживанию наиболее приспособленных особей, популяций.

Наблюдается в любой части ареала вида в тех случаях, когда внешние условия среды ухудшаются, а также всюду, где особи оказываются в условиях излишнего тепла или холода, сухости или влажности

Влияние абиотических факторов среды на жизнь

организмов усиливает или ослабляет внутри и

межвидовые взаимоотношения.

Результат: приводит к выживанию наиболее

приспособленных особей, популяций.

1. а 2. б 3. в 4. а 5. в 6. а 7. в 8. а 1. б 2. а 3. а 4. б 5. в 6. а 7. а 8. в
  • 1. а
  • 2. б
  • 3. в
  • 4. а
  • 5. в
  • 6. а
  • 7. в
  • 8. а
  • 1. б
  • 2. а
  • 3. а
  • 4. б
  • 5. в
  • 6. а
  • 7. а
  • 8. в
Домашнее задание:  § какая форма борьбы протекает наиболее напряженно? (ответ поясните).
  • Домашнее задание: § какая форма борьбы протекает наиболее напряженно? (ответ поясните).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Борьба за существование 9 класс

Автор: Тельнов Андрей Петрович

Дата: 23.10.2017

Номер свидетельства: 433995

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок на тему "Борьба за существование, ее причины и виды""
    ["seo_title"] => string(63) "urok-na-tiemu-bor-ba-za-sushchiestvovaniie-ieie-prichiny-i-vidy"
    ["file_id"] => string(6) "289819"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454862814"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Тесты 9 класс  Эволюция  1  ВАРИАНТ "
    ["seo_title"] => string(36) "tiesty-9-klass-evoliutsiia-1-variant"
    ["file_id"] => string(6) "244502"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1445951778"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "итоговый срез по биологии для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(43) "itoghovyi-sriez-po-biologhii-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "215920"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1432823511"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Презентация видио урока. Биология 11 класс.  Предметная линия "Живая природа". Тема:"Движущие силы эволюции.   Борьба за существование. Естественный отбор. "
    ["seo_title"] => string(171) "priezientatsiia-vidio-uroka-biologhiia-11-klass-priedmietnaia-liniia-zhivaia-priroda-tiema-dvizhushchiie-sily-evoliutsii-bor-ba-za-sushchiestvovaniie-iestiestviennyi-otbor"
    ["file_id"] => string(6) "166071"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422898293"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Борьба за существование."
    ["seo_title"] => string(28) "bor_ba_za_sushchiestvovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "395090"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487910297"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства