биология 6 класс "Основные этапы развития растительного мира"
Биология 6 класс "Основные этапы развития растительного мира"
Урок по теме "Основные этапы развития растительного мира" С целью обобщить знания учащихся об основных отделах растений, выявить этапы усложнения строения растений и факторы эволюции растительного мира; подвести школьников к выводу о родстве и единстве всего живого на Земле, продолжить формирование у учащихся умений анализировать, делать выводы, рассуждать логически, используя проблемные ситуации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«биология 6 класс "Основные этапы развития растительного мира"»
6 класс.
Тема: Основные этапы развития растительного мира.
Цель: обобщить знания учащихся об основных отделах растений, выявить этапы усложнения строения растений и факторы эволюции растительного мира; подвести школьников к выводу о родстве и единстве всего живого на Земле, продолжить формирование у учащихся умений анализировать, делать выводы, рассуждать логически, используя проблемные ситуации; провести проверку знаний учащихся ранее изученного материала.
Оборудование:
Ход урока:
I.Оргмомент.Приветственное слово учителя, позитивный настрой учеников на работу.
II. Вступительное слово учителя.
Клеточное строение имеют все живые организмы…
Человек-это часть природы…
Каким бы умным человек не был, он не должен считать себя царём природы…
Человек, деревья, трава- это всё живые организмы…
Единство происхождения животных и растений…
- Итак, жизнь существует на нашей планете миллиарды лет. Она заполняет все её уголки: озёра, реки, горы, пустыни, и даже воздух населен живыми существами. Предполагается, что за всю историю жизни на Земле существовало 4,5 млрд. видов растений и животных. Но с глубокой древности лучшие умы человечества интересовали вопросы: как возникла и развивалась жизнь на нашей Земле? Всегда ли растения и животные были такими, как сейчас? Кто был первый на Земле – растения или животные?..
- А вас эти вопросы волнуют?
- А какие именно?
( Уточняю у детей, что их больше всего интересует.)
- Так давайте сегодня на уроке попробуем найти ответы хотя бы на некоторые из них…
Задание.
- Расставьте слова ОСНОВНЫЕ, РАЗВИТИЯ, МИРА, ЭТАПЫ, РАСТИТЕЛЬНОГО, записанные на табличках, в нужном порядке, чтобы получилось осмысленное предложение. Это и будет тема нашего урока.
( Дети из слов составляют предложение и сообщают тему урока.)
- Тему урока «Основные этапы развития растительного мира» запишем в тетради.
- И перед всеми нами встают общие задачи
Определить основные этапы развития растений;
Выявить признаки их усложнения в процессе исторического развития;
Назвать причины (движущие силы) эволюции растений;
Убедиться в многообразии растительного мира.
III. Проверка знаний учащихся.
Задание №1: «Что это за растение?» Показываю плоские модели хламидомонады, ламинарии , кукушкина льна и сосны. Дети называют, а я пишу названия растений на доске.
Задание №2: «Четвертый лишний». Из названий растений, записанных на доске, найти лишнее растение с какими-либо отличительными от других признаками.
Задание №3: – Разделите растения на группы по каким - либо схожим признакам.
Ответы детей (примерные):
по способу питания…
по способу размножения…
по способу обитания (вода – суша)…
сосна – дерево…
по клеточному строению…
по наличию дифференциации тканей и т.д...
7. названия растений стоят в порядке усложнения их строения
Задание №4:
- Приготовьте карточки.
Если ваш сигнал не сходится с моим ответным сигналом, в тетрадях ставите (-) , ответ верный-(+).
( Карточки имеют определённый цвет и обозначают различные классы растений:
водоросли – голубой цвет;
мхи – зеленый цвет;
папоротники – коричневый цвет;
голосеменные – желтый цвет;
все отделы – разноцветная карточка.)
Вопросы:
Кукушкин лен.
Хлорелла.
Подсолнечник.
Ель.
Запасают влаги намного больше своего веса.
Сфагнум.
Поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
Сформировали на Земле месторождения каменного угля.
Орган размножения – шишка.
Имеют орган размножения – заросток.
Имеют плод.
Улотрикс.
Размножаются независимо от воды.
Органы размножения: пестик и тычинка.
Земноводные в мире растений. Имеют коробочку со спорами.
Орляк.
17. Орёл! ( Вопрос для концентрации внимания и снятия напряжения после теста. )
- Кто не сделал ни одной ошибки - оценка «5», до 3-х ошибок –«4», свыше 3-х- «3».
Задание №5: Работа с таблицей № 1.
Эукариоты
Низшие
Высшие растения
Споровые растения
Семенные растения
- Что можете сказать, глядя на эту табличку?
-А у таблицы нет названия – как бы вы назвали? ( Эволюция растительного мира. )
- А что такое «эволюция»? Кто нашел дома определение этого термина? (Обращение к словарю).
Дети зачитывают варианты ответов из словаря В.И.Даля, из БСЭ, из толкового словаря Ожегова. - Слово «эволюция» латинское и в переводе означает «развертывание», а в широком смысле – всякое изменение, развитие, преобразование. В биологии слово «эволюция» было впервые использовано в 1762 г. швейцарским естествоиспытателем и философом Шарлем Бонне.
- Где приходилось слышать вам это слово?
- А можем ли мы использовать его сегодня на уроке?
-Верно, ведь тему нашего урока « Основные этапы развития растительного мира» мы можем записать и так - « Эволюция растительного мира».
IV. Новый материал.
- Итак, повернем стрелки часов назад… Начало зарождения Земли и жизни на Земле… Кто желает поделиться своими знаниями об этом периоде?
Примерный ответ ученика:
3,5 млрд. лет назад древнейшая Земля весьма мало напоминала планету, на которой мы живем. Ее атмосфера состояла из водяных паров, углекислого газа и, по одним данным, - из азота, по другим – из метана и аммиака. Кислорода в воздухе безжизненной планеты не было. И, надо сказать, отсутствие кислорода было необходимо для возникновения жизни.
Земля покрыта водой. На планете веками свирепствуют ливневые дожди, сопровождающиеся разрядами молний. И в этом «теплом разбавленном бульоне» уже встречаются первые живые организмы (коацерваты). Эту гипотезу возникновения жизни на Земле впервые высказал в 1922г советский биолог Александр Опарин. Образовавшиеся студенистые комочки организмами называть трудно, это сложные органические белковые соединения. Строение коацерватов постепенно усложнялось – так появились первые простейшие одноклеточные организмы.
Учитель: Верно! По словам Опарина расстояние от этих «сгустков» до самых примитивных бактерий ничуть не меньше, чем от амебы до человека.
Но, давайте предположим, кто они - эти первые живые организмы:
Прокариоты или эукариоты
Каков способ питания им был присущ (автотрофы или гетеротрофы)
Кто они: животные или растения? (Идёт обсуждение).
Вывод: Первыми живыми организмами, появившимися на Земле, были безъядерные клетки, которые питались готовыми органическим веществами, и их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных.
- Наши познания мы будем записывать в таблицу № 2. А на магнитной доске из плоских моделей построим динамическую картину развития растительного мира на Земле.
Развитие растительного мира на Земле.
Ступени развития
Среда обитания
Время возникновения
1. Возникновение жизни на земле
Водная
2-3 млрд. л. назад
Прошло около 1 млрд. лет…
Земля все еще голая пустыня. Но в воде появляется новый газ-кислород. О чем это свидетельствует? Как вы думаете, кто их древних организмов мог быть виновникомпоявления кислорода?
Ответ ученика: Это были первые простейшие организмы, которым не стало хватать питательных веществ, которые были на Земле и некоторые клетки приспособились к использованию солнечного света для превращения воды и углекислого газа в органические вещества, т.е. возник процессфотосинтеза. А в результате фотосинтеза стал накапливаться кислород. - Какой способ питания организмов появился? Ответ ученика: Эти клетки, содержащие хлоропласты, являются автотрофами, т.е. сами синтезируют необходимые для жизнедеятельности органические вещества за счёт энергии света. Так появились первые растения. - Другие живые существа сохранили прежний способ питания – гетеротрофный, пищей им стали служить первичные растения. Это были первые животные. Это произошло в докембрийский период. Он длился свыше 3 млрд. лет.
- У кого есть еще добавления по этому периоду?
Примерный ответ ученика:
В этот период строение живых существ всё более совершенствовалось. Первые одноклеточные растения сине-зеленые водоросли научились расщеплять воду. Они совершили настоящий подвиг – в атмосферу стал выделяться кислород. Состав воздуха постепенно приближался к современному, т.е. состоял из азота, кислорода, углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни. Первичные одноклеточные водоросли дали начало многоклеточным водорослям.
- Продолжим заполнение таблицы № 2.
2.Возникновение и господство водорослей
Водная
1,5 – 2 млрд. лет назад.
- С течением времени климат на Земле изменился. Из-за колебаний земной коры, на месте некоторых морей и океанов возникла суша. Первичные моря стали мелеть. А благодаря кислороду в верхних слоях атмосферы возник слой озона, смягчивший ультрафиолетовое излучение… Что же стало происходить с некоторыми древними водорослями под влиянием новых условий жизни?
Ответ ученика: некоторые водоросли стали более совершенными и приспособились жить во влажных местах суши по берегам водоемов. Начался переход некоторых растений от водного образа жизни к наземному.
- Это произошло ~ 350-400 млн. лет назад.
- Как называется самая древняя группа наземных растений? (псилофиты и риниофиты)
-Что они из себя представляли?
Приблизительный ответ ученика:
Эти растения покрывали берега зеленым ковром высотой до 25 см. Они не имели корней, стеблей, листьев, а представляли собой ветвящиеся оси, на подземных частях которых развивались ризоиды. У риниофитов произошла дифференциация тканей: покровная ткань (кожица) и проводящие пучки (древесина и луб). Размножение проходило с помощью спор.
- Занесем эти сведения в таблицу № 2.
3.Выход растений на сушу
Наземно-водная
350-400 млн. лет назад.
-А ещё где мы можем использовать это значение - риниофиты?
-Верно. Это слово мы поместим в пустующую рамку таблицы № 1. Это первые высшие растения, которые появились на Земле.
- Риниофиты стали предшественниками каких растений?
Ответ ученика:
-Папоротникообразных и мхов. Среда обитания наземная, влажная. У папоротникообразных появились стебель, листья и корни.
-В какой период достигли расцвета папоротникообразные?
- Запишем в табличке № 2 следующий этап развития растений.
4.Возникновение и господство папоротникообразных
Наземная влажная
300 млн. лет назад
В конце каменноугольного периода климат на Земле стал суше и холоднее, и на смену древовидным папоротникам пришли первые примитивные голосеменные растения – семенные папоротники, семена развивались у них на листьях.
Условия жизни продолжали меняться. Там, где климат становился более суровым, древние споровые вымирали и появлялись древние голосеменные.
- Почему ученые ставят голосеменные растения на более высокую ступень развития,чем споровые?
Ответ ученика: Голосеменные растения относятся к семенным растениям. Размножаются они семенами, которые не защищены стенками плода (цветков и плодов у голосеменных растений нет). Появление семени – важные этап в эволюции растения. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша, когда он особенно уязвим – в начальный период его развития. Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных факторов среды. Эти эволюционные приобретения и независимость оплодотворения от наличия воды ( в отличии от споровых растений) послужили причиной широкого распространения голосеменных на суше.
Занесем эти данные в таблицу № 2:
5.Возникновение и господство голосеменных
Сухопутная
Свыше 200 млн. лет назад
-120 млн. лет назад
Какое событие произошло в этот период времени?
Примерный ответ ученика:
Покрытосеменные происходят от голосеменных, но какие семейства более древние и ближе к голосеменным, точно не определено наукой. Одни ученые считают древнейшими покрытосеменными серёжковые ( береза, ольха, ива), другие – многоплодниковые: магнолии и лютиковые.
Покрытосеменные отличаются от голосеменных наличием цветка ,плодов, чашелистиков, лепестков, а также формированием пестика, через который пыльцевая трубка прорастает до семяпочки и яйцеклетки. Семена покрытосеменных растений развиваются внутри плода и хорошо защищены околоплодником.
Покрытосеменные господствуют на Земле уже более 60 млн. лет. Это единственная группа растения образующая сложные многоярусные сообщества. Это способствует более интенсивному использованию среды и успешному завоеванию новых территорий.
- Завершим составление нашей таблички № 2:
6.Возникновение и господство порыто -семенных
Сухопутная
Около 120 млн. лет назад
Итоговая таблица «Развитие растительного мира на Земле».
Ступени развития
Среда обитания
Время возникновения
Возникновение жизни на земле
Водная
2-3 млрд. л. назад
Возникновение и господство водорослей
Водная
1,5 – 2 млрд. лет назад.
Выход растений на сушу
Наземно-водная
350-400 млн. лет назад.
Возникновение и господство папоротникообразных
Наземная влажная
300 млн. лет назад
Возникновение и господство голосеменных
Сухопутная
Свыше 200 млн. лет назад
Возникновение и господство порыто -семенных
Сухопутная
Около 120 млн. лет назад
V. Домашнее задание :
Дома вы закрепите полученную информацию, прочитав пр. 58 + табличка в тетради.