Общая часть |
Цель урока: |
Знакомство с ролью бактерий в природе и жизни человека. |
Планируемые образовательные результаты: |
Личностные | Предметные | Метапредметные |
Развитие интереса к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения. | Знакомство с многообразием бактерий, их ролью в природе и жизни человека. | Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведению сравнительной характеристики. |
Задачи: |
Воспитывающая | Развивающая | Обучающая |
-формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом. -формирование способности видеть уникальность окружающего мира и воспитать бережное отношение к нему. | -развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы. -формировать способность использования творческого подхода при решении проблемы. -формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни. | -углубление знаний школьников о значении бактерий в природе и жизни человека. -формирование понимания роли бактерий в жизни на Земле. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Бактерии, бактерии гниения, почвенные бактерии, болезнетворные бактерии, молочнокислые бактерии. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Электронное приложение к учебнику «Биология. 5-6 классы» под редакцией В.В. Пасечника (УМК «Линия жизни») |
Организационная структура урока |
Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности. Цель: заинтересовать учащихся. Форма работы: индивидуальная (в т.ч. у доски) |
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок биологии мы начнем с решения задачи (условия задачи заранее записываются на доске). Кто хочет решить ее у доски? Задача: В 1 литре лесного воздуха содержится 100 бактерий, в 1 литре воды, набранной из озера в том же лесу – в 3 000 раз больше чем в 1 литре воздуха, а в 1 литре почвы из этого же леса – в 2 500 000 раз больше бактерий, чем в 1 литре воды. Сколько бактерий в 1 литре почвы? Решение: 100 х 3 000 = 300 000 бактерий в 1 литре воды 300 000 х 2 500 000 = 750 000 000 000 бактерий в 1 литре почвы. Ответ: в 1 литре почвы содержится 750 000 000 000 бактерий. Ребята, как вы думаете, почему урок биологии сегодня мы начали с решения данной задачи? Дети: мы продолжим изучать бактерии. Совершенно верно. Тема нашего урока «Бактерии». И сегодня мы будем говорить о роли бактерий в природе и жизни человека. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Дает задачу для решения (нестандартный подход, являющийся мотивирующим к учебной деятельности). При помощи вопросов подводит к формулировке темы. | Решают задачу самостоятельно, 1 учащийся делает это у доски. Отвечают на вопросы учителя. | - развитие навыка решения простейших задач. - формирование способности к сопоставлению и выделению главного. - развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, открытию новых знаний. |
Этап 2. Актуализация знаний. Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в деятельности учащихся. Формулировка цели урока. Форма работы: индивидуальная, фронтальная |
На прошлом уроке мы говорили об общей характеристике и строение бактерий. Давайте напишем диктант и вспомним, то, что мы уже знаем (учащиеся записывают на листе цифры от 1 до 10, учитель произносит понятия, а учащиеся отмечают верные утверждения плюсом, а неверные минусом). Диктант Бактерии состоят из одной клетки Бактерии имеют ядро Бактерии размножаются спорами Бактерии имеют разнообразную форму Бактерии имеют оболочку Бактерии, для которых кислород является смертельно опасным, называются аэробами Бактерии не имеют хлорофилла Округлые бактерии называют стрептококками Бактерии имеют цитоплазму Бактерии относятся к Царству Растений Поменяйтесь ответами со своим соседом и проверьте правильность выбранных утверждений. Номера правильных суждений: 1, 4, 5, 7, 9. Посчитайте, сколько утверждений отмечено правильно. Если их количество 10-9, поставьте отметку 5, 8-7 – отметку 4, 6-5 – отметку 3, менее 5 – 2. Сдайте листы мне. Еще на прошлом уроке мы выяснили, что бактерии распространенны практически повсеместно, а в некоторых средах они могут встречаться в огромном количестве. Это же подтверждает и задача, которую мы решили. Что же у нас получается? Даже когда мы выходим в лес, нас окружают миллионы бактерий. Посмотрите на эти цифры – они огромны. Да бактерии есть везде: в воздухе, воде, почве. При этом они настолько малы, что мы их не видим. Не понятно… Зачем вообще нужны эти бактерии? Пользу или вред они приносят? А главный вопрос: заметим ли мы вообще, если они исчезнут с лица Земли? Ребята, как вы считаете, вредны бактерии или полезны? (ответы детей, в случае однозначного ответа следует вопрос «Почему?») А что вы скажите по поводу их размеров? Они же состоят всего из одной малюсенькой клетки, заметим ли мы, если бактерии исчезнут? (если учащиеся однозначно говорят, что заметили бы, то задается еще один вопрос «Почему?») Чтобы ответить на этот вопрос аргументировано и точно, нам необходимо проделать большую работу. Скажите, какую цель нам нужно поставить перед собой, чтобы преодолеть наше затруднение? (узнать о бактериях и их роли в природе и для человека). |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Диктует утверждения. Называет верные ответы и объясняет критерии оценивания. Задает вопрос. При помощи вопросов подводит к определению затруднения и формулировке цели. | Отмечают какие утверждения верны, а какие нет. Проверяют и оценивают работу друг друга. Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока. | - развитие способности оценивать достоверность устной информации на основе имеющихся данных. - развитие способности к оцениванию. - формирование рефлексивных умении: умение определять границы между знанием и незнанием. - формирование способности постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем. |
Этап 3. Открытие новых знаний Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы. Форма работы: групповая |
Для того, чтобы сделать это наиболее быстро и эффективно, будем работать в группах. А как нам справедливо поделиться на четыре группы? (учащиеся могут предложить интересные варианты деления, для данного урока наиболее эффективными будут группы, сформированные из учеников имеющих разные подструктуры мышления). Давайте сдвинем столы и пересядем, чтобы работать было удобнее. В каждой группе оказалось по шесть человек и у каждого будет своя должность и свои обязанности. Каждая группа будет состоять из: посыльного (обязанности – понять инструкцию, запомнить ее и объяснить другим), организатора (обязанности – поддерживать порядок, организовать работу в группе, следить за временем, собирать идеи), докладчика (обязанности – презентовать результат работы группы, ответить на дополнительные вопросы аудитории), оформитель (обязанности – выполнить эскиз), референт (обязанности – выбрать в тексте информацию), наблюдатель (обязанности – изучить критерии оценки, оценить работу других команд). За 1 минуту распределите обязанности в своей команде. Посыльные, подойдите ко мне для получения задания. Информация для посыльного Каждой из групп я предлагаю изучить информацию только по одному из существующих видов бактерий. Группа 1 изучает бактерии гниения. Группа 2 – почвенные бактерии. Группа 3 – болезнетворные бактерии. Группа 4 – молочнокислые бактерии. На ваших столах лежат листы с одинаковой информацией (Приложение 1), референт выбирает и озвучивает команде информацию, которая касается вашей группы бактерий. В это же время наблюдатель изучает критерии (Приложение 2), согласно которым будет оцениваться ваш результат и тоже озвучивает их команде, обратите внимание, что каждый из пунктов может быть оценен от 2 до 5 баллов. Полученную от референта информацию вам необходимо представить в виде информационного плаката. Эскиз на ватмане выполняется оформителем. Информация может быть представлена в любой удобной для вас форме: рисунок, таблица, схема и т.д. Обязательным условием является отражение пользы или вреда, которые приносят ваши бактерии, возможно, это будет и то и другое. После создания эскиза вы работаете сообща, выполняя обязанности художников (раскрашиваете и подправляете эскиз). Работу вы должны закончить в течение 10 минут. За временем будет следить капитан, он же координирует работу группы и поддерживает порядок. По истечении времени докладчик презентует готовую работу. Вы узнали новую информацию о бактериях и даже оформили информационный плакат. Однако, на данный момент, каждый из вас владеет только частью всего материала. Пришло время рассказать о том, что вы узнали остальным ребятам. Докладчики из каждой команды по очереди будут выходить к доске, демонстрировать свой плакат и рассказывать информацию о своей группе бактерий. Наблюдатели в это время должны оценить проделанную командой работу в бланках с критериями, напоминаю, что каждый критерий может быть оценен от 2 до 5 баллов. Своя команда не оценивается. Каждая команда представляет свою работу, а остальные оценивают их результат, заполняя оценочную таблицу. Далее учитель сопоставляет заполненные ребятами оценочные таблицы и оценивает самостоятельную деятельность учащихся. Проделанную вами работу я оформила в виде таблицы (Приложение 3). Посмотрите на нее. Первые четыре строки полностью соответствуют полученному вами результату. Однако, я хотела бы обратить ваше внимание на еще две группы организмов, относящихся к бактериям – это кишечная палочка, обитающая в кишечнике и бесспорно имеющая положительное значения, т.к. данный вид бактерий способствует перевариванию пищи в организме и азотофиксирующие бактерии, обитающие в почве на корнях некоторых растений и повышающие плодородие почвы за счет способности переводить атмосферный азот в доступную для растений форму. Пожалуй, теперь информации о значении бактерий в природе и жизни человека достаточно и можно вернуться к вопросу, который вызвал затруднения в начале нашего урока. Как вы думаете теперь, заметили ли бы мы исчезновение бактерий с Земли? (да) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Дает задание, контролирует работу, сопоставляет оценочные таблицы и оценивает деятельность. Представляет данные в таблице и обращает внимание на неизученные группы бактерий. Возвращает к первоначальному вопросу. | Распределяют роли в группе. Изучают информацию о своей группе бактерий, оформляют ее в виде красочного информационного плаката и представляют остальным учащимся. Оценивают выступления и плакаты по определенным критериям. Слушают учителя. | - развитие способности к организации и распределению ролей. - формирование навыка расширенного поиска информации. - формирование навыка изучающего и поискового чтения. - формирование умения выделять главное и второстепенное. - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. - отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. - формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. - формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им. - привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса. - формирование позитивной моральной самооценки. |
Этап 4. Первичное закрепление с проговариванием в личной речи. Цель: закрепление полученных знаний. Форма работы: фронтальная |
Давайте немного пофантазируем и предположим, основываясь на нашей таблице, что все-таки случится на Земле, если вдруг пропадут все бактерии (Исчезновение азотофиксирующих бактерий, бактерий гниения и почвенных бактерий приведет к снижению плодородия, а далее и к полному истощению почвы, а также к «захламлению» окружающей среды непереработанной органикой: трупами животных, палой листвой, погибшими растениями и т.д.. Отсутствие молочнокислых бактерий влечет к полному изменению рациона человека. Исчезновение кишечной палочки, может повлечь за собой ряд проблем, связанных с пищеварением. Отсутствие болезнетворных бактерий, с одной стороны ведет к улучшению жизни из-за отсутствия многих болезней, однако, может привести к перенаселению животных, растений и человека, что также чревато рядом неприятных последствий). А теперь попробуйте заполнить схему самостоятельно (заполняется схема из задания электронного приложения). |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Дает задания. Контролирует деятельность учащихся. Оценивает, обобщает и дополняет полученную информацию. | Моделируют ситуацию на основе имеющихся знаний. Заполняют электронную схему. | - формирование способности владения основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. - формирование способности к моделированию ситуации на основе имеющихся данных. - формирование способности к самостоятельному построению умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации. - развитие креативного мышления и способности к сопоставлению данных. - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. - отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. - формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. - развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом. |
Этап 5. Включение в систему знаний, повторение. Цель: показать единство частностей в изучении предмета и объединение их в единую систему знаний. Форма работы: фронтальная |
Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да) Как именно? (Знания о бактериях помогают осознать, что бактерии могут быть полезные и вредные, и соответственно использовать данную информацию, используя бактерии полезные и защищаясь от вредных бактерий, разрабатывая и используя различные методы борьбы с ними). Могут ли пригодиться полученные на уроке знания и умения в освоении других предметов? (Например: ОБЖ – Средства индивидуальной защиты, Кубановедение – Анаэробные бактерии в жизни экосистемы Черного моря, География – Роль атмосферы и бактерий в жизни планеты, История – Болезнетворные бактерии в истории средних веков и т.д.) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Задает вопросы. | Включают полученные знания в единую систему знаний. | - развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом. - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. - отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. - формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. |
Этап 6. Рефлексия учебной деятельности. Цель: самооценка коллективной деятельности на уроке. Форма работы: индивидуальная |
«Рефлексивная мишень» На доске расположена мишень, которая разделена на сектора. В каждом из секторов записаны параметры деятельности учащихся во время урока. Каждый ученик ставит метку в сектор соответственно оценке собственного результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. После того как учащиеся оценят свою деятельность, учитель проводит её краткий анализ и оценивает деятельность учащихся на уроке. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Объясняет задание рефлексии. Анализирует полученный результат | Ставят метки на мишени, в зависимости от удовлетворенности собственной деятельностью на уроке | - развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели. - формирование позитивной моральной самооценки. |
Этап 7. Домашнее задание. Цель: закрепление и углубление знаний по теме. Форма работы: индивидуальная |
Базовое: Повторить изученный на уроке материал, а для того, чтобы сделать это было проще, на память о сегодняшнем уроке я оставлю каждому из вас, составленную таблицу о вреде и пользе бактерий. Ответить на вопрос: «В чем заключается планетарное значение бактерий?» Углубленное: Разработать меры профилактики заболеваний, связанных с болезнетворными бактериями. Метопредметное: Решить задачу: Сколько дней болезнетворные бактерии могут сохраняться в виде спор, если известно, что споры холеры выдерживают неблагоприятные условия в течение 2 дней, чумы – в 4 раза дольше, тифа – в 30 раз дольше, туберкулеза – в 150 раз дольше, а сибирской язвы – в 1826 раз дольше? | - развитие способности к самоорганизации и самоконтролю. - развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся. - формирование способности к построению логических размышлений, включающих причинно-следственные связи. - формирование творческого подхода в решении поставленных задач. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Объясняет домашнее задание. | Слушают учителя, задают уточняющие вопросы. | - развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов. - формирование способности формулировать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |