kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Бактерии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме  «Бактерии»  предусмотрен для учащихся 9 классов, разработан  по программе Н.И.Сонина.В данном уроке показана работа учащихся в группах. Учащиеся выполняют полученные задания, составляют рисунок бактерии. В конце урока, проходит закрепление материала с помощью игры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бактерии »

Тема урока: Прокариоты

Тип урока: формирования новых знаний

Вид урока: комбинированный урок с использованием учебного проекта и элементов игры-соревнования

Методическая цель урока: активизация познавательной самостоятельности обучающихся в приобретении профессионально значимых знаний путем использования деятельностного подхода в обучении

Цели урока:


  1. образовательная: сформировать представления обучающихся о двух уровнях клеточной организации живой природы, познакомить их с особенностями строения прокариот, показать многообразие бактерий и их роль в природе и жизни человека


  2. развивающая: развитие самостоятельности и активности в познании объектов и явлений органического мира, формирование навыков работы с различными источниками информации, умения выделять главное, сравнивать, анализировать


  3. воспитательная: формирование ответственности, аккуратности, а также социальной коммуникации.


Методы обучения: фронтальный опрос, объяснительно-иллюстративный рассказ, репродуктивный метод, самостоятельная работа, учебный проект

Оборудование:


  1. карточки с заданиями «Отношения между понятиям»


  2. Раздаточный дидактический материал (на столах):


  • рисунок «Строение бактериальной клетки»




  • рисунок учебника«Виды бактерий»


  1. Настенный плакат «Строение бактерии и сине-зеленой водоросли»


  2. Сведения о бактериях для творческого задания («молочнокислый стрептококк», «кишечная палочка», «золотистый стафилококк»)


  3. Листы бумаги, карандаши, фломастеры для выполнения творческого задания




Х О Д У Р О К А

1 Оргмомент

Приветствие. Проверка присутствующих. Настрой на рабочий лад.


2. Актуализация знаний

Живое представлено необычным разнообразием форм. Выявление и объяснение



3. Изучение нового материала

Актуализация приобретаемых знаний

Учитель .: Итак, ребята, мы вспомнили с вами строение клеток растений и животных.

Но наш сегодняшний урок посвящен другим, совершенно удивительным созданиям.

Мотивация


Именно с них начинается история развития жизни на Земле


  • Более того, почти 2 миллиарда лет они господствовали на нашей планете


  • Да и сейчас они неплохо освоились в современных условиях


  • Французский ученый 19 века Луи Пастер (именно он придумал пастеризацию) сказал о них: «…этим бесконечно малым существам принадлежит бесконечно большая роль в природе»


  • Человек использует их в производстве масла, сыра, различных кисломолочных продуктов, квашеной капусты и других продуктов


  • Эти организмы помогают очищать загрязненную воду


  • И в то же время они вызывают опаснейшие заболевания – дизентерию, брюшной тиф, сальмонеллез и другие


Вы, наверное, догадались, о каких организмах идет речь?

Обуч. : О бактериях

Объяснение преподавателем нового материала

Учитель.: Совершенно верно. Ученые выделяют их в особую группу – прокариоты.

Запишите, пожалуйста тему сегодняшнего урока «Прокариоты» (записывают число и тему)

Дело в том, что по строению клетки все живые организмы делятся на ядерные организмы – эукариоты и доядерные – прокариоты, основными представителями которых являются бактерии, а также сине-зеленые водоросли.


На сегодняшнем уроке вы познакомитесь со строением прокариот, прежде всего бактерий, их многообразием и значением в жизни человека. Особенно в том, что связано с питанием человека. Сделаем мы это по следующему плану (записан на доске):


Объяснение с демонстрацией плаката



А сейчас, пожалуйста, посмотрите на плакат. Сейчас мы вместе расскажем о строении прокариот на примере бактериальной клетки.
Для работы используем рисунок учебника

СЛАЙД 1
Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой …1…, а у некоторых видов еще и слизистой капсулой
Под оболочкой, состоящей из углеводов, находится второй уровень защиты…2.. Цитоплазма прокариот содержит несколько меньше растворенных веществ, чем эукариотическая. В ней располагаются органоиды 4 5 6 7 8……, …., а также многочисленные мембранные структуры, выполняющие различные функции (пигментсодержащие используются для фотосинтеза, аэросомы – газовые вакуоли, карбоксисомы, заполненные ферментами.

У многих бактерий имеются органоиды движения – …9…, которые, быстро вращаясь, вызывают вращение клетки. Так она передвигается.

Как уже было сказано, у прокариот бактерий и сине-зеленых водорослей нет оформленного ядра. Генетический аппарат представлен нуклеоидом, 3 состоящим из двухспиральной молекулы ДНК. Размножаются прокариоты делением пополам.

Похожи по строению и клетки сине-зеленых водорослей.

Итак, вы прослушали рассказ о прокариотической клетке.


Учитель.: Итак, мы выяснили общие черты строения прокариот в целом и бактерий в частности. Но на самом деле бактерии очень многообразны, отличаются друг от друга по многим параметрам и прежде всего по форме, способу питания и отношению к кислороду. У вас в учебнике находятся сведения о видах бактерий.


Игра «Снежный ком»


Как называются бактерии шарообразной формы…….., палочковидные…… , спиралевидные………


СЛАЙД 4-9
Мир бактерий или – в широком смысле слова – прокариот, огромный, но до сих пор мало изученный, рядом с нами, вокруг нас, внутри нас, всегда с нами
Учитель дополняет
Роль крохотных бактерий велика не только в жизни человека, но и всей планеты Земля:


  • Многие бактерии принимают участие в геохимических процессах образования серы, фосфора, каменного угля, нефти


  • Бактерии играют важнейшую роль в круговороте азота: нитрифицирующие и азотфиксирующие повышают плодородие почвы


  • В результате деятельности гнилостных бактерий, земля очищается от погибших растений и животных


  • Человек научился использовать бактерии для приготовления вакцин и сывороток, в производстве антибиотиков.


Поэтому изучить многообразие бактерий, познать их свойства, выяснить их значение в природе и для человека – первоочередные задачи, стоящие перед биологией и ее особой областью – микробиологией. Она с этими задачами довольно успешно справляется.

4. Творческое применение и закрепление полученных знаний

Я предлагаю продолжить наш урок– соревнование творческим этапом. Каждой из групп достается определенная бактерия. У вас будет ее описание, значение в природе и жизни человека. Вам нужно будет схематично изобразить эту бактерию в разрезе, пользуясь полученными сведениями и рисунками «Строение бактериальной клетки» и кратко описать ее. Каждая команда выступает 2 минуты.
Предлагаемые варианты:


  1. Кишечная палочка


  2. Молочнокислый стрептококк


  3. Золотистый стафилококк



Обучающиеся готовятся, потом выступают с сообщениями.

Остальные оценивают

Проведём проверку.

Слайд 10 Молочнокислый стрептококк (Стрептококк лактис)

Слайд 11 Кишечная палочка (эшерихия коли)

Слайд 12 Стафилококк золотистый (Стафилококк ауреус)

5. Подведение итогов занятия

Игра в снежки





Тождество Соответствие Противоположности


Обобщение знаний. Найдите соответствующие комочку пары слов.
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

А сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание: (записано на доске)


Большое спасибо всем за урок, до свидания


Дидактические материалы урока:

Кишечная палочка (эшерихия коли)

Кишечная палочка (эшерихия коли) — вид палочковидных бактерий, входящий в состав нормальной микрофлоры желудочно-кишечного тракта человека. Их естественным местом обитания является содержимое толстой кишки. Большинство кишечных палочек имеет жгутики и подвижны, но есть и неподвижные формы. Они не образуют спор, не имеют капсулы.

Кишечные палочки более устойчивы во внешней среде по сравнению с другими бактериями, длительное время сохраняются в почве, воде, фекалиях. Прямой солнечный свет убивает их в течение нескольких минут, температура 60°С и 1% раствор карболовой кислоты — в течение 15 минут. Хорошо переносят высушивание.

Кишечные палочки обладают способностью к размножению в пищевых продуктах, особенно в молоке.

Быстро погибают при кипячении и воздействии дезинфицирующих средств (хлорной извести, формалина, фенола, сулемы, едкого натра и др.).


Молочнокислый стрептококк (Стрептококк лактис)

Молочнокислый стрептококк (Стрептококк лактис) - это кокки овальной формы 0.8-1.2 мкм, которые образуют цепочки различной длины. При старении цепочка дробится. Неподвижны, спор не образуют. Могут образовывать капсулу. Факультативные анаэробы.

Он является первым микроорганизмом, который выделен в чистой культуре (в 1873 г. Листером). Streptococcus lactis встречается и на растениях.

Благоприятной средой для развития стрептококков является гидролизованное молоко, они хорошо растут в присутствии лактозы или глюкозы.

Оптимальная температура роста стрептококков 30 °С. Молочнокислые стрептококки свертывают молоко при 30 °С за 10-12 ч. Образуется ровный, плотный, колющейся консистенции сгусток, который имеет чистые кисломолочные вкус и запах.


Стафилококк золотистый (Стафилококк ауреус)


Стафилококк золотистый (Staphylococcus aureus) обнаружен Р. Кохом, выделен из гноя фурункула Л. Пастером (1880), описан как возбудитель многих нагноительных процессов. Стафилококки — это целый род микроорганизмов, на сегодня известно уже 27 видов, при этом 14 видов обнаружены на коже и слизистых оболочках человека.

Стафилококки – это неподвижные условно-патогенные (вызывающие заболевание только при снижении защитных сил организма) бактерии. Они имеют правильную шаровидную форму (отсюда название: кокки, то есть зерно) и делятся, образуя скопления, напоминающие гроздья. Могут образовывать защитную капсулу.

Стафилококки могут существовать и размножаться как при отсутствии кислорода, так и в его присутствии (последнее для них предпочтительнее) при температуре 35-40˚, преимущественно в щелочной среде.

В организме человека стафилококк живет в основном на коже и слизистых оболочках, но при появлении стафилококковой инфекции может распространяться и на другие органы и ткани.

Стафилококки образуют токсины — сильнейшие яды для человека, что серьезным образом отражается на иммунной системе (иммунитете). Именно токсины стафилококка часто становятся причиной пищевых отравлений. Они накапливаются в портящихся продуктах, где размножается золотистый стафилококк. При кулинарной обработке бактерии гибнут, но их токсины разрушаются медленно. Поэтому даже после термической обработки продукты остаются ядовитыми













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Бактерии

Автор: Арчакова Любовь Анатольевна

Дата: 17.07.2015

Номер свидетельства: 223063

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока биологии по теме "Бактерии" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-biologhii-po-tiemie-baktierii"
    ["file_id"] => string(6) "119552"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413462450"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока в рамках реализации ФГОС на тему "Строение и жизнедеятельность бактерий" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-na-tiemu-stroieniie-i-zhizniedieiatiel-nost-baktierii"
    ["file_id"] => string(6) "174954"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424192576"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(298) "«Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах»"
    ["seo_title"] => string(80) "baktierii_kak_drievnieishaia_ghruppa_zhivykh_orghanizmov_obshchaia_kharaktierist"
    ["file_id"] => string(6) "417476"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495392350"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Урок биологии по теме: Бактерии"
    ["seo_title"] => string(34) "urok-biologhii-po-tiemie-baktierii"
    ["file_id"] => string(6) "288627"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454659434"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Роль бактерий в природе и жизни человека."
    ["seo_title"] => string(45) "rol-baktierii-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "305985"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458034894"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства