Урок № 53 7 класс Дата проведения:________
Тема: Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс
Цель:
1) показать сходство в организации птиц и пресмыкающихся
2)подвести к самостоятельному выводу о происхождении птиц от древних пресмыкающихся
Оборудование:
компьютер, дискCD-RV,табл«Компсогнатус»,табл«Протоавес»,табл «Археоптерикс»,табл «Конфуциозорнис», табл. «Эмбриональное сходство зародышей», макет «Археоптерикс».
Ход урока:
I. Орг. момент
II. Опрос домашнего задания
1)Индивидуальная работа по карточкам.
2)Индивидуальная работа у доски – составление таблицы 1.
3)Фронтальный опрос (беседа)
III. Изучение нового материала
а)Проверка таблицы «Сравнительная характеристика кл.пресмыкающиеся и кл.птицы»
Постановка проблемного вопроса: Какие классы животных мы до этого изучали?
Как вы думаете, от какого класса животных произошли птицы? Как вы можете доказать правоту своего предположения?
(Примечание: предлагаемая таблица кратко характеризует особенности строения животных каждого класса.)
Табл. 1 «Сравнительная характеристика кл.пресмыкающиеся и кл.птицы»
Класс Пресмыкающиеся
Класс Птицы
- Форма тела, передвижение
- Форма тела, передвижение
- Кожа, производные кожи
- Кожа, производные кожи
- ОДС
- ОДС
- Кровен. система
- Кровен. Система
- Дыхат. система
- Дыхат. система
- Пищеварит. система
- Пищеварит. Система
- Выделит. система
- Выделит. Система
- Половая система
- Половая система
- Развитие
- Развитие
- Нервная система
- Нервная система
б)Вопрос: В чем выражается сходство птиц и пресмыкающихся?
в)Общий вывод: Исходя из данных таблицы, можно сформулировать вывод, что сходство в данных классах выражается в строении …
Но есть и различие в строении животных этих классов, которое в проявляется в …
Так как, нами было найдено больше сходства в строении систем органов у птиц и пресмыкающихся, то мы можем предположить, что предками птиц являлись древние пресмыкающиеся. Теперь мы попробуем доказать это.
Итак, если наши предположения верны, то первое доказательство мы должны искать у древних пресмыкающихся. О том, что предками птиц являлись древние пресмыкающиеся, свидетельствуют палеонтологические данные (краткие сообщения учащихся):
Сообщение «Компсогнатус» - демонстрация слайдов
Сообщение «Протоавес» - демонстрация слайдов
Сообщение «Археоптерикс» - демонстрация слайдов
Сообщение «Конфуциозорнис» - демонстрация слайдов
Также имеется подтверждение происхождения птиц от рептилий и по эмбриологическим данным – объяснение сходства в строении эмбрионов птиц и рептилий (таблица «Эмбриональное сходство зародышей»), краткое упоминание о законе зародышевого сходства К.Бэра.
И последнее подтверждение нашей теории мы можем найти в таблице «Сравнительная характеристика кл.пресмыкающиеся и кл.птицы» - это черты сходства в строении различных систем органов у птиц и рептилий. Иначе это называется сравнительно-анатомическими данными.
Итак, основываясь на всех доказательствах, мы можем смело утверждать, что предками птиц являются древние пресмыкающиеся.
Теперь, перечислим эти три основных доказательства: (конспектирование в тетрадях)
Доказательства происхождения:
- Палеонтологические данные:
а) ископаемые формы – перечисление, акцент – появление прогрессивных черт
- Эмбриологические данные – закон зародышевого сходства К.Бэра.
- Сравнительно-анатомические данные – сходство в строении основных систем органов.
Физ. минутка
IV. Закрепление
а) Заполнение предлагаемой таблицы
«Ископаемые предки птиц»
Ископаемые виды животных
Признаки пресмыкающихся
Признаки птиц
1. Компсогнатус
Однородные зубы, чешуя, скелет пресмыкающихся и т.д.
Задние конечности как у птиц, некоторые роговые чешуйки преобразовались в перья и т.д.
2. Археоптерикс
Однородные зубы, кости скелета не имеют полостей и т.д.
Появление перьев, формирование первичного клюва, «вилочка» и т.д.
3. Протоавес
Однородные зубы, строение скелета – есть черты рептилий, и т.д.
Изменение в строении костей черепа – увеличение глазниц,в строении скелета имеется больше птичьих черт и т.д.
4. Конфуциозорнис
Задние конечности покрыты чешуей, имеют когти
Есть киль, грудина, вороньи кости, кости скелета частично полые. Передние конечности преобразованы в крылья и т.д.
(примечание – таблица 2 составляется учащимися с помощью учебника, а также самостоятельного анализа предлагаемых таблиц с изображением ископаемых видов животных)
V. Подведение итогов:
1) Объяснение домашнего задания
2) Оценки за урок
VI. Рефлексия