kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Археоптерикс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 53                 7 класс                                                                Дата проведения:________

Тема: Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс

Цель:

1) показать сходство в организации птиц и пресмыкающихся

2)подвести к самостоятельному выводу о происхождении птиц от древних пресмыкающихся

Оборудование:

 компьютер, дискCD-RV,табл«Компсогнатус»,табл«Протоавес»,табл «Археоптерикс»,табл «Конфуциозорнис», табл. «Эмбриональное сходство зародышей», макет «Археоптерикс».

Ход урока:

I. Орг. момент

II. Опрос домашнего задания

1)Индивидуальная работа по карточкам.

2)Индивидуальная работа у доски – составление таблицы 1.

3)Фронтальный опрос (беседа)

III. Изучение нового материала

      а)Проверка таблицы «Сравнительная характеристика кл.пресмыкающиеся и кл.птицы»

Постановка проблемного вопроса: Какие классы животных мы до этого изучали?

Как вы думаете, от какого класса животных произошли птицы? Как вы можете доказать правоту своего предположения?

(Примечание: предлагаемая таблица кратко характеризует особенности строения животных каждого класса.)

Табл. 1 «Сравнительная характеристика кл.пресмыкающиеся и кл.птицы»

Класс Пресмыкающиеся

Класс Птицы

  1. Форма тела, передвижение
  1. Форма тела, передвижение
  1. Кожа, производные кожи
  1. Кожа, производные кожи
  1. ОДС
  1. ОДС
  1. Кровен. система
  1. Кровен. Система
  1. Дыхат. система
  1. Дыхат. система
  1. Пищеварит. система
  1. Пищеварит. Система
  1. Выделит. система
  1. Выделит. Система
  1. Половая система
  1. Половая система
  1. Развитие
  1. Развитие
  1. Нервная система
  1. Нервная система

б)Вопрос: В чем выражается сходство птиц и пресмыкающихся?

в)Общий вывод: Исходя из данных таблицы, можно сформулировать вывод, что сходство в данных классах выражается в строении …

Но есть и различие в строении животных этих классов, которое  в проявляется в …

Так как, нами было найдено больше сходства в строении систем органов у птиц и пресмыкающихся, то мы можем предположить, что предками птиц являлись древние пресмыкающиеся. Теперь мы попробуем доказать это.

Итак, если наши предположения верны, то первое доказательство мы должны искать у древних пресмыкающихся. О том, что предками птиц являлись древние пресмыкающиеся, свидетельствуют палеонтологические данные (краткие сообщения учащихся):

Сообщение «Компсогнатус» - демонстрация слайдов

Сообщение «Протоавес» - демонстрация слайдов

Сообщение «Археоптерикс» - демонстрация слайдов

Сообщение «Конфуциозорнис» - демонстрация слайдов

Также имеется подтверждение происхождения птиц от рептилий и по эмбриологическим данным – объяснение сходства в строении эмбрионов птиц и рептилий (таблица «Эмбриональное сходство зародышей»), краткое упоминание о законе зародышевого сходства К.Бэра.

И последнее подтверждение нашей теории мы можем найти в таблице «Сравнительная характеристика кл.пресмыкающиеся и кл.птицы» - это черты сходства в строении различных систем органов у птиц и рептилий. Иначе это называется сравнительно-анатомическими данными.

Итак, основываясь на всех доказательствах, мы можем смело утверждать, что предками птиц являются древние пресмыкающиеся.

Теперь, перечислим эти три основных доказательства: (конспектирование в тетрадях)

Доказательства происхождения:

  1. Палеонтологические данные:

     а) ископаемые формы – перечисление, акцент – появление прогрессивных черт

  1. Эмбриологические данные – закон зародышевого сходства К.Бэра.
  2. Сравнительно-анатомические данные – сходство в строении основных систем органов.

Физ. минутка

IV. Закрепление

а) Заполнение предлагаемой таблицы

«Ископаемые предки птиц»

Ископаемые виды животных

Признаки пресмыкающихся

Признаки птиц

1. Компсогнатус

Однородные зубы, чешуя, скелет пресмыкающихся и т.д.

Задние конечности как у птиц, некоторые роговые чешуйки преобразовались в перья и т.д.

2. Археоптерикс

Однородные зубы, кости скелета не имеют полостей и т.д.

Появление перьев, формирование первичного клюва, «вилочка» и т.д.

3. Протоавес

Однородные зубы, строение скелета – есть черты рептилий, и т.д.

Изменение в строении костей черепа –  увеличение глазниц,в строении скелета имеется больше птичьих черт и т.д.

4. Конфуциозорнис

Задние конечности покрыты чешуей, имеют когти

Есть киль, грудина, вороньи кости, кости скелета частично полые. Передние конечности преобразованы в крылья и т.д.

(примечание – таблица 2 составляется учащимися с помощью учебника, а также самостоятельного анализа предлагаемых таблиц с изображением ископаемых видов животных)

V. Подведение итогов:

1) Объяснение домашнего задания

2) Оценки за урок

VI. Рефлексия

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Археоптерикс»

Урок № 53 7 класс Дата проведения:________

Тема: Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс

Цель:

1) показать сходство в организации птиц и пресмыкающихся

2)подвести к самостоятельному выводу о происхождении птиц от древних пресмыкающихся

Оборудование:

компьютер, дискCD-RV,табл«Компсогнатус»,табл«Протоавес»,табл «Археоптерикс»,табл «Конфуциозорнис», табл. «Эмбриональное сходство зародышей», макет «Археоптерикс».

Ход урока:

I. Орг. момент

II. Опрос домашнего задания

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

  2. Индивидуальная работа у доски – составление таблицы 1.

  3. Фронтальный опрос (беседа)

III. Изучение нового материала

а)Проверка таблицы «Сравнительная характеристика кл.пресмыкающиеся и кл.птицы»

Постановка проблемного вопроса: Какие классы животных мы до этого изучали?

Как вы думаете, от какого класса животных произошли птицы? Как вы можете доказать правоту своего предположения?

(Примечание: предлагаемая таблица кратко характеризует особенности строения животных каждого класса.)

Табл. 1 «Сравнительная характеристика кл.пресмыкающиеся и кл.птицы»

Класс Пресмыкающиеся

Класс Птицы

  1. Форма тела, передвижение

  1. Форма тела, передвижение

  1. Кожа, производные кожи

  1. Кожа, производные кожи

  1. ОДС

  1. ОДС

  1. Кровен. система

  1. Кровен. Система

  1. Дыхат. система

  1. Дыхат. система

  1. Пищеварит. система

  1. Пищеварит. Система

  1. Выделит. система

  1. Выделит. Система

  1. Половая система

  1. Половая система

  1. Развитие

  1. Развитие

  1. Нервная система

  1. Нервная система


б)Вопрос: В чем выражается сходство птиц и пресмыкающихся?

в)Общий вывод: Исходя из данных таблицы, можно сформулировать вывод, что сходство в данных классах выражается в строении …

Но есть и различие в строении животных этих классов, которое в проявляется в …

Так как, нами было найдено больше сходства в строении систем органов у птиц и пресмыкающихся, то мы можем предположить, что предками птиц являлись древние пресмыкающиеся. Теперь мы попробуем доказать это.

Итак, если наши предположения верны, то первое доказательство мы должны искать у древних пресмыкающихся. О том, что предками птиц являлись древние пресмыкающиеся, свидетельствуют палеонтологические данные (краткие сообщения учащихся):

Сообщение «Компсогнатус» - демонстрация слайдов

Сообщение «Протоавес» - демонстрация слайдов

Сообщение «Археоптерикс» - демонстрация слайдов

Сообщение «Конфуциозорнис» - демонстрация слайдов

Также имеется подтверждение происхождения птиц от рептилий и по эмбриологическим данным – объяснение сходства в строении эмбрионов птиц и рептилий (таблица «Эмбриональное сходство зародышей»), краткое упоминание о законе зародышевого сходства К.Бэра.

И последнее подтверждение нашей теории мы можем найти в таблице «Сравнительная характеристика кл.пресмыкающиеся и кл.птицы» - это черты сходства в строении различных систем органов у птиц и рептилий. Иначе это называется сравнительно-анатомическими данными.

Итак, основываясь на всех доказательствах, мы можем смело утверждать, что предками птиц являются древние пресмыкающиеся.

Теперь, перечислим эти три основных доказательства: (конспектирование в тетрадях)

Доказательства происхождения:

  1. Палеонтологические данные:

а) ископаемые формы – перечисление, акцент – появление прогрессивных черт

  1. Эмбриологические данные – закон зародышевого сходства К.Бэра.

  2. Сравнительно-анатомические данные – сходство в строении основных систем органов.


Физ. минутка



IV. Закрепление

а) Заполнение предлагаемой таблицы

«Ископаемые предки птиц»

Ископаемые виды животных

Признаки пресмыкающихся

Признаки птиц

1. Компсогнатус

Однородные зубы, чешуя, скелет пресмыкающихся и т.д.

Задние конечности как у птиц, некоторые роговые чешуйки преобразовались в перья и т.д.

2. Археоптерикс

Однородные зубы, кости скелета не имеют полостей и т.д.

Появление перьев, формирование первичного клюва, «вилочка» и т.д.

3. Протоавес

Однородные зубы, строение скелета – есть черты рептилий, и т.д.

Изменение в строении костей черепа – увеличение глазниц,в строении скелета имеется больше птичьих черт и т.д.

4. Конфуциозорнис

Задние конечности покрыты чешуей, имеют когти

Есть киль, грудина, вороньи кости, кости скелета частично полые. Передние конечности преобразованы в крылья и т.д.

(примечание – таблица 2 составляется учащимися с помощью учебника, а также самостоятельного анализа предлагаемых таблиц с изображением ископаемых видов животных)


V. Подведение итогов:

1) Объяснение домашнего задания

2) Оценки за урок


VI. Рефлексия



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Археоптерикс

Автор: Сабитова Аяжан Сабиткызы

Дата: 12.04.2016

Номер свидетельства: 317762

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "??старды? ертедегі жор?алаушылардан пайда болуы.Археоптерикс "
    ["seo_title"] => string(72) "k-u-stardyn-iertiedieghi-zhorg-alaushylardan-paida-boluy-arkhieoptieriks"
    ["file_id"] => string(6) "192307"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427446189"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "??старды? ертедегі жор?алаушылардан пайда болуы. Археоптерикс"
    ["seo_title"] => string(64) "kustardyniertiedieghizhorgalaushylardanpaidaboluyarkhieoptieriks"
    ["file_id"] => string(6) "316218"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460035280"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Пернатые динозавры "
    ["seo_title"] => string(20) "piernatyie-dinozavry"
    ["file_id"] => string(6) "121698"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414053103"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Презентация " Все обо всем""
    ["seo_title"] => string(30) "priezientatsiia-vsie-obo-vsiem"
    ["file_id"] => string(6) "315140"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459840791"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "PIRLS тапсырмалары"
    ["seo_title"] => string(18) "pirls-tapsyrmalary"
    ["file_id"] => string(6) "320733"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1461138880"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства