На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 2 урока (90 мин.). Работа состоит из 4 частей и включает 52 задания.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до трех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.
Желаем успеха!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«олимпиадные задания по биологии для 8-9 класса »
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ
1 ТУР (2013-2014 гг.)
9 класс
Инструкция по выполнению работы
На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 2 урока (90 мин.). Работа состоит из 4 частей и включает 52 задания.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до трех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть I.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. На процессы жизнедеятельности растения используют органические вещества, которые они а) поглощают из воздуха, б) всасывают из почвы, в) получают от других организмов,
г) создают сами в процессе фотосинтеза.
2. В чем проявляется приспособленность большинства деревьев к опылению ветром?
а) образуют крупную, липкую, шероховатую пыльцу,
б) цветут весной, до распускания листьев,
в) имеют яркую окраску лепестков и крупные одиночные цветки,
г) содержат в цветках нектар и большое количество пыльцы.
25. Отличительным признаком живого от неживого является:
а) изменение свойств объекта под воздействием окружающей среды,
б) участие в круговороте веществ, в) воспроизведение себе подобных,
г) изменение размеров объекта под воздействием среды.
Часть II.
Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Вегетативные органы цветкового растения:
I. корень II. стебель III. листья IV. цветок V. плод
а) I, II, III; б) I, IV, V; в) I, II, III, V; г) II, III, IV, V.
2. Функции цветка, важные для жизнедеятельности растений:
I. испарение воды II. привлечение опылителей III. образование нектара
IV. образование семян
V. запасание органических веществ а) II, IV; б) III, IV; в) II, III, V; г) II, III, IV.
3. Приспособлениями птиц к полету можно считать:
I. видоизмененные конечности II. хорошее обоняние III. один круг кровообращения и легочное дыхание IV. полые кости скелета V. перьевой покров а) I, II, V; б) I, III; в) I, III, V; г) I, IV, V.
4. К пресмыкающимся относятся:
I. серый варан II. аллигатор III. среднеазиатская черепаха IV. серая жаба V. саламандра а) I, II, V; б) I, II, III; в) II, IV, V; г) II, III, IV.
5. Какие признаки характерны для человека и других млекопитающих?
I. теплокровность II. трехкамерное сердце III. диафрагма IV. выкармливание детенышей молоком V. один круг кровообращения а) II, V; б) II, IV; в) I, II, III, IV; г) I, III, IV.
6. Выберите признаки, характерные для соединительной ткани:
I. межклеточное вещество хорошо выражено II. способна сокращаться III. бывает жидкой, хрящевой, костной IV. межклеточное вещество слабо выражено V. одна из функций - транспортная а) II, V; б) II, IV; в) I, III, V; г) II, III, IV.
7. К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка?
I. искривлению позвоночника II. нарушению строения суставов верхних конечностей III. смещению внутренних органов IV. нарушению функций костного мозга V. нарушению кровоснабжения органов а) I, II, V; б) II, IV; в) I, III, V; г) II, III, IV.
8. Внутренняя среда организма человека образована:
I. цитоплазмой клетки II. кровью III. лимфой IV. межклеточной жидкостью V. водой
а) II, V; б) I, II, IV; в) I, III, V; г) II, III, IV.
9. Много белков содержится в продуктах питания:
I. сахар II. мясо III. хлеб IV. рыба
V. сыр
а) I, II, V; б) II, IV, V; в) I, III, V; г) II, III, IV.
10. Какие свойства живого характерны для всех живых организмов?
I. обмен веществ II. способность к фотосинтезу III. наследственность IV. раздражимость V. теплокровность а) I, II, V; б) II, IV; в) I, III, IV; г) II, III, IV.
Часть III.
Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за правильный ответ).
Дышат растения только днем, на свету.
У голосеменных растений семена лежат на чешуях шишек открыто.
В клетках бактерий нет ядра.
Рыбы – раздельнополые животные.
Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.
Птицы и млекопитающие – теплокровные животные.
Вид Человек разумный относится к классу Млекопитающих.
Сердце крокодила – это трехкамерный мышечный орган.
Анатомия - это наука о функциях организма и его органов.
Центральная нервная система человека образована головным и спинным мозгом.
Неподвижно соединены между собой теменная и височная кости.
Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует согреть поврежденный сустав.
Эпителиальная ткань образует покровы тела.
Цитоплазма – это внутренняя полужидкая среда клетки.
Экология – это наука о клетке.
Часть IV.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия или последовательности. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 (по 2 балла за правильный ответ). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом:
Вид иммунитета Способ приобретения иммунитета
А. Естественный 1. Передается по наследству
Б. Искусственный 2. Вырабатывается под действием вакцины
3. Возникает после введения в организм лечебной
сыворотки
4. Формируется после перенесенного заболевания
Установите, в какой последовательности располагаются отделы в позвоночнике млекопитающего, начиная от черепа: