kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Олимпиада по экологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа позволит проверить и систематизировать знания обучащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по экологии»



Тексты заданий и ответы олимпиады по экологии

1. Тип задания - выбор одного правильного ответа из четырех предложенных (правильный ответ — 2 балла)


1. Территориальное поведение животных наиболее ярко выражено:

а) при одиночном образе жизни;

б) при стайном образе жизни;

в) при семейном образе жизни; +

г) при стадном образе жизни.


2. Случайное распределение особей одного вида в пространстве наблюдается в природе когда:

а) среда однородна и между особями очень сильна конкуренция;

б) среда неоднородна и особи не стремятся объединиться в группы; +

в) среда однородна и между особями существует антагонизм;

г) среда не однородна и особи образуют различные скопления.


3. Консорции (группы разнородных организмов) формируются в биогеоценозе на основе:

а) топических связей;

б) форических; +

в) фабрических;

г) трофических.


4. Потери энергоносителя при использовании автотранспорта увеличиваются при:

а) увеличение доли общественного транспорта;

б) улучшение аэродинамических характеристик трейлеров;

в) возврате порожнего транспорта после доставки груза; +

г) создании автомобилей с большим показателем пробега на единицу топлива.


5. На территориях занятых колониями сурков, основными эдификаторами являются:

а) дерновые злаки;

б) сурки; +

в) копытные животные;

г) различные сорные травы.


6. На создание современной биосферы в ходе эволюции биосферы существенно повлияло:

а) возникновение сине-зеленых водорослей; +

б) появление первых млекопитающих;

в) образование осадочных пород;

г) излияние магматических лав.


7. Лучшими индикаторами (показателями) состояния среды являются виды, которые:

а) требуют строго определенных условий существования; +

б) существуют в широком диапазоне условий среды обитания;

в) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов;

г) проявляют пластичность к действию факторов среды.


8. К физиологическим приспособлениям к недостатку влаги у животных относят:

а) закрытие норы сильно склеротизированными сегментами тела;

б) всасывание воды кишечником и продуцирование сухого кала; +

в) рытье глубоких вертикальных нор, где всегда влажный воздух;

г) защита частей тела, контактирующих с внешней средой, кутикулой.


9. Согласно правилу пирамиды чисел общее количество особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:

а) уменьшается; +

б) увеличивается;

в) остается неизменным;

г) подчиняется синусоидному графику.


10. Объемное зрение характерно для:

а) куропаток, уток, скворцов, дятлов, филинов;

б) сов, соколов, орлов, грифов, каракалов; +

в) пчел, стрекоз, муравьев, жужелиц, бабочек;

г) лошадей, сумчатых кротов, сайгаков, зубров.


11. Основными эдификаторами наземных биогеоценозов выступают как правило определенные виды:

а) животных;

б) бактерий;

в) растений; +

г) грибов.


12. В какую из международных конвенций Россия (в составе СССР) вступила в феврале 1975 года:

а) Конвенция о биологическом разнообразии;

б) Конвенция о водно-болотных угодьях международного значения (Рамсарская конвенция); +

в) Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция);

г) Конвенция об охране дикой флоры и фауны и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция).


13. При передаче энергии с одного трофического уровня на другой происходят ее потери:

а) в пределах 10 %;

б) в пределах 90 %; +

в) в пределах 20 %;

г) в пределах 78 %.


14. Выражение «Никто не гибнет в одиночку» соответствует следующему экологическому принципу:

а) принципу биологического замещения;

б) принципу консорционной целостности; +

в) принципу обратной связи;

г) принципу основателя;


15. Острый недостаток кислорода ощущается в слоях воды:

а) с быстрым постоянным поверхностным течением;

б) сильно заселенных цианобактериями и зоопланктоном; +

в) с большой плотностью зеленых водорослей;

г) сильно заселенных бурыми водорослями.


16. Понятие «экологическая ниша» впервые было введено:

а) К. Тимирязевым;

б) Дж. Гринеллом; +

в) Ю. Одумом;

г) В. Серебряковым.


17. Вещество загрязняющее окружающую среду называется:

а) ингибитором;

б) аттрактантом;

в) поллютантом; +

г) детерминантом.


18. Скорость накопления фитомассы в сообществах представляет собой:

а) чистую первичную продуктивность; +

б) валовую первичную продуктивность;

в) вторичную продуктивность;

г) продуктивность ландшафта.


19. Основной причиной заиления озер является:

а) забор воды на орошение;

б) усиленная рекреация;

в) увеличение поступления взвешенных веществ; +

г) загрязнения промышленными сточными водами.


20. Отрицательное воздействие фотохимического смога на здоровье людей усиливается:

а) при наличии ветреной погоды;

б) в низкой непроветриваемой котловине; +

в) в ранние утренние часы;

г) в зимний период года.


21. Животные и растения, населяющие аридные экосистемы характеризуются чертами, позволяющими:

а) коренным образом изменять свою физиологию;

б) избегать обезвоживания; +

в) производить многочисленное потомство;

г) избегать переохлаждения.


22. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, которая, согласно российскому природоохранному законодательству (Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», 2002 г.), обеспечивает:

а) устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; +

б) поддержание стабильной численности видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

в) превышение рождаемости над смертностью населения Российской Федерации;

г) устойчивый экономический рост.


23. Распространение жизни в высокогорье лимитируется:

а) давление атмосферного воздуха; +

б) количеством свободной влаги;

в) интенсивностью солнечного света;

г) ультрафиолетовым излучением.


24. Разложение органических веществ и сульфатов бактериями в почвах, илах морей, водоносных горизонтах протекает:

а) без доступа кислорода и при отсутствии сульфатов;

б) с окислением серы, выделяемой в форме H2S;

в) при доступе атмосферного кислорода, без выделения полезной для микроорганизмов энергии;

г) с выделением CO2 и H2S. +


25. К физическим факторам самоочищения водоемов относятся:

а) окисление органических и неорганических веществ;

б) разбавление и перемешивание поступающих загрязнений; +

в) наличие в водоеме водорослей и микроскопических грибов;

г) фильтрация воды речными моллюсками.


26. Обычно наиболее распространены организмы:

a) с широким диапазоном толерантности в отношении всех экологических факторов в местах, пригодных для существования; +

б) у которых диапазон толерантности может сузиться, если условия по одному экологическому фактору не оптимальны;
в) с широким диапазоном толерантности в отношении одного экологического фактора и низким в отношении другого фактора;
г) у которых диапазон толерантности расширяется в особо важные (критические) периоды жизни организмов (н-р, размножение).


27. Отмершие листья деревьев образуют опад, который служит ме­стом обитания и пищей для многих организмов. К каким факторам от­носится это явление?

a) антропогенные;

б) биотические; +

в) абиотические;

г) комплексное действие факторов.


28. Иерархичность организации живой материи позволяет ее подразделить на ряд уровней, образующих следующий ряд:

a) молекулярный → клеточный → тканевый → органный → организменный → биоценотический → популяционно-видовой → биосферный;

б) молекулярный → клеточный → тканевый → органный → организменный → популяционно-видовой → биосферный → биоценотический;

в) молекулярный → клеточный → тканевый → органный → организменный → популяционно-видовой → биоценотический → биосферный; +

г) молекулярный → клеточный → тканевый → органный → организменный → популяционно-видовой → биоценотический.


29. Чистая первичная продуктивность - это …. :

a) скорость накопления органических веществ за вычетом тех, которые были израсходованы при дыхании и секреции за изучаемый период; +

б) скорость накопления органических веществ продуцентами, включая те, которые были израсходованы при дыхании и секреции за изучаемый период;

в) скорость накопления фитомассы в единицу времени;

г) скорость производства биомассы в единицу времени.


30. Почвенные мхи елового леса относятся к экологической группе:

а) гелиофитов;

б) хамефитов;

в) сциофитов; +

г) терофитов.

31. Национальные парки в РФ начали создаваться:

а) одновременно с заповедниками;

б) после Великой Отечественной войны (конец 1940 – х годов);

в) после Стокгольмской конференции по охране окружающей среды (1972 г.);

г) с середины 1980 – х годов. +


32. Эвтрофикация водоемов представляет собой:

а) уменьшение количества растворенного кислорода в результате связывания его с молекулами загрязняющих веществ;

б) прямое угнетение и гибель популяций животных и растений в результате их отравления токсичными загрязняющими веществами;

в) рост биомассы сине-зеленых водорослей, приводящий в последствии к уменьшению концентрации кислорода; +

г) уменьшение гомеостаза экосистемы.


33. В целях предотвращения попадания нефти в поверхностные и подземные воды не допускается:

а) хранение нефти в нефтехранилищах в районах водоразделов;

б) хранение нефти в нефтехранилищах в зонах санитарной охраны источников централизованного водоснабжения; +

в) транспортировка нефти по водным объектам;

г) транспортировка нефти по водным объектам без сооружения нефтеулавливающих устройств и приспособлений.


34. Использование минеральных удобрений сопряжено с риском, поскольку:

а) большинство удобрений не обеспечивает растения всеми необходимыми питательными веществами;

б) удобрения плохо растворимы в дождевой воде;

в) при смыве с полей удобрения могут вызвать эвтрофикацию водоема; +

г) удобрения токсичны для деревьев и лесных растений.


35. Дегумификация, переуплотнение и засоление почв вызваны таким видом хозяйственной деятельности, как:

а) добыча нефти и газа;

б) вырубка леса;

в) строительство ГЭС и создание водохранилища;

г) нерациональное ведение сельского хозяйства. +


36. Запахивание в почву зеленого удобрения (обычно – бобовых) с целью улучшения почвы и повышения урожайности ценных культур называется:

а) версификацией;

б) деривацией

в) сидерацией; +

г) денудацией.


37. Основным экологическим фактором, ограничивающим жизнь в арктических тундрах, являются:

а) невысокие средние температуры, изменяющиеся по сезонам;

б) снежный покров в сочетании со штормовыми холодными ветрами; +

в) значительная влажность и почти ежедневно выпадающие осадки;

г) высота элементов рельефа над уровнем моря, крутизна склонов.

учисьучиться

38.Анатомо-морфологическими признаками, которые свидетельствуют о приспособленности организмов к анемохории, являются:

а) хорошо выраженная пигментация; частично редуцированные глаза;

б) увеличение площади тела за счет выростов и сильное расчленение; +

в) большой относительной поверхности, опушенные по краям крылья;

г) небольшое компактное тело с удлиненными задними конечностями.


39. Показателем демографической структуры популяций считают:

а) соотношение женских и мужских особей; +

б) взаимоотношения между особями разных поколений;

в) расположение особей по индивидуальным участкам;

г) продолжительность сезонных миграций.


40. Максимальная рождаемость определяется:

а) территориальным поведением самцов;

б) физиологической плодовитостью самок;

в) склонностью к миграции новорожденных особей;

г) богатством кормовых ресурсов популяции. +



2. Тип задания - выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ - 2 балла, обоснование — от 0 до 2 баллов) максимальное кол-во баллов за тест - 4


41. Обычно при нападении хищников защита в стайных объединениях рыб реализуется посредством:

а) непрерывного изменения направления движения всех особей; +

б) отвлекающего маневра группы доминирующих особей;

в) быстрого ускорения движения всей стаи в сторону хищника;

г) стремления к рассредоточению по как можно большей акватории.

Обоснование выбора правильного ответа:

Обычно рыбы группируются в стаи лишь в светлое время суток, при зрительном контакте с другими особями, и рассредоточиваются на ночь. В оптах одиночные рыбы вылавливаются хищником в несколько раз быстрее, чем члены стаи. В группе осуществляется «круговой обзор», благодаря которому хищнику труднее приблизиться незамеченным. Кроме того, многочисленность двигающихся особей дезориентирует врага. Тела рыб, непрерывно меняющих направление движения, создают мерцание, затрудняет фиксацию взгляда на отдельных особях, и делают невозможным целенаправленные броски. Стая быстро маневрирует при опасности, обтекая хищника, который, бросившись в ее середину, оказывается в пустоте. Для поведения рыб в стае характерен имитационный рефлекс – подражание действиям соседей.


42. Циркуляция фосфора и других минеральных биогенов в пределах естественной экосистемы осуществляется:

а) если изъятие биогенов из почв, осуществляющееся в ходе фотосинтеза, компенсируется внесением минеральных удобрений;

б) если продукты жизнедеятельности, содержащие биогены, откладываются в местах поглощения соответствующих элементов; +

в) если извлечение из почв биогенов и перемещение их на большие расстояния за пределы экосистемы не нарушает круговорота;

г) если темпы накопления органического вещества на данном трофическом уровне и передачи его на вышестоящий сбалансированы.


Обоснование выбора правильного ответа:

Фосфор и другие минеральные биогены циркулируют в пределах экосистемы лишь тогда, когда содержащие их «отходы» жизнедеятельности откладываются в местах поглощения соответствующего элемента. В естественных экосистемах преимущественно так и происходит. Однако вмешательство человека, заключающе­еся в сборе урожая, содержащего извлечённые из почвы биогены, и перемещение его на большие расстояния к местам потребления нарушает круговорот. Отходы жизнедеятельности человека попадают преимущественно в водоёмы. Изъятие фос­фора из почв полей в современном сельском хозяйстве компенсируется внесением минеральных фосфорных удобрении, получаемых из природных апатитов.

Наличная биомасса продуцентов или консументов в конкретных экосистемах зависит от того, как соотносятся между собой темпы накопления органического вещества на определённом трофическом уровне и передачи его на вышестоящий, т.е. насколько сильно выедание образовавшихся запасов.


43. По мере прохождения естественной экосистемой фаз сукцессии:

а) темп прироста биомассы увеличивается и на стадии зрелого сообщества достигает своих

максимальных значений;

б) всё большая доля доступных питательных веществ накапливается в биотопе и в биомассе сообщества;

в) энергетическое значение пастбищных трофических цепей для биоценоза уменьшается, а детритных трофических цепей усиливается; +

г) всё больше, как и в любых равновесных системах, увеличивается общая продуктивность, возрастают затраты энергии при дыхании.


Обоснование выбора правильного ответа:

По мере прохождения фаз сукцессии всё большая доля доступных пита­тельных веществ накапливается в биомассе сообщества и соответственно уменьшается их содержание в абиотической части экосистемы (биотопе). По мере возрастания количества образующегося детрита он становится основным источником питания. В результате роль пастбищных цепей становится менее существенной, а детритных - усиливается. Когда экосистема приближается состоянию климакса, в ней, как и в любых равновесных системах, происходи замедление всех процессов.


44. Движущей силой экологической сукцессии является:

а) неполнота приспособления составляющих биоценоз популяций к рит­мическим колебаниям абиотических факторов, связанная с суточными и сезонными изменениями условий данного биотопа;

б) нестабильность среды обитания, затрагивающая фундаментальные свойства биоценозов, связанная с возрастанием массы химических эле­ментов, вовлекаемых в биологический круговорот;

в) неполнота непрерывного, циклического, закономерного, но неравномер­ного во времени и пространстве перераспределения вещества, энергии и информации в пределах данной экосистемы; +

г) нестабильность видового состава и основных форм биотических отноше­ний, обусловленная переходом ассимилированной растениями энергии солнца из концентрированной формы в рассеянную.


Обоснование выбора правильного ответа:

Сукцессия - это процесс саморазвития сообществ. В основе сукцессии лежит неполнота биологического круговорота в данном биоценозе. Каждый живой организм в результате жизнедеятельности меняет вокруг себя среду, изымая из неё часть веществ и насыщая её продуктами метаболизма. При более или менее длительном существовании популяций они меняют своё окружение в неблагоприятную сторону и в результате оказываются вытесненными попу­ляциями других видов, для которых вызванные преобразования оказываются экологически выгодными.

Круговорот биологический (биотический) - явление непрерывного, цик­лического, закономерного, но неравномерного во времени и пространстве перераспределения вещества, энергии и информации в пределах экосистем различного иерархического уровня - от биогеоценоза до биосферы.

В естественной экосистеме постоянно поддерживается равновесие, исклю­чающее необратимое уничтожение тех или иных звеньев трофической цепи. Практически каждая экологическая система приспособлена к ритмическим изменениям абиотических факторов. Реакция выражается в изменении ак­тивности биоценозов и преимущественно связана с суточными и сезонными изменениями условий среды обитания.


45. Емкость биосферы как глобальной экосистемы определяется:

а) скоростью накопления в живом веществе биосферы всё большей доли доступных питательных веществ и соответственно скоростью уменьшения их содержания в абиотической (косной) её части;

б) способностью к регенерации изъятых из окружающей природной среды веществ, регенерации воздушного и водного бассейнов и земель, а также мощностью потоков биогеохимического круговорота; +

в) скоростью освоения обитаемого пространства посредством интенсивного размножения и скоростью увеличения организмами поверхность своего тела и/или образуемых ими сообществ;

г) способностью использовать для синтеза необходимых клеточных веществ лучистую энергию Солнца, улавливаемую растениями на поверхности Земли и проникающую в верхние слои гидросферы.


Обоснование выбора правильного ответа:


  1. По мере прохождения фаз сукцессии всё большая доля доступных пи­тательных веществ накапливается в биомассе сообщества и соответственно уменьшается их содержание в абиотической части экосистемы.

  2. Биосфера - область системного взаимодействия живого и косного вещес­тва планеты. Она представляет собой глобальную экосистему - совокупность всех биогеоценозов (экосистем) нашей планеты.

  3. Очевидно, что биосфера как единая биологическая система обладает соот­ветствующей ёмкостью и при своих природных ресурсах способна прокормить лишь ограниченное количество людей.

  4. Ёмкость природных экосистем определяется их способностью к регене­рации изъятых ресурсов и к восстановлению основных природных «резервуа­ров» (воздушного и водного бассейнов и земель), а также мощностью потоков биогеохимического круговорота.

  5. Живое вещество характеризуется определёнными свойствами: стрем­лением заполнить собой всё окружающее пространство - «давление жизни» по Н.Ф. Реймерсу. Способность быстрого освоения пространства связана с интенсивным размножением, так и со способностью организмов интенсивно увеличивать поверхность своего тела или образуемых ими сообществ.


3. Тип задания — выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ - 2 балла, обоснование правильного ответа — от 0 до 2 баллов) и обоснования трех остальных неправильных ответов (за каждое обоснование от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест — 10.


46. Растения луговых экосистем отличаются большой интенсивностью фотосинтеза, что является основой их высокой хозяйственной продук­тивности (надземная фитомасса, срезаемая при покосе или стравли­ваемая при пастьбе). Флористический состав лугового травостоя очень разнообразен, по­этому выделяют 4 группы растений по их хозяйственной значимости:
злаки, бобовые, разнотравье, осоки. Наиболее высокой хозяйственной
ценностью характеризуется группа, включающая:

а) ежу сборную, белоус торчащий, лютик ползучий, лапчатку (калган);

б) ежу сборную, тимофеевку луговую, клевер красный, тысячелистник обыкновенный; +

в) луговик дернистый, клевер ползучий, щавель пирамидальный, герань луговую;

г) ежу сборную, лядвенец рогатый, лютик золотистый, осоку волосовидную.


Обоснование всех вариантов ответов:

Ответ Б – правильный. Среди перечисленных видов ежа сборная и тимофеевка луговая относятся к группе злаков и эти два вида определяют наиболее хозяйственную продуктивность луга. Среди растений особое место занимает клевер красный, относящийся ко второй группе – бобовые, среди которых данный вид наиболее ценен в хозяйственном отношении. Тысячелистник обыкновенный относится к группе – разнотравье, растения которой по значимости имеют менее ценное кормовое значение, но этот вид имеет первостепенное кормовое значение, но этот вид имеет первостепенное кормовое значение, по сравнению с другими видами этой группы. Тем самым данный луг имеет высокое кормовое достоинство.

Ответ а) не является верным. Среди перечисленных видов к группе злаков относятся два вида, из которых только ежа сборная имеет высокую кормовую продуктивность. Белоус торчащий образует плотные и короткие дерновины с укороченными побегами, поэтому по сравнению с другими злаками имеет незначительную кормовую ценность. Все виды лютиков относятся к группе - разнотравья и имеют низкое кормовое значение, кроме того, цветущие виды заметно снижают хозяйственную продуктивность луга, так как их цветки содержат калоиды, которые отрицательно влияют на здоровье пастбищных животных. Лапчатка (калган) также относится к разнотравью и заметно снижает кормовое достоинство луга, так как толстое деревянистое корневище содержит много дубильных веществ. Тем самым лапчатка имеет не высокое кормовое достоинство.

Ответ в) не является верным. К группе злаков, как наиболее ценных в хозяйственном значении видов, относится луговик дернистый, но его грубые листья не представляют большой кормовой ценности. Клевер ползучий относящийся к группе – бобовые, имеет важное хозяйственное значение, но из-за низкорослости по укосу уступает другим видам клевера. К группе – разнотравье, относится герань луговая и щавель. Герань луговая достаточно грубый корм относится к малоценным хозяйственным кормовым растениям. Щавель пирамидальный так же относится к малоценным растениям и снижающим хозяйственную продуктивность растениям, так как имеет толстый, глубоко уходящий в почву корень, достаточно грубый и высокий стебель и соцветие, а листья съедобны до созревания семян. Тем самым имеет низкое кормовое достоинство.

Ответ г) не является верным. Среди перечисленных растений только ежа сборная имеет высокое кормовое достоинство и относится к группе – злаков. Лядвинец рогатый относится к группе – бобовые и безусловно улучшает хозяйственное значение луга как и все растения семейства бобовые, хотя в период цветения растение является ядовитым. Лютик золотистый, относящийся к группе – разнотравье, как и все лютики содержат алкалоиды, отражающие хозяйственную продуктивность луга, так отрицательно влияют на здоровье животных. Осока волосистая относится к четвертой группе растений - злакам, которые имеют самую низкую хозяйственную продуктивность. Тем самым луг имеет низкое кормовое достоинство.

4. Тип задания предполагает выбор трех наиболее верных ответов, из шести предложенных. Выбор объяснить. Максимальный балл – 6.


47. Как изменится жизнь дубравы, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые:

а) произойдет увеличение численности растительноядных животных, поедающих листву и кору деревьев (лосей, кабанов, косуль, зайцев и т.д.), что приведет к выпадению подроста дуба;

б) численность насекомоопыляемых растений резко сократится; +

в) состояние дубравы улучшится, т.к. большинство растительноядных насекомых являются вредителями деревьев, поедающих почки, листву, кору (короеды, листовертки и т.д.), в их отсутствии развитие деревьев будет происходить лучше;

г) резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы II порядка); +

д) часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, все нарушения могут привести к гибели дубравы; +

е) состояние останется стабильным, т.к. погибших в результате химических веществ растительноядных насекомых заменят в пищевых цепях растительноядные животные, численность которых будут регулировать хищники и произойдет только некоторое изменение цепей питания.


Обоснование верных ответов: б) так как растительноядные насекомые являются опылителями растений; г) потому, что произойдет нарушение цепей питания; д) потому, что первоначально приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны и соответственно к гибели биоценоза.


Оценка решения задачи 47:


Ответ включает все названные выше элементы, и дает полное их разъяснение

6

Ответ включает 2 -3 из названных выше элементов и не содержит биолого-экологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

4

Ответ включает 1 из названных выше элементов

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Олимпиада по экологии

Автор: Журавлева Ольга Васильевна

Дата: 12.07.2016

Номер свидетельства: 337372

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Модифицированная программа по экологии 8 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "modifitsirovannaia-proghramma-po-ekologhii-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "103733"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402613376"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Модифицированная программа по экологии "
    ["seo_title"] => string(42) "modifitsirovannaia-proghramma-po-ekologhii"
    ["file_id"] => string(6) "103734"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402613531"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Урок по обществознанию. Подготовка к Олимпиаде по обществознанию. Задание с использованием иллюстрированного ряда. "
    ["seo_title"] => string(128) "urok-po-obshchiestvoznaniiu-podghotovka-k-olimpiadie-po-obshchiestvoznaniiu-zadaniie-s-ispol-zovaniiem-illiustrirovannogho-riada"
    ["file_id"] => string(6) "101629"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402424329"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Олимпиада по экологии для студентов СПО"
    ["seo_title"] => string(42) "olimpiada_po_ekologhii_dlia_studientov_spo"
    ["file_id"] => string(6) "468096"
    ["category_seo"] => string(9) "ekologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1525097462"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Олимпиада по экологии"
    ["seo_title"] => string(21) "olimpiada_po_ekologii"
    ["file_id"] => string(6) "595634"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1640063774"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства