Муниципальное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №3
г.Юрюзань, Катав- Ивановский муниципальный район
Челябинская область
Промежуточная аттестация
по биологии 5 класс
учитель биологии
Вьюнова М.В.
Юрюзань
2015
Пояснительная записка
Преподавание учебного предмета «Биология» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами.
В рамках основного общего образования на изучение курса «Биология» в 5 классе отводится 1 час в неделю по программе И.Н. Пономарёвой.
Промежуточная аттестация учащихся будет проведена в виде письменной работы, содержащей 4 задания (в том числе тесты).
Краткое содержание работы:
1 задание – тесты (15 вопросов)
2 задание – указать верное суждение (10 предложений)
3 задание – установить соответствие (9 соответствий)
4 задание – дописать предложения, вставляя слова (5 предложений)
Цели изучения биологии:
формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений.
Итоговая контрольная работа за курс «биологии» 5 класс
Задание №1 Выберите только один правильный ответ и обведите его
1.Наука, изучающая живые организмы, называется:
а) биология б) природоведение в) география
2.К объектам живой природы относят:
а) собака, человек, дерево б) кошка, вода, дерево в) человек, дерево, воздух
3.Оболочка нашей планеты, заселенная живыми организмами, называется:
а) биосфера б) атмосфера в) гидросфера
4.К царству растений относят:
а) бабочку б) берёзу в) грибы
5.Для дыхания в водной среде животные чаще всего используют:
а) трахеи б) лёгкие в) жабры
6.К съедобным грибам относится:
а) подберёзовик б) бледная поганка в) ложный опёнок
7.Растения создают органические вещества, используя:
а) энергию солнечного света б) энергию Луны
в) минеральные вещества почвы
8.Гидросфера включает составные части:
а) мировой океан и воды суши б) мировой океан и воды атмосферы
в) водную оболочку нашей планеты
9.начальный этап исследования:
а) наблюдение б) опыт в) вывод
10.Живые организмы обитают:
а) только в воде и на суше в) только на суше
в) где находят все необходимое для своей жизни
11.Основной поставщик витаминов – это:
а) человек б) насекомые в) растения
12.Размножение с участием особых клеток, называется:
а) половым б) бесполым в) смешанным
13.Питательные вещества расходуются на:
а) построение тела б) получение энергии в) движение тела
14.Железо входит в состав:
а) крови б) костей в) кожи
15.Если не хватает солей железа, то возникает:
а) разрушение зубов б) ухудшение работы кишечника
в) малокровие
Задание №2 Выберите правильные суждения и напишите рядом «да» или «нет»
1.Окружающий нас мир постоянно изменяется –
2.Хлорофилл есть у всех живых организмов –
3. Без воды жизнь на Земле возможна –
4. Все живые организмы передвигаются –
5. Живые организмы состоят из одной или нескольких клеток –
6. Живая и неживая природа Земли – одно целое –
7. Живые организмы запасают питательные вещества –
8. В лесу растут деревья и травянистые растения –
9. Смена времён года происходит, потому что Земля вращается вокруг своей оси
10. Природа может обойтись без человека, а человек без природы – нет –
Задание №3 Установите соответствие и запишите в таблицу
а) ядовитые грибы 1.опёнок летний
б) съедобные грибы 2.бледная поганка
3.груздь
4.шампиньон лесной
5.белый мухомор
а) бесполое размножение 1.участвует только 1 родитель
б) половое размножение 2.участвуют 2 родителя
3.участвуют особые клетки
4.новый организм – точная копия материнского
Задание №4 Вставьте пропущенные слова
1.Всё, что нас окружает, называют ______________________
2.Всё, что нас окружает и не создано руками человека, называется _________________________
3. Растениям для образования органических веществ необходимы вода, солнечный свет и _____________________
4.Растения из почвы получают воду и ____________________________
5.Рассматривание предметов без специально созданных условий и предметов, называют _____________________
Ответы
Задание №1 – тест
1.а
2.а
3.а
4.б
5.в
6.а
7.а
8.в
9.а
10.в
11.в
12.а
13.б
14.а
15.в
Задание №2 – «да» или «нет»
1.да
2.нет
3.нет
4.да
5.да
6.да
7.нет
8.нет
9.нет
10.да
Задание №3 – установить соответствие
Задание №4 – дописать предложение
1.природа (или окружающий мир)
2.неживая природа
3.углекислый газ
4.минеральные соли
5.наблюдение
Критерии оценивания
За каждый верный ответ даётся по 1 балу (максимальное количество – 39 баллов).
37 – 39 б – оценка «5»
29 – 36 б - оценка «4»
18 – 29 б - оценка «3»
Менее 18 б - оценка «2»
Требования к уровню подготовки
В результате изучения природоведения ученик 5-ого класса должен
знать/понимать:
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни;
экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь:
узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды;
определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, превращения веществ,
приспособлений растений к различным способам размножения;
приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами.