Просмотр содержимого документа
«Итоговая диагностическая работа по биологии за 5 класс»
Спецификация
измерительных материалов
для итоговой диагностической работы по биологии в 5 классе
1. Назначение работы – определить уровень знаний обучающихся по биологии за курс 5 класса.
2. Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Биология (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. №1089).
Спецификация подготовлена на основе кодификаторов элементов содержания и требований, составленного на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
3. Время выполнения работы: 45 мин.
4. Структура экзаменационной работы:
Тест состоит из трех частей:
Часть 1 – содержит 10 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, все задания базового уровня сложности.
Часть 2 – включает 5 заданий повышенного уровня сложности: 2 задания с выбором трех верных ответов из шести, 1 - на соответствие , 1- на включение пропущенных в тексте терминов и понятий,1- на определение последовательности.
Часть 3 содержит 3 задания с развернутым ответом, из них одно на сравнение и отличие (применение биологических знаний), 1- на работу с текстом, требующую умения извлекать из него необходимую информацию, отвечая на поставленные вопросы, повышенный уровень, 1- на работу со статистическими данными, представленными в табличной форме, последнее задание высокого уровня.
В тесте проверялись знания не только фактического материала, но и умение анализировать, работать с рисунком, таблицами, диаграммами, умение кратко отвечать на вопросы, применять межпредметные умения.
№ частей и вопросов
Проверяемые элементы содержания
Проверяемые
умения и виды деятельности
Уровень сложности задания
Количество баллов
Часть А
1
Грибы, лишайники (понятие симбиоза)
Знать/понимать:
признаки биологических объектов – растений, грибов, бактерий.
Уметь распознавать и описывать болезнетворные и полезные организмы, роль организмов в жизни человека
Б
1
2
Бактерии
Б
1
3
Грибы
Б
1
4
Способ питания
Знать/понимать:
типы питания организмов,
Б
1
5
Знание представителей Моховидных и Зеленых водорослей
Уметь:
- изучать биологические объекты
Б
1
6
Работа с рисунком (мхи и папоротники)
- распознавать и описывать на рисунках растения разных отделов.
Б
1
7
Роль организмов в природе и жизни человека
- объяснять роль различных организмов в жизни человека
Б
1
8
Умение определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого.
- сравнивать биологические объекты, определять систематические группы, анализировать.
Б
1
9
Умение интерпретировать результаты научных исследований, представленных в графической форме
- объяснять, изучать объекты, распознавать и описывать, сравнивать и определять
Уметь: сравнивать и определять биологические объекты
Б
1
Часть В
1
Умение проводить множественный выбор ( сходство растений и грибов).
Уметь:
- выявлять признаки отделов растений, сравнивать биологические объекты и делать выводы, анализировать и оценивать
П
2
2
Умение проводить множественный выбор (признаки голосеменных и покрытосеменных растений).
П
2
3
Умение устанавливать соответствие (названий отделов и примеров растений)
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификации)
П
2
4
Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных. (Лишайники и Грибы)
- изучать биологические объекты, описывать биологические объекты, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск биологической информации, работать с терминами и понятиями.
П
2
5
Умение определять последовательность объектов
(приготовление микропрепаратов).
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе, анализировать и оценивать.
П
2
Часть С
1
Умение применять биологические знания.
Уметь:
- оперировать биологическими знаниями и умениями, сравнивать и анализировать биологические объекты и формулировать краткие выводы.
П
1
2
Умение работать с текстом биологического содержания:
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, работать с терминами и понятиями.
П
3
1.Что общего между грибами и растениями
2.Чем отличаются грибы и растения
3
Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.
- изучать биологические объекты, описывать и распознавать, сравнивать, анализировать и оценивать, проводить поиск информации.
В
2
Итого:
26
Критерии оценивания:
№ вопроса
Часть1
Часть 2
Часть 3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
1
2
3
балл
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
3
2
итого
10
10
6
Критерии оценивания выполнения тестовой работы:
Оценка
2
3
4
5
Кол-во баллов
0-9
10-16
17-22
23-26
Тест
Вариант 1
Выбери один правильный ответ.
1.Что НЕ является частью микроскопа:
а) объектив
б) подставка
в) зеркало
г) штатив.
2. Какие организмы используют для получения кисломолочных продуктов?
а) растения
б) животные
в) грибы
г) бактерии.
3. Какой гриб используют для получения антибиотиков?
а) дрожжи
б) шампиньон
в) пеницилл
г) трутовик.
4.Какие организмы, способны самостоятельно вырабатывать органические вещества в процессе фотосинтеза?
а) животные
б) бактерии
в) растения
г) грибы.
5. Представителями отдела Мхи являются:
а) хламидоманада, улотрикс
б) кукушкин лен, сфагнум
в) ландыш, одуванчик
г) сосна, пихта.
6.Представитель, какого отдела царства Растения изображен на рисунке?
а) голосеменных
б) моховидных
в) покрытосеменных
г) папоротниковидных.
7.Какие грибы используют в хлебопечении и кондитерской промышленности?
а) дрожжи
б) шляпочные
в) плесневые
г) головневые.
8. Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь.
Часть организма
Целый организм
светочувствительный глазок
…..
спорангий
Кукушкин лен
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
а) амеба
б) ель
в) бацидия
г )хламидоманада.
9.С помощью диаграммы определите каких органических веществ в семенах подсолнечника больше.
а) белков
б) углеводов
в) жиров
г) воды
10. Верны ли следующие суждения о бактериях:
А. Споры бактериям нужны для защиты от неблагоприятных условий.
Б. Гниение растительных остатков в почве осуществляют молочно-кислые бактерии.
1. верно только А,
2. верно только Б.
3 верны оба суждения
4.оба суждения неверны.
Часть 2
Выбери три верных ответа из шести.
1. Для растительной клетки характерны признаки:
а) имеются хлоропласты
б) нет клеточной стенки
в) имеются вакуоли с клеточным соком
г) нет хлоропластов
д) нет ядра
е) имеется ядро
2.Признаки голосеменных растений:
а) наличие корней, стеблей и листьев
б) отсутствие корней, стеблей и листьев
в) размножаются семенами
г) размножаются спорами
д) листья преобразованы в иголки
е) семена находятся в цветках.
3.Установите соответствие между растениями и отделами, к которым они относятся.
растения
отделы
А.сосна.
Б. ель
В. пармелия.
Г.василек луговой.
Д.вислянка.
Е.ромашка лекарственная.
1.Покрытосеменные
2. Голосеменные.
3.Лишайники.
А
Б
В
Г
Д
Е
4. Вставьте в текст «Лишайники» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
ЛИШАЙНИКИ.
Лишайники – это________(А) гриба и водоросли. Тело лишайника состоит из слоевища и ________(Б). Водоросли вырабатывают _________(В) вещества, а грибы поглощают из земли__________(Г) вещества.
Перечень терминов:
1) неорганические
2) углекислый газ
3) органические
4) разложение
5) симбиоз
6) анабиоз
7) гифы
8) ризоидов.
А
Б
В
Г
5. Расположите этапы приготовления микропрепарата по порядку
а) накрыть препарат покровным стеклом
б) с помощью фильтровальной бумаги убрать лишнюю воду
в) поместить препарат под микроскоп
г) положить препарат на предметное стекло
д) на предметное стекло капнуть каплю воды
е) настроить микроскоп
1
2
3
4
5
6
Часть 3.
1.Какие основные признаки царства Бактерии?
2.Прочитайте текст «ГРИБЫ и РАСТЕНИЯ» и выполните задание.
«ГРИБЫ и РАСТЕНИЯ».
Грибы питаются готовыми органическими веществами, запасное питательное вещество –гликоген, клеточную стенку, прочность которой придает хитин, поглощают пищу путем всасывания, способны к неограниченному росту и неспособны активно передвигаться.
Растения могут самостоятельно вырабатывать органические вещества, они синтезируют органические вещества из неорганических, используя энергию солнца, запасное питательное вещество – крахмал, прочность клеточной стенке придает целлюлоза, рост не ограничен и активно передвигаться неспособны.
Задание: используя содержание текста «Грибы и растения» ответьте на следующий вопрос:
Чем отличаются грибы и растения?
3.Пользуясь таблицей «Частота встречаемости первоцветов в районе села Пруткино» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы и выполните задание.
Таблица: «Частота встречаемости первоцветов в районе села Пруткино».
Название растения
Площадь распространения, в м2
Характер распределения
Процент цветущих растений
Медуница мягкая
10
Отдельные группы
12
Сон-трава
3
Одиночно
7
Адонис весенний
10-30
Отдельные группы
23
Мать-и - мачеха
50-70
Равномерно
49
Хохлатка плотная
4
Одиночно
9
Гусиный лук желтый
10-30
Отдельные группы
35
Фиалка удивительная
10-30
Отдельные группы
45
Первоцвет крупночашечный
50-70
Равномерно
64
Какие два вида наиболее широко распространены в данном регионе?
Какие виды находятся под угрозой исчезновения?
Ответы:
Часть 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1 вариант
б
г
в
в
б
г
а
г
в
1
Часть 2
1
2
3
4
5
1 вариант
аве
авд
223131
5831
едгабв
Часть 3:
1 вариант
1.Не имеют ядра, одноклеточные..
2. а) тип питания - грибы – используют готовые органические вещества, у растений – самостоятельно вырабатывают органические вещества
Б) питательное вещество у грибов – гликоген, у растений крахмал
В)клеточная стенка – у грибов –хитин, у растений - целлюлоза
3. 1) широко распространены: первоцвет крупночашечный и мать-и-мачеха обыкновенная.
2) под угрозой исчезновения: сон-трава и хохлатка плотная