Итоговая контрольная работа по биологии за 2016 – 2017 учебный год учени____ 5 класса МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи» ________________________________________________________________ Вариант 1 |
1. Рассмотрите изображение. Подпишите на рисунке оболочку, жгутик, ворсинки и нуклеиновую кислоту клетки бактерии. | 2. Вставьте в текст «Строение растительной клетки» пропущенные слова из предложенного списка. СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ Мы знаем, что в организме любого растения есть органы. Клетка тоже имеет «органы». Они располагаются в цитоплазме и называются __________(А). Каждая клетка имеет плотную прозрачную __________(Б). Во многих клетках растения есть особые органоиды зелёного цвета — __________(В), именно в них на свету происходит образование питательных веществ. Список слов: 1) ядро 2) хлоропласты 3) митохондрии 4) органоиды 5) устьица 6) оболочка |
3. Ниже названы органы растения. Все они, за исключением одного, участвуют в вегетативном размножении. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор. Побег, корневище, соцветие, лист.
| 4. Прочитайте текст и выполните задание. (1) Сфагновый или торфяной мох — мох, растущий обычно на торфяных болотах. (2) Стебель его обильно ветвится, образуя веточки трёх типов: одни отходят в стороны, другие свисают, прилегая к стеблю, третьи на верхушке побега образуют подобие головки. (3) Цветков у сфагнума нет. (4) Листья у сфагнума состоят из живых зелёных клеток и мёртвых прозрачных. (5) Корни у сфагнума отсутствуют. (6) На верхушке побегов образуются коробочки со спорами. (7) Сложное строение даёт сфагнуму возможность впитывать много воды. В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что сфагнум не является покрытосеменным растением? |
5. Ученик рассматривал под микроскопом препарат стебля ромашки и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил буквой А?
| 6. Установите соответствие между группами грибов – съедобные (1), ядовитые (2) или паразиты (3) – и их представителями. А) ложные лисички Б) трутовик В) опята Г) спорынья Д) сатанинский гриб Е) белый гриб |
7. Используя данные таблицы «Частота встречаемости первоцветов в районе села Ивановское», ответьте на вопросы. Kaкoe растение чаще всего встречается в данной местности? Назовите растения, цветущие отдельными группами Какое растение находится на грани исчезновения?
| 8. Некоторые из этих растений используют в пищевой и текстильной промышленности для изготовления продуктов питания и ткани. Под каждой из приведённых ниже иллюстраций подпишите соответствующее растение, которое используют для их изготовления. Состав семян Семена | Содержание веществ, в % | Белок | Крахмал | Клетчатка | Рожь | 14 | 66 | 3,2 | Хлопчатник | 16 | 40 | 35 | Соя | 32 | 4 | 5 | Кукуруза | 11 | 76 | 3 |
|
9. Установите правильную последовательность развития растительного мира на планете Земля А) хвощ полевой Б) папоротник орляк В) спирогира Г) риниофиты Д) яблоня Е) сосна обыкновенная | |
Итоговая контрольная работа по биологии за 2016 – 2017 учебный год учени____ 5 класса МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи» ________________________________________________________________ Вариант 2 |
1. Рассмотрите изображение. Покажите стрелками и подпишите на рисунке ножку, шляпку, грибницу (мицелий, гифы) и споры гриба. | 2. Вставьте в текст «Химический состав клетки» пропущенные слова из предложенного списка. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ Большинство элементов находится в клетке в виде химических соединений. Различают органические и неорганические вещества. Самое распространённое неорганическое вещество в клетке — это __________(А). В клетке содержатся органические вещества: белки, __________(Б) и углеводы. Среди углеводов различают глюкозу, крахмал и _________(В), из которой состоит клеточная стенка растительных клеток. Список слов: 1) атомы 2) вода 3) жиры 4) минеральные соли 5) нуклеиновые кислоты 6) целлюлоза |
3. В приведённом списке названы части тела лишайника. Все они, за исключением одного, выполняют функцию размножения. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор. Спора, одноклеточная водоросль, грибница, слоевище. | 4. Прочитайте текст и выполните задания. (1) Сосна обыкновенная является вечнозелёным растением и достигает 35-45 метров высоты. (2) В умеренном климате эти сосны образуют два леса на равнинах, а в субтропиках, тропиках и вблизи экватора произрастают в горах. (3) Игловидные листья — хвоинки, плотные, кожистые и жёсткие, покрыты толстым слоем кутикулы, располагаются пучками на побеге. (4) Устьица хвоинок погружены в углубления, заполненные воском, обеспечивают хорошее приспособление этих растений к произрастанию как в засушливых, так и в холодных местообитаниях. (5) Семена развиваются в видоизмененных побегах — шишках — открыто, цветков и плодов у сосны нет. (6) Сосны — светолюбивые деревья, они хорошо растут на открытых, освещённых местах. В каких предложениях описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что сосну обыкновенную относят к группе хвойных голосеменных растений? Запишите номера выбранных предложений. |
5. Ученик рассматривал под микроскопом препарат стебля ромашки и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил буквой А?
| 6. Установите соответствие между группами растений – водоросли (1), папоротники (2) или покрытосеменные (3) – и их представителями. А) хламидомонада Б) щитовник мужской В) орляк Г) кувшинка Д) ламинария Е) шиповник |
7. Используя таблицу «Роль температуры в развитии культурных растений», ответьте на вопросы. Kaкoe растение является самым теплолюбивым? Семена какого растения можно высевать при низких температурах? Почему в таблице отсутствуют данные о температуре прорастания семян и появления всходов картофеля? | 8. Эти растения человек использует в хозяйстве. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите указанное(-ые) в таблице растение(-ия), из которого(-ых) сделано то, что изображено. Химический состав семян злаковых и бобовых Семена | Содержание веществ, в % | Вода | Белки | Жиры (масла) | Углеводы | Минеральные соли | Арахис | 13,4 | 26,3 | 45,2 | 9,9 | 5,2 | Фасоль | 14,0 | 22,3 | 1,7 | 58,4 | 3,6 | Рис | 15,0 | 7,4 | 0,4 | 76,4 | 0,8 | Овёс | 15,0 | 13,0 | 7,0 | 63,0 | 2,0 | |
9. Установите правильную последовательность развития растительного мира на планете Земля А) Отдел Хвощи Б) Отдел Папоротники В) Отдел Водоросли Г) риниофиты Д) Отдел Покрытосеменные Е) Отдел Голосеменные
| |