Тематический контроль выявляет степень усвоения раздела или темы курса. По результатам тематического контроля преподаватель делает вывод о необходимости дополнительной отработки данной темы или переходит к следующему разделу. В тематическом контроле наиболее интересна информация о динамике усвоения учащимися материала раздела, о степени рациональности мыслительных процессов или алгоритмов, использованных для выполнения заданий. Он может проводиться в форме устного опроса, письменных контрольных работ, зачётов и педагогических тестов.
Под тестом понимают задание, в котором присутствует вопрос, на который имеется эталон правильного ответа. В закрытых тестах вместе с вопросом предъявляются несколько ответов, среди которых имеется правильный ответ. Задачей преподавателя является составление теста, отвечающего требованиям, предъявляемым к тестам. Задачей учащегося является правильный выбор ответа. Если тест составлен правильно и у преподавателя есть эталон правильного ответа, то знания учащимся учебного материала, по которому составлен тест, будут оценены правильно, объективно. В открытых тестах учащийся сам формулирует ответ, а преподаватель сравнивает его с эталоном правильного ответа.