для детей с ограниченными возможностями в развитии»
акимата Северо-казахстанской области
Министерство образования и науки Республика Казахстан
Доклад
«Здоровьесберегающие технологии на уроках естествознания»
Учитель биологии: Белоногов Артём Олегович
Петропавловск 2016г.
Доклад
«Здоровьесберегающие технологии на уроках естествознания»
Учителя биологии, на своих уроках претворяют в жизнь эдоровьесберегающие технологии, для того чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для их здоровья, а также воспитывало культуру здоровья, которая практически воплощается в потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье.
Что же это такое - здоровьесберегающий урок?
Сущность такого урока заключается в том, чтобы этот урок обеспечивал ученику, и учителю сохранение запаса их жизненных сил от начала до конца урока. Как говорится, урок удался, если к его концу здоровья прибавилось, или, в худшем случае, не убавилось [43].
А отсюда, помимо обычных учебных задач, перед учителем стоят еще и такие задачи:
- помочь ученику сохранить свое здоровье;
- через свой предмет формировать жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье, и здоровый образ жизни;
- вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию.
Условно здоровьесберегающие предметные уроки можно разделить на следующие виды:
I вид: Это запланированный «Урок здоровья» по предмету. Например, «Работа скелетных мышц и их регуляция», «Осанка. Плоскостопие», «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет», «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Гигиена органов дыхания», «Энергозатраты человека и пищевой рацион» и другие [44].
II вид: Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения:
- это ежеурочные минутки здоровья, возникающие из наблюдений учителя, связанные с вредными привычками (например: «Почему нельзя грызть ручку?»); по обучению учащихся новым упражнениям на снятие стресса, утомления, по развитию внимания, памяти, логического мышления и т.д.;
- это эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала.
III вид: Это может быть стандартный, типичный хорошо продуманный урок по предмету, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, т.к. это урок, на котором учитель:
- полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету;
- устанавливает с ними доверительные, партнерские отношения;
- максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения;
- это урок, на котором каждый ученик понимает значимость данного урока для будущего и творчески работает на нем, используя свои способности.
К такому уроку разработаны требования:
- гигиенические условия (проветривание, освещение, энергетика, посадочные места), - наличие мотивационной деятельности на уроке;
- количество видов учебной деятельности должно быть 4 – 7 за урок продолжительностью 7 – 10 минут (письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с книгой, решение задач и т.д.);
- не менее 3-х видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа);
- плотность урока – на учебную работу должно тратиться 60 – 80%;
- наличие эмоциональных разрядок (поучительная картинка, афоризм, поговорка, улыбка, шутка);
- оздоровительные моменты на уроке.
В арсенал педагога - предметника, проводящего такой урок, могут входить следующие здоровьесберегающие технологии:
- создание оптимальных санитарно-гигиенических условий обучения в классах;
- разнообразие видов и форм уроков – удивление нестандартностью проведения;
- формирование целей урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей;
- гибкость структуры урока, в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса;
-использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации учеников;
- разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работ пользоваться вспомогательными средствами, например, конспектом;
- при появлении признаков утомления у учащихся – изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учеников, например, неожиданным примером;
- использование работы в парах постоянного или переменного состава и в малых группах (2 - 4 ученика);
- подведение итогов урока на последних 4 - 5 минутах, и лучше всего вместе с учениками;
- рефлексия;
- во избежание гиподинамии у детей обеспечение хотя бы небольшой организованной активности;
- поурочные разминки в начале урока (10 - 15 секунд);
- для слуха – различение слов, акцентов, тихой речи;
- для речевого аппарата – произнесение слогов, слов, скороговорок, тихо, громко, с разной акцентировкой;
- для кистей пальцев рук – сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевых суставах;
- для зрения – поисковые движения для глаз, различение цвета, размера;
- физкультминутки на 15 - 25 –ой минутах урока на снятие:
- мышечного утомления с плечевого пояса;
- мышц спины, кистей рук;
- зрительного утомления;
- минуты релаксации;
- массаж активных точек;
- чередование поз;
- дыхательная гимнастика [45].
На уроке каждый ребёнок должен чувствовать себя удобно, спокойно, уютно, то есть комфортно, и создание таких условий – главная задача.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(292) "Открытый урок по естествознанию в рамках обновления содержания среднего образования в Республике Казахстан с использованием здоровьесберегающих технологий"
["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_iestiestvoznaniiu_v_ramkakh_obnovlieniia_sodierzhaniia_sriednie"
["file_id"] => string(6) "363350"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1480329262"
}
}