Выступление на педсовете. Основная форма обучения урок. Значение выбора целей обучения. Методы, приемы, требующие активной мыслительной деятельности на уроках биологии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Учить активному познанию"»
"Учить активному познанию" В условиях средней общеобразовательной школы основной формой обучения является урок. Именно здесь фокусируются цели, содержание и методы обучения. В своей педагогической деятельности я прежде всего исхожу из целей обучения. Ведь от их определения в значительной степени зависит отбор содержания образования, они определяют структуру, методы и средства обучения. Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьезны изменения, ведущей целью обучения, на мой взгляд, должна стать ориентация на усвоение учащимися опыта творческой деятельности. Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. При таком подходе к обучению изменяется его содержание, на первый план выходят методы, приемы, требующие активной мыслительной деятельности от школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умения видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты. А при необходимости – повторять поиск (собственно, обучение этим умениям и есть обучение творчеству.) В основу изложения учебного материала, на наш взгляд, должна быть положена диалектическая логика, т.е. восхождение от абстрактного к конкретному. С учетом вышеизложенного нами была сделана попытка по-новому подойти к методике изучения биологии, в частности раздела «животные». В основу изучения зоологии была положена идея целостности животного организма, его строения и функционирования. Это абстрактное в высшей степени обобщенное понятие формируется на основе изучения обмена веществ и энергии, который является характерным признаком любого живого организма и обеспечивает его рост, жизнедеятельность, воспроизведение, постоянный контакт с окружающей средой. На вводных уроках к разделу учащиеся должны получить общее представление о процессах обмена веществ и энергии, происходящих на клеточном уровне (в клетках растений и животных) и характеризующихся поступление в клетки органических соединений. Воды, кислорода; расщеплением крупных органических молекул до простых соединений с одновременным выделением энергии; биосинтезом сложных молекул, характерных для каждой клетки; удалением продуктов распада. Они должны понять, что жизнедеятельность организма во многом зависит от интенсивности обмена веществ. В результате рассуждений, в которых активное участие принимают сами школьники, должна обозначиться следующая зависимость: клетка – основная единица живого; она может нормально функционировать только при условии сбалансированного обмена веществ и энергии; такой обмен поддерживается процессами питания, дыхания, выделения и т.д.; организм функционирует как единое целое во взаимосвязи с внешней средой. Таким образом, главной целью изучения темы «введение» будет являться усвоение учащимися живого организма в виде некой абстрактной модели. Чтобы такая модель «заработала», ее необходимо наполнить конкретным содержанием. Наполнение модели происходит в рамках изучения каждой группы организмов. Например. В ходе изучения простейших одноклеточных учащиеся знакомятся с особенностями обмена веществ амебы. Они могут самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, другими средствами наглядности и выяснить, как питается, дышит, размножается амеба, какие особенности ее строения связаны с осуществлением этих функций. Результаты этой работы учащихся проверяются и корректируются. Затем в процессе беседы знания обобщаются и формулируется вывод об интенсивности процессов обмена веществ у данной группы животных. Представление учащихся об обмене веществ будет неполным, если мы рассмотрим его на примере отдельных организмов в отрыве от постоянно меняющейся окружающей среды, поэтому возникает необходимость уделить специальное внимание формированию экологических и эволюционных понятий. Так, при изучении тех же простейших школьники должны прийти к выводу о том, что с изменением условий жизни амебы изменяется и ее обмен веществ (примером этого может быть явление инцистирования, при котором резко замедляются процессы обмена веществ). В дальнейшем эволюционные и экологические понятия будут использоваться для-объяснения различных ароморфозов, адаптаций, многообразия видов и т.д. Особое место в предлагаемой методике принадлежит обобщающим урокам. Именно здесь определенная сумма конкретных знаний, приобретенных учащимися, используется для корректирования создаваемой модели живого организма, для формулирования общебиологических и мировоззренческих выводов.