ТЕКСТ ДЛЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ПО БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ
ТЕКСТ ДЛЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ПО БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ
Текст для смыслового чтения по биологии в 7 классе “Лягушачьи тайны”. Читая текст «Лягушачьи тайны» необходимо останавливаться на значке &. Осмысливая прочитанное рекомендуется ответить на вопросы базового или повышенного уровня и выполнить задания. Эталон ответов, критерии оценивания работы с текстом и шкала перевода баллов в оценки прилагаются.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ТЕКСТ ДЛЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ПО БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ »
Прочитайте текст «Лягушачьи тайны», останавливаясь на значке &, осмысливая прочитанное, ответьте на вопросы №1-3 , выполните задания №1-4.
“ЛЯГУШАЧЬИ ТАЙНЫ”
Лягушки – это поистине удивительные создания. На территории Оренбургской области повсеместно встречаются: лягушка травяная и лягушка остромордая, на юге области – жаба обыкновенная. & Активны лягушки в тёплое время года, в конце сентября они уходят на зимовку. Места зимовок – незамерзающие участки рек. &
Лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. Тонкая и нежная кожа лягушки всегда влажная, благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез. Периодически происходит линька. & Лягушкам нет нужды пить воду ртом, они впитывают влагу всей кожей. Прогуляются амфибии по траве, мокрой от росы, и наберут воды. &
Тело лягушки состоит из головы, туловища и конечностей. Шеи у лягушки нет, но она все же может поворачивать голову в стороны и наклонять ее. На голове заметны два больших выпученных глаза, защищенные веками & Впереди глаз - пара ноздрей. Позади каждого глаза заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка. & Самцы некоторых видов лягушек громко квакают. Усилению звуков способствуют особые мешки - резонаторы, которые раздуваются у самца по бокам головы. & У лягушки хорошо развиты парные конечности. Кисть заканчивается четырьмя пальцами (пятый палец у нее недоразвит), между пятью пальцами задних ног – плавательные перепонки. Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, быстро распрямляя их, лягушка совершает прыжок. Плавает лягушка брассом, подтягивая и выпрямляя задние конечности &
Легкие имеют вид мешков, развиты слабо, и кожное дыхание для лягушки так же важно, как и лёгочное. Газообмен возможен только при влажной коже. Если лягушку поместить в сухой сосуд, то вскоре кожа её высыхает, и животное может погибнуть. &Погруженная в воду, лягушка целиком переходит на кожное дыхание. Обмен веществ у земноводных протекает медленно, температура тела лягушки зависит от температуры окружающей среды & Это холоднокровное животное.
Лягушки питаются исключительно животной пищей, и только такой, которая движется. Это комары, мухи, жуки, черви, слизни, пауки, иногда мальки рыб. А вот кусать они не могут. Заметив стрекозу, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Когда лягушка проглатывает насекомое, она закрывает глаза, глазные яблоки опускаются внутрь головы и проталкивают добычу в глотку &
Вопросы к тексту (базовый уровень)
Какие виды лягушек встречаются в Оренбургской области?
Почему лягушки не пьют?
Почему лягушка является холоднокровным животным?
Задания к тексту (повышенный уровень)
Задание №1. Выберите признаки из текста, характеризующие лягушку:
А) как наземное животное
Б) как водное животное
Задание №2.
Используя текст, заполните в таблице графы, обозначенные цифрами
Отличительные признаки
особенности
Отделы тела
1
Органы чувств
2
3
Легкие имеют вид мешков, развиты слабо, и кожное дыхание для лягушки так же важно, как и лёгочное.
4
Заметив стрекозу, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Когда лягушка проглатывает насекомое, она закрывает глаза, глазные яблоки опускаются внутрь головы и проталкивают добычу в глотку
Задание №3.
Подумайте и ответьте…
Если в террариум с голодной лягушкой положить обездвиженных насекомых, то лягушка их не тронет.
Задание №4.
Какие системы органов видоизменились у земноводных в связи с выходом на сушу?
Эталон ответов и критерии оценивания текста
Ответы
Критерии оценивания
Вопрос № 1
Деятельность: выявление информации в тексте.
Ответ: На территории Оренбургской области повсеместно встречаются: лягушка травяная и лягушка остромордая, на юге области – жаба обыкновенная.
1балл - правильный ответ
Вопрос №2
Деятельность: выявление информации в тексте.
Ответ: Лягушкам нет нужды пить воду ртом, они впитывают влагу всей кожей.
1балл - правильный ответ
Вопрос №3
Деятельность: выявление информации в тексте.
Ответ: Обмен веществ у земноводных протекает медленно, температура тела лягушки зависит от температуры окружающей среды. Это холоднокровное животное.
1балл - правильный ответ
Задание №1
Деятельность: анализ текста и обобщение полученной информации
Ответ: А) две пары конечностей, тазовые кости, шейный позвонок, развитые мышцы задних конечностей
Б) плавательные перепонки на ногах, расположение глаз и ноздрей на верхней стороне головы, кожное дыхание, развитие икринок в воде.
2 балла - ответ полный, без биологических ошибок
1балл - ответ неполный, без биологических ошибок
0 баллов - ответ отсутствует
Задание №2
Деятельность: перевод одной формы текста (словесный текст) в другую (таблица)
Ответ:
1- тело лягушки состоит из головы, туловища и конечностей.
2- на голове два больших выпученных глаза, защищенные веками. Впереди глаз - пара ноздрей. Позади каждого глаза заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка.
3 - особенности дыхания
4 - особенности питания
За каждый правильный ответ 1 балл (всего 4 балла)
Задание №3
Деятельность: формулирование свободного ответа с использованием новых знаний.
Ответ: Лягушки питаются исключительно животной пищей, и только такой, которая движется, в связи с особенностями зрения.
2 балла - ответ правильный с обоснованием.
1 балл-без обоснования.
0 баллов-ответ отсутствует
Задание №4
Деятельность:
Высказать предположение и обосновать его.
Ответ:
1.органы чувств: глаза с веками, барабанная перепонка
2 дыхательная система: появление легких
3опорно-двигательный аппарат: появление конечностей наземного типа, мышцы не сегментированы.
3 балла - ответ включает три названных элемента, не содержит биологических ошибок.
2 балла - содержит два названных элемента, не содержит биологических ошибок или включает три элемента, но содержит биологические ошибки.
1 балл- ответ включает один из названных элементов и не содержит биологических ошибок или два элемента, но содержит биологические ошибки.
0 баллов - ответ отсутствует.
Итого: 14 баллов
Шкала переводов баллов
Отметку «5» ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объёме соответствует учебной программе, допускается один недочёт, объём освоенного материала составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему; ученик демонстрирует умение применять определения, правила в конкретных случаях, обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку «4» ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки или три недочёта и объём освоенного материала составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку «3» ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и 2 недочёта, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и 3 недочёта, или 4-5 недочётов. Учащийся владеет изучаемым материалом в объёме 50-70% содержания (правильный, но неполный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку «2» ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объём усвоения материала учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).