kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология работы над ключевыми понятиями и терминами на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологии работы с ключевыми понятиями и терминами разной степени сложности можно использовать для текущего и итогового контроля на уроках биологии в 8 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология работы над ключевыми понятиями и терминами на уроках биологии»

Технология работы над ключевыми понятиями и терминами

Приобретение знаний анатомо-морфологического характера невозможно без активного усвоения новых понятий и расширения общебиологических знаний. Особую роль в раскрытии научных знаний играет понятийный аппарат. Термин тесно связан с понятием, а терминология обозначает систему понятий конкретной области знаний. В этом направлении большими возможностями обладает работа с учебником и учебным текстом. Применение на уроках этих форм работы особенно важно для тех, кто почему-либо не выполняет домашние задания. Следовательно, чем больше на уроке предоставляется ребенку самостоятельности, тем выше будет уровень реализованной креативности. Для развития творческого мышления необходимо в первую очередь обучить, а затем и натренировать учащихся на применение мыслительных операций при изучении текста или термина.


1. Сворачивание-разворачивание термина (пирамида понятий)

Изучаемое понятие записывается посередине листа, над ним располагаются понятия, которые поглощают центральный термин, под ним – понятия, входящие в его состав. Получается пирамида. Упражнение помогает выявить взаимосвязи между терминами, включенными в пирамиду, и требует от учащихся понимания всех используемых понятий.

Пример понятий: нейроны, нервная ткань, тела, отростки, серое вещество, белое вещество.


Нервная ткань (клетки)

Нейроны

Тела, отростки (длинные, короткие)

Серое вещество, белое вещество



2. Умение составлять схемы по тексту

В 8 классе во время изучения нервной системы предлагаю составить схему соподчинения из терминов: нервная система, вегетативная, соматическая, центральная, периферическая, симпатическая, парасимпатическая. При этом необходимо привести примеры процессов, которые регулируют каждая из них. Усиливает эффект работа с этими терминами, записанными на разрезанных карточках. Читая текст, ребята в группах составляют схему.

Нервная система (по месту расположения)


ЦНС периферическая


Нервная система (функциональное деление)

соматическая вегетативная

симпатическая парасимпатическая


3.Работа с текстом по технологии критического мышления

Согласно этой технологии ученик читает текст и одновременно ставит на полях маркеры:

  • - мне это известно;

+ - для меня это ново;

- - не понял;

? – хотелось бы узнать побольше.


4.Установи последовательность понятий

При изучении зрительного анализатора предлагаю выполнить следующее задание: установить последовательность прохождения лучей через прозрачную среду глаза (используя понятия: задняя камера глаза, зрачок, луч света, сетчатка, хрусталик, роговица, передняя камера глаза, стекловидное тело). Задание можно выполнять индивидуально, в парах, группах.

Цепочка: луч света роговица передняя камера глаза зрачок

задняя камера глаза хрусталик стекловидное тело сетчатка


5.Работа со свёрнутой информацией

Преобразование текста в таблицу

Пример: Тема «Анализаторы»

Урок: Анализаторы слуха и равновесия.

Текст: стр. 80-81 «Анализаторы слуха и равновесия»

Время работы: 15 минут

Цель: упорядочить научную информацию для облегчения восприятия, закрепить навыки работы с учебным текстом.

Ход работы: вариант «цепочка» - пошаговые чтение и анализ текста под руководством учителя. Шаг: 1 учащийся – 1 абзац.

Действия учащихся: чтение абзаца, выход к доске для заполнения своей строки (3 человека); остальные заполнение таблицы на местах, помощь товарищу у доски в случае затруднений.

Действия учителя: составление сетки таблицы на доске, комментарии к действиям учащихся, корректировка.


Строение органа слуха


Отделы органа слуха

Части, их составляющие

Функции

  1. Наружное ухо

а)


б)


  1. Среднее ухо

а)


б)


-

-

-


в)


  1. Внутреннее ухо

а)


б)


в)



6.«Мысль по кругу» - может применяться для отработки терминов.

На парту кладется небольшой текст и несколько утверждений, среди которых есть как правильные, так и неправильные.

После небольшой подготовки первый ученик отвечает – верно ли первое в списке утверждение, затем второй соглашается или нет со следующим утверждением и т.д.


Термины: рефлекс, рефлекторная дуга, участки рефлекторной дуги (рецептор, чувствительный нейрон, участок ЦНС, двигательный путь, рабочий орган), безусловные рефлексы, условные, пищевые, половые, оборонительные, слюноотделение на запах пищи, постоянны, непостоянны, видовые, индивидуальные, нервный импульс.

Пример неверных утверждений:

  1. Нервный импульс - путь, по которому проходит возбуждение от места возникновения нервного импульса до рабочего органа.

  2. Рефлекторная дуга – волна возбуждения, распространяющаяся по нервному волокну со скоростью от 0,5 до 120 м/с.

Пример верных утверждений:

  1. Безусловные рефлексы врожденные и постоянны.

  2. Условные рефлексы приобретенные, непостоянны.


Технология развития критического мышления

Для реализации замысла уроков мною была выбрана технология критического мышления, состоящая из трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия. На стадии вызова в сознании учащихся происходит процесс активизации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения, определяются цели дальнейшей учебной деятельности. На каждой стадии используется ряд приемов. Так, на стадии вызова – мозговая атака и стратегия решения проблем. На стадии осмысления учащиеся вступают в контакт с новой информацией, систематизируют сведения, соотносят их собственными знаниями. На этой стадии можно использовать следующие приемы: чтение с остановками, графический прием работы с текстом. Стадия

рефлексии характеризуется целостным осмыслением присвоения и обобщением полученной информации, выработкой собственного отношения к изучаемому материалу и включает взаимоопрос и прием «Последнее слово оставьте за мной».

Примеры использования технологии

На стадии вызова

На уроке «Роль гормонов в обменных процессах организма»

Вызов

Какие ассоциации вызывает у вас слово «эндокринология»?


Болезнь Здоровье

Наука Эндокринология Гормоны


Железы внутренней Щитовидная железа

секреции


Что называют эндокринной системой? (Эндокринная система – это система желез, вырабатывающих гормоны и выделяющих их непосредственно в кровь.)

Даны утверждения. Учащиеся их зачитывают и соглашаются или нет.

Игра «Верю, не верю»

1) Русский крестьянин Махнов имел рост 2,85 м.

2) В моче человека сахара никогда не бывает.

3) У девочки в 6 лет прекратился рост.

4) Если с пищей в организм не поступает йод, то у населения Псковской области наблюдаются изменения в области шеи (зоб).

5) Известно, что в сказке Гулливер совершал путешествие в страну лилипутов. Можно ли встретить лилипутов в реальной жизни?

6) При общем анализе крови врач первым делом обращает внимание на количество сахара.

7) У человека при страхе или гневе учащается сердцебиение.

8) В сказке мачеха на глазах у нелюбимой падчерицы начинает трястись, глаза ее выпучиваются, шея раздувается.


Вопросы учителя:

-Верите ли вы, что в реальной жизни встречаются люди с такими признаками?

-Нам нужно познакомиться со специфическими образованиями, которые вырабатывают особые вещества, влияющие на жизнедеятельность организма. Можете ли вы назвать эти образования?

-Почему эти железы называют железами внутренней секреции?

-Какие вещества вырабатываются в них?


На стадии осмысления:

Совершим экскурс в историю.

Когда Наполеон собирался воевать с Россией, в Альпы были посланы вербовщики, чтобы набрать солдат, не боявшихся морозов. Вербовщики вернулись трясущимися от страха. Они утверждали, что встречали целые деревни, заселенные кретинами – людьми, имеющими зоб. В армии они могли бы только чистить конюшни. Почему люди, дышавшие чистым горным воздухом, пившие чистейшую воду, оказались больными? Можно ли им помочь? (Это заболевание связано с нарушением деятельности щитовидной железы, встречается преимущественно в горных районах, объясняется недостатком йода в питьевой воде.)


Работа в группах (дифференцированные задания)

1 группа. Прочитать текст учебника и ответить на вопросы.

- Какие заболевания возникают при недостаточном выделении поджелудочной железой гормона инсулина?

- Каковы симптомы сахарного диабета?

- Как можно помочь больному сахарным диабетом?


Задание в группах:

2 группа. Задание: заполните таблицу.


Железы

внешней секреции

Железы

смешанной секреции

Железы

Внутренней секреции





Даны понятия необходимо их внести в таблицу. Железы: поджелудочная, гипофиз, половые, потовые, щитовидная, желудочные, вилочковая, сальные, надпочечники, слюнные.


Задание в группах:

3 группа. Заполните таблицу.

Пример выполнения задания учащимися


Железа

Гормон

Воздействие на организм

Гипофиз

Гормон роста

Регулирует рост организма, стимулирует синтез белка

Щитовидная железа

Тироксин

Влияет на обмен веществ, рост и развитие организма, усиливает возбудимость нервной системы

Поджелудочная железа

Инсулин

Снижает уровень глюкозы в крови, стимулирует печень на превращение глюкозы в гликоген, ускоряет транспорт глюкозы в клетки.

Надпочечники

Адреналин, норадреналин

Стимулирует сердцебиение, ускоряет дыхание, повышает кровяное давление, повышает уровень глюкозы в крови

Половые железы

Эстрогены

(женские)

Андрогены

(Мужские)

Обеспечивают развитие вторичных половых признаков, половую функцию организма.


Обсуждение задания, исправление неточностей, ошибок, оценивание ответа. Так, дети учатся правильно и по достоинству оценивать себя и других.



На стадии рефлексии. Анализаторы. Зрительный анализатор.


Игра «Найди пару»

Помогает закрепить знания материала по данной теме, формирует умение работать в группе или в паре, воспитывает умение слушать других.

Задание 1. Установите соответствие.

1.Хрусталик. 2.Сетчатка. 3.Рецептор. 4.Зрачок. 5.Стекловидное тело. 6.Зрительный нерв. 7.Белочная оболочка и роговица. 8.Свет. 9.Сосудистая оболочка. 10.Зрительная зона коры большого мозга. 11.Желтое пятно. 12.Слепое пятно.

А. Три части зрительного анализатора.

Б. Заполняет внутреннюю часть глаза.

В. Скопление колбочек в центре сетчатки.

Г. Меняет кривизну.

Д. Осуществляет различные зрительные раздражения.

Е. Защитные оболочки глаза.

Ж. Место выхода зрительного нерва.

З. Место формирования изображения.

И. Отверстие в радужке.

К. Питающий слой глазного яблока.

(Ответ: А-3,6,10; Б-5; В-11; Г-1; Д-8; Е-7; Ж-12; З-2; И-4; К-9.)


Игра «Пятый лишний»

Игра помогает закреплению знаний по теме, дает возможность вспомнить термины, развивает логическое мышление.

Из пяти перечисленных терминов надо выбрать лишний и объяснить свой выбор.

Например:

  1. Серое вещество, белое вещество, мозжечок, центральный канал, спинномозговой нерв.

  2. Промежуточный мозг, средний мозг, мост, продолговатый мозг, белое вещество.

  3. Лобная доля, затылочная доля, теменная доля височная доля, слуховая зона.

  4. Зрительная зона, слуховая зона, обонятельная зона, височная доля, двигательная зона.

  5. Эпифиз, гипофиз, потовые железы, надпочечники, щитовидная желе

Прием «Змейка»

Цепочка вопросов и ответов. Условие: цепочка не должна прерываться. Разрывающий цепочку выбывает на послеурочную сдачу зачёта по теме. Вопросы по теме нужно подготовить самостоятельно дома, чтобы не терять времени на уроке. По ходу вопросно-ответной понятийной работы идёт иллюстративно-наглядный процесс и заостряется внимание на самых важных вопросах темы. Повторы вопросов не допускаются. Темп высокий. Такая технология может выполняться в системе: учитель- ученик; ученик – ученик; ученик – группа; ученик – класс; класс – ученик и т.д.

Пример:

- Чем заполнен центральный канал спинного мозга?

+ Спинномозговой жидкостью.

- Сколько отходит от спинного мозга спинномозговых смешанных нервов?

+ 31 пара.

- Чем начинается каждый нерв?

+ Двумя корешками.

- Какое вещество находится в центре спинного мозга?

+ Серое.

- Какую форму имеет серое вещество в спинном мозге?

+ Форму бабочки.

- Откуда начинается спинной мозг?

+ На уровне большого затылочного отверстия.

- Где заканчивается спинной мозг?

+ На уровне второго поясничного позвонка.

- Назови оболочки спинного мозга.

+ Твёрдая, сосудистая, паутинная.

- Какова длинна и масса спинного мозга?

+ 45 см и масса 34-38 г.

- Какие функции выполняет спинной мозг?

+ Рефлекторную и проводящую.

- Какие центры находятся в спинном мозге?

+ Центры многих безусловных рефлексов, например: обеспечивающие движение диафрагмы, дыхательных мышц.

- Что замыкается в спинном мозге?

+ Рефлекторные дуги, регулирующие функции сгибательных и разгибательных скелетных мышц туловища, конечностей.

- Что подходит к спинному мозгу?

+ Все центростремительные нервные волокна спинномозговых нервов, несущие нервные импульсы от органов и тканей.

- К чему приводит повреждение спинного мозга?

+ Нарушение его функций: участки тела, расположенные ниже места повреждения, теряют чувствительность и способность к произвольному движению.

- Какой мозг оказывает большое влияние на деятельность спинного мозга?

+ Головной.

- Какие движения находятся под контролем головного мозга?

+ Сложные: ходьба, бег, трудовая деятельность.

- Что такое восходящий нейрон?

+ Нейрон, по которому нервные импульсы поступают в головной мозг.

- Что такое нисходящий нейрон?

+ Нейрон, по которому нервный импульс поступает из головного мозга.

- Какие нейроны лежат в передних корешках спинного мозга?

+ Двигательные (исполнительные).

- Какие нейроны лежат в задних корешках спинного мозга?

+ Чувствительные.

- Телами каких нейронов образованы нервные узлы?

+ Чувствительных.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология работы над ключевыми понятиями и терминами на уроках биологии

Автор: Кормишева Ирина Николаевна

Дата: 12.12.2018

Номер свидетельства: 490493

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ "
    ["seo_title"] => string(59) "sovriemiennyie-tiekhnologii-obuchieniia-na-urokakh-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "158221"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421695072"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Дидактика по биологии для работы с интерактивной доской. "
    ["seo_title"] => string(58) "didaktika-po-biologhii-dlia-raboty-s-intieraktivnoi-doskoi"
    ["file_id"] => string(6) "110547"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406189681"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Доклад: "ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ ПО БИОЛОГИИ" "
    ["seo_title"] => string(49) "doklad-osobiennosti-podgotovki-k-ient-po-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "151030"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420624626"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Методическая разработка урока "Защита незаслуженно гонимых амфибий" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-zashchita-niezasluzhienno-ghonimykh-amfibii"
    ["file_id"] => string(6) "222486"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436358472"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства