Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа с детьми с ОВЗ"»
Междисциплинарное взаимодействие учителя со специалистами ППк по вопросам учета особых образовательных потребностей детей с ОВЗ при реализации программ по предметам естественно-научного цикла
Поделюсь опытом с 5классниками: один из них с ЗПР, Второй ребенок с РАС с ЗПРВ начальной школе этот ребенок учился 4 года, вместо положенных 5 лет. Он прибыл к нам из начального звена другого образовательного учреждения.
Отмечу специф,черты, присущие моим ученикам: Решают младше актуального возраста, они могут пользоваться оказанной помощью и просить оказание помощи у педагнога, могут осмыслить сюжет картинки, рассказа, задания выполняют только поступательным, уровень сложности повышаю поступательно, решаем учебные задачи базового и минимального уровня, имеют слабо мотивированную познавательную активность, которая сочетается. с утомляемостью и необходимостью постоянно переключать внимание.
Дети с ЗПР не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий, постоянно должны иметь перед глазами опоры с определениями, правилами, алгоритмами выполнения.
Обучающиеся, с которыми я работаю оба обучаются по индивидуальному учебному плану, один из них в ресурсном классе. В добавок к перечисл особенностям перечислю специфические особенности для ученика с аутизмом:
Для ребенка с расстройствами аутистического спектра характерны следующие особенности развития и поведения
трудности в общении, стереотипии, повышена аудиочувствительность, отказ работы по таймеру, утрированная привязанность к пребыванию в школе, проявление вербальной агрессии, как форма нежелательного поведения.
Академический компонент на уровне ниже базового по итогам начальной школы.
Междисциплинарное взаимодействие специалистов по сопровождению детей и то, насколько они объединены пониманием друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению ребенка и его семьи. С этой целью возникает необходимость в обеспечении преемственности программы начального общего образования и основного общего образования. Из выше перечисленного очевидно, и чрезвычайно актуальна необходимость в обеспечении преемственности программ уровней начального и осн образования. Но вот какие в этой части обнаружены проблему:
В настоящий момент нет стандарта ОВЗ на уровень основного общего образования.
Нет утвержденных на уровень примерных адаптированных программ (АООП) , в том числе примерных рабочих адаптированных программ по предметам. Данный вид программ рассчитан на детей 5-6 классов, однако всегда необходимо учитывать зону ближайшего развития ребенка.
Основой преемственности также является взаимодействие, прежде всего, с психолого-падагогическим консилиумом. Я была назначена ведущим специалистом, которая координировала процесс представления ребенка с ЗПР в комиссии при обследовании между уровнями. Однако, существует еще более сложная задача, это обучение ребенка с РАС с ЗПР. Чтобы получить практические консультации в консилиуме в нашем образовательном учреждении каждый понедельник является днем консультативной работы консилиума с педагогами.
Для успешной работы с детьми с РАС осуществляется адаптация учебного материала. Продуктивность работы обеспечиваются в том числе за счет системы подкрепления рабочей мотивации ребенка. с целью исключения нежелательного поведения предусматривается специальная система поощрений, связанная с тактильными ощущениями: образцы почв, кинетический песок, массажная щетка и другие.Например, урок «Среды жизни планеты Земля». Для каждого урока используется специальный шаблон выполнения. Применяется специальная система наглядного материала. В частности, это контейнеры с картинками, целый арсенал их. на которых изображены организмы, населяющие разные среды жизни: наземно-воздушную, водную, почвенную. Ребенок в ходе выполнения задания должен правильно распределить имеющиеся изображения живых организмов по средам. Важно учитывать, что для детей с РАС очень эффективными являются задания, связанные с тактильным восприятием. Поэтому в своей практике ИСПОЛЬЗУЮ следующие упражнения пластилиновую живопись (например, оформление цветным пластилином водной среды, наземно-воздушной). При этом для помощи, ГОТОВЛЮ для ребенка контуры водоема, МОДЕЛИ деревьев. Интересно и эффективно задание «Кусочки целого» (поместить на картинку с изображением среды обитания основных обитателей этой среды). При этом наряду с тактильным восприятием осуществляется коррекция и развитие внимания, «Штриховка» - тоже интересное упражнение для работы. С помощью штриховки можно показать взаимное проникновение сред жизни планеты Земля. Подбираю материал, похожий на среды: вода в бутылке, вата облака, гербарии растений, которые тоже можно потрогатьОбязательно соблюдаю режим учебной нагрузки и отдыха, за этим четко следит тьютор, с целью нкедопущения предвестниками нежелат поведения.
К нашему сожалению, в течении 5 класса мы подбирали и выстраивали систему сотрудничества с этим ребенком: от наушников до арсенала поощрений. Мы склонны предполагать, что если бы такой персонализированный подход осуществлялся бы с ним ранее, то уровень академических знаний, у него возможно был бы несколько выше. Поэтому, мы уверены, что преемственность важна не только между программами учебных предметов, но и программами коррекционно-развивающей работы в отношении каждого конкретного ребенка.