Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование как увсловие успешной адаптации и социализации детей-инвалидов и детей с овз в современном обществе»
УДК 159.99
Светлана Алексеевна Андреева
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» (МБУ ДО «ЦДО»),
педагог дополнительного образования
E-mail: Lelik3535@rambler.ru
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УВСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация: В данной статье рассматриваются условия успешной адаптации и социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий в Центре дополнительного образования. Основным направлением обучения в Центре является объединение «кулинарное искусство». При исследовании использовались такие методы как: опрос, анкетирование, наблюдение. Исходя из полученных данных можно говорить, что данные занятия положительно влияют на успешную социализацию и адаптацию данной категории детей, повышают навыки самообслуживания.
Ключевые слова: дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, социализация, адаптация, дополнительное образование.
Как известно, особенности и манеры поведения закладываются и формируются еще в раннем детстве, вместе с ним формируется и взгляд на мир. Зачастую, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очень сложно успешно адаптироваться и социализироваться в современном мире. Общая черта их поведения состоит в том, что инвалидность формирует отличающееся от общепринятой нормы, измененное поведение. Образ проявления инвалидности влечет за собой то, что зачастую проявляются какие-то новые особенные изменения личности, которые вызывают иные проблемы, все это затрудняет успешную адаптацию и социализацию данной категории детей.. У детей-инвалидов и детей с ОВЗ часто проявляется склонность к изоляции от окружающих и общества. Хотя в настоящее время ситуация частично изменилась, но у детей-инвалидов по-прежнему проявляется нарушение способности включаться в нормальный процесс жизнедеятельности общества. Отклонения в развитии личности детей-инвалидов вызывают, прежде всего, нарушения в области познания и коммуникации, но могут также приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. У ребенка-инвалида часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство боязни, стыда, страха, обиды, причем у детей-инвалидов и детей с ОВЗ они зачастую имеют сложную степень выраженности. Измененной оказывается и самооценка у «особых» детей. Как говорят данные многих психологических исследований, большинство детей-инвалидов и детей с ОВЗ очень редко имеют завышенную самооценку, у большей их части она занижена, малый процент детей имеет среднюю. Дома родители часто стараются оградить от всевозможных негативных факторов, и часто, одним из таких факторов они считают приготовление пищи. Родителю проще все действия выполнить самостоятельно, не вовлекая в эту деятельность своего ребенка. В образовательном учреждении происходит подобная ситуация, персонал самостоятельно выполняет действия по приготовлению пищи, а на уроках «Технологии», обучающиеся только в теории узнают о способах приготовления пищи. В 2016 году на базе МБУ ДО «ЦДО» был открыт Отдел по работе с детьми- инвалидами и детьми с ОВЗ, одним из приоритетных направлений данного отдела стало объединение «Кулинария». На занятиях ребята, обучающиеся в ОГБУ ОУ «Центр «Особый ребенок» обучаются навыкам самообслуживания и приготовления пищи. Занятия проходят в теплой и дружественной обстановке. В начале учебного года образовательная программа «Кулинарное искусство» адаптируется для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, исходя из потребностей и заболеваний обучающихся. Основной целью занятий является развитие самосознания и уверенности в себе, что способствует успешному становлению личности. Занятия помогают почувствовать уверенность в себе, повысить свою значимость в глазах родителей и сверстников. Также положительный эффект оказывает участие в конкурсах, как общих, так и специальных, в которых указывается категория участников. Об этом могут свидетельствовать показатели опросников и анкет, которые проводятся педагогом-психологом Центра на протяжении трех лет. При первичной диагностики заниженная самооценка наблюдается у 55% обучающихся, средняя – 40%, высокая у – 5%, к концу года показатели изменяются: средняя – 70%, низкая – 15%, высокая 15%. Навыки самообслуживания на начало обучения: низкие показатели у – 60%, средние – 30%, высокие – 10%, на конец года: высокие – 30%, средние 65%, низкие – 5%.
Исходя из показателей опроса и анкетирования, можно говорить о том, что дополнительное образование является необходимым компонентом для успешной адаптации и социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, оно, в свою очередь, компенсирует ограниченность возможностей детей данной категории, развивает индивидуальность личности, дает возможность чувства собственной значимости и успеха. Поэтому дополнительное образование выделить как основной компонент, своеобразную «стартовую площадку», фундамент в становлении творческого, интеллектуального потенциала детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Список использованной литературы:
Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений / Под ред. Т.В. Зозули. – М.: Академия, 2005. – 304 с.;
Незамаева, М.А. Потенциал региональных культурно-досуговых учреждений в адаптации детей-инвалидов / М.А Незамаева // Успехи современного естествознания. – 2007. - №5. – С. 15-23;