Просмотр содержимого документа
«Статья "Элементы музыкотерапии в работе с детьми ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении"»
Элементы музыкотерапии в работе с детьми ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении
Аннотация: в статье раскрыта роль музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Ключевые слова: музыкотерапия, дети ОВЗ, дошкольное образовательное учреждение, коррекция
В наше время проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ стоит весьма остро. Музыкальная коррекция в тесной связи с педагогикой дает возможность создать особые предпосылки для успешного обучения, воспитания и адаптации в социуме каждого ребенка с ОВЗ. Для обеспечения возможностей успешного обучения каждого такого ребенка, для улучшения усвоения знаний, для активизации их самостоятельной познавательной деятельности очень важно использовать те богатые и разнообразные возможности, которые дает нам музыкотерапия.
Музыкотерапия - один из видов арттерапии (терапии искусством), направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на катарсис, регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.
Методы музыкотерапии в педагогике можно разделить на пассивные и активные. Первый основываться на том, что дети получают музыкальную терапию, не участвуя при этом в ней активно. Например, дети прослушивают музыку, в которой имитируется журчание ручейка, шум дождя, шум моря. Специально подобранные музыкальные произведения улучшают настроение, снимают досаду, гасят гнев, благотворно влияют на самочувствие. При этом детям предлагают занять удобную позу, выполнять движения, связанные с наклонами и потягиваем. В данном контексте становится очевидным, что музыка в рамках пассивной музыкотерапевтической технологии является фоном.
При применении активных методов музыкотерапии дети непосредственно участвуют в процессе оздоровления. Они поют (вокалотерапия), играют на музыкальных инструментах, двигаются под музыку по специально разработанным программам. Среди технологий активной педагогической музыкотерапии выделим вокалотерапию, логопедическую ритмику и игру на музыкальных инструментах.
В мини-релаксациях, проводимых в режиме дня, важно дать ребёнку почувствовать свое тело, его собственный тонус, показать возможности им управлять, научить расслабляться при напряжении. И в этом процессе детям помогает музыка, ее образное начало, средства выразительности (динамика, метроритм, темп). Мини-релаксации могут проводиться в конце занятий, требующих от ребенка большого напряжения и таким образом снимать его, или в начале занятия, когда после двигательной активности от детей требуется определенный настрой на занятие. Музыкальное сопровождение для мини-релаксаций используется в аудиозаписи, произведения подбираются в соответствии и с образом, и с задачей релаксации. Другим вариантом релаксации под музыку (в аудиозаписи) может быть мини-сценарий, условно обозначенный как «музыкальный сон». Такая релаксация может проводиться лежа (на ковре, кровати, кушетке) после активной деятельности детей, прогулки. Продолжительность музыкального сна 5 — 7 мин. Его тематика может быть различна: «На лесной лужайке», «Малыш на берегу моря», «На волшебном облаке». После одно-двухминутного дыхания в индивидуальном для ребенка темпе детям предлагается один из вариантов рассказа на фоне звучащей музыки в аудиозаписи — «Доктор сон», «Волшебство леса», «Морской бриз» и др. После релаксации сеанс завершается разными движениями (потягиванием с| открытыми глазами, хлопками в ладоши, глубоким вдохом и выдохом и т.п.).
Музыкальные занятия в системе всей коррекционно-педагогической работы направлены на предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекции и компенсации средствами музыки, музыкальной деятельности. В связи с этим при их организации и проведении необходимо создавать условия, максимально способствующие наиболее полному удовлетворению специфических образовательных потребностей, возникающих у детей из-за нарушений. Это форма обучения обеспечивает систематическое и целенаправленное музыкальное развитие ребёнка с ОВЗ в соответствие с задачами и содержанием типовой программы.
Музыкотерапия во всех ее вариантах является составной частью общей коррекционной работы с детьми, она не подменяет музыкального воспитания, которое выполняет свои конкретные задачи.
Литература:
Керимова М.В. Музыкотерапия как метод коррекции функциональных нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья // В сборнике: Продуктивное обучение: опыт и перспективы материалы IX Международной научной конференции. Самарский государственный социально-педагогический университет. 2017. С. 87-89.
Стефанова А.И. Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // В сборнике: Актуальные проблемы музыкального образования и этномузыкологии Материалы I Всероссийской заочной научно-практической конференции. 2017. С. 49-51.
Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии // Б. П. Пузанов. - М.: Аркти, 2005. - 160 с.
Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. - М.: Композитор,1999. - 227 с.