Стимуляции творческой активности и продуктивности помогает методика мозгового штурма. В этом случае происходит раскрепощение сознания, снимаются факторы боязни и страха оказаться смешным. Каждый учащийся класса высказывает любые свои мысли на предложенную тему, не контролируя их течение, не оценивая их и стремясь при этом побуждать других к подобным ассоциациям идей. После первого этапа «атаки» общая масса идей анализируется в расчете на то, что среди них окажется по меньшей мере несколько, содержащих наиболее удачные решения. Творчество обучаемых приходится в прямой зависимости от творчества педагогов, которые транслируют его в процессе совместного решения учебных задач. Творческий педагог допускает их вариативные решения, не требует жесткого следования своему темпу, оставляет время для мысленного экспериментирования и апробации различных способов решения одних и тех же задач, поощряет самостоятельность и дивергентность мышления. Учитель своими стратегиями обучения как бы «обрекает» ученика на творчество, «заставляет» осознавать ход и результаты учения, намечать этапы выполнения учебных заданий. Педагог должен поддерживать желание учащихся выполнять учебные задания по – своему, поощрять их к тому, чтобы они занимали в актах учебного взаимодействия активную позицию.
Примеры творческих заданий для учащихся: Задания в занимательной форме. Ведущим стимулирующим мотивом этой деятельности у учащихся я считаю занимательность, как «ключик» к детскому вниманию. Именно ребусы, чайнворды, кроссворды, викторины, игры ребятам хорошо известны и они овладели в полном объеме технологией их составления. Материалы, созданные в данной форме, привлекают внимание и способствуют развитию мотивации учащихся. Примером прогнозирования может служит на элементарном уровне поиск и воссоздание слов в кроссворде: этот поиск осуществляется на основе заданных ориентиров и «перебора» ранее усвоенных знаний. Например: После изучения основных понятий по теме «Генетика» можно дать учащимся задание составить кроссворд. Задания поэтического содержания. Эти творческие задания чаще всего выполняют ребята с доминирующей аудиальной модальностью. Сочинять стихи, сказки, загадки, придумывать истории, находить легенды и выступать с этими материалами перед одноклассниками ребятам очень нравится. Например создание «Синквейна». Синквейн стихотворение из 5 строк, которое строится по следующим правилам: 1) в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) 2) во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных) 3) в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы тремя словами (глаголы) 4) в четвертой строке – фраза из четырех слов, показывающая отношения к теме 5) в пятой строке – синоним из одного слова, которое повторяет суть темы.
Задания иллюстративного плана. Учащиеся, умеющие рисовать, фотографировать выбирают такие формы как создание рисованных фильмов, составление фотоальбомов по теме, презентаций, картины животных, аппликативные работы. Используя эти формы деятельности у детей формируются знания через кинестетику. Бесспорно, эти формы деятельности развивают кругозор. Способствуют освоению новыми навыками. |