kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование творческих заданий на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успешность учащихся на прямую зависит от тех форм и методов, которае использует педагог в своей деятельности. Стимуляция творческой деятельности учащихся возможна благодаря использованию различных творческих заданий. на уроках биологии я использую: Задания в занимательной форме (кроссворды, ребусы, викторины), Задания поэтического содержания (синквейн.), Задания иллюстративного плана (рисунки, презентации, фотографии.).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование творческих заданий на уроках биологии»

Использование творческих заданий на уроках биологии.

Успешность обучающихся часто зависит от того, насколько методы, применяемые преподавателем при обучении соответствуют их способностям. Использование на уроках приемов с учетом способностей детей, приводит к развитию не только логического, но и образного мышления, позволяет вовлечь в активную познавательную деятельность учащихся с разными типами восприятия. Творчество - это деятельность, результатом которой является создание нового. Это предполагает наличие у учащихся способностей, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью. Слово «творчество» образовано от слова творить, а это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.

Критерии творчества включают:

а) самостоятельность (полную или частичную)

б) поиск и перебор возможных вариантов движения к цели (в полном или частичном объеме)

в) создание в процессе движения к цели нового продукта (в полном или частичном виде)

Творческая деятельность немыслима без осознания цели поиска, без активного воспроизведения, ранее изученного, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, без воображений и эмоций.

Стимуляции творческой активности, учащихся помогает методика мозгового штурма. В этом случае происходит раскрепощение учащихся, снимаются факторы боязни и страха оказаться смешным появляется возможность высказать любые свои мысли на предложенную тему, не контролируя их течение, не оценивая их и стремясь при этом побуждать других к подобным ассоциациям идей. После первого тура «атаки» общая масса идей анализируется в расчете на то, что среди них окажется по меньшей мере несколько, содержащих наиболее удачные решения.

Творчество обучаемых напрямую зависит от творчества педагога. Творческий педагог допускает различные варианты решений, не требует жесткого следования своему темпу, оставляет время для экспериментирования и апробации различных способов решения одних и тех же задач, поощряет самостоятельность учащихся. Учитель своими стратегиями обучения как бы «обрекает» ученика на творчество, «заставляет» осознавать ход и результаты учения, намечать этапы выполнения учебных заданий.

Стимуляции творческой активности и продуктивности помогает методика мозгового штурма. В этом случае происходит раскрепощение сознания, снимаются факторы боязни и страха оказаться смешным. Каждый учащийся класса высказывает любые свои мысли на предложенную тему, не контролируя их течение, не оценивая их и стремясь при этом побуждать других к подобным ассоциациям идей. После первого этапа «атаки» общая масса идей анализируется в расчете на то, что среди них окажется по меньшей мере несколько, содержащих наиболее удачные решения.

Творчество обучаемых приходится в прямой зависимости от творчества педагогов, которые транслируют его в процессе совместного решения учебных задач. Творческий педагог допускает их вариативные решения, не требует жесткого следования своему темпу, оставляет время для мысленного экспериментирования и апробации различных способов решения одних и тех же задач, поощряет самостоятельность и дивергентность мышления. Учитель своими стратегиями обучения как бы «обрекает» ученика на творчество, «заставляет» осознавать ход и результаты учения, намечать этапы выполнения учебных заданий.

Педагог должен поддерживать желание учащихся выполнять учебные задания по – своему, поощрять их к тому, чтобы они занимали в актах учебного взаимодействия активную позицию.



Примеры творческих заданий для учащихся:

Задания в занимательной форме.

Ведущим стимулирующим мотивом этой деятельности у учащихся я считаю занимательность, как «ключик» к детскому вниманию. Именно ребусы, чайнворды, кроссворды, викторины, игры ребятам хорошо известны и они овладели в полном объеме технологией их составления. Материалы, созданные в данной форме, привлекают внимание и способствуют развитию мотивации учащихся. Примером прогнозирования может служит на элементарном уровне поиск и воссоздание слов в кроссворде: этот поиск осуществляется на основе заданных ориентиров и «перебора» ранее усвоенных знаний.

Например:

После изучения основных понятий по теме «Генетика» можно дать учащимся задание составить кроссворд.

Задания поэтического содержания.

Эти творческие задания чаще всего выполняют ребята с доминирующей аудиальной модальностью. Сочинять стихи, сказки, загадки, придумывать истории, находить легенды и выступать с этими материалами перед одноклассниками ребятам очень нравится.

Например создание «Синквейна».

Синквейн стихотворение из 5 строк, которое строится по следующим правилам:

1) в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)

2) во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных)

3) в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы тремя словами (глаголы)

4) в четвертой строке – фраза из четырех слов, показывающая отношения к теме

5) в пятой строке – синоним из одного слова, которое повторяет суть темы.



Задания иллюстративного плана.

Учащиеся, умеющие рисовать, фотографировать выбирают такие формы как создание рисованных фильмов, составление фотоальбомов по теме, презентаций, картины животных, аппликативные работы. Используя эти формы деятельности у детей формируются знания через кинестетику. Бесспорно, эти формы деятельности развивают кругозор. Способствуют освоению новыми навыками.

Возможно применение таких творческих заданий как, тексты с биологическими ошибками. Для проверки знаний предлагаются небольшие тексты с биологическими ошибками. В ходе выполнения таких заданий решается сразу несколько дидактических задач:

– проверка знания фактического материала;
– развитие образного мышления;
– осознание возможности практического использования биологических знаний в жизненных ситуациях;
– нравственное воспитание.

Например:

На обобщающем уроке по теме: «Развитие органического мира» в качестве одного из заданий учащимся можно предложить найти ошибки в тексте «Кайнозойская эра».

Кайнозойская эра.

Кайнозойский период состоит из трех эр: сначала антропоген, затем палеоген и последним идет неоген. В палеогене появились все отряды млекопитающих, а птицы и насекомые господствовали. В неогене происходило вымирание мелких динозавров, которые не успели вымереть в мезозое. Также в неогене вымерла основная масса первозверей. В антропогене появился человек. В антропогене появились саблезубые тигры, мамонты и другие гигантские рептилии.Что касается растительного мира, то здесь постепенно вымирали покрытосеменные растения и все больше преобладали голосеменные.

Использование различных творческих заданий материала позволяет решить несколько дидактических задач:

– стимулирует познавательную активность;
– способствует развитию логического и образного мышления;
– способствует лучшему усвоению нового материала;
– способствует реализации индивидуальных способностей детей;
– позволяет реализовать воспитательные возможности темы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование творческих заданий на уроках биологии

Автор: Рагузина Жанна Витальевна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131390

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Творческие задания по биологии седьмой класс по теме: "Насекомые" с ответами "
    ["seo_title"] => string(84) "tvorchieskiie-zadaniia-po-biologhii-sied-moi-klass-po-tiemie-nasiekomyie-s-otvietami"
    ["file_id"] => string(6) "136918"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417204000"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Проект по применению ИКТ  на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(49) "proiekt-po-primienieniiu-ikt-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "143014"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418406639"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии"
    ["seo_title"] => string(74) "ispol-zovaniie-tsifrovykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "294175"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455615657"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"
    ["seo_title"] => string(77) "sozdaniie-uslovii-dlia-formirovaniia-uchiebnoi-motivatsii-na-urokakh-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "252389"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447361613"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства