Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии
Мир меняется, меняется и школа. Урок, школа – уже не единственные источники знаний. Современная система образований подразумевает возрастание потоков информации по всем направлениям.
Информационная грамотность, это одна из компетенции, развитие которой предполагают современные школьные стандарты образования.
Одним из главных умений становится работа с все возрастающим потоком
Информации. Необходимо уметь получать, анализировать, хранить, передавать информацию для ускорения и повышения результативности всего процесса обучения.
Современная школа должна в первую очередь учить учится. Учитель становится организатором этого процесса. Приоритетная задача учителя на уроке создавать условия для познавательной деятельности учеников, расставлять акценты так, чтобы они добывали необходимую информацию, правильно оперировали ей.
Основы информатизации современного общества закладываются в школе.
Применение ИКТ на уроках становится необходимым явлением для усвоения знаний, формирования умений, навыков, решения различных учебных задач.
Современные требования согласно ФГОС - не давать детям готовые решения, учащиеся сами их находят. Они определяют индивидуальные образовательные пространства через компетенции: знаю, хочу узнать. Задача учителя – эффективно управлять данным процессом, творчески сотрудничая с ученическим сообществом.
Преимущества использования ЦОР на уроках биологии
Знания не просто транслируются ученику, а даются в контексте решения какой либо задачи или конкретной ситуации.
Появляется возможность творческого взаимообмена между учеником и учителем.
Происходит индивидуализация обучения через личное проникновение в учебный процесс со стороны ученика.
Актуализируется познавательная деятельность и повышается мотивация.
Повышается возможность организации личностно ориентированного обучения.
Появляются условия для эффективного совмещения образовательных и воспитательных целей.
Ожидаемые результаты
Формирование универсальных учебных действии, главного умения – учится.
Увеличение стремления к процессу добывания знаний, как личного статусного атрибута ученика.
Однако необходимо соблюдение разумного соотношения между применением средств ЦОР и живого человеческого общения, живого слова, диалога. Учитель не берет на себя все, а способствует возникновению желания не тихо, мирно отсиживаться на уроке, а принимать непосредственное участие в процессе рождения истины. Также необходимо соблюдать правила СанПин и регламенты использования технических средств обучения.
Основными видами деятельности, где можно использовать ЦОР являются: обычные и интегрированные уроки, подготовка докладов,
сообщений, проектная деятельность, общение по электронной почте, мультимедийные лекции, виртуальные лабораторные работы и экскурсии, подготовка для участия в семинарах, конкурсах, олимпиадах.
Типы ЦОР, используемых на уроках биологии
Программные продукты и наглядные пособия.
Интерактивные рисунки, схемы, иллюстрации.
Учебные видеофильмы, видеофрагменты, анимация.
Мультимедийные презентации.
Слайд-шоу.
Программные системы контроля, тесты, тренажеры.
Электронные учебники, энциклопедии.
Дидактические материалы. Собственные учебные пособия, созданные с помощью интерактивной доски. Цифрового микроскопа, в программах Microsoft Power Point, Adobe, Learning. Apps, Fotoshop и другие.
Использование ЦОР происходит на различных этапах урока. На этапе озвучивания темы урока ЦОР могут стать сопровождением для выявления и отбора проблемы в качестве информационно обучающего пособия. (Галерея изображений: слайд - шоу, презентация.) На этапе объяснения нового материала – работу с информацией можно организовать в группах одинаковой или контрастной компетентности в зависимости. На уроке
ученики работают on-line с условием, что учитель заранее проверил доступность и целесообразность интересующих ресурсов. Или при
подготовке урока можно скопировать необходимые web-страницы в отдельную папку на школьном сервере.
На этапе закрепления знаний происходит осмысление значения предлагаемой темы, анализ и синтез добытой самостоятельно или предложенной информации, программных продуктов. Даются интерактивные задания, связанные с выбором ответа, моделированием биологического содержания, конструированием схем, таблиц, анимации, виртуальные практические работы. Ученики пользуются опциями «систематизировать», «генерировать вопрос», «оценить альтернативу», «показать или спрятать все», «выстроить алгоритм биологических объектов или явлений». На данном этапе также активно используются возможности интерактивной доски и цифрового микроскопа для чередования видов деятельности.
На этапе контроля знаний используются компьютерные тесты, через панель инструментов «Формы» в MS WORD, графические диктанты, экспресс-опрос. При on-line тестировании результаты оцениваются автоматически системой. Во время тестирования off-line – используется электронный вариант теста и комментированная оценка учителя.
При выборе домашнего задания, в том числе дифференцированного, с учетом уровня подготовленности ученика, объемы и места размещения выполненной работы оговариваются. Электронные домашние работы дают
возможность самооценки своей работы и работ одноклассников. Реализация домашнего задания возможна в MS WORD, Power Point или Publisher.
Конструирование урока по биологии в шестом классе
с применением ЦОР
Тема урока: Лекарственные растения. Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород».
Последовательность урока:
Организационная часть.
Постановка цели, определение задач. Мотивация.
Актуализация знаний и умений. Разбор домашнего задания.
Усвоение и закрепление новых знаний.
Обсуждение усвоенного на уроке материала. Оценочные суждения со стороны учителя и учеников.
Выбор домашнего задания.
Цели урока: Получить дополнительные или альтернативные знания о различных лекарственных растениях, о положительных и отрицательных аспектах их применения на качественно новом уровне, проводя урок последовательно на двух площадках, в школе и в ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» применяя различные ЦОР.
Основные понятия урока: Значение растений, здоровье, лечение с помощью растений, лекарственные растения, жизненные формы растений, ботанический сад.
Основные умения: Определять личные задачи в специально организованной образовательной среде. Обнаруживать, изучать, сравнивать объекты в естественной среде. Используя интернет ресурсы, оценивать в реальной жизни предметы паркового значения. Осмыслить значение бережливого отношения к природе, к здоровью.
Форма проведения урока: Урок проходит в двух частях, в школе и в ботаническом саду. Следование по маршруту, остановки для наблюдений и изучение «объектов внимания». Для проведения урока используются маршрутный лист, планшет.
Метапредметные умения: Определение целей, освоение учебной программы, осмысление мотивов, трансформирование информационных умений, апробирование полученных результатов, к примеру, в проектной среде Globallab.
Личностные результаты: Сформулированность познавательных интересов и ответственности по сохранению здоровья, бережное отношение к природе, коммуникативность, определение гражданской и социальной идентичности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии»
Департамент образования г. Москвы
ГБОУ школа 1331 «Молодая Иверия»
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках
биологии в шестом классе
Зухбая Русудан Валерьяновна
Учитель биологии и химии
Москва
2015 год
Введение
Мир меняется, меняется и школа. Урок, школа – уже не единственные источники знаний. Современная система образований подразумевает возрастание потоков информации по всем направлениям.
Информационная грамотность, это одна из компетенции, развитие которой предполагают современные школьные стандарты образования.
Одним из главных умений становится работа с все возрастающим потоком
Информации. Необходимо уметь получать, анализировать, хранить, передавать информацию для ускорения и повышения результативности всего процесса обучения.
Современная школа должна в первую очередь учить учится. Учитель становится организатором этого процесса. Приоритетная задача учителя на уроке создавать условия для познавательной деятельности учеников, расставлять акценты так, чтобы они добывали необходимую информацию, правильно оперировали ей.
Основы информатизации современного общества закладываются в школе.
Применение ИКТ на уроках становится необходимым явлением для усвоения знаний, формирования умений, навыков, решения различных учебных задач.
Современные требования согласно ФГОС - не давать детям готовые решения, учащиеся сами их находят. Они определяют индивидуальные образовательные пространства через компетенции: знаю, хочу узнать. Задача учителя – эффективно управлять данным процессом, творчески сотрудничая с ученическим сообществом.
Преимущества использования ЦОР на уроках биологии
Знания не просто транслируются ученику, а даются в контексте решения какой либо задачи или конкретной ситуации.
Появляется возможность творческого взаимообмена между учеником и учителем.
Происходит индивидуализация обучения через личное проникновение в учебный процесс со стороны ученика.
Актуализируется познавательная деятельность и повышается мотивация.
Повышается возможность организации личностно ориентированного обучения.
Появляются условия для эффективного совмещения образовательных и воспитательных целей.
Ожидаемые результаты
Формирование универсальных учебных действии, главного умения – учится.
Увеличение стремления к процессу добывания знаний, как личного статусного атрибута ученика.
Однако необходимо соблюдение разумного соотношения между применением средств ЦОР и живого человеческого общения, живого слова, диалога. Учитель не берет на себя все, а способствует возникновению желания не тихо, мирно отсиживаться на уроке, а принимать непосредственное участие в процессе рождения истины. Также необходимо соблюдать правила СанПин и регламенты использования технических средств обучения.
Основными видами деятельности, где можно использовать ЦОР являются: обычные и интегрированные уроки, подготовка докладов,
сообщений, проектная деятельность, общение по электронной почте, мультимедийные лекции, виртуальные лабораторные работы и экскурсии, подготовка для участия в семинарах, конкурсах, олимпиадах.
Типы ЦОР, используемых на уроках биологии
Программные продукты и наглядные пособия.
Интерактивные рисунки, схемы, иллюстрации.
Учебные видеофильмы, видеофрагменты, анимация.
Мультимедийные презентации.
Слайд-шоу.
Программные системы контроля, тесты, тренажеры.
Электронные учебники, энциклопедии.
Дидактические материалы. Собственные учебные пособия, созданные с помощью интерактивной доски. Цифрового микроскопа, в программах Microsoft Power Point, Adobe, Learning. Apps, Fotoshop и другие.
Использование ЦОР происходит на различных этапах урока. На этапе озвучивания темы урока ЦОР могут стать сопровождением для выявления и отбора проблемы в качестве информационно обучающего пособия. (Галерея изображений: слайд - шоу, презентация.) На этапе объяснения нового материала – работу с информацией можно организовать в группах одинаковой или контрастной компетентности в зависимости. На уроке
ученики работают on-line с условием, что учитель заранее проверил доступность и целесообразность интересующих ресурсов. Или при
подготовке урока можно скопировать необходимые web-страницы в отдельную папку на школьном сервере.
На этапе закрепления знаний происходит осмысление значения предлагаемой темы, анализ и синтез добытой самостоятельно или предложенной информации, программных продуктов. Даются интерактивные задания, связанные с выбором ответа, моделированием биологического содержания, конструированием схем, таблиц, анимации, виртуальные практические работы. Ученики пользуются опциями «систематизировать», «генерировать вопрос», «оценить альтернативу», «показать или спрятать все», «выстроить алгоритм биологических объектов или явлений». На данном этапе также активно используются возможности интерактивной доски и цифрового микроскопа для чередования видов деятельности.
На этапе контроля знаний используются компьютерные тесты, через панель инструментов «Формы» в MS WORD, графические диктанты, экспресс-опрос . При on-line тестировании результаты оцениваются автоматически системой. Во время тестирования off-line – используется электронный вариант теста и комментированная оценка учителя.
При выборе домашнего задания, в том числе дифференцированного, с учетом уровня подготовленности ученика, объемы и места размещения выполненной работы оговариваются. Электронные домашние работы дают
возможность самооценки своей работы и работ одноклассников. Реализация домашнего задания возможна в MS WORD, Power Point или Publisher.
Конструирование урока по биологии в шестом классе
с применением ЦОР
Тема урока: Лекарственные растения. Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород».
Последовательность урока:
Организационная часть.
Постановка цели, определение задач. Мотивация.
Актуализация знаний и умений. Разбор домашнего задания.
Усвоение и закрепление новых знаний.
Обсуждение усвоенного на уроке материала. Оценочные суждения со стороны учителя и учеников.
Выбор домашнего задания.
Цели урока:Получить дополнительные или альтернативные знания о различных лекарственных растениях, о положительных и отрицательных аспектах их применения на качественно новом уровне, проводя урок последовательно на двух площадках, в школе и в ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» применяя различные ЦОР.
Основные понятия урока: Значение растений, здоровье, лечение с помощью растений, лекарственные растения, жизненные формы растений , ботанический сад.
Основные умения: Определять личные задачи в специально организованной образовательной среде. Обнаруживать, изучать, сравнивать объекты в естественной среде. Используя интернет ресурсы, оценивать в реальной жизни предметы паркового значения. Осмыслить значение бережливого отношения к природе, к здоровью.
Форма проведения урока: Урок проходит в двух частях, в школе и в ботаническом саду. Следование по маршруту, остановки для наблюдений и изучение «объектов внимания». Для проведения урока используются маршрутный лист, планшет.
Метапредметные умения: Определение целей, освоение учебной программы, осмысление мотивов, трансформирование информационных умений, апробирование полученных результатов, к примеру, в проектной среде Globallab.
Личностные результаты: Сформулированность познавательных интересов и ответственности по сохранению здоровья, бережное отношение к природе, коммуникативность, определение гражданской и социальной идентичности.
Ход урока:
№
Деятельность учителя
Место
проведения
Деятельность учеников
1.
Приветствие. Постановка задачи. Текстовый материал учителя. Проверка и обсуждение домашнего задания . Определение приоритетности отдельных модулей. Просмотр презентации «Лекарственные растения»
Школа
Приветствие. Фиксирование темы урока. Обсуждение домашнего задания, анализ возникших, при их выполнении трудностей. Просмотр презентаций.
2.
Опрос: 1.Осмысление высказывания Авицены :
«Три оружия есть у врача – слово, растения и нож».
Лечение травами – актуально или нет?
Как понимаем - забота о сохранении здоровья.
Отношения к растениям и к природе в целом.
Видеоряд, данные по применению и производству лекарств из растительного сырья.
2. Лекарственные растения и заболевания, при лечении которых их применяют.
В. Жизненные формы лекарственных растений.
3. Какие органы растений используют для лечебных целей.
4. Заболевания, для лечения которых применяются лекарственные растения.
1.Отвечают, высказывают точку зрения, ищут примеры и аргументы по различным ссылкам. Выполняют на интерактивной доске задания: Дополнить логическую цепочку, найти слова подсказки.
2. Перечисляют наиболее
распространенные лекарственные растения, находят их фото и характеристики по указанным учителем ссылкам.
В группах определяют растения – травянистые, кустарники или деревья.
3. Информационно-поисковая работа. Обнаружены: листья шалфея, корни аира, кора крушины, стебли сабельника, плоды шиповника, шишки хмеля, рыльца кукурузы, семена льна. На доске Smart Exchange выполняют задание с применением принципа апликации, конструируют задание по собиранию элементов в виртуальные карманы.
4. Виртуальная энциклопедия. Составляют схему, болезнь – применяемые растения.
Определяют свое отношения к лекарственным формам в случае необходимости применения.
3.
Усвоение и закрепление нового материала.
1. История создания Ботанического сада МГУ.
2. Ознакомление со структурой сада, растительными сообществами, с экспозицией лекарственных растений.
3. Осмотр растений, определение их видовой принадлежности лекарственных растений на основе изучения их строения.
4. Поиск методов сбора, сушки и хранения лекарственных растений в зависимости от времени года.
5. Ролевая игра. Во время экскурсии пострадал ученик, получив ушиб, укус или порез. Как помочь?
6. Нахождение лекарственных растений на территории сада, растущих вне специально отведенных мест.
Школа, ботанический сад «Аптекарский огород»
1. Находят по поисковой системе историю создания ботанического сада.
2. Знакомятся с экспозициями и определяют структуру сада, систематическую принадлежность некоторых растений. Знакомятся с оранжереей и принципом выращивания в ней растений.
3. Изучают лекарственные растения, определяют их вегетативные и генеративные органы.
Питаются определить видовую принадлежность.
4. Группа учеников находит и озвучивает методы сбора и хранения растений.
5. Назначаются «пострадавшие и врачи», которые подбирают соответствующие сборы растений.
6. находят на территории сада подорожник, ромашку лекарственную, крапиву.
4.
Оценочные суждения.
Ботанический сад
Дают оценку полученного информационного массива.
Высказываются по поводу выполнения различных действии в саду.
Намечают продолжить поиски лекарственных растений летом во время каникул под присмотром взрослых.
5.
Варианты домашних заданий: 1.На основании полученной информации сопоставить словесные образы, графические и мультимедийные интерпретации с объектами, увиденными в живой природе. 2. Выяснить какие лекарственные растения применяются в семье и составить ботаническую и медицинскую характеристику данного растения.
3. Подумать над вопросом: почему интенсивность процесса фотосинтеза у растений в лесах выше, чем у растений в городской черте?
Школа.
Дом
Выполняют в тетрадях. Электронные домашнее задания можно разместить в MS Word или Power Point.
Данный урок был разработан с целью интегрирования различных форматов урока и учебных действий. Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород» был выбран в рамках программы «Урок в Москве» для освоения московского пространства, разумного сочетания различных форм восприятия учебного материала.
Интернет-ссылки, предлагаемые ученикам для пользования