Социальный проект класса как условие воспитания экологической культуры личности.
Социальный проект класса как условие воспитания экологической культуры личности.
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет обучения детей.
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула перед школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен.
Внеучебная воспитательная работа обладает значительным потенциалом для формирования экологической культуры школьников.Мы переступили порог XXI века, и экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социальный проект класса как условие воспитания экологической культуры личности. »
Социальный проект класса как условие воспитания
экологической культуры личности.
Злобина Е. А.,
МОУ «СОШ № 7», учитель биологии
высшая кв. категория
« Каждый твой поступок отражается на других людях.
Не забывай, что рядом с тобой человек»
В.А.Сухомлинский
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет обучения детей.
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула перед школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.
Внеучебная воспитательная работа обладает значительным потенциалом для формирования экологической культуры школьников.
Повысить эффективность этой работы можно, соблюдая определенные педагогические условия, к числу которых относятся:
ясное и четкое осознание целей образования и воспитание учащихся в области окружающей среды;
организация работы в реальной системе учебной и внеучебной деятельности детей, определение компонентов этой системы и установление взаимосвязей между ними;
определение компонентов структуры процесса экологического воспитания;
оптимальное сочетание традиционных форм и методов, теоретических и практических занятий, использование возможности семьи в формировании у детей любви и бережного отношения к природе;
усиление практической направленности деятельности школьников, реализации в действии девиза «Мыслить глобально, действовать локально»;
формирование у учащихся активной гражданской позиции, воспитание у них стремления к участию в деятельности местных и международных экологических организаций, осознания школьниками положения: «Я - гражданин Мира».
Мы переступили порог XXI века, и экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности.
Его составные части:
знания человека о природе, взаимосвязях в природе, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде;
интерес к природе, к живым и неживым компонентам, к проблемам ее охраны;
чувства нравственные (любовь, жалость, сопереживание, стыд и т.д.) и эстетические (восхищение, удивление, любование);
позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение и приумножения природы, достойное поведение в окружающей человека среде;
мотивы, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические, утилитарные и др.).
На основе взаимосвязи этих компонентов у школьников формируются новые ценностные ориентации, стремления, гражданская позиция. Разные направления деятельности школьников по изучению и сохранению природной среды, организационные и познавательные мероприятия, практическая и просветительная работа, благотворительные акции, познавательно-развлекательные мероприятия помогают в формировании экологической культуры личности.
В МОУ «СОШ №7» создан экологический клуб «Бумеранг», руководителем которого на протяжении нескольких лет являюсь я, Злобина Е.А. В последнее время я все чаще наблюдаю растущее равнодушие учащихся старшего звена к проблемам окружающей среды и наоборот, неподдельный интерес к ее изучению у младших школьников.
В 2010 году я стала классным руководителем учащихся 5 класса. Активные, творческие, неравнодушные дети еще с летней оздоровительной площадки являлись моими первыми помощниками в экологической деятельности. Поэтому одним из направлений воспитательной работы с классом я выбрала формирование экологической культуры.
Мною были поставлены цели и задачи:
Цели: создание условий для социального становления и развития личности подростка через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности подростков
Задачи:
1. реализация интересов и потребностей подростка через изучение природы своей малой Родины средствами экологии, туризма, краеведения;
2. организация и претворение в жизнь посильно значимых для подростков дел, акций, ролевых игр по сохранению природного наследия микрорайона Ревды;
3. формирование нравственной экологической позиции личности подростка;
4. развитие у подростков личного экологически ориентированного опыта по взаимодействию с окружающим миром;
5. включение подростков в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность;
6. улучшение экологического состояния окружающей среды вокруг Ревды.
Учащиеся пятого класса обладают повышенной активностью, любознательностью, они посещают различные кружки и секции. Часть их могучей энергии я решила направить на реализацию социального проекта класса «Неси людям радость!»
Девиз проекта «Мы делаем мир ярче» охватывает все направления воспитательной работы, с классом включая и экологическое
Социальный проект«Неси людям радость!»
Цель: привлечение школьников, родителей и социальных партнеров к сотрудничеству в деле защиты природы; воспитание гордости за свою малую родину и морального удовлетворения от собственной причастности к сохранению природы.
Формы работы
Массовые формы работы.
Изучение памятника природы «Агаповские боры» и природного ландшафта Кабалинские родники послужили мотивом для проведения акций «Чистый бор» и «Операция – Родник» - по уборке мусора на данных территориях. Во время летней оздоровительной площадки, будущие пятиклашки проводили презентацию экологической тропы «Лебяжий пруд» предварительно очистив от мусора сквер и берег водоема. Учащиеся принимают участие в акциях по озеленению школы и школьного двора, территории подшефного детского сада. Ребята сразу откликнулись на просьбу ТСЖ «Петровские дачи» помочь в благоустройстве детской площадки, операция «Уютный двор» была проведена по адресу ул. Лесная,1. В октябре 2010 года весь класс принимал участие в подготовке и проведении Дня земли, посвященного дню работников сельского хозяйства.
Игровые формы работы:
Творческий потенциал класса был задействован в постановке пьес экологического содержания: «Девочка и пришельцы», новогодняя сказка «Защитим елку!», с этими постановками ребята выступили в школе, побывали в детском саду, выступая перед детьми и родителями, организовали игры – КВН между учащимися 5 и 4 класса, выступили с презентациями «Ода березе», «Жители водоема». Учащимися были подготовлены общешкольные тематические линейки: «Берегите птиц» - знакомство с зимующими птицами и изготовление кормушек, «Сохрани жизнь дереву» - сбор макулатуры, «Опасный костер» - о причинах лесных пожаров.
Просветительские мероприятия:
Конкурсы рисунков «Сердцу милый уголок», «Человек на планете Земля» плакатов, бюллетеней, листовок, конкурс чтецов «Поэты о природе».
Практические мероприятия.
Природоохранная деятельность: защита и улучшение природной среды: изготовление кормушек, борьба с мусором, озеленение класса, клумб, помощь в благоустройстве дворов ТСЖ «Петровские дачи».
Пропаганда и разъяснение идей охранной природы:
Беседа с товарищами, выступления с сообщениями в начальных классах, на родительских собраниях, перед жителями совхоза в ДК «Юбилейный родителями, изготовление плакатов, рисунков, выпуск стенгазет.
Исследовательская работа:
Наряду с практической деятельностью часть учащихся проводили свои первые научные исследования, с результатами которых выступали на школьной конференции в тематические недели наук естественно - математического цикла. Темы работ:
изучение антропогенного воздействия на природу;
составление карты экологических опасностей микрорайона;
исследование территории памятника природы «Агаповские боры»
проектно-исследовательская деятельность с учащимися по мониторингу окружающей среды микрорайона.
Разработка маршрута экологической тропы.
Победители выступят перед родителями на итоговом родительском собрании в мае.
Наши социальные партнеры
МОУ СОШ № 7, МДОУ «Солнышко», товарищество собственников жилья «Петровские дачи», управляющая компания «Теплый дом», родители и жители микрорайона.
Результаты деятельности
Как любому педагогу мне хочется знать насколько мое влияние оказалось действенным на ребенка, так как были и успехи и поражения:
1. Я с интересом слушаю эмоциональные высказывания учащихся, родителей, жителей микрорайона, социальных партнеров после каждой проведенной акции. Вот некоторые из них:
- очень понравилось трудиться на свежем воздухе;
- здорово, что именно мы сделали эту работу, за которую нас благодарили жители (покраска и благоустройство детской площадки);
- какие молодцы, большое спасибо и т.п.
Сами «работники» с удовольствием любовались плодами своих трудов.
2. Очень нравиться ребятам выпуск листовок, т.к. здесь они могут высказать свое мнение и дать информацию к размышлению взрослым, т.е. выразить свою гражданскую позицию.
«Мы хотим играть в чистом сквере!»;
«Нам не нравится мусор на берегу».
3. Совместные мероприятия стали одним из факторов большего сплочения классного коллектива.
Результат моей деятельности должна отражать схема формирования экологической культуры, отражающая положительное взаимное влияние всех компонентов системы.
ДРУЗЬЯ
ПЕДАГОГ РЕБЕНОК РОДИТЕЛИ
ЖИТЕЛИ
Как ребенок поведет себя в окружающем его мире? Это во многом зависит от нас, взрослых, от экологического воспитания в семье, в школе. Красота окружающего мира помогает развивать у ребенка эстетический вкус, воспитывает любовь и уважение к природе. Такие люди будут создавать города-сады, озеленять дворы, улицы, села. У них не поднимется рука сломать зеленую ветку с гроздьями алых ягод или вырвать с корнем молодое деревце. Но чтобы таких людей на нашей Земле было большинство, необходимо с первых шагов своим действием закладывать в сознание ребенка понятие, что жизнь человека на всех ее этапах развития неразрывно связана с природой.