Просмотр содержимого документа
«Системность осуществления воспитательного взаимодействия»
Системность осуществления воспитательного взаимодействия
Подготовила: учитель МКОУ «Ленинской СОШ №2 г. Ленинск Волгоградской области Терлянская Е.В.
Исходя из системного подхода, можно выделить 3 слоя воспитательного взаимодействия с личностью ученика.
Первый слой - это воспитательная система всей школы, в рамках которой педагогический коллектив будет стремиться упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития учащихся.
Второй слой - это воспитательное пространство класса, где и происходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия.
Третий слой - это система педагогического обеспечения индивидуального развития ребенка.
Отсюда одновременная работа по созданию системы индивидуального развития каждого ребенка, который включен в воспитательные пространства класса, которое, в свою очередь, включено в воспитательную систему школы.
Результат:
1) Формирование воспитательной системы, где каждый ребенок открывает себя в сотрудничестве с другими и с самим собой.
2) Создание органов самоуправления
Задача: устройство общешкольной жизни на демократических принципах.
Формирование органов самоуправления начинается через самоопределение каждого ученика, который отвечает на вопрос «Какова моя роль в школьном самоуправлении?».
Затем проходят выборы главного органа и его помощников, формирование команды в классе.
Следующий шаг - формирование общешкольного управления через выборы.
3) Формирование детской организации в начальном, в среднем и старшем звене.
4) Организация планирования, которое охватит все структуры школы.
5) Развитие дополнительного образования через направления:
Художественно - эстетическое;
Профильное
6) Разработка нормативно-правовой базы.
7) Создание условий для повышения профессионального уровня педагогов.
8) Совершенствование работы с родителями: педагогический лекторий, создание родительского клуба, совместные конкурсы, выставки.
Моделирование воспитательной системы, построенной на основе идей «Педагогики успеха».
«Успех порождает успех»
Сегодня у нас есть государственный заказ на воспитание личности, изложенный в Концепции модернизации российского образования до 2010 года и государственной программе «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года»
Учитывая изменения, происходящие в обществе, социальный заказ, а также определённые проблемы, связанные с воспитанием учащихся, педагогический коллектив считает необходимым продолжить воспитательную деятельность в школе на основе воспитательной системы «Педагогика успеха».
Сущность воспитательной системы «Педагогика успеха»
«Педагогика успеха» представляет собой лестницу достижений, каждая ступенька которой — это достижение человеком определённой цели, совершённое с верой в себя и в значимость поставленной цели.
Воспитательная система «Педагогика успеха» позволяет проектировать работу по созданию условий для развития достойной личности, формированию ориентации на успех и достижение. Успех – это наиболее полное достижение поставленной цели, а достижение в свою очередь – это опредмеченный результат.
Основным показателем успешности реализации принципа обучения и воспитания обучающихся являются следующие:
- положительный статус ребёнка как обучающегося в семье;
- достижения в учебной деятельности;
- одобрение учителя;
- признание референтной группой.
Цель. Создание единого воспитательного пространства для полноценного развития каждого ученика, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.
Задачи: Воспитание юного гражданина, патриота своего города, своей страны.
- Создание условий для воспитания лидерских и творческих качеств школьников.
- Создание условий для эффективного использования и совершенствования культуры проведения свободного времени школьников.
- Организация партнёрских отношений с родителями учащихся.
Содержание воспитательной деятельности.
1.Я – личность. Цель. Самореализация и самовыражение учащихся через развитие и проявление индивидуальных особенностей.
2. Интеллект. Цель. Формирование мотивационной сферы учащихся к познавательной деятельности.
3. Моё Отечество. Цель. Воспитание любви к своему городу, чувства гордости за него, ответственности за его судьбу, принадлежности к городскому сообществу.
4.Семья и здоровье. Цель. Формирование любви, уважения, чувства долга к родителям, близким людям. Формирование здорового образа жизни.
5. Коллектив и общество. Цель. Социальная адаптация учащихся.
6. Лидер. Цель. Развитие лидерских качеств школьников в единстве с умениями коллективного взаимодействия и ключевыми компетенциями (гражданско-правовой, интеллектуальной, коммуникативной, информационной, поликультурной).
Ожидаемые результаты реализации программы развития воспитательной системы
1. Повышение статуса школьника в городском социуме и значимости воспитания внутри школы.
2. Развитие кадровой структуры школы с целью организации внеурочной работы и дополнительного образования.
3. Упорядочение компонентов воспитательной системы школы на основе реализации единых целевых программных установок, общего цикла воспитательных мероприятий. Использования единой системы диагностики, единого центра управления механизмом реализации программы.
4. Создание общих смысловых доминант, приоритетов, ценностей, насыщение воспитательного пространства ценностно-смысловыми ориентирами, соответствующими нравственно-гуманистической парадигме образования.
5. Положительная динамика в разрешении указанных целей и задач.
6. Положительные изменения по тем критериям и показателям, которые указаны в диагностическом сопровождении воспитательного процесса.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательного процесса.
Для исследования эффективности воспитательной системы целесообразно использовать следующие критерии:
1. Социализированность личности учащихся.
2. Развитие креативных способностей учащегося.
3. Сформированность нравственной направленности личности учащегося.
4. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе.
5. Уровень развития классных коллективов.
6. Удовлетворенность родителей деятельностью образовательного учреждения.
7. Уровень развития самоуправления в школьном и классных коллективах.
Для изучения эффективности воспитательной системы используются такие методики, как:
1.3. Программа построения воспитательной системы, основанной на идее «педагогики успеха»
Этапы
Деятельность
Работа участников деятельности
Администра-ция
педагоги
ученики
родители
Сроки,
ответ-ственные
1.Про-ектный
1.Разработка концепции воспитательной системы.
2.Обсуждение проекта
Участие в диагностических исследованиях
Подготовка материалов для диагностики
Проведение диагностиче-ского исследования
Участие в диагностирова-нии, тестировании
Участие в анкетиро-вании
Январь
Участие в обсуждении проекта
Февраль
3.Разработка программы деятельности по формированию воспитательной системы.
Утверждение программы. Привлечение научных консультантов.
Участие в разработке программы
Март- апрель .
4.Формирование творческих групп учителей и педагогов д.о. по разработке форм и способов педагогического взаимодействия.
5.Определение критериев эффективности воспитательной деятельности.
Организация работы по изучению педагогических технологий
Апробация новых форм и способов педагогического взаимодействия
Сентябрь- октябрь.
2.Практический
6. Реализация программы совместных действий
Участие в работе по реализации программы
Ноябрь ноябрь.
Решение финансовых вопросов
Освоение и использование новых форм, приёмов и воспитательного взаимодействия методов
3.Обобщающий
7.Осуществление коллективной рефлексии. Определение результатов деятельности.
8.Обобщение и презентация опыта работы.
Участие в работе
Декабрь.
Январь
Проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития воспитательной системы
1.4. Возможные мероприятия по выполнению целей и задач
проекта модели воспитательной системы «Педагогика успеха»
№
Мероприятия
Сроки
Ответственный
Результат
1.
Моделирование воспитательной системы класса
01.03. 01.03.
Классные руководители
Положительные результаты диагностики классных коллективов
2.
Организация системы подготовки и обучения педагогических кадров для реализации проектной деятельности
01.03. -01.01.
Зам. директора по УВР
Заинтересованность учителей в создании проектов
3.
Создание системы диагностики достижений обучающихся (учебные, интеллектуальные, творческие, спортивные)
Ежегодно в апреле
МО классных руководителей и педагогов доп. образования
Рейтинг достижений учащихся по школе
4.
Организация выставок ученических портфолио по параллелям
Ежегодно
Апрель-май
МО классных руководителей
Участие в национальном проекте «Образование» и «Одарённые дети»
5.
Проведение презентаций кружков и секций
ежегодно
Педагоги доп.образования
Увеличение количества учащихся в коллективах д.о.
6.
Проведение соревнований «Кубок «Золотой осени»
ежегодно
.
Активное участие школьников в массовых спортивных мероприятиях
7.
Создание мини-проектов по экологическому,
гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
1 раз в год
.
Участие в грантовых проектах
8.
Реализация проекта «Прошлое, настоящее, будущее школы»
ежегодно
Формирование школьного музея.
Привлечение новых учащихся к работе в музее
9.
Создание проекта «Мой друг театр»
В течение года
Активное участие школьников и обучающихся других школ в проекте
10.
Спланировать работу ассоциации выпускников по подготовке к 45- летнему юбилею гимназии
01.09.
Проведение вечера встречи выпускников и др. мероприятий, к юбилею
11.
Развитие партнёрских отношений между школой и семьёй через проведение родительских конференций
ежегодно
Зам. директора по. УВР
Рост участия родителей в делах класса и школы
12.
Обеспечение материально-технических условий реализации проекта
постоянно
Администрация
Создание необходимых условий
13.
Разработать механизм диагностики отслеживания результатов по реализации проекта
01.09.
проводить в конце учеб. года
Психолог
Выполнение планов и программ по проекту
14.
Использование потенциала Социальных партнёров для реализации проекта
постоянно
Зам. директора по УВР
Оказание консультационной и практической помощи в работе над проектом и его реализации
Раздел V. Управление программой и механизм ее реализации.
Для решения вопросов практической реализации программы создается проектно-административная команда во главе с директором школы
По ходу каждого этапа реализации Программы проводятся с учителями теоретические семинары, методическая учеба.
В течение каждого этапа осуществляется мониторинг качества решения каждого раздела программы, публичная презентация промежуточных результатов.
Результаты реализации Программы обсуждаются на школьном педагогическом совете, проводимом административной командой.
По итогам анализа результатов каждого этапа осуществления Программы делается анализ работы коллектива и составляется планирование реализации следующего этапа.