kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Системно - деятельностный подход в преподавании биологии в 5-6 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность, приживаться в лабиринтах Интернета. Кто же, как не школа, призвана развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Системно - деятельностный подход в преподавании биологии в 5-6 классах »

Содержание



I. Введение 2-4

II. Основная часть работы. 4-11

Заключение. 12

Список литературы 13







































Введение

Актуальность

Требует ли жизнь в современных условиях изменений в области образования? Правильно ли, что хорошее обучение то, которое нацелено только на прочные знания?

Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность, приживаться в лабиринтах Интернета. Кто же, как не школа, призвана развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться.

Переход от теоретической к практической парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки новых стандартов общего образования, рассматривающего образование как институт социализации, обеспечивающий вхождение подрастающего поколения в общество.

В Законе РФ «Об образовании» сказано: "Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.

Приоритетной задачей образования становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно – деятельный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях биологического образования. В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления, формированию свободной личности. Но проблема в том, что обучающиеся перегружены учебными занятиями, у них понижена познавательная активность, в связи с этим снижается объем воспринимаемой учебной информации, это сказывается на качестве успеваемости. Анализ успеваемости за последние два года показал, что качественная успеваемость снижается в среднем звене.



Возникли противоречия между:

•необходимостью развития познавательной активности школьников и недостаточной разработанностью средств активизации данного процесса на уроке;

  • необходимостью получения качественного образования и недостаточностью учебного времени;

  • Наличием негативно-пассивного отношения учащихся к предмету и необходимостью осознания ими значимости занятий по биологии

.


Это определило проблему: необходимость разработки системы работы, формирование познавательного интереса и познавательной активности на уроках и во внеурочное время в контексте системно-деятельностного подхода.

Цель моей работы: разработка системы работы по формированию познавательной активности на уроке средствами современных педагогических технологий.

Задачи:

Изучить педагогическую литературу по использованию системно-деятельностного подхода, нормативные документы, литературу по формированию познавательного интереса и познавательной активности учащихся на уроках.

Разработать разнообразные формы и методы организации учебного процесса, направленные на интенсификацию учебно-познавательного процесса, на развитие интереса к биологии.

Повысить уровень образования.

Обобщить тему на РМО учителей биологии.


Предполагаемые результаты:

- создать условия для активной познавательной деятельности и

повысить уровень активности учащихся за счет современных деятельностно-ориентированных технологий, формирование необходимых компетенций;

- повысить успеваемость до 100%;

-сформировать навыки самостоятельной работы и самооценки;

-повысить качество образования в 5-6 классах до 80%;

- уметь работать с компьтером;

-овладеть навыками поисково-исследовательской деятельности, уметь находить необходимую информацию и применять свои знания в дальнейшей работе;

- положительная динамика уровня развития творческих

способностей учащихся - участие в различных творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-исследовательских работах.


II Основная часть


Б. Шоу « Единственный путь, ведущий


к знанию – это деятельность»


Сегодня в нашей стране большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время активно обсуждается введение в школу Федеральных государственных стандартов нового поколения.

Происходящая модернизация образования оставляет педагогов один на один с вопросом: Как в свете новых требований к школе и результатам образования эффективно учить детей?


Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.


Понятие системно - деятельностный подход введено в 1985г. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов) и деятельностного, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В.Занков, А.Ф.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Н.Ананьев и многие др. исследователи).


Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого — развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:

1. воспитание и развитие определенных качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

2. ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

3. учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

4. обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

5. разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

6. гарантию достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

В чём же сущность деятельностного подхода?

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» .

Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение — это совместная деятельность (учителя и учащихся), основанная на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленной работы учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности .

Важно развивать такие учебные универсальные действия, как: рефлексия, анализ, планирование. Именно они нацелены на развитие самостоятельности человека, его самоопределение. Таким образом, организация развития учебной деятельности на уроке построена с опорой:

— на мысленные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы;

— на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций;

— на усиление интенсивности мышления учащихся в результате поиска новых знаний и новых способов решения учебных задач;

Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Поэтому современное обучение должно быть развивающим и реализовывать деятельностный подход.

Принцип деятельности в процессе обучения выделяет ученика как субъекта в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса.

В результате моей работы в школе я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммунникационные средствами УМК «Сферы».

21 век-век информации. В нашу повседневную жизнь прочно вошла компьютерная техника, позволяющая рассматривать процесс обучения с новой точки зрения.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет: сделать урок более интересным, наглядным; дифференцировать процесс обучения, вовлечь обучающихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность; визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире; представлять в удобном для изучения масштабе времени различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью; осуществлять контроль, самоконтроль; проводить лабораторные и практические работы.

Изменяется и роль учителя – он становится организатором самостоятельной работы учащихся, координатором их действий. На смену традиционным технологиям обучения приходят образовательные мультимедиа технологии. «Сферы» – проект, формирующий принципиально новую информационно-образовательную среду, открытую для других образовательных материалов и сервисов.

Рабочая программа по биологии в 5-6 классах по линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по биологии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.

Новая образовательная стратегия требует глубокой перестройки всех составляющих образовательного процесса и, прежде всего, обновления учебно-методических комплектов. Таким является УМК «Сферы» по биологии. Комплект УМК включает в себя учебник, тетрадь-тренажер, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, электронное приложение

Содержание УМК настолько логично построено, хорошо иллюстрировано, что позволяет самим создавать расширенные схемы для объяснения материала. Практически на каждом уроке при изучении нового материала ребята работают самостоятельно. Моя помощь заключается в том, что я предлагают им лишь схему изучения. Результатом этой работы является опорный конспект урока, который они используют при подготовке домашнего задания.

Заложенная база фото, видео, анимации позволяет мне создавать презентации к уроку при составлении которых из огромной массы материала, предложенного УМК, я выбираю, главное к определенному уроку. Кроме того, УМК дает возможность учащимся обратиться к информационным источникам Интернета прямо на уроке.

Рубрики «Тренажер» и «Контроль» электронного приложения позволяют мне проводить закрепление и опрос как по изученному материалу на уроке, так и по проверке домашнего задания.

С помощью УМК «Сферы» легко сформировать у учащихся учебно-познавательные, информационные, коммуникативные компетенции. Текст параграфа учебника составлен так, что он содержит много информационного материала, на лабораторных и практических работах у учащихся формируется навык выполнения основных этапов работы, они учатся самостоятельно делать выводы .

Информационная компетенция предполагает не только отбор материала, но и умение с ним работать. В этом плане большое значение имеет составление планов и опорных конспектов по изученному материалу, использование тетради-тренажера. На моих уроках ребята получают опережающие задания, подбирают интересный материал и представляют его в виде компьютерных презентаций.

Очень часто я провожу уроки в компьютерном кабинете, где происходит формирование универсальных компетенций на всех этапах урока, у учеников появляется возможность работать с диском индивидуально как дома, так и в классе. Это можно видеть наглядно. Выполняя, задания тестов разделов «Тренажер» и «Контроль» можно опросить сразу 15 человек, при этом проверить изученный материал на уроке или домашнее задание. А также проводить лабораторные работы по отдельным темам, которые требуют дополнительного оборудования или очень трудоемки (фотосинтез, передвижение веществ, строение простейших).


При организации системно–деятельного подхода на уроках биологии я использую и другие технологии:

Технология разноуровневого обучения. Данное обучение осуществляю на всех этапах урока. При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты двух, трех уровней (разрабатываю сама). При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Самостоятельные и проверочные работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности.

Использую дифференцированное домашнее задание, даю возможность ученику выбрать задание самостоятельно, например, при изучении систематики в 6 классе «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные» предлагаю приготовить карточку по систематики капусты огородной, сообщения о сортах капусты, приготовить рисунки, отражающие многообразие крестоцветных, составить кроссворд, используя материал учебника.


Технология проблемно-диалогового обучения. Эмоционально насыщенными и продуктивными получаются уроки, где рассматривается проблемная, нестандартная ситуация.

Например при изучении вирусов, говорю о том, что отношение к этим существам у ученого мира неоднозначное, они занимают пограничное положение между живой и неживой природой. После изучения темы, ответа на главный вопрос урока, задаю такой вопрос: «Можно ли выделить пятое царство живой природы – царство вирусов?». Это вызывает дискуссию между учениками, где они доказывают, отстаивают свою точку зрения.


Технология проектного обучения. Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний. Так в 5-6 классах обучающиеся выполняют проекты по экологическим системам, памятникам природы, лекарственным растениям , «Видоизменения подземных побегов».


Особое значение в изучении биологии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становиться в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Так, при выполнении лабораторной работы в 6 классе «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» обучающиеся в ходе работы выдвигают предположение: по строению какого органа можно определить принадлежность к семейству.


Для повышения мотивации к предмету, стимулирования учеников 5-6-ых классов часто предлагаю проведения домашних экспериментов, опытов, например, выращивание плесени и ведения дневника наблюдения, проращивание семян пшеницы и фасоли, наблюдения за ростом корня и др. В теме корень, вместо изучения параграфа «рост корня» можно провести домашний эксперимент с дальнейшим сообщение результатов на уроке. Или опережающее задание «вырастить разные типы корневых систем» и сообщить результаты при выполнении лабораторной работы по данной теме, таким образом формирую умение в устной и письменной форме представлять свои результаты.






















Заключение

Применение системно–деятельностного подхода к обучению позволяет формировать у обучающихся учебные и общеучебные компетенции.

Использование разнообразных методов, средств обучения позволяет поддерживать интерес к предмету, мотивировать обучающихся, приобщить учащихся к активному обучению


Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик - это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и образовательной системы в целом. А, главное, создаёт благоприятные условия для решения многочисленных педагогических проблем и помогает адаптироваться к современным условиям жизни. Я считаю, что не все так ново, ведь многие элементы на уроках, задания творческого самостоятельного поиска применяет каждый учитель на своих уроках и ранее применял, не зная слова «ФГОС».

Практика преподавания показывает, что использование в обучении УМК «Сферы» способствуют решению следующих педагогических задач:

— формирование ключевых компетенций учащихся;

— индивидуализация и социализация обучения учащихся;

— реализация деятельностного подхода в обучении;

— использование коммуникационных технологий.

Наше образование переходит на новые стандарты, обязательным условием которых является самостоятельное овладение знаниями учащимися (ученик-деятель), а учитель становится направляющим звеном в работе учащегося. Новые подходы в образовании можно реализовать, используя комплект УМК «Сферы».



















Список литературы.

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

2. Дылян Г.Д. модели управления процессами комплексное информатизации общего среднего образования/ Г.Д.Дылян, Э.С.Ратобыльская, М.С.Цветкова.-М.;БИНОМ.Лаборатория знаний,2005.

2. Борис С.И. Ханнаннов Н.К. Возможности использования российских электронных изданий на уроках биологии//Первое сентября.- 2005 г, №6.

3.http://gigabaza.ru/doc/18607.html

5. Сухорукова, Кучменко: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Сферы". 5-9 классы. ФГОС Издательство: Просвещение, 2011 г. Серия: Сферы

6. http://spheres.ru/biology/teachers/prez.php

7. С.С.Молис, С.А.Молис Активные формы и методы обучения биологии;М. Просвещение,1988.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Системно - деятельностный подход в преподавании биологии в 5-6 классах

Автор: Максимова Татьяна Александровна

Дата: 09.06.2015

Номер свидетельства: 218555

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "презентация для выступления по теме: "Системно - деятельностный подход  в преподавании биологии в 5-6 классах" "
    ["seo_title"] => string(121) "priezientatsiia-dlia-vystuplieniia-po-tiemie-sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-priepodavanii-biologhii-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "218556"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433838525"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "«Реализация требований ФГОС ООО по изобразительному искусству в 5 классе» "
    ["seo_title"] => string(77) "riealizatsiia-triebovanii-fgos-ooo-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "105702"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402904421"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Технологическая карта урока биологии  по теме" Воздушное питание растений - фотосинтез" "
    ["seo_title"] => string(96) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-po-tiemie-vozdushnoie-pitaniie-rastienii-fotosintiez"
    ["file_id"] => string(6) "193158"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427586274"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Презентация для урока биологии по теме "Воздушное питание растений – фотосинтез" "
    ["seo_title"] => string(89) "priezientatsiia-dlia-uroka-biologhii-po-tiemie-vozdushnoie-pitaniie-rastienii-fotosintiez"
    ["file_id"] => string(6) "193159"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427587890"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства