Раздел 1. Организм ( 16 часов )
2 | Генетика. Закономер-ности насле-дования, ус-тановленые Г. Менде-лем | 1 | | Продолжить формирование знаний об осно-вных понятиях генетики, приз-наках и свойст-вах | Знать: что изучает гене-тика, когда и почему она стала так называть-ся, понятия- фенотип, генотип, аллель, гомо-зигота, гетерозигота. Понимать: роль наслед-ственности и изменчи-вости в жизни организ-мов. Уметь: различать понятия гомо- и гетеро-зигота, фенотип и гено-тип, давать характерис-тику генам | Объяснител-иллюстрат, комплексная работа | Таблица по теме | Генетика Фенотип Генотип Гены Аллель Наследствен-ность Изменчи-вость | | Стр. 251-255, 9.1, вопр.3 | |
3 | Первый за-кон Менде-ля. Второй закон Мен-деля. Закон чистоты га-мет | 2 | | Раскрыть осо-бенности 1 и 2 законов Менде-ля, закон чисто-ты гамет | Знать: 1 и 2 законы Менделя, закон чисто-ты гамет, условные обозначения. Пони-мать: отличия первого и второго поколений при моногибридном скрещивании. Уметь: объяснить, почему ал-лели всегда бывают парными, раскрыть суть законов Менделя, формулы расщепления по фенотипу и геноти-пу. | Частично-поисковый, индивиду-альная, фронтальная работа | Таблица 1 з-н Мен-деля 2 з-н Мен-деля | Гибридиза-ция Доминантные и рецес-сивные признаки | Л. р. 1 Решение генетиче-ских задач | 9.2.1 9.2.2 9.2.3, вопр.4 | |
5 | Дигибрид-ное скрещи-вание. Тре-тий закон Менделя | 2 | | Организовать деятельность шк-ов по изуче-нию особеннос-тей дигибрид-ного и полигиб-ридного скре-щивания | Знать: третий закон Менделя, дигибридное и полигибридное скре-щивание. Понимать: почему в анализирую-щем скрещивании для выявления генотипа не используются особи, гомозиготные по доми-нантным аллелям. Уметь: объяснять суть закона независимого наследования призна-ков, называть генотипы и фенотипы гибридов первого поколения ди-гибридного скрещива-ния , записывать их, пользуясь решёткой Пиннета. | Частично-поисковый, индивиду-альная, фронтальная работа | Таблица 3 з-н Мен-деля | Дигибрид-ное скрещи-вание Анализиру-ющее скре-щивание | Л. р. 2 Решение генетиче-ских задач | 9.2.4, вопр.8 | |
7 | Хромосом-ная теория наследствен-ности. Ге-нетика пола | 2 | | Актуализиро-вать личност-ный смысл уч-ся к изучению хромосомной теории, насле-довании призна-ков сцепленных с полом | Знать: закон Моргана, группы сцепления, ос-новные обозначения принятые в генетике пола, наследование признаков сцепленных с полом. Понимать: ка-ким образом кроссинго-вер нарушает сцепле-ние генов, каким обра-зом определить пол будущего ребёнка. Уметь: формулировать з-н Моргана, значение генетических карт для медицины и сельского хозяйства, объяснять суть наследования , сцепленного с полом, приводить примеры наследования некото-рых признаков челове-ка. | Частично-поисковый, индивиду-альная, фронтальная работа | Таблица Генетика пола | Сцепление генов Аутосомы | | 9.3, 9.4, вопр. 5,6 | |
9 | Генотип как целостная система. Взаимодейс-твие генов. | 1 | | Совместно с уч-ся выявить осо-бенности взаи-модействия ал- лельных и неал-лельных генов в определении признаков | Знать: взаимодействие аллельных и неаллель-ных генов. Понимать: что генотип- это систе-ма взаимодействующих генов. Уметь: приво-дить примеры взаимо-действия аллельных и неаллельных генов. | Объяснител-иллюстрат, индивидуал. парная рабо-та | Рис. учеб-ника | Генотип Гетерозис Плейотро-пия | | 9.5.1, 9.5.2, вопр.4 | |
10 | Закономер-ности изме-нчивости. Наследственная (геноти-пическая) изменчи-вость. Мута-ции. | 1 | | Рассмотреть совместно с уч-ся формы изме-нчивости, осо-бенности гено-типической из-менчивости | Знать: классификацию и причины разновидно-сти изменчивости, осо-бенности генотипичес-кой изменчивости, му-таций. Понимать: роль генотипической измен-чивости, мутаций в природе. Уметь: срав-нивать мутационную и комбинативную измен-чивость | Объяснител-иллюстрат, индивидуал. фронтальная работа | Таблица Виды из-менчивос-ти | Мутации Генотипиче-ская измен-чивость | | 10.1, термино-логия стр. 308 | |
11 | Ненаследственная (фено-типическая) изменчи-вость | 1 | | Содействовать развитию пред-ставлений о фе-нотипической изменчивости и роли условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств | Знать: общую характе-ристику фенотипичес-кой изменчивости. По-нимать: роль нормы реакции в жизни особи и вида. Уметь: приво-дить примеры феноти-пической изменчивости строить вариационную кривую | Проблемн., фронтальн. и индивид. работа | Таблица Фенотипи-ческая из-менчивост | Фенотипи-ческая из-менчивость | Л. р. 3 Изуче-ние из-менчивости | 10.2, вопр 1 | |
12 | Значение ге-нетики для медицины. Наследствен-ные болез-ни. | 1 | | Создать усло-вия для углубле -ния представ-лений о значе-ние генетики для медицины | Знать: наследственные болезни человека, их причины и профилакти-ка. Понимать: значение генетики для медицины Уметь: выявлять источ-ники мутагенов в окру-жающей среде, профи-лактику наследствен-ных болезней | Проблемн., фронтальн. и индивид. работа | Видео-фильм | Наследствен-ные болез-ни Медико-ге-нетическое консульти-рование | Л. р. 4 Выявле-ние исто-чников мутаге-нов | Повт. стр. 253-313, словар. слова | |
13 | Зачётное за-нятие по те-ме «Наслед-ственность и изменчи-вость» | 1 | | Углубить, сис-тематизировать и проверить знания по дан-ной теме | Знать: основные поло-жения темы. Уметь: анализировать, делать выводы, использовать раннее изученный материал для решения поставленных заданий | Контрольн. работа или устный зачёт | | | | Повт. словар. слова | |
Основы селекции. Биотехнология.
14 | Основы се-лекции. Уче-ние Н. И. Вавилова о центрах мно -гообразия и происхожде-ния куль-турных рас-тений. Осно-вные мето-ды селекции | 2 | | Организовать работу уч-ся по изучению цент-ров происхож-дения культур-ных растений, методов и форм отбора селекции | Знать: краткую исто-рию селекции, историю отечественной селек-ции растений и живот-ных, основные геогра-фические центры про-исхождения культур-ных растений. Пони-мать: значение разви-тия селекции для сельс-кого хозяйства, меди-цины, промышленности Уметь: объяснять мето-ды селекции растений и животных, отличие между первичным и вторичным центром происхождения культу-рных растений | Объяснител-иллюстрат, фронтальная парная рабо-та | Таблица Центры происхож-дения | Селекция Доместика-ция Порода Сорт | | 11.1, 11.2, вопр.3-6 стр. 331 | |
16 | Селекция микроорга-низмов. Дос-тижения и основные направления современ-ной селек-ции. Биотех-нология. | 2 | | Способствовать формированию знаний об осо-бенностях селе-кции микроор-ганизмов, зна-чение селекции в современном мире | Знать: особенности се-лекции микроорганиз-мов, современные достижения в селекции. Понимать: значение се-лекции в современном мире, этнические аспе-кты развития некото-рых исследований в биотехнологии. Уметь: характеризовать мето-ды применяемые в се-лекции микроорганиз-мов, характеризовать современные методы селекции, перспективы развития биотехнолог. | Частично-поисковый, индивиду-альная, фронтальная работа | Рис. учеб-ника | Прививка Метод мен-тора Генная ин-женерия Клонирова-ние | | 11.3, 11.4, термино-логия стр. 339 | Повт. стр. 252-336 |