kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация воспитательного потенциала через уроки биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация воспитательного потенциала через уроки биологии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация воспитательного потенциала через уроки биологии»

«Реализация воспитательного потенциала через уроки биологии»

«Воспитание – есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий»

Х.Й.Лийметс и Л.И.Новикова

Одной из приоритетных задач российского образования является воспитание полноценной и разносторонней личности, владеющей общепризнанными навыками поведения в обществе.

В законе «Об образовании РФ» сказано: воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

В школьном курсе биологии должны быть отражены подходы, обозначенные в ФГОС общего образования:

- повышение образовательного потенциала биологического образования;

- отбор содержания с учетом его роли в формировании общей культуры, биологической составляющей научной картины мира, экологической и генетической грамотности, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил, нравственности и морали.

Биология – наука о жизни, а живая природа всегда привлекала особое внимание человека. Воспитывающий характер обучения в школе обусловлен целями и содержанием предмета «Биология». Биологическая наука имеет огромную воспитывающую силу. Поэтому следует, активно использовать биологические знания для ознакомления с окружающим миром, формирования научной картины мира.

В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения внедрение продуктивных педагогических технологий (системно - деятельностный подход, личностно-ориентированный, развитие критического мышления, проблемное обучение) способствует достижению национального воспитательного идеала - воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной самостоятельной познавательной деятельности школьника. В условиях современного высокого обучения на первый план выходят методы и приёмы обучения, способствующие актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. С этой целью я широко использую на уроках биологии задания творческого характера.

Биологические задачи

Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства. Творческие задания применимы на уроках по различным темам и на разных этапах.

В 9 классе при изучении темы «Экологические проблемы в биосфере. Рациональное использование природы и её охрана» применялись две задачи:

 1) Ученые установили, что в результате нерационального ведения сельскохозяйственного производства каждые 10 лет теряется около 7% всего верхнего, наиболее плодородного слоя почвы. Сколько времени потребуется для полного исчезновения сельскохозяйственных угодий, если темпы деградации почвы сохранятся? Общую массу верхнего слоя почвы сельскохозяйственных угодий примите за 100%.

2) За последнее столетие на нашей планете подверглось эрозии около 2 млрд. га поверхности суши. Это составляет 27% всех обрабатываемых земель. Посчитайте какова площадь обрабатываемых земель на нашей планете? 

Задачи выступают в качестве методического приёма создания проблемной ситуации, позволяющей направить изучение нового материала по пути активизации механизма мышления и средства воспитания у учащихся нравственности, определяющей поведение человека в обществе, его духовные и душевные качества, отношение к природе и принятие положения о том, что «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено».

Исследовательские работы

Исследовательская деятельность предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Биологическое исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом. Обучающиеся учатся не только проводить исследования, но и анализировать поступающую к ним информацию, четко излагать свои мысли.

Исследовательская (проектная) деятельность широко используется в курсе биологии, как индивидуальная (9 классы) – выполняется в течение года и защищается перед комиссией, так и групповая (на уроке, в виде домашнего задания). Например, учащиеся выполнили и защитили следующие индивидуальные проектные работы: «Влияние кофеина на здоровье человека», «Витамины», «Здоровый образ жизни» и т.д.

В 8 классе в рамках темы «Опорно-двигательная система» учащиеся выполняют групповой проект «Плоскостопие». Им выдается раздаточный материал, задание, лист продвижения со всеми этапами проведения проекта. После выполнения проекта каждая группа защищает свою работу в виде 3-минутной презентации. Учитель заполняет оценочный лист и выставляет оценки.

Критическое мышление

При конструировании урока с применением технологии развития критического мышления необходимо соблюдение трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия.

На стадии вызова происходит актуализация субъектного опыта учащихся. В 5 классе при изучении темы «Жизнь под угрозой» учащиеся выполняли мини – проект «Контроль за расходом воды в семье за неделю». Мотивационная и информационная функции стадии вызова реализовывались через анализ результатов практической работы. В итоге учащиеся сами для себя сформулировали цель: для чего я буду изучать новую тему, что мне нужно узнать, чтобы ответить на поставленный вопрос.

На этапе осмысления ребята работали с новой информацией путём чтения текста учебника, прослушивания дополнительных сообщений, составления кластера о роли воды для человека.

Далее идет рефлексия, подведение итогов. На этом этапе у обучающихся формируется бережное отношение к природным ресурсам, они осознают и понимают значимость чистой пресной воды для жизнедеятельности человека, происходит творческое самоопределение и экологическое воспитание личности.

Проблемное обучение

Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения. Методы развивающего обучения направлены на развитие творческой личности: лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что- то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Приемы создания проблемной ситуации.

Учитель может предъявить классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

Так на уроке биологии в 8 классе по теме «Форменные элементы крови» привожу такие данные: «Всем клеткам живого организма нужны питательные вещества и кислород. Кислород поступает через органы дыхания в кровь, а потом к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не всегда одинакова. Когда человек сидит, он потребляет за 1 час 10-12 литров кислорода, а во время усиленной работы-60-100 литров. Известно, что в 5 литрах воды может раствориться 0,1 л кислорода. В нашем организме 5 л крови. В состав кровяной плазмы входит 90% воды. Стало быть, в таком объеме крови может раствориться примерно 0, 1 л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное потребление кислорода в 100 раз больше того, которое содержится в крови. Каким образом организм обеспечивается столь большим количеством кислорода?»

Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, а не предлагает детям чьи-то чужие точки зрения.

Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. На уроке в 8 классе при изучении темы «Поведение и психика» предлагается следующая задача: «Известный литературный герой Маугли вырос среди зверей. При этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами. Оцените реальность описанного Киплингом облика Маугли с позиций современной науки».

Таким образом, в 8 классе при изучении свойств организма человека на примере ряда систем органов (пищеварительной, кровеносной, дыхательной, нервной и др.) при проблемном подходе обучающиеся обращают внимание на эволюционную продвинутость человека по сравнению с другими животными, а также прививается гигиеническая культура и основы здорового образа жизни.

Ситуационные задачи

Проанализируйте таблицу «Содержание витаминов в пищевых продуктах».





Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

  1. Для сохранения витамина С при варке картофель следует опускать в кипящую воду.

  2. При выборе овощных блюд предпочтение следует отдать свежей капусте, моркови, томатам.

  3. Овощи лучше варить в эмалированной посуде, так как соприкосновение с металлом ведёт к разрушению витамина С.

  4. Из мясных продуктов питания в свой рацион необходимо включить печень.

  5. Для обогащения продуктов витаминами на предприятиях специально витаминизируют муку, сахар, маргарин, молочные продукты.

  6. С целью поступления в организм витаминов необходимо использовать в пищу не только растительные продукты, но и продукты животного происхождения.

  7. В свой рацион необходимо внести хлеб и крупы как источники витаминов группы В.

  8. Витамины участвуют во всех биохимических и физиологических процессах.

  9. Витамины входят в состав ферментов.

  10. При длительном хранении витамины разрушаются.



Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

Ответ: ___________________________________________________________



Полезные ссылки на интернет-ресурсы



Ресурс

Ссылка

Рецепты блюд

http://findfood.ru/

Всё о правильном питании

http://specialfood.ru/sf-sovety/pravilnoe-pitanie/osnova-zdorovogo-obraza-zhizni-pravilnoe-i-sbalansirovannoe-pitanie/



Сухомлинский писал: «Природа — сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть». Биология как наука о жизни способствует осознанию обучающимися того, что сохранение биосферы — непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование обеспечивает личностное развитие: формирует научное мировоззрение; вооружает методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности; воспитывает ценностное отношение к живой природе, культуру поведения в окружающей среде и экологическую грамотность; развивает умения оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, прививает гигиенические нормы и правила здорового образа жизни.



Список литературы:



1. Президент В.В. Путин Послание к Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года

2. Президент В.В. Путин Послание к Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года

3.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова.— М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения)

5. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО. – 2008

6. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.

7. http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html. Обзор определений понятия «педагогическая технология» По книге: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Реализация воспитательного потенциала через уроки биологии

Автор: Иванова Ольга Александровна

Дата: 04.08.2024

Номер свидетельства: 654648

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Исследовательская работа учащихся как форма организации деятельности учащихся на уроках географии"
    ["seo_title"] => string(80) "issledovatelskaia_rabota_uchashchikhsia_kak_forma_organizatsii_deiatelnosti_ucha"
    ["file_id"] => string(6) "630899"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1683275812"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Интегрированный урок "Украсим территорию родной школы цветущими клумбами" по технологии мастерских "
    ["seo_title"] => string(111) "intieghrirovannyi-urok-ukrasim-tierritoriiu-rodnoi-shkoly-tsvietushchimi-klumbami-po-tiekhnologhii-mastierskikh"
    ["file_id"] => string(6) "134931"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416834801"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по геометрии на тему: "Цилиндр" 9 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokapoghieomietriinatiemutsilindr9klass"
    ["file_id"] => string(6) "303819"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457608034"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Аналитическая справка о расписании уроков 2014 - 2015г. "
    ["seo_title"] => string(56) "analitichieskaia-spravka-o-raspisanii-urokov-2014-2015gh"
    ["file_id"] => string(6) "208814"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430914862"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства