Просмотр содержимого документа
«Реализация воспитательного потенциала через уроки биологии»
«Реализация воспитательного потенциала через уроки биологии»
«Воспитание – есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий»
Х.Й.Лийметс и Л.И.Новикова
Одной из приоритетных задач российского образования является воспитание полноценной и разносторонней личности, владеющей общепризнанными навыками поведения в обществе.
В законе «Об образовании РФ» сказано: воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В школьном курсе биологии должны быть отражены подходы, обозначенные в ФГОС общего образования:
- повышение образовательного потенциала биологического образования;
- отбор содержания с учетом его роли в формировании общей культуры, биологической составляющей научной картины мира, экологической и генетической грамотности, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил, нравственности и морали.
Биология – наука о жизни, а живая природа всегда привлекала особое внимание человека. Воспитывающий характер обучения в школе обусловлен целями и содержанием предмета «Биология». Биологическая наука имеет огромную воспитывающую силу. Поэтому следует, активно использовать биологические знания для ознакомления с окружающим миром, формирования научной картины мира.
В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения внедрение продуктивных педагогических технологий (системно - деятельностный подход, личностно-ориентированный, развитие критического мышления, проблемное обучение) способствует достижению национального воспитательного идеала - воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной самостоятельной познавательной деятельности школьника. В условиях современного высокого обучения на первый план выходят методы и приёмы обучения, способствующие актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. С этой целью я широко использую на уроках биологии задания творческого характера.
Биологические задачи
Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства. Творческие задания применимы на уроках по различным темам и на разных этапах.
В 9 классе при изучении темы «Экологические проблемы в биосфере. Рациональное использование природы и её охрана» применялись две задачи:
1) Ученые установили, что в результате нерационального ведения сельскохозяйственного производства каждые 10 лет теряется около 7% всего верхнего, наиболее плодородного слоя почвы. Сколько времени потребуется для полного исчезновения сельскохозяйственных угодий, если темпы деградации почвы сохранятся? Общую массу верхнего слоя почвы сельскохозяйственных угодий примите за 100%.
2) За последнее столетие на нашей планете подверглось эрозии около 2 млрд. га поверхности суши. Это составляет 27% всех обрабатываемых земель. Посчитайте какова площадь обрабатываемых земель на нашей планете?
Задачи выступают в качестве методического приёма создания проблемной ситуации, позволяющей направить изучение нового материала по пути активизации механизма мышления и средства воспитания у учащихся нравственности, определяющей поведение человека в обществе, его духовные и душевные качества, отношение к природе и принятие положения о том, что «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено».
Исследовательские работы
Исследовательская деятельность предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Биологическое исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом. Обучающиеся учатся не только проводить исследования, но и анализировать поступающую к ним информацию, четко излагать свои мысли.
Исследовательская (проектная) деятельность широко используется в курсе биологии, как индивидуальная (9 классы) – выполняется в течение года и защищается перед комиссией, так и групповая (на уроке, в виде домашнего задания). Например, учащиеся выполнили и защитили следующие индивидуальные проектные работы: «Влияние кофеина на здоровье человека», «Витамины», «Здоровый образ жизни» и т.д.
В 8 классе в рамках темы «Опорно-двигательная система» учащиеся выполняют групповой проект «Плоскостопие». Им выдается раздаточный материал, задание, лист продвижения со всеми этапами проведения проекта. После выполнения проекта каждая группа защищает свою работу в виде 3-минутной презентации. Учитель заполняет оценочный лист и выставляет оценки.
Критическое мышление
При конструировании урока с применением технологии развития критического мышления необходимо соблюдение трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия.
На стадии вызова происходит актуализация субъектного опыта учащихся. В 5 классе при изучении темы «Жизнь под угрозой» учащиеся выполняли мини – проект «Контроль за расходом воды в семье за неделю». Мотивационная и информационная функции стадии вызова реализовывались через анализ результатов практической работы. В итоге учащиеся сами для себя сформулировали цель: для чего я буду изучать новую тему, что мне нужно узнать, чтобы ответить на поставленный вопрос.
На этапе осмысления ребята работали с новой информацией путём чтения текста учебника, прослушивания дополнительных сообщений, составления кластера о роли воды для человека.
Далее идет рефлексия, подведение итогов. На этом этапе у обучающихся формируется бережное отношение к природным ресурсам, они осознают и понимают значимость чистой пресной воды для жизнедеятельности человека, происходит творческое самоопределение и экологическое воспитание личности.
Проблемное обучение
Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения. Методы развивающего обучения направлены на развитие творческой личности: лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что- то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Приемы создания проблемной ситуации.
Учитель может предъявить классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
Так на уроке биологии в 8 классе по теме «Форменные элементы крови» привожу такие данные: «Всем клеткам живого организма нужны питательные вещества и кислород. Кислород поступает через органы дыхания в кровь, а потом к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не всегда одинакова. Когда человек сидит, он потребляет за 1 час 10-12 литров кислорода, а во время усиленной работы-60-100 литров. Известно, что в 5 литрах воды может раствориться 0,1 л кислорода. В нашем организме 5 л крови. В состав кровяной плазмы входит 90% воды. Стало быть, в таком объеме крови может раствориться примерно 0, 1 л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное потребление кислорода в 100 раз больше того, которое содержится в крови. Каким образом организм обеспечивается столь большим количеством кислорода?»
Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, а не предлагает детям чьи-то чужие точки зрения.
Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. На уроке в 8 классе при изучении темы «Поведение и психика» предлагается следующая задача: «Известный литературный герой Маугли вырос среди зверей. При этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами. Оцените реальность описанного Киплингом облика Маугли с позиций современной науки».
Таким образом, в 8 классе при изучении свойств организма человека на примере ряда систем органов (пищеварительной, кровеносной, дыхательной, нервной и др.) при проблемном подходе обучающиеся обращают внимание на эволюционную продвинутость человека по сравнению с другими животными, а также прививается гигиеническая культура и основы здорового образа жизни.
Ситуационные задачи
Проанализируйте таблицу «Содержание витаминов в пищевых продуктах».
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
Для сохранения витамина С при варке картофель следует опускать в кипящую воду.
При выборе овощных блюд предпочтение следует отдать свежей капусте, моркови, томатам.
Овощи лучше варить в эмалированной посуде, так как соприкосновение с металлом ведёт к разрушению витамина С.
Из мясных продуктов питания в свой рацион необходимо включить печень.
Для обогащения продуктов витаминами на предприятиях специально витаминизируют муку, сахар, маргарин, молочные продукты.
С целью поступления в организм витаминов необходимо использовать в пищу не только растительные продукты, но и продукты животного происхождения.
В свой рацион необходимо внести хлеб и крупы как источники витаминов группы В.
Витамины участвуют во всех биохимических и физиологических процессах.
Витамины входят в состав ферментов.
При длительном хранении витамины разрушаются.
Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
Сухомлинский писал: «Природа — сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть». Биология как наука о жизни способствует осознанию обучающимися того, что сохранение биосферы — непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование обеспечивает личностное развитие: формирует научное мировоззрение; вооружает методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности; воспитывает ценностное отношение к живой природе, культуру поведения в окружающей среде и экологическую грамотность; развивает умения оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, прививает гигиенические нормы и правила здорового образа жизни.
Список литературы:
1. Президент В.В. Путин Послание к Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года
2. Президент В.В. Путин Послание к Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова.— М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения)
5. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО. – 2008
6. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.
7. http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html. Обзор определений понятия «педагогическая технология» По книге: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с