Развитие космического мышления на уроках биологии в 8-9 классах
Развитие космического мышления на уроках биологии в 8-9 классах
В условиях ежедневных катастроф на материальном и духовном уровне, стала очевидной необходимость формирования нового мировосприятия; новой педагогики, способной воспитывать новое сообщество, ответственное за повседневную жизнь, будущее страны и планеты, в целом.Перед учителем биологии сегодня стоит сложная задача – разбудить сознание, убедить школьников в необходимости переосмысления нравственных ценностей!
Указаны основные направления работы и используемые методы и формы работы учителя по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие космического мышления на уроках биологии в 8-9 классах»
Филиппова Анжелика Дмитриевна
Торезская общеобразовательная школа І-ІІ ступеней № 22 Министерства образования и науки Донецкой народной республики, директор школы, учитель биологии и химии звание «старший учитель», «Рыцарь Гуманной Педагогики»
Развитие космического мышления у школьников на уроках биологии
Аннотация
Ключевые слова: космическое мышление,
В условиях ежедневных катастроф на материальном и духовном уровне, стала очевидной необходимость формирования нового мировосприятия; новой педагогики, способной воспитывать новое сообщество, ответственное за повседневную жизнь, будущее страны и планеты, в целом.
Само понятие «космическое мышление» – довольно популярная тема научных и философских дискуссий, часто предлагается следующее его определение: космическое мышление – это осмысление бытия с позиций человека как вселенского существа, несущего ответственность за сохранение и развитие жизни и разума в космическом масштабе. Данное понятие разрабатывалось в русле философских учений о вселенском человечестве как центральном факторе истории, реализующем единство космоса, о духовности как основе цивилизации в трудах русских космистов. Эти мыслители указывали на то, что человек должен стать идеалом космического единства, а общество, построенное на началах любви, духовного общения и нравственного совершенствования, служит основой для выхода человека за пределы Земли и освоения космоса. По выражению В.И. Вернадского: «Роль человека на Земле имеет огромное значение. Люди самые развитые живые существа, они как бы задают новый ритм жизни». А поскольку в современном мире космосу и его изучению отводится особое место, то «…с каждым годом космонавтика развивается всё больше, база научных знаний о космосе возрастает, и это необратимый процесс». Следовательно, «у каждого человека есть или должно быть космическое мышление – понимание человеком того, какое место он занимает в мире и в пределах космоса». Научный взрыв 20-х годов XX века в значительной степени способствовал развитию этого процесса. Естественные науки методологически оказались в критическом положении. Материя, в заданных обстоятельствах эксперимента, начинала вести себя непредсказуемым образом. Неделимое становилось делимым, в невидимых пространствах обнаруживалась бурная энергетическая деятельность, на “чистые” эксперименты в атомной физике стала влиять тонкая энергетика самого экспериментатора, в материи появились какие-то “нематериальные” структуры и частицы.
Новое мышление, складывающееся в пространстве Духовной революции, ставило перед научной мыслью новые задачи, вызов которых приняли самые выдающиеся ученые. Накопления “вненаучных” областей человеческого знания вновь оказались востребованы. Открытия великих ученых, таких как В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, П. Тейяр де Шарден, Нильс Бор, Альберт Эйнштейн, соединили в себе науку и метанауку. В их работах формировался целостный подход к явлениям природы и человеческого общества.
Быстротекущие кардинальные изменения в обществе и науке, концептуальные изменения в области образования на государственном уровне, осознание назначения школы как пространства жизни ребенка, в котором формируется будущее поколение, а соответственно осознание потребностей в изменении философии и мышления образовательного процесса, ориентированных на будущее и основанных на лучших традициях прошлых поколений, убеждают меня в необходимости максимального перенесения веса содержания учебных дисциплин на формирование духовной культуры школьника, которая в свою очередь, есть основой его жизнетворчества и жизнеспособности.
Еще Платон сказал: «Идеи правят миром». Так сейчас правит миром идея потребительства. Потребительское, отношение к жизни ведет к потребительскому, равнодушному отношению к своему ближнему, природе, своей стране, другим странам и ко всей планете. Идеи потребительства, порабощения имеют один корень – эгоцентризм, который есть не что иное, как крупномасштабный эгоизм!
Перед учителем биологии сегодня стоит сложная задача – разбудить сознание, убедить школьников в необходимости переосмысления нравственных ценностей! Сама Природа дала нам законы, обуславливающие Жизнь Космоса и каждой его частицы. Закон периодичности, закон полюсности (единства и борьбы двух противоположностей), закон спирали (т.е. устремление развития явлений во времени от форм низших до более совершенных), закон эволюции и устремления всего, что проявлено, к более совершенным формам своего выражения, закон гармонии и равновесия, причин и следствий. Космическое мышление содержит новый подход к исследованию проблем человека как космической структуры, в которой явление сознания составляет важнейшую эволюционную направленность.
Космическое мышление — это не только научная концепция, но и практическое преображение жизни и сознания человека. Для этого использую на уроках и во внеурочной деятельности как стандартные методы (репродуктивные, эвристические, проблемные, проектные, метод укрупненных дидактических единиц), так и нестандартные, инновационные, информационно-коммуникационные технологии. Чаще всего это группа различных методов в зависимости от цели и задач, а далее наступает очередь конкретного, целенаправленного выбора оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный интерес. Педагогика – мерило всех наук, и она должна быть одухотворенной.
Воспитание ради счастья ребенка - такой гуманистический смысл педагогической деятельности В.А.Сухомлинського. Первостепенное задание учителя, считал он, заключается в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить ее на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного труда. "Распознать, выявить, раскрыть, выпестовать, взлелеять в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства".
В своей педагогической деятельности выделяю несколько направлений:
- Самообразование и внутренняя работа и расширение сознания;
- Наполнение содержания предмета современными научными открытиями, которые не вошли в учебный матеріал;
- Усовершенствование приемов и методов педагогической деятельности, поиск и введения новых методов, направленных на формирование целостного мировосприятия.
- Создание и внедрение авторской программы факультатива для учеников 8-9 классы "Моральные основы семейной жизни".
- Разработка и использование методов и приемов руководства самовоспитанием подростков ("Проект моего Я", "Развитие силы волы")
- Целенаправленная работа с родителями школьников ("Зачем ребенку крылья", "Ребенок учится тома, что видит в себя у дома".)
Методыи приёмы, которые я использую:
формирование мыслеобразу урока ( "К хорошему уроку учитель готовится всю жизнь" - В.А.Сухомлинский),
актуализация важности всего, что переживается на уроке,
особенная настройка на урок,
тема не навязывается, а является логическим продолжением общей беседы,
вербальная и невербальная позитивная оценка совместной работы,
общее эмоциональное переживание, приёмы активного и развивающего повторения на уроке,
приемы необычных домашних заданий,
- приемы условных дидактичных ролей учеников на уроке,
- приемы, направленные на создание и развитие взаимопонимания и доверия.
- Преодоление страхов и неверия в свои силы.
- Отсутствие раздраженности со стороны учителя, только поддержка и установка : "ты сможешь".
Космическое мышление видит Человека как эволюционирующее творение Космоса, обладающее огромными неизученными современной наукой возможностями. Все это фундамент, на котором может построиться новый Дом человечества, без войн, катастроф и насилия. Таким образом, развитие космического мышления есть единственно возможный путь к гармонии и равновесию в жизни как отдельного человека, так и человечества в целом.
Результат работы учителя оценивается умениями его учеников, уровнем активности учащихся на уроке, отношением их к предмету, учителю, друг к другу, воспитательной и развивающей подвижностью личности, возникшей в ходе урока.
Список литературных источников
1.Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. - М., 1977.
2. Вернадский В.И. Труды по философии естествознания. М., 2000. С. 31.
3. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М., 1977. С. 23.
4.Вернадский В.И.: Антология гуманной педагогики. - М., 2001. с. 5.
5. Выготский А.С.: Антология гуманной педагогики. - М., 1996. с. 19.
6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М., 1985.
7. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения//Педагогика. -№1, 1995.
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986.
9. Подласный И.П. Продуктивный педагог. Настольная книга учителя.- Х.: Изд.гр. «Основа»,2010.-360с.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
11. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. - М., 1997. С.