Методическая разработка урока
Класс: 5
Предмет: История Казахстана.
Учитель: Алимбаева Динара Aйдаровна КГУ «Троебратская средняя школа» Узункольский район
Тема урока: «Происхождение человека»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: обеспечить формирование у учащихся образного представления о появлении, этапах развития человека, систематизировать знания учащихся посредством реализации познавательных, развивающих и воспитательных задач.
Задачи урока:
Образовательная: сформировать знания о происхождении человека, познакомить с казахскими легендами о создании мира, с наиболее популярными гипотезами по данной проблематике, а именно с эволюционной теорией Ч. Дарвина, религиозной, космической, тотемной, радиационной,
Развивающая: развивать умения учащихся пользоваться литературой: анализировать её, продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме; вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники; работать в парах; выполнять проблемные задания. Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и ассоциативного мышления, умения работать с таблицей,выполнять творческие задания, работать в группах.
Воспитательная: интерес к историческому прошлому человечества, уважение к представителям различных этнических групп, воспитание толерантности и гуманности.
Проблема урока: ответить на вопрос: какая теория происхождения человека, на ваш взгляд, является правдоподобной?
Методы: словесный — рассказ; наглядный — презентация; приемы критического мышления:частично-поисковый.
Основные понятия: теория, эволюция, тотем, тотемизм, религиозная теория.
Оборудование: интерактивная доска, (презентация, включающая в себя иллюстративный материал, помогающий понять тему); карточки с новыми терминами; учебник «Рассказы по истории Казахстана»; ватман, маркеры, мяч.
Межпредметные связи: всемирная история, биология, география, литература, религиоведение.
Формы работы учащихся: фронтальная (на вводном этапе урока: во время мотивационной беседы), групповая (на этапе изучения нового материала),
индивидуальная (работа с заданиями на этапе закрепления).
Опережающее задание для одаренного ребенка: подготовить сообщение о сотворении мира (казахская легенда).
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие. Психологический настрой.
Тренинг: «Слушаем тишину»
Цель: настрой на предстоящую работу, концентрация внимания участников тренинга, разграничение понятий «слушаем», «слышим».
Задание: услышать и описать звуки, сопровождающие участника тренинга в момент занятия.
Инструкция: сегодня мы настроимся на занятие следующим образом: сядем поудобнее, закроем глаза, сконцентрируем свое внимание и постараемся услышать звуки внутри класса и за ее пределами.
Класс делится на 3 группы с помощью игры «светофор». Группа «красных», «желтых», «зеленых».
Учащиеся с учителемопределяют критерии оценивания на уроке: активность группы, доступность изложения, регламент (5 мин), оформление проекта.
- Актуализация опорных знаний.
Учащиеся задают вопросы друг другу по теме «Исторические источники», передавая мяч, однокласснику, которому адресован вопрос.
- Мотивационный блок.
Учитель: процесс исторического развития человека вызывает повышенный интерес и жаркие споры. Первые люди, по мнению ученых, появились около 2 млн. лет назад. Откуда же они взялись?
Учащимся предлагается продолжить фразу: «Я думаю, что человек произошел…. Ответить на вопрос: можно ли дать однозначный ответ кто создал человека? (слайд 2-3)
Сообщение темы урока «Происхождение человека» и совместное целеполагание (критическое мышление). В конце урока ответить на вопрос: какая теория происхождения человека, на ваш взгляд, является правдоподобной? (слайд 4-5)
— Ребята, какие вспомогательные исторические дисциплины могут помочь нам ответить на вопрос урока: кто создал человека?
— Что изучают эти науки?
4.Усвоение новых знаний.
Слово учителя.
Происхождение человека - очень сложная проблема, не выясненная до сих пор. Согласно эволюционному учению, человек сформировался постепенно, в процессе биологического развития. Также мы не можем опровергнуть религиозную теорию происхождения человека по воле Бога. (сравнение этих теорий.)
-Что вам известно о том, как появился человек на нашей планете?
- Изменился ли облик человека за время его существования или остался прежним? (слайд 6)
По сформировавшимся в XVIII-XIX веках представлениям европейцев, человек произошел от обезьяны. В то время были проведены систематические исследования растений и животных многими выдающимися учеными. Среди них Ч. Дарвин, Ж. Ламарк, К. Линней, Ф. Энгельс.
(слайд 7-9)
Учения о происхождении человека и его развитии.(слайд 10)
Используя текст учебника, учащиеся работают в группе, выступают и защищают проекты.
- Группа «красные» рассказывает о теории К. Линнея, Ч. Дарвина
- Группа «желтые» рассказывает о теории Ф.Энгельса.
- Группа «зеленые» рассказывает о теории Ж.Ламарка.
Работа в тетради.Класс заполняет таблицу:(слайд 11)
Исследователи
Учение
К. Линней, Ч. Дарвин
Ф. Энгельс
Ж. Ламарк
О родстве человека с обезьянами
О важности фактора труда в формировании человека
О том, что при постепенном развитии обезьян сформировался человек