Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности на уроках биологии»
Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии.
Васильева Г.Е., учитель биологии
г. Великий Новгород
В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении биологии переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого учащегося. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий. На уроке в новой образовательной ситуации возможна подготовка субъекта, творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании, через активность не только учителя, но и учеников.
Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательной активности учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъект-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях. Другим элементом новизны данного опыта является использование разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности, которые не являются традиционными в школе: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, информационно-коммуникационных методов обучения и др. Они представлены и как фрагменты в уроке, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Причем использование этих форм работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей. Содержание указанных форм работы определяется сообразно с принципами: связь с жизнью, связь с программным материалом по предмету, соответствие возрастным особенностям учащихся, особенностям их умственного развития и интересов.
Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде. В наше время обучение становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьников, взаимодействие с учебным материалом и друг с другом – все это помогает осуществить цели развивающего обучения. Важное значение в обучении каждого предмета имеет оборудование кабинета. Мой кабинет отвечает современным требованиям. В нем есть все необходимое, без чего нельзя представить себе современный урок: ноутбук, компьютер и мультимедийный проектор, а также наличие учебно-методического комплекта по предмету. УМК включает учебники Н.И.Сонина, комплект методических пособий к учебникам, дидактические материалы. На уроках биологии использую всевозможные электронные издания, презентации, интернет - ресурсы. В построении схемы работы я опираюсь на понятие субъектного опыта, введенного И. С. Якиманской, принципы личностно ориентированной технологии образования, основанные на мультисенсорном подходе, описанные А. А. Плигиным, принципы демократизации, дифференциации, гуманизма.
Для решения поставленных задач использую ИКТ, ведь изучаемый в школе предмет может стать привлекательным, когда возникает ситуация проблемы, понятной школьникам. Основная задача внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения моего предмета – это овладение учащимися компьютером в качестве средства познания языковых явлений, используемых в практической деятельности. Использование ИКТ позволяет визуализировать эти явления; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности. Использование разных видов деятельности, позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика. На уроках биологии и при подготовке к урокам учащиеся применяют следующие формы использования ИКТ: • создание презентаций по темам, изучаемым по базовому курсу биологии 5 – 11 классов: созданы презентации по темам - «Бактерии», «Мир насекомых», «Редкие и исчезающие виды животных и растений», «Селекция животных», «Селекция растений» и многие другие по темам курсов ботаники, зоологии, биологии человека, общей биологии. • использование готовых мультимедийных пособий на уроках. • использование Интернет-ресурсов; • использование виртуальных экскурсий; • осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
В работе использую различные виды уроков. Урок-презентация: активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами. К поиску материалов привлекаю учеников. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедиапроектора, так и на отдельных компьютерах. Урок-исследование: это форма урока, при которой активная роль принадлежит учащимся. Основная цель такого урока: формирование навыков поиска информации в Интернет, ее анализа, структурирования, поведения итогов. Электронная лабораторная работа: предполагает самостоятельную, возможно коллективную работу учащихся по организации наблюдений, научному анализу результатов и оформлению их в лабораторном электронном журнале. Тематический проект: коллективная работа учащихся, посвященного отдельной теме или объекту. Например, мультимедийная разработка по итогам проекта «Клетка», электронный квест, викторина, кроссворд. Организация соревновательной деятельности учащихся во время урока и во внеучебное время средствами компьютерных технологий: такая форма позволяет мотивировать детей на получение расширенных знаний по предмету. Коммуникация учащихся осуществляется, как правило, посредством компьютерных технологий. Электронное тестирование: это самоанализ и самооценка ученика. Организация индивидуального обучения: очень удачно реализуется в процессе индивидуальных домашних заданий комплекс доступных электронных материалов. Использование ИКТ на уроках биологии позволяет: сделать урок более интересным, наглядным; индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала; вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность; способствует стремлению учащихся реализовывать себя, проявлять свои возможности; работать в интерактивном режиме; • визуализировать учебную информацию; визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире; осуществлять контроль, самоконтроль и самокоррекцию; проводить лабораторные и практические работы в условиях имитации.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для индивидуального развития учащегося, повышения его познавательной активности через широкое применение на уроках биологии современных образовательных технологий. Основной педагогической идеей опыта является создание условий для формирования устойчивой, положительной мотивации обучающихся, развитие интереса к предмету через организацию активного обучения, а также творческое разнообразие форм и методов деятельности учителя в целях интенсификации учебно-познавательной деятельности учащихся. На мой взгляд, обучение любому предмету в школе, в том числе и биологии, должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять их усваивать учебный материал. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Развитие познавательной активности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Такого рода деятельность захватывает всю личность: напрягается ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы. Отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Из всего многообразия современных педагогических технологий отдаю предпочтение личностно-ориентированному обучению, так как в основе этого метода обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ребенка. В своей работе наряду с традиционными уроками использую следующие технологии личностно-ориентированного обучения: • Информационно-коммуникационные технологии; • Обучение в сотрудничестве (Работа в малых группах); • Исследовательские и проектные методы в обучении • Игровые технологии • Технология разноуровневого обучения.
Мой опыт преподавания с использованием ИКТ на уроках в течение ряда лет, показал, что этот вид обучения имеет преимущества: у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Данная технология повышает качество наглядности в учебном процессе (презентации, выполнение графиков, диаграмм, таблиц, лабораторных опытов и т. д.) Повышает информативность урока, эффективность обучения, придает уроку динамизм и выразительность. Основная цель уроков игровой педагогической технологии - создание условий для проявления познавательной активности учеников. На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока - беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию. Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету. Исследовательская деятельность учащихся в курсе изучения биологии направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, умение планировать и ставить эксперимент, вести наблюдение, обрабатывать результаты, делать выводы, т. е. позволяет учащимся овладеть алгоритмом исследовательской работы. Различные формы уроков дают возможность выявить способности каждого ученика, вызвать интерес к предмету, реализовать идею сотрудничества учителя и ученика, стать активными участниками учебного процесса, не боятся высказать свое мнение.