kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар по теме Проблемное обучение на уроках биологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Сегодня те, кому предстоит осуществлять прорыв нашего государства в число развитых стран мира, сидят за школьной партой. И наша с вами задача – выпустить из стен школы здорового, воспитанного, мыслящего, ориентированного на решение проблем, готового к сотрудничеству с другими людьми, в достаточной мере вооруженного знаниями, толерантного и социально ответственного, умеющего  проявлять инициативу, гибкого и мобильного, конкурентоспособного члена общества. Одним из приоритетов концепции развития образования является поиск и применение более эффективных инновационных систем, форм и методов обучения. Оптимальной, способствующей развитию познавательной активности учебной деятельности является, технология проблемного обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар по теме Проблемное обучение на уроках биологии. »




Семинар по теме



Технология

проблемного обучения.









Учитель биологии

Скворцова Юлия Анатольевна






КГУ СОШ № 17

г. Экибастуз


«Урок – «клеточка педагогического процесса. В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке»

М.Н. Скаткин


« В обучении серьёзное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребёнка, на побуждение его к поискам истины.

Самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения».

К.Д. Ушинский


« Суть проблемного изложения в школе в том, что учитель ставит проблему, сам её решает, но при этом показывает путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях, вскрывает ходы мысли при движении по пути решения. Назначение этого метода в том, что учитель показывает образцы познания, научного решения проблем»

( Дидактика средней школы под редакцией М.Н. Скаткина, 1982г)





Сегодня те, кому предстоит осуществлять прорыв нашего государства в число развитых стран мира, сидят за школьной партой. И наша с вами задача – выпустить из стен школы здорового, воспитанного, мыслящего, ориентированного на решение проблем, готового к сотрудничеству с другими людьми, в достаточной мере вооруженного знаниями, толерантного и социально ответственного, умеющего проявлять инициативу, гибкого и мобильного, конкурентоспособного члена общества.

Одним из приоритетов концепции развития образования является поиск и

применение более эффективных инновационных систем, форм и методов обучения. Оптимальной, способствующей развитию познавательной активности учебной деятельности является, технология проблемного обучения.





Проблемное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных заданий, построенных на содержании программного материала.

( И.Я. Лернер)

Проблемное обучение – учить делать выбор.


Задача:

Жить успешно – правильно делать выбор, правильно и четко ставить цель.


Цель проблемного обучения:

- формирование знаний и представлений;

- формирование умений слушать, сравнивать, выделять главное, делать вывод;

- способствование воспитанию инициативы.


Задача педагога:

Оказывать помощь, направлять ход рассуждения детей, принимать любую версию, но просить обосновать, доказывать её, но не подсказывать, не смеяться над выдвинутыми идеями.

(книга: Махмутов « Организация проблемного обучения»)








Проблемное обучение можно рассматривать с разных позиций

- как новый тип обучения ( М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер);

- как метод обучения ( Л.М. Панчешникова);

- как подход или принцип обучения (Г.А. Понурова);

- как новую педагогическую технологию ( Г.Ю. Ксенозова, Н.Г. Савина).

Но общим для этих позиций является то, что в рамках проблемного обучения учащиеся систематически включаются учителем в проблемные ситуации и решение проблем.

Основные понятия проблемного обучения показаны на рисунке





Основные понятия проблемного обучения




Основные виды проблемного обучения :


Вид проблемного

обучения

Основа вида проблемного

обучения

Форма организации

1. Теоретическое творчество

Постановка и решение теоретических учебных проблем ( открытие, поиск нового правила и т.д.)

Индивидуальное, групповое, фронтальное решение проблемы

2. Практическое творчество

Постановка и решение практической учебной проблемы.

Лабораторные, практические

3. Художественное

творчество

Художественное отображение действительности на основе творческого воображения.

Урок, внеурочное занятие


Проблемное преподаваниеэто деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его (полным или частичным) объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний – как традиционным путем, так и путем самостоятельной постановки учебных проблем и их решения.




Деятельность учителя при проблемном обучении заключается в следующем:


  • определение проблем и формулирование проблемных заданий;

  • определение способа включения задания в учебный процесс;

  • определение вариантов решения проблемы учащимися;

  • руководство деятельностью учащихся во время рассмотрения ими проблемы;

  • помощь учащимся в анализе условий и выборе планов решения;

  • консультирование в процессе решения;

  • помощь в нахождении способов самоконтроля;

  • общее обсуждение решения проблемы или разбор ошибок.



Вовлечение детей в активную умственную деятельность способствует проблемно- диалогический метод обучения. При этом методе процесс усвоения знаний протекает не в форме изложения материала учителем и постановки им вопросов, на которые дети должны отвечать, а в форме обсуждения проблемы. Проблемно- диалогический метод обучения предоставляет детям возможность свободно обсуждать любые вопросы по изучаемому материалу. Сопричастность детей к постановке проблемы делает их личностно-значимыми, стимулирует познавательную активность, связанную с решением намеченных проблем, приобщает ребят к исследовательской деятельности. Здесь для учителя необходимо умение владеть различными способами проблемных ситуаций.







Способы создания проблемной ситуации

  • индуктивный, аналитика – синтетический способ ( учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы);

  • отыскивание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала;

  • выдвижение проблемного вопроса;

  • сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений;

  • создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого;

  • побуждение учащихся к предварительному обобщению новых знаний ( с текстом учебника);

  • ознакомление учащихся с фактами, носящими как-будто необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.


Алгоритм к применению на уроке проблемных ситуаций.

  1. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения

  2. Сталкивает противоречие с практической деятельностью

  3. Излагает разные точки зрения на один и тот же вопрос.

  4. Предлагает классу рассмотреть явления с различных позиций.

  5. Побуждает обучаемых: а) делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты; б) ставить конкретные вопросы ( на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения).

  6. Определяет проблемные задачи теоретического или практического плана.

  7. Направляет учащихся на постановку проблемных задач (например, с недостающими или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с ограниченным временем решения, на преодоление психической инерции).


Технология проблемного обучения осуществляется в процессе самостоятельной работы по выполнению проблемных заданий на всех этапах урока ( восприятия, осмысления, закрепления, творческой деятельности, контроля)






Прежде чем предлагать задание проблемное учащимся, надо их научить:


  • Выделять главное

  • Видеть логические связи явлений

  • Строить доказательный ответ (потому что …)

  • Видеть несколько путей задания, т.е. научить мыслить, развивать творческое мышление через систему творческих заданий:

  • умение переносить в новую ситуацию

  • учить видеть проблему в знакомых условиях.

  • учить видеть новые функции в знакомых предметах (учебник – источник – самоучитель; карта – вторая книга.)

  • учить видеть структуру изучаемого объекта, (структуру учебника)

  • находить альтернативные пути решения задания (несколько путей)

  • комбинировать известные приемы работы в новый способ получения знаний (рассказ, выборочный рассказ, рассказ – описание)

  • учиться находить оригинальный способ решения проблемы.


В обучении используются следующие виды проблемных заданий.


Виды проблемных заданий.


  • Нетрадиционные вопросы или вопросы, содержащие противоречие.

  • Логический анализ с книгой.

  • Ученическое исследование (рассмотреть ряд фактов, сделать вывод).

  • Анализ изучаемого текста, параграфа.

  • Ответы с доказательствами.

  • Стихосложение, пятистишье.

  • Отгадывание и составление загадок, головоломок, ребусов, кроссвордов по изучаемой теме.

  • Работа с деформированными текстами (заведомо вводим ошибку)

  • Поиск путей практического применения знаний.

  • Выдвижение предположений, гипотез, выводов и опыт и проверка на основе сравнивания, сопоставления фактов, событий.





Памятка по решению проблемных заданий


  1. Знакомство с проблемным заданием

А) Выслушай задание учителя.

Б) Найди противоречие.

В) Наметь путь решения предложенной П.С.

2. Работа в микрогруппе

А) Внимательно выслушай задание, вникни в суть вопроса.

Б) Приступай к выполнению задания.

В) Выполнив задание, обсуди его с товарищами по группе.

Г) Выработайте полный и точный ответ.

Д) Вынеси свою идею на доску для общего обсуждения.

Е) В ходе работы соблюдайте правила демократического общения.

3. Общее обсуждение.

А)Сравни свой вывод с выводами других ребят.

Б) Найди достоинства и недостатки каждой идеи.

В) Убери всё неверное, ошибочное, второстепенное.

Г) Прими участие в выборе и записи наиболее рациональной идеи.

Д) Зафиксируй результаты работы в тетрадях.

4. Рефлексия, выход на новые проблемы

А) Разберись в записи, проанализируй и запомни её.

Б) Выдели наиболее важное, главное.

В) Уточни все неясные вопросы.

Г) Подумай, что ты должен еще изучить по этой теме.


В ходе решения проблемного задания в классе с ним справляются несколько наиболее сильных учащихся. Остальные школьники в лучшем случае запоминают ответ, не зная или не понимая того, как было найдено решение.

Вместе с тем все школьники должны приобщаться к творческой мыслительной деятельности. С этой целью рекомендуется ознакомить учащихся с логикой, основными этапами решения проблемных заданий, которые показаны в таблице









Этапы решения проблемы ( проблемных заданий)


Название этапа

Суть этапа

Прием учебной работы

1 Осознание проблемы. Обнаружение скрытого противоречия

Первоначальное состояние замешательства, недоумения непреодолимого препятствия на пути выполнения действий

Установление причинно- следственных связей формулировка проблемы, подлежащей решению

2. Формулировка гипотезы

Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа

Выдвижение гипотезы

3.Доказательство гипотезы

Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения

Обоснование гипотезы

4.Общий вывод

Обогащение раннее сформированных причинно- следственных связей новым содержанием

Установление причинно- следственных связей, решение проблемы



Верным является утверждение, что коль нет проблемной задачи, нет и работы мысли, есть задача – есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся.

Основные типы проблемных задач

1. Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

2. Задачи, способствующие развитию логического мышления.

3. Задачи на распознавание натуральных объектов.

4. Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

5. Задачи помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

6. Задачи, связанные с самонаблюдением.


Эффективность проблемного обучения определяется его систематичностью. При планировании уроков учитель должен определить возможности темы м и ее отдельных уроков для организации проблемного обучения и разработать пути осуществления проблемного подхода . Их соподчиненность можно представить следующим образом:



Проблемный урок





Проблемный урок, как и любой урок имеет свои определённые этапы.

Этапы урока

1 этап – подготовительный ( накопление фонда знаний и обработка необходимых мыслительных операций);

2 этап – создание проблемной ситуации, восприятие и осмысление её учащимися, формулировка проблемы;

3 этап – анализ условий, выдвижение и обоснование гипотез ;

4 этап – построение плана поиска;

5 этап – разрешение проблемы, проверка и обсуждение результатов.








Схема – анализ урока проблемного обучения.


Тема урока:


Цели урока:

1. На познание.

2. На развитие.

3. На общение.

Тип урока:

  1. Урок сообщения знаний

  2. Урок закрепления знаний

  3. Учетно-обобщающий урок

  4. Урок проверки знаний

  5. Комбинированный урок


Этапы


Деятельность учителя


Деятельность учащихся.


1. Ситуация успеха.


1.Подобрать содержание уч. материала.

2.Организовать деятельность учащихся через формы, способов


1. Демонстрируют ЗУНы.

2. Контроль и оценка ЗУНов ОУУн.


2. Возникновение проблемы, постановка целей, мотив (проблема, цель.)


1Повторяется содержание.

2.Организует деятельность

а) Знаю – не знаю

б) Умею – не умею

через мозговую атаку.


1.Возникает противоречие уч. материала.

2.Определяет область знания, и не знания (конкретно).

3.Формулирует цель.


3. Изучение нового материала




4 Результат урока


1.Расчленение уч. материала

2.Подбор материала к каждому шагу по уровням или вариантам (дать алгоритм, памятку, схему, таблицу).

1. Создает условия для закрепления, повторения


1. Спланировать деятельность (по решению проблемы).



1.Овладел алгоритмом деятельности.

Понятия изучил

Вид знания понял

Овладел новыми знаниями, это стало видом его деятельности


5. Рефлексия


1.Учитель должен создать условия, чтобы ребенок осознал, как открыл этот материал, ход успеха, осознание хода ( зачем это нужно)


1.Чего не знали, чего не умели (индивидуально, в группе, в парах)





Таким образом, предлагаемая система внедрения проблемного обучения создает условия, позволяющие учащимся определять текущие границы личных знаний; осуществлять диагностику своих интеллектуальных возможностей; реализовывать личный творческий потенциал; повышать вероятность правильного самостоятельного выбора дальнейшего образования; самостоятельно осваивать новые виды деятельности.

Технология проблемного обучения позволяет всем нам получить новый, общественно- полезный интеллектуальный продукт – мыследеятельность наших учащихся.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семинар по теме Проблемное обучение на уроках биологии.

Автор: Скворцова Юлия Анатольевна

Дата: 06.05.2015

Номер свидетельства: 208810

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Повышение профессиональной компетентности учителя химии и биологии в условиях обновления содержания образования"
    ["seo_title"] => string(130) "povyshieniie-profiessional-noi-kompietientnosti-uchitielia-khimii-i-biologhii-v-usloviiakh-obnovlieniia-sodierzhaniia-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "131256"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416128939"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "«Современные  информационно-образовательные технологии в преподавании курса «Биология» "
    ["seo_title"] => string(94) "sovriemiennyie-informatsionno-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-priepodavanii-kursa-biologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "101154"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402408971"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Применение инновационных педагогических технологий на уроках географии . "
    ["seo_title"] => string(88) "primienieniie-innovatsionnykh-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "149197"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420006429"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства