kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка рабочей программы по биологии 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе требований  Стандартаи Нового Плоколения. В своей работе использую третий год.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочей программы по биологии 5 класс»


Рабочая программа учебного предмета биология 5 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2009 года и основного общего образования от 17.12 2010 года № 1897.

-Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12 2015 № 1577 « о внесении в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10 2009 года № 373 ( Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937)

- образовательная программа основного общего образования (утверждена приказом директора от 17.06.2015. № 52/1 – О)

- учебный план МКОУ Шапошниковской СОШ на 2016 – 2017 учебный год.( утверждена приказом директора от 29.08.2016. № 731 – О)

- календарный учебный график МКОУ Шапошниковской СОШ на 2016 – 2017 учебный год.( утверждена приказом директора от 29.08.2016. № 73/3– О)

- примерной программы основного и среднего (полного) общего образования по биологии для 5–9 классов и авторской программы: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2012);

Для реализации данной программы используется учебник Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.) .-М. : Вентана-Граф, 2013г., утвержденный приказом директора МКОУ Шапошниковская СОШ от 23.03.2016 г. № 16-О.

Программа ориентирована на УМК:

1.Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.) .-М. : Вентана-Граф, 2013г.

2.Методическое пособие /Биология 5 класс/ И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова .-М. : Вентана-Граф, 2013г.

3.Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений 5 класс под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой_.-М. : Вентана-Граф, 2013г.

Место предмета в учебном плане МКОУ Шапошниковской СОШ.

На изучение курса отводится 35 учебных недель по 1 часу в неделю из части, формируемой участниками образовательного процесса. Часть лабораторных работ являются элементом урока, поэтому не прописываются в теме урока.













1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладение системой учебных действий и опорным учебным материалом.

Личностными результатами являются следующие умения:

∙Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

∙Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

∙Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

∙Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

∙Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

∙Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами является формирование

универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

∙Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

∙Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

∙Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

∙Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

∙В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

∙Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

∙Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

∙Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

∙Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

∙Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных ит.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

∙Вычитывать все уровни текстовой информации.

∙Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом

и т.д.).

Предметные результаты

По окончанию 5 класса выпускник научится:

Биология – наука о животном мире

характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов:

проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

Многообразие живых организмов

определять роль в природе различных групп организмов;

использовать методы исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

Жизнь организмов на планете Земля

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение

использовать методы исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе

Человек на планете Земля

ориентироваться в системе познавательных ценностей:


По окончанию 5 класса выпускник получит возможность научиться:

Биология – наука о животном мире

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; использовать приёмы оказания

выращивание и размножение культурных растений, домашних животных; выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

Многообразие живых организмов

первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;

работа с определителями растений;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

Жизнь организмов на планете Земля

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально – ценностное отношение к объектам живой природы);

Человек на планете Земля

находить информацию о растениях и животных в научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.










































2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Раздел: Биология – наука о животном мире.(9 ч)

Биология — наука о живой природе. Свойства живого. Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявление. Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.

Устройство увеличительных приборов. Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Пластиды. Хлоропласты. Методы изучения клетки Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений. Процессы жизнедеятельности клетки.

Демонстрации

Приборы и оборудование.

Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений

Схемы и видеоматериалы о делении клетки

Микропрепараты различных растительных тканей

Лабораторные работы

Изучение строения увеличительных приборов.

Знакомство с клетками растений.

Экскурсия

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Раздел: Многообразие живых организмов (11 часов)

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. Царство растения. Ботаника ‒ наука о растениях. Царство животные. Общая характеристика животного царства. Отличительные признаки животных от растений. Многообразие животных, их связь со средой обитания. Роль животных в биосфере. Охрана животных. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. Многообразие грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. Лишайники. Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Вирусы. Вирусы – паразиты живых клеток. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Демонстрации

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы. Микропрепараты.

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные работы

Знакомство с внешним строением растения.

Наблюдение за передвижением животных.

Раздел: Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)

Среды обитания живых организмов. Основные свойства различных сред. Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания. Условия (факторы) среды обитания.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы.

Условия жизни организмов в различных средах. Приспособление организмов к условиям существования.

Раздел: Человек на планете Земля (7 часа ).

Как и где появился человек? Человек умелый. Наш родственник - неандерталец. Наш непосредственный предок – кроманьонец. Особенности современного человека.

История влияния человека на природу. Осознание человеком своего влияния на природу. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др. )

Охрана природы. Живой мир планеты. Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Важность охраны живого мира планеты. Угроза для жизни. Проявление заботы о живом мире. Сохраним богатство живого мира.

Ценность разнообразия жизни. Наша обязанность перед природой. Значение Красной книги.

Экскурсия: «Весенние явления в природе».

Демонстрации

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.















3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ






Название раздела и темы

Лаборатор

ная работа



Тип урока


Кол-во час


Дата



По плану


По факту


Биология – наука о живой природе – 9 часов


1

Наука о живой природе.


Урок усвоения новых знаний

1



2

Свойства живого




Комбинированный урок

1



3

Методы изучения природы



Комбинированный урок

1



4

Увеличительные приборы



Лабораторная работа № 1«Изучение устройства увеличительных приборов»


Урок закрепления

1



5

Строение клетки. Ткани


Лабораторная работа № 2

«Знакомство с клетками растений»

Урок закрепления

1



6

Химический состав клетки



Комбинированный урок

1



7

Процессы жизнедеятельности клетки


Комбинированный урок

1



8

Великие естествоиспытатели


Комбинированный урок

1



9

Обобщение и систематизация знаний по теме Биология — наука о живом мире»


Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

1



Многообразие живых организмов – 11 часов


10

Царства живой природы


Урок усвоения новых знаний

1



11

Бактерии: строение и жизнедеятельность.



Комбинированный урок

1



12

Значение бактерий в природе и для человека


Урок повторения

1



13

Растения.


Комбинированный урок

1



14

Лабораторная работа № 3

«Знакомство с внешним строением

растения


Урок закрепление

1



15

Животные.

Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных.»



Комбинированный урок

1



16

Грибы.



Урок усвоения новых знаний

1



17

Многообразие и значение грибов


Комбинированный урок

1



18

Лишайники.



Комбинированный урок

1



19

Значение живых организмов в природе и жизни человека


Урок повторения

1



20

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Многообразие живых организмов.»



Урок систематизации и обобщения знаний и умений

1



Жизнь организмов на планете Земля – 8 часов


21

Среды жизни планеты Земля.



Урок усвоения новых знаний

1



22

Экологические факторы среды.



Комбинированный урок

1



23

Приспособления организмов к жизни в природе


Комбинированный урок

1



24

Природные сообщества

Экскурсия: «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.»


Комбинированный урок

1



25

Природные зоны России.



Комбинированный урок

1



26

Жизнь организмов на разных материках


Комбинированный урок

1



27

Жизнь организмов в морях и океанах.




Комбинированный урок

1



28

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Жизнь организмов на планете Земля.»


Урок контроля знаний и умений.

1



Человек на планете Земля – 7 часов

29

Как появился человек на Земле.



Урок усвоения новых знаний

1



30

Как человек изменял природу


Комбинированный урок

1



31

Важность охраны живого мира планеты



Комбинированный урок

1



32

Сохраним богатство живого мира».



Урок коррекции знаний, умений и навыков

1



33

Обобщение и систематизация знаний по теме 4. «Человек на планете Земля


Урок контроля знаний и умений

1



34

Экскурсия

«Весенние явления в природе».




1



35

Летние задания



1

















ПРИЛОЖЕНИЕ


Учебно - тематический план


п/п

Название раздела

УУД: Метапредметные


Количество часов /программа Пономарёвой/

Количество часов /рабочая программа/

Примечание

1.

Биология – наука о живой природе

Личностные:

_ Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Регулятивные УУД:

—составлять план текста;

—под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

Познавательные УУД:

—владеть таким видом изложения текста, как повествование;

—под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

—получать биологическую информацию из различных источников;

—определять отношения объекта с другими объектами;

—определять существенные признаки объекта.

Коммуникативные УУД:

- уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах


8

9

- Изменения в программе направлены на усиление общеобразовательной подготовки учащихся,

2.

Многообразие живых организмов

Личностные:

-осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки

Регулятивные УУД:

-работая по плану сравнивать свои действия с целью

-сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их

Познавательные УУД:

—оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

—работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Коммуникативные УУД:

-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах

-уметь договариваться друг с другом


11

12

- изменения в программе направлены на закрепление теоретических знаний практическими умениями ( проведение семинаров, экскурсий, выполнения практических и контрольных работ).

3.

Жизнь организмов на планете Земля.

Личностные:

_ Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Регулятивные УУД:

—работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

—составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.



Познавательные УУД:

—выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

—сравнивать представителей разных групп организмов, делать выводы на основе сравнения;

—оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

—находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах

-уметь договариваться друг с другом


7

8

- изменения в программе направлены на закрепление знаний, имеющих важное методологическое значение, трудные для освоения учащихся.

4.

Человек на планете Земля

Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Регулятивные УУД:

—составлять план текста;

—под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

Познавательные УУД:

—владеть таким видом изложения текста, как повествование;

—под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

—получать биологическую информацию из различных источников;

—определять отношения объекта с другими объектами;

—определять существенные признаки объекта.

Коммуникативные УУД:

- уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах


6

5

- изменения в программе связаны с более низким уровнем сложности данной темы.


Итого


34

35




Формы и методы контроля и оценки результатов обучения.


Наименование радела


Формы и методы контроля

Радел: Биология – наука о живой природе.

Текущий контроль( фронтальный опрос ,работа с дидактическими карточками и тд)

Лабораторные работы:

Тематически контроль ( тестирование)


Радел: Многообразие живых организмов.

Текущий контроль( фронтальный опрос ,работа с дидактическими карточками и тд)

Лабораторные работы:

Тематически контроль ( тестирование)

Итоговый контроль (тестирование)

Радел: Жизнь организмов на планете Земля.


Текущий контроль( фронтальный опрос ,работа с дидактическими карточками и тд)

Подготовка сообщений

Лабораторные работы:

Биологичесий дитант

Тематически контроль ( тестирование)

Итоговый контроль (тестирование)

Радел: Человек на планете Земля


Текущий контроль( фронтальный опрос ,работа с дидактическими карточками и тд)

Практические работы:

Подготовка сообщений

Тематически контроль ( тестирование)













Календарно – тематическое планирование


п.п

Тема урока

количество часов

Содержание

урока

Планируемые результаты

Тип урока

Срои прохождения

Личностные

Метапредметные

Предметные



Радел: Биология – наука о живой природе – 9 часов


1.

Наука о живой природе»



1

Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение определять понятия.


Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Давать определение науки биологии. Объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни

Урок усвоения новых знаний



2.

Свойства живого



1

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого


Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, эстетического отношения к живым объектам.

Умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; смысловое чтение.


Давать определения понятиям. Называть признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой

природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

Комбинированный урок



3.


Методы изучения природы



1

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях

Развитие эстетического сознания через освоение природного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.


Владение монологической контекстной речью; умение видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям.

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Комбинированный урок



4.

Увеличительные приборы

Лабораторная работа № 1«Изучение устройства увеличительных приборов»



1

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа.Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.


Умение соотносить свой действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в связи с изменяющейся ситуацией

Умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; Владение монологической контекстной речью; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Первое применение микроскопа Р. Гуком. Усовершенствование микроскопа А. Ван Левенгуком. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце.

Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Урок закрепле-

ния



5.

5. Строение клетки. Ткани

Лабораторная работа № 2

«Знакомство с клетками растений»

1

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.



Формирование ответственного отношения к учению

Владение монологической контекстной речью; воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств и мыслей

Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных клеток. Назначение частей клетки. Понятие о ткани.

Ткани животных и растений. Их функции.

Урок закрепле-

ния



6.

Химический состав клетки


1

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки


Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Умение соотносить свой действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в связи с изменяющейся ситуацией

Химические вещества клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки.

Комбинированный урок



7.

Процессы жизнедеятельности клетки.


1

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам.
Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы — биосистемы

Развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера

Владение монологической контекстной речью; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; Компетенции в области умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств и мыслей

Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки — процесс размножения (увеличения числа клеток). Новые клетки — только от клетки. Деление клеток, обеспечивающее передачу наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной системы

Комбинированный урок



8

Великие естествоиспытатели

1


Развитие эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера

Владение монологической контекстной речью; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; Компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции); умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств и мыслей

Рассказ учителя о великих учёных-естествоиспытателях (Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов). Самостоятельная работа учеников

с текстом учебника и электронными носителями информации в парах и малых группах.




Комбинированный урок



9.

Обобщение и систематизация знаний по теме Биология — наука о живом мире»

1


Формирование ответственного отношения к учению

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Опрос учащихся с использованием итоговых заданий. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.



Радел: Многообразие живых организмов – 12 часов


10

Царства живой природы.


1

Классификация живых организмов. Раздел биологии — систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение определять понятия.


Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.

Урок усвоения новых знаний



11

Бактерии: строение и жизнедеятельность.


1

Бактерии — примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение монологической контекстной речью

Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии — примитивные одноклеточные организмы, различные по форме, выносливые, обитают повсеместно, размножаются делением клетки надвое. Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка, отсутствуют оформленное ядро и вакуоли. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах.

Комбинированный урок



12

Значение бактерий в природе и для человека.


1

Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения.

Роль бактерий в природе и жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями

Формирование ответственного отношения к учению

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии — поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс жизнедеятельности бактерий — брожение. Полезные бактерии: их использование при создании пищевых продуктов, изготовлении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания человека и животных. Разработка средств борьбы с болезнетворными бактериями.


Урок повторения



13

Растения.

1


Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Умение соотносить свой действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в связи с изменяющейся ситуацией

Флора — исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле. Отличительное свойство практически всех растений — автотрофность благодаря наличию в клетках хлорофилла. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий: растения — эукариоты, бактерии — прокариоты. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Покрытосеменные и голосеменные растения. Их основное различие. Размножение цветковых и голосеменных растений семенами, остальных групп растений — спорами. Роль цветковых растений в жизни человека.

Комбинированный урок



14

Лабораторная работа № 3

«Знакомство с внешним строением

растения»

1

Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение монологической контекстной речью


Урок закрепле-ние



15

Животные.

Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных.»



1

Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Владение умением применять и преобразовывать знаки и символы, для решения учебных и познавательных задач

Фауна — совокупность всех видов животных. Особенности животных —гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, почва, суша

и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Комбинированный урок



16

Контрольная работа за

1 полугодие

1








17

7.

Грибы.


1

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза)

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение определять понятия; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение монологической контекстной речью

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза).

Урок усвоения новых знаний



18

Многообразие и значение грибов Воронежской области


1

Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и жизни человека

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности

Умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляп ка и ножка). Плесневые грибы. Их использование в здравоохранении. Антибиотик пенициллин. Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы — наносят большой урон урожаю культурных растений. Роль грибов в природе: участие в круговороте веществ, образование симбиозов, употреблении в пищу животными и человеком.

Комбинированный урок



19

Лишайники.


1

Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиции и учёта интересов.

Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха.

Комбинированный урок



20

Значение живых организмов в природе и жизни человека.


1

Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.


Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиции и учёта интересов

Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сорные растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животные, и грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе

и жизни человека.

Урок повторения



21

Обобщение и систематизация знаний по теме


1


Обобщение и систематизация знаний по теме: «Многообразие живых организмов». Контрольная работа учащихся №2 с использованием итоговых заданий учебника. Использование работы учащихся в парах. Выявление уровня сформированности основных видов деятельности

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Использование работы обучаемых в парах и в малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.



Радел: Жизнь организмов на планете Земля – 8 часов


22


Среды жизни планеты Земля.


1

Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности

Умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов

Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов -обитателей этих сред жизни.

Урок освоения новых знаний



23


Экологические факторы среды.


1

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности

Умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; Владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; владение устной речью; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.

Комбинированный урок



24

Приспособления организмов к жизни в природе.


1

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений

Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; формирование уважительного отношения к культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов

Умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.

Комбинированный урок



25

4.

Природные сообщества


1

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ

Формирование личностных представлений о целостности природы Земли;

Умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции)

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые организмы — пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество — совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ.

Комбинированный урок



26

5.

Природные зоны России.


1

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение монологической контекстной речью

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Комбинированный урок



27

Жизнь организмов на разных материках.


1

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности

Умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности, владение устной речью

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии,

Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Комбинированный урок



28


Жизнь организмов в морях и океанах.



1

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий

и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания

Формирование личностных представлений о целостности природы Земли; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

Компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции); умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности, владение устной речью; монологической контекстной речью

Условия жизни организмов в водной среде — на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитатели мелководий — скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикреплённые организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Построение схемы круговорота веществ в природе с заданными в учебнике

объектами живого мира.

Комбинированный урок



29

Итоговая контрольная работа

1


Обобщение и систематизация знаний по теме: «Жизнь организмов на планете Земля». Контрольная работа учащихся № 3 с использованием итоговых заданий учебника. Использование работы учащихся в парах. Выявление уровня сформированности основных видов деятельности

Определять и формулировать цель деятельности на уроке под руководством учителя.

Представлять изученный материал, овладение навыками оформления работы по биологии письменно. Уметь слушать и объективно оценивать других, участвовать в дискуссии.

Развитие коммуникативных умений, корректное Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала ведение диалога

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами

Определение степени усвоения учебного материала учащимися по теме с элементами обобщения материала. Выявление уровня сформированнос

Ти основных видов деятельности

1.Обсуждать проблемные вопросы темы.

2.Работая в малых группах выполнять итоговые задания учебника по материалам темы.


Урок контроля знаний и умений.




Радел: Человек на планете Земля – 6 часов.


30

Как появился человек на Земле.


1

Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда Человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения материала под руководством учителя.

Рассматривать и обсуждать иллюстрации учебника.

Формирование умений грамотно выражать свои мысли, уметь слушать, объективно оценивать других, проводить самооценку личных достижений. Уметь узнавать изучаемые объекты на таблицах и других объектах обучения

Введение в тему: когда и где появился человек? Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня. Биологические особенности современного человека: большой объём головного мозга, общение с помощью речи, творческая и мысли тельная деятельность. Земледелие

и скотоводство. Деятельность человека в природе в наши дни.

Урок освоения новых знаний



31


Как человек изменял природу.


1

Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы

Формирование личностных представлений о целостности природы Земли; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

Умения определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих растений как причины освоения человеком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы — необходимое условие её

сохранения от негативных последствий деятельности человека.

Комбинированный урок



32


Важность охраны живого мира планеты


1

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ

Формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

Умения определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

Комбинированный урок



33

Сохраним богатство живого мира Обобщение и систематизация знаний по теме 4. «Человек на планете Земля».


1

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.


Формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы.

Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности от дельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.


Урок коррекции знаний, умений и навыков.



34

5. Экскурсия

«Весенние явления в природе».


1


Формирование личностных представлений о целостности природы Земли; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

Умения определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

Элементарные практические умения использования количественных и качественных характеристик компонентов




35

Летние задания.

1
































































































































 

 

 




12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка рабочей программы по биологии 5 класс

Автор: Теперик Людмила Алексеевнва

Дата: 10.09.2017

Номер свидетельства: 427752

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Разработка рабочей программы по учебному предмету Биология 5 класс "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-rabochiei-proghrammy-po-uchiebnomu-priedmietu-biologhiia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "228839"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441531162"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по технологии для неделимых 6 - 8 класс. "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-niedielimykh-6-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "243198"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445666047"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Разработка рабочей программы по биологии. "
    ["seo_title"] => string(46) "razrabotka-rabochiei-proghrammy-po-biologhii-1"
    ["file_id"] => string(6) "228123"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441120886"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Разработка рабочей программы по биологии в соответсвии с ФГОС ООО 7 класс"
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka_rabochiei_proghrammy_po_biologhii_v_sootvietsvii_s_fgos_ooo_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "429168"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1506016926"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства