Разработка рабочей программы по биологии в соответсвии с ФГОС ООО 7 класс
Разработка рабочей программы по биологии в соответсвии с ФГОС ООО 7 класс
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии 5-9 класс.Авторы В.В. Пасечник В.А Латюшин, Г.Г. Швецов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочей программы по биологии в соответсвии с ФГОС ООО 7 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нурминская средняя общеобразовательная школа»
Балтасинского муниципального района РТ
«Обсуждено и принято» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель Директор
_______/Закирова Л.П./ директора по УР ________/Хазиев Ф.Г./
Протокол № от _______/Насихова Г.Р./ Приказ № от
« » августа 2017 г. « » августа 2017 г. « » август 2017 г.
Рабочая программа по учебному предмету
«Биология»
для 7 класса
учителя высшей квалификационной категории
Закировой Ландыш Павловны
Рассмотрено и принято
на заседании
педагогического совета,
протокол №1 от
« » августа 2017г.
с. Норма
2017 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно - научных представлений о картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изученияживых организмов, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приёмов рациональной организации труда и отдыха,выращивания домашних животных, ухода за ними.
Содержание программы.
Биология. Животные 7 класс (70 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
• эволюционный путь развития животного мира;
• историю изучения животных;
•структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории. Учащиеся должны уметь:
• определять сходства и различия между растительным и животным организмом;
• объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
• давать характеристику методам изучения биологических объектов;
• классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;
• наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
• использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
• применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций.
Раздел 1. Простейшие (2 часа+1)
Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.
Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы Многообразие кольчатых червей.
Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация Многообразие моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы Знакомство с разнообразием ракообразных.
Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы Изучение представителей отрядов насекомых
Тип Хордовые. Класс Ланцетники.
Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные и практические работы Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды, занесенные в Красную книгу Республики Татарстан и Балтасинского района.
Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды, занесенные в Красную книгу Республики Татарстан и Балтасинского района.
Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды, занесенные в Красную книгу Республики Татарстан
Лабораторные и практические работы Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсии Изучение многообразия птиц.
Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды, занесенные в Красную книгу Республики Татарстан и Балтасинского района.
Демонстрация Видеофильм.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
• систематику животного мира;
• особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;
• исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.
Учащиеся должны уметь:
• находить отличия простейших от многоклеточных животных;
• правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
• работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
• раскрывать значение животных в природе и в жизни человека;
• применять полученные знания в практической жизни;
• распознавать изученных животных;
•определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;
• наблюдать за поведением животных в природе;
• прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;
• работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
• объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
• понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение;
• отличать животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
• совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении;
• вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных;
• привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;
• оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
• сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;
• использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
• выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;
• абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания;
• обобщать и делать выводы по изученному материалу;
• работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;
• презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ.
Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (12 часов) Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.
Лабораторные и практические работы Изучение особенностей различных покровов тела.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
• основные системы органов животных и органы, их образующие;
• особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;
• эволюцию систем органов животных.
Учащиеся должны уметь:
• правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия;
• объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;
• сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп;
• описывать строение покровов тела и систем органов животных;
• показать взаимосвязь строения и функции систем органов животных;
• выявлять сходства и различия в строении тела животных;
• различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах – органы и системы органов животных;
• соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
• сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;
• использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении строения и функций органов и их систем у животных;
• выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных;
• устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих в основе регуляции деятельности организма;
• составлять тезисы и конспект текста;
• осуществлять наблюдения и делать выводы;
• получать биологическую информацию о строении органов, систем органов, регуляции деятельности организма, росте и развитии животного организма из различных источников;
• обобщать, делать выводы из прочитанного.
Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 часа)
Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без. Периодизация и продолжительность жизни животных.
Лабораторные и практические работы Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
• основные способы размножения животных и их разновидности;
• отличие полового размножения животных от бесполого;
• закономерности развития с превращением и развития без превращения.
Учащиеся должны уметь:
• правильно использовать при характеристике индивидуального развития животных соответствующие понятия;
• доказать преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме;
• характеризовать возрастные периоды онтогенеза;
• показать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде обитания;
• выявлять факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животного;
• распознавать стадии развития животных;
• различать на живых объектах разные стадии метаморфоза у животных;
• соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
• сравнивать и сопоставлять стадии развития животных с превращением и без превращения и выявлять признаки сходства и отличия в развитии животных с превращением и без превращения;
• устанавливать причинно-следственные связи при изучении приспособленности животных к среде обитания на разных стадиях развития;
• абстрагировать стадии развития животных из их жизненного цикла;
• составлять тезисы и конспект текста;
• самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;
• получать биологическую информацию об индивидуальном развитии животных, периодизации и продолжительности жизни организмов из различных источников.
Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 часа +1) Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
• самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;
• получать биологическую информацию об эволюционном развитии животных, доказательствах и причинах эволюции животных из различных источников;
• анализировать, обобщать высказывать суждения по усвоенному материалу;
• толерантно относиться к иному мнению;
• корректно отстаивать свою точку зрения
Раздел 6. Биоценозы (4 часа)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсии Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
• признаки естественного и искусственного биоценоза.
Учащиеся должны уметь:
• правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия;
• распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания;
• выявлять влияние окружающей среды на биоценоз;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания;
• определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу;
• определять направление потока энергии в биоценозе;
• объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза;
• определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
• сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;
• устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов;
• конкретизировать примерами понятия «продуценты», «консументы», «редуценты»;
• выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепи питания и пищевой цепи;
• самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы;
• систематизировать биологические объекты разных биоценозов;
• находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений;
• находить в словарях и справочниках значения терминов;
• составлять тезисы и конспект текста;
• самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;
• поддерживать дискуссию.
Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов +3)
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсии
Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
• методы селекции и разведения домашних животных;
• условия одомашнивания животных;
• законы охраны природы;
• признаки охраняемых территорий;
•пути рационального использования животного мира (области, края, округа, республики)
Учащиеся должны уметь:
• пользоваться Красной книгой;
• анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;
Учащиеся должны понимать:
• причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
• выявлять причинно-следственные связи принадлежности животных к разным
категориям в Красной книге;
• выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны;
• находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов;
• находить значения терминов в словарях и справочниках;
• составлять тезисы и конспект текста;
• самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
• знать правила поведения в природе;
• понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
• уметь реализовывать теоретические познания на практике;
• видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
• проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
• испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными;
• признавать право каждого на собственное мнение;
• формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
• проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
• уметь отстаивать свою точку зрения;
• критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
• уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Календарно-тематическое планирование
Количество часов по учебному плану:
Всего _70__ часов; в неделю __2__ часа.
Плановых контрольных работ __3_.
Для предметов естественнонаучного цикла
Плановых лабораторных работ_7__, экскурсий __3_
Планирование составлено на основе (наименование программы)
ФГОС основного общего образования по биологии. 5-9 классы, программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника, В. В. Латюшина, Г.Г Шевцова
Учебник (название, автор, издательство, год издания)
В.В Латюшин, В. А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / Казань. Татарстан китап нәшрияты, 2017 года и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Календарно тематический план
№п.п
Тема урока
Кол-во часов
Планированный .
срок проведения
урока
Фактический
срок
проведения
урока
Примечание
Введение (2 часа)
1
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных
1
04.09
2
Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных
1
07.09
Многообразие животных
Раздел 1
Простейшие
(2 часа+1час)
3
Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
1
11.09
4
Простейшие: жгутиконосцы, инфузории. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы
1
15.09
5
Обобщающий урок по теме «Простейшие»
1
18.09
Раздел 2. Многоклеточные животный
(32 часа+2 часа)
6
Беспозвоночные животные.
Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека
1
22.09
7
Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые Полипы. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
1
25.09
8
Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека
1
29.09
9
Тип Круглые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека
1
02.10
10
Тип Кольчатые черви или кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека
1
06.10
11
Класс кольчецов: Малощеинковые. или Олигохеты., Пиявки. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №1
Знакомство с многообразием кольчатых червей
1
09.10
12
Тип Моллюски. Биологические и экологические особенности. Значение в 1природе и жизни человека
1
13.10
13
Классы моллюсков: Брюхоногие. Двустворчатые. Головоногие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение.
1
16.10
14
Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, или Морские огурцы, Офиуры. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
1
20.10
15
Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные. Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №2
Многообразие ракообразных
1
23.10
16
Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека
Лабораторная работа №3
Многообразие насекомых
1
27.10
17
Отряды насекомых: Таракановые. Прямокрылые. Уховёртки. Подёнки. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека
1
06.11
18
Отряд насекомых: Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека
1
09.11
19
Отряд насекомых: Чешуекрылые. Равнокрылые. Двукрылые. Блохи. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека
1
13.11
20
Отряд насекомых: Перепончатокрылые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека
1
16.11
21
Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные. Беспозвоночные»
1
20.11
22
Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные.
Класс Ланцетники. Класс Круглоротые. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека
1
23.11
23
Класс рыб: Хрящевые, Костные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №4
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб
1
27.11
24
Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты Химерообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека
1
30.11
25
Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные ,Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды
1
04.12
26
Класс Земноводные или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды
1
07.12
27
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды
1
11.12
28
Отряды Пресмыкающихся:: Черепахи. Крокодилы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды
1
14.12
29
Класс Птицы. Отряд Пингвины. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №5
Изучение внешнего строения птиц
1
18.12
30
Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды
1
21.12
31
Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды
1
08.01
32
Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды
1
11.01
33
Экскурсия №1 «Изучение многообразия птиц»
1
15.01
34
Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые,. Насекомоядные, Рукокрылые. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды
1
18.01
35
Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека
1
22.01
36
Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. Важнейшие представители отрядов. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды
1
25.01
37
Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные. Важнейшие представители отрядов. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды
1
29.01
38
Отряд млекопитающих: Приматы. Важнейшие представители отрядов. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
1
01.02
39
Обобщение знаний. Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные. Бесчерепные и позвоночные»
1
05.02
Раздел 3. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (12 часов)
40
Покровы тела и их функции. Покровы у одноклеточных и многоклеточных животных. Сложное строение покровов позвоночных животных. Железы, их физиологическая роль в жизни животных. Эволюция покровов тела.
Лабораторная работа№6
Изучение особенностей различных покровов тела
1
08.02
41
Опорно-двигательная система животных и ее функции. Строение скелета животных разных систематических групп. Эволюция опорно-двигательной системы животных
1
12.02
42
Способы передвижения и полости тела.
1
15.02
43
Органы дыхания и газообмен. Эволюция органов дыхания у позвоночных животных
1
19.02
44
Органы пищеварения Пищеварительные системы животных разных систематических групп. Эволюция пищеварительных систем животных разных систематических групп
1
22.02
45
Обмен веществ и превращение энергии
1
26.02
46
Кровеносная система. Кровь
1
01.03
47
Органы выделения. Значение процесса выделения для жизнеобеспечения животных. Эволюция органов выделения и выделительной системы животных
1
05.03
48
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Эволюция нервной системы животных в ходе исторического развития
1
12.03
49
Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Эволюция органов чувств животных в ходе исторического развития
1
12.03
50
Продление рода. Органы размножения, продление рода. Способность воспроизводить себеподобных как одно из основных свойств живого. Половое и бесполое размножение. Гермафродитизм – результат одновременного функционирования женской и мужской половых систем. Органы размножения у животных разных систематических групп. Эволюция органов размножения животных в ходе исторического развития
1
15.03
51
Обобщающий урок по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем»
1
19.03
Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 часа)
52
Способы размножения животных. Оплодотворение.
1
22.03
53
Развитие животных с превращением и без превращения
1
05.04
54
Периодизация и продолжительность жизни животных.
Лабораторная работа №7
Изучение стадий развития животных и определение их возраста