kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии в соответствии с ФГОС 5-9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа реализуется в учебниках по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора, доктора пед.наук В.В. Пасечника. Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану МБОУ «СОШ№2 с.Серноводское».

Рабочая программа по биологии построена на основе:

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном образовательном стандарте основного общего образования;
  • Примерной программы основного общего образования по биологии;
  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
  • Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Приказ Минобразования РФ от 31.12.2015г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г №1897» №1577.

* Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету “Биология ” является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и основной образовательной программы основного общего образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии в соответствии с ФГОС 5-9 класс»



























































  1. Пояснительная записка


Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа реализуется в учебниках по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора, доктора пед.наук В.В. Пасечника. Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану МБОУ «СОШ№2 с.Серноводское».

Рабочая программа по биологии построена на основе:

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном образовательном стандарте основного общего образования;

  • Примерной программы основного общего образования по биологии;

  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий;

  • Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Приказ Минобразования РФ от 31.12.2015г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г №1897» №1577.

* Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету “Биология ” является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и основной образовательной программы основного общего образования.

* Задачами учебного предмета являются:

•  освоение важнейших знаний об основных понятиях биологии и биологической терминологии;

•  овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить лабораторный эксперимент;

•  развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения лабораторных и практических работ, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

•  воспитание отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

•  применение полученных знаний и умений для безопасного использования и общения с объектами живой природы, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Виды и формы контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа, тест, лабораторная работа, практическая работа.

Программа предмета “Биология ” рассчитана на пять лет. Общее количество часов на уровне основного общего образования составляет 270 часов со следующим распределением часов по классам: 5-й класс – 34 часа; 6-й класс – 34 часа; 7-й класс – 68 часов; 8 – й класс 68 часов; 9 – й класс 66 часов.










































  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.


Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:


1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:


1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.

В результате изучения курса биологии в основной школе:

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

• создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.


Раздел 1. Живые организмы 5-7 классы.

Выпускник научится:

• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

• аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

• осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

• сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

• находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


Раздел 2. Человек и его здоровье. 8 класс.

Выпускник научится:

• выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

• аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

• аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

• аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

• выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

• знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

• анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

• описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

• объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

• находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

• находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

• создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


Раздел 3. Общие биологические закономерности. 9 класс.

Выпускник научится:

• выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

• аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

• аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

• осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

• объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

• объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

• сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

• находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

• находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.






















  1. Содержание учебного предмета, курса


5 класс «Живые организмы»


«Введение» 7 ч.

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние человека на природу, ее охрана.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Глава 1 Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов 8 ч.

Устройство увеличительных приборов ( лупа, световой микроскоп). Клетка, ее строение : оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку, дыхание, питание, рост, развитие, деление клетки..Понятие « ткань».

Демонстрации:

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные работы № 1- 2

1. Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы

2. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

Глава 2. Многообразие организмов 19 ч.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные работы № 3 - 6

3. Особенности строения мукора и дрожжей

4. Строение зеленых водорослей

5. Строение мха, спороносящего хвоща и папоротника

6. Внешнее строение цветкового растения


Контрольные работы по итогам четырех четвертей.


6 класс «Живые организмы»


Глава 1. Жизнедеятельность организмов. 16 ч.

Обмен веществ- главный признак жизни.

Почвенное питание растений. Удобрения. Фотосинтез. Значение фотосинтеза. Питание бактерий и грибов. Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения. Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных. Дыхание растений. Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений Передвижение веществ у животных. Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений. Выделение у животных. Обобщающий урок.

Лабораторные работы № 1- 2

  1. Выделение углекислого газа при дыхании.

  2. Передвижение веществ по побегу растения.


Глава 2. Размножение, рост и развитие организмов. 5 ч.

Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. Половое размножение. Рост и развитие-свойства живых организмов. Индивидуальное развитие. Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека. Обобщающий урок.


Лабораторная работа № 3

  1. Вегетативное размножение комнатных растений.


Глава 3. Регуляция жизнедеятельности организмов. 13 ч.

Способность организмов воспринимать воздействия внешние среды и реагировать на них.

Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов. Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных. Поведение организмов. Движение организмов

Организм - единое целое. Обобщающий урок. Летние задания. Экскурсия « Весенние явления в жизни растений и животных. Работа над проектами. Защита проектов.


Лабораторная работа №4

  1. Изучение реакции аквариумных рыб на раздражителей и формирование у них рефлексов.


Контрольные работы по итогам четырех четвертей.


7 класс «Живые организмы»


Введение. Многообразие организмов, их классификация 3 ч.

Систематика органического мира. Вид – основная единица систематики.

Демонстрация: таблица «Царства живой природы»


Глава 1.Бактерии, грибы, лишайники.- 7 ч.

Бактерии - доядерные организмы. Грибы – царство живой природы. Лишайники – комплексные симбиотические организмы.


Практическая работа: «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»


Глава 2 .Многообразие растительного мира – 27 ч.

Водоросли- древние низшие растения

Первые наземные высшие растения.

Мхи – строение и жизнедеятельность, роль в природе, хозяйственное значение.

Папоротники, строение и жизнедеятельность, роль в природе, хозяйственное значение, использование и охрана папоротников.

Семенные растения, особенности строения и жизнедеятельность. Многообразие голосеменных, Хвойный лес как природное сообщество.

Покрытосеменные растения, особенности строения и процессов жизнедеятельности, классификация покрытосеменных растений.


Лабораторные работы№ 1-9

1. Изучение внешнего строения водорослей.

2. Изучение внешнего строения мхов.

3. Изучение внешнего строения папоротников.

4. Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

5. Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений.




Глава – 3 Многообразие животного мира- 24 ч.

Общие сведения о животном мире. Одноклеточные животные, особенности строения и жизнедеятельности., меры предупреждения заболеваний, вызванных одноклеточными.

Многоклеточные животные, особенности строения, специализация клеток. Ткани, органы, системы органов.

Кишечнополостные, особенности строения. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных.

Черви, многообразие червей, паразитические черви, меры предупреждения заражения паразитическими червями.

Моллюски, особенности строения, промысловое значение, роль в природе и жизни человека.

Членистоногие, особенности строения, Инстинкты. Членистоногие – возбудители и переносчики болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Практическое значение и охрана.

Хордовые, общая характеристика. Рыбы, многообразие рыб. Роль в природе, практическое значение и охраны.

Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи.

Птицы, особенности строения, забота о потомстве, роль птиц в природе, практическое значение, охрана птиц.

Млекопитающие, особенности строения, забота о потомстве. Животноводство, породы млекопитающих. Практическое значение и охрана.

Лабораторные работы №6 - 7

6. Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных.

7. Изучение и выявление особенностей внешнего и внутреннего строения млекопитающих


Глава- 4. Эволюция растений и животных и их охрана – 3ч.

Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений.

Эволюция животного мира.


Глава 5 Экосистемы- 4ч.

Естественные и искусственные экосистемы. Экологические факторы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы. Межвидовые отношения.

Агроценозы.


Контрольные работы по итогам четырех четвертей.


8 класс «Человек и его здоровье»


Введение 3 ч.

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.

Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе. Доказательства животного происхождения человека.


Глава 1. Общий обзор организма 3 ч.

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Клеточное строение организма. Строение и функции клетки. Ткани животных и человека.


Лабораторные работы №1

  1. Изучение микроскопического строения тканей.


Глава 2. Опора и движение 8 ч.

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Скелет головы и скелет туловища. Скелет конечностей. Мышцы человека. Работа мышц. Нарушение осанки и плоскостопие. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Развитие опорно-двигательной системы.


Лабораторная работа № 2 - 3

  1. Микроскопическое строение кости.

  2. Утомление при статической и динамической работе.


Глава 3. Внутренняя среда организма 4 ч.

Внутренняя среда. Значение крови и её состав.


Глава 4. Кровообращение и лимфообращение 4 ч.

Органы кровеносной и лимфатической системы. Круги кровообращения.

Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.


Лабораторная работа №4

  1. Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку.


Глава 5. Дыхание 4 ч.

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды. Первая помощь при поражении органов дыхания.


Глава 6. Питание 4 ч.

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Регуляция деятельности пищеварительной системы.

Пищеварение в желудке. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Гигиена питания.


Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии 4 ч

Обмен веществ и энергии – основное свойство живых существ. Обмен белков, жиров, углеводов. Нормы питания. Витамины.

Практическая работа№1

  1. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.


Глава 8. Выделение продуктов обмена 2 ч.

Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Глава 9. Покровы тела человека 4 ч.

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Роль кожи в обменных процессах, теплорегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.


Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности 9ч.

Значение и строение нервной системы. Строение и функции спинного мозга Отделы головного мозга, их значение. Полушария большого мозга. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Вегетативная нервная система, строение и функции. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.


Глава 11. Органы чувств. Анализаторы 5 ч.

Значение органов чувств и анализаторов. Достоверность получаемой информации. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевание и повреждение глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов


Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность 5 ч.

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Врожденные и приобретенные программы поведения. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание.


Глава 13. Человек и окружающая среда 7 ч.

Социальная и природная среда человека. Окружающая среда и здоровье человека. Здоровый образ жизни.


Контрольные работы по итогам четырех четвертей.


9 класс «Общие биологические закономерности»


Введение. Биология в системе наук 3 ч.

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов


Глава 1. Основы цитологии — науки о клетке 13 ч.

Признаки живых организмов: особенности химического состава; клеточное строение. Химический состав

живых организмов. Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества. Роль воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в организме. Клеточное строение

организмов. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, вакуоли,

митохондрии. Хромосомы. Многообразие клеток


Лабораторная работа №1.

  1. Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий.


Глава 2.Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов 6 ч.

Размножение, рост и развитие. Рост и развитие организмов. Размножение. Половое и бесполое размножение. Половые клетки. Оплодотворение


Лабораторная работа №2

  1. Митоз в корешке лука.


Глава 3.Основы генетики 12 ч.

Признаки живых организмов: наследственность и изменчивость. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Лабораторные работы №3

  1. Описание фенотипов растений.



Практическая работа № 1 - 2

    1. Решение генетических задач.


Глава 4. Генетика человека 3 ч.

Методы изучения наследственности человека. Генотип и здоровье человека


Практическая работа № 3-4

  1. Составление родословных.

  2. Решение генетических задач


Глава 5. Основы селекции и биотехнологии 4 ч.

Основы селекции. Методы селекции. Достижения мировой и отечественной селекции

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Метод культуры тканей. Клонирование


Лабораторные работы №4


4. Изучение приспособленности организмов к определённой среде обитания.


Глава 6. Эволюционное учение 7 ч.

Учение об эволюции органического мира Вид. Критерии Популяционная структура вида

Видообразование. Борьба за существование и естественный отбор — движущие силы эволюции Адаптация как результат естественного отбора. Современные проблемы эволюции.


Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле 5 ч.

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как

результат эволюции История развития органического мира. Происхождение и развитие

жизни на Земле.


Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. 13 ч.

Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов

на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые

связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная

экосистема. В. И. Вернадский. —основоположник учения о биосфере. Границы биосферы.

Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Обмен веществ и превращения энергии — признак

живых организмов


Лабораторные работы №5-8

5. Описание экологической ниши организма.


Контрольные работы по итогам четырех четвертей.


















4.Тематическое – планирование по биологии на 2019-2020 учебный год

5 «а», «б», «в» класс.

урока

Наименование раздела, тема урока.

Количество часов, отводимых на тему

1

Введение. Биология - наука о живой природе

7

2

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.

8

3

Многообразие организмов.

19

Всего за год.


34


6 «а» «б» класс

урока

Наименование раздела, тема урока.

Количество часов, отводимых на тему

1

Жизнедеятельность организмов

16

2

Размножение, рост и развитие организмов.

5

3

Регуляция жизнедеятельности организмов.

13

Всего за год.


34


7 «а» «б» класс

урока

Наименование раздела, тема урока.

Количество часов, отводимых на тему

1

Введение. Многообразие организмов, их классифик-я.

3

2

Бактерии, грибы, лишайники.

7

3

Многообразие растительного мира

27

4

Многообразие животного мира

24

5

Эволюция растений и животных, их охрана

3

6

Экосистемы

4

Всего за год.


68


8 «а» «б» класс

урока

Наименование раздела, тема урока.

Количество часов, отводимых на тему

1

Введение.

3

2

Общий обзор организма человека

3

3

Опора и движение

8

4

Внутренняя среда организма

4

5

Кровообращение и лимфообразование

4

6

Дыхание

4

7

Питание

4

8

Обмен веществ и превращение энергии

4

9

Выделение продуктов обмена

2

10

Покровы тела человека

4

11

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнед-ти

9

12

Органы чувств. Анализаторы.

5

13

Психика и поведение человека. ВНД.

5

14

Человек и окружающая среда.

7

Всего за год.


68


9 класс


урока

Наименование раздела, тема урока.

Количество часов, отводимых на тему

1

Введение. Биология в системе наук.

3

2

Основы цитологии – науки о клетке.

12

3

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов.

6

4

Основы генетики.

12

5

Генетика человека.

3

6

Основы селекции и биотехнологии.

4

7

Эволюционное учение.

7

8

Возникновение и развитие жизни на Земле.

5

9

Взаимосвязи организмов и окружающий среды.

13

Всего за год.


66







































Приложение №1


5. Календарно – тематическое планирование по биологии на 2019-2020 учебный год.

5 «а», «б», «в» кл.

№ урока

Наименование раздела, тема урока.

Кол. часов, отвод-х

на тему

Приме

чание

Дата проведения урока

План

Факт

1 ЧЕТВЕРТЬ

Введение. Биология как наука

1

Биология — наука о живой природе

1

 

09.09

 

2

Входная контрольная работа.

1


16.09


3

Методы исследования в биологии

1

 

23.09

 

4

Как работают в лаборатории.

1

 

30.09

 

5

Разнообразие живой природы.

1

 

07.10

 

6

Среды обитания живых организмов.

1

 

14.10

 

7

Контрольная работа по итогам 1 четверти.

1


21.10


8

Среды обитания живых организмов.

1


11.11


ll ЧЕТВЕРТЬ

Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.

9

Увеличительные приборы.

1


18.11


10-11

Химический состав клетки.

2


25.11 02.12


12

Строение клетки. Л/р.№1 Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы.

1


09.12


13

Жизнедеятельность клетки.

1


16.12


14

Контрольная работа по итогам 2 четверти.

1


23.12


15

Л/р.№2. Приготовление препарата и рассмотрение под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

1


13.01


lll ЧЕТВЕРТЬ

Глава 2. Многообразие организмов.

16

Классификация организмов.

1


20.01


17-18

Строение и многообразие бактерий.

2


27.01 03.02


19-20

Строение и многообразие грибов.

Л/р.№3. Особенности строения мукора и дрожжей.

2


10.02 17.02


21-22

Характеристика царства Растения.

2


24.02 02.03


23

Водоросли. Л/р.№4. Строение зеленых водорослей.

1


09.03


24

Контрольная работа по итогам 3 четверти.

1


16.03


25

Лишайники

1


06.04


lV ЧЕТВЕРТЬ

26

Мхи, папоротники, плауны, хвощи.

Л/р.№5. Строение мха, спороносящего хвоща и папоротника.

1


13.04


27

Семенные растения. Л/р.№6. Внешнее строение цветкового растения.

1


20.04


28

Царство Животные

1


27.04


29

Подцарство Одноклеточные

1


04.05


30

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные.

1


11.05


31

Позвоночные животные.

1


18.05


32

Контрольная работа по итогам 4 четверти.

1


25.05


33-34

Многообразие живой природы. Охрана природы.

2





 Всего за год

 34

 

 

 






































6 «а», «б» кл.

№ ур.

Наименование раздела, тема урока.

Кол часов, отв-х на тему

Прим-ние

Дата провед. урока

План

Факт

1 ЧЕТВЕРТЬ

Глава 1. Жизнедеятельность организмов.

1

Обмен веществ – главный признак жизни.

1

 

09.09

 

2

Входная контрольная работа.

1


16.09


3

Почвенное питание растений.

1

 

23.09

 

4

Удобрения.

1

 

30.09

 

5

Фотосинтез.

1

 

07.10

 

6

Питание бактерия и грибов.

1

 

14.10

 

7

Контрольная работа по итогам 1 четверти.

1


21.10


8

Питание бактерия и грибов.

1


11.11


ll ЧЕТВЕРТЬ

9

Гетеротрофное питание.

1


18.11


10

Дыхание растений и животных. Л/р.№1. Выделение углекислого газа при дыхании.

1


25.11


11-12

Передвижение веществ у растений. Л/р.№2. Передвижение веществ по побегу растения.

2


02.12 09.12


13

Передвижение веществ у животных.

1


16.12


14

Контрольная работа по итогам 2 четверти.

1


23.12


15

Выделение у растений и животных.

1


13.01


lll ЧЕТВЕРТЬ

Глава 2. Размножение, рост и развитие организмов.

16-17

Размножение организмов, его значение. Л/р.№3. Вегетативное размножение комнатных растений.

2


20.01 27.01


18-19

Половое размножение.

2


03.02 10.02


20-21

Рост и развитие – свойства живых организмов.

2


17.02 24.02


Глава 3. Регуляция жизнедеятельности организмов.

22-23

Раздражимость - свойство живых организмов.

2


02.03 09.03


24

Контрольная работа по итогам 3 четверти.

1


16.03


25

Гуморальная регуляция.

1


06.04


lV ЧЕТВЕРТЬ

26

Гуморальная регуляция

1


13.04


27

Нейрогуморальная регуляция. Л/р.№4. Изучение реакции аквариумных рыб на раздражителей и формирование у них рефлексов.

1


20.04


28

Поведение.

1


27.04


29

Движение организмов.

1


04.05


30

Контрольная работа по итогам 4 четверти.

1


11.05


31

Организм – единое целое.

1


18.05


32-34

Повторение пройденного материала

3

 

 25.05

 

Всего за год

34






7 «а», «б» кл.

№ урока

Наименование раздела, тема урока.

Кол. часов, отвод-х на тему

Приме

чание

Дата проведения урока

План

Факт

1 ЧЕТВЕРТЬ

Глава 1. Многообразие организмов, их классификация.

1

Многообразие организмов, их классификация.

1

 

04.09

 

2

Вид - основная единица систематики.

1

 

07.09

 

3

Входная контрольная работа.

1


11.09


Глава 2. Бактерии, грибы, лишайники.

4

Бактерии – доядерные организмы.

1

 

14.09

 

5

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

 

18.09

 

6-7

Грибы – царство живой природы.

2



21.09 25.09


8

Многообразие грибов, их роль в жизни человека.

1


28.09


9

Грибы – паразиты растений, животных, человека.

Пр/р№1. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

1


02.10


10

Лишайники – комплексные симбиотические организмы.

1


05.10


Глава 3. Многообразие растительного мира.

11

Общая характеристика водорослей. Л/р №1 Изучение внешнего строения водорослей.

1


09.10


12

Многообразие водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

1


12.10


13

Контрольная работа по итогам 1 четверти.

1


16.10


14

Высшие споровые растения.

1


19.10


15

Моховидные. Л/р №2 Изучение внешнего строения мхов.

1


23.10


16

Папоротниковидные. Л/р №3 Изучение внешнего строения папоротников.

1


26.10


ll ЧЕТВЕРТЬ

17

Плауновидные. Хвощевидные.

1


06.11


18

Голосеменные – отдел семенных растений. Л/р.№4 Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

1


09.11


19

Разнообразие хвойных растений.

1


13.11


20

Покрытосеменные, или цветковые.

Л/р № 5 Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений.

1


16.11


21

Строение семян.

1


20.11


22

Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней.

1


23.11


23

Побег и почки. Строение стебля.

1


27.11


24

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа.

1


30.11


25

Видоизменения побегов.

1


04.12


26

Строение и разнообразие цветков. Соцветия

1


07.12


27

Плоды.

1


11.12


28

Размножение покрытосеменных растений.

1


14.12


29

Классификация покрытосеменных. Класс Двудольные, Однодольные.

1


18.12


30

Контрольная работа по итогам 2 четверти.

1


21.12


lll ЧЕТВЕРТЬ

Глава 3. Многообразие животного мира.

31

Общие сведения о животном мире.

1


11.01


32-33

Одноклеточные животные, или Простейшие.

2


15.01 18.01


34-35

Паразитические простейшие. Значение простейших.

2


22.01 25.01


36-37

Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных. Л/р.№6. Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных.

2


29.01 01.02


38-39

Тип Кишечнополостные.

2


05.02 08.02


40

Многообразие кишечнополостных.

1


12.02


41-42

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви.

2


15.02 19.02


43

Тип Круглые черви и тип Кольчатые черви.

1


22.02


44

Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски.

1


26.02


45

Многообразие и значение моллюсков.

1


29.02


46

Класс Головоногое моллюски.

1


04.03


47-48

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

2


07.03 11.03


49

Класс Паукообразные. Класс Насекомые.

1


14.03


50

Контрольная работа по итогам 3 четверти

1


18.03


lV ЧЕТВЕРТЬ

51

Многообразие насекомых.

1


21.03


52

Тип Хордовые

1


01.04


53-54

Строение и жизнедеятельность рыб.

2


04.04 08.04


55

Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб.

1


11.04


56

Класс Земноводные. Л/р№ 7. Изучение и выявление особенностей внешнего строения лягушки.

1


15.04


57

Класс Пресмыкающиеся.

1


18.04


58

Класс Птицы. Многообразие птиц и их значение.

1


22.04


59

Класс Млекопитающие, или Звери. Л/р№ 8. Изучение и выявление особенностей внешнего и внутреннего строения млекопитающих.

1


25.04


60

Многообразие зверей.

1


29.04


61

Домашние млекопитающие.

1


02.05


Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана.

62

Этапы эволюции органического мира.

1


06.05


63

Освоение суши растениями и животными.

1


13.05


64

Охрана растительного и животного мира.

1


16.05


65

Контрольная работа по итогам 4 четверти.

1


20.05


Глава 5. Экосистема.

66

Экосистема. Среда обитания организмов. Экологические факторы.

1


23.05


67-68

Биотические и антропогенные факторы. Искусственные экосистемы.

2


27.05



Всего за год

68



















































8 «а», «б» класс

№ урока

Наименование раздела, тема урока.

Кол. часов, отвод-х на тему

Приме

чание

Дата проведения урока

План

Факт

1 ЧЕТВЕРТЬ

Введение.

1

Науки о человеке и их методы.

1

 

04.09

 

2

Биологическая природа человека. Расы человека.

1

 

07.09

 

3

Входная контрольная работа.

1


11.09


4

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.

1


14.09


Глава 1. Общий обзор организма человека.

5

Строение организма человека Л/р.№1 Изучение микроскопического строения тканей.

1

 

18.09

 

6

Регуляция процессов жизнедеятельности.

1

 

21.09

 

Глава 2. Опора и движение.

7

Опорно – двигательная система. Состав, строение и рост костей. Л/р.№2 Микроскопическое строение кости.

1


25.09


8

Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы.

1


28.09


9

Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов.

1


02.10


10

Строение и функции скелетных мышц.

1


05.10


11

Работа мышц и ее регуляция. Л/р.№3 Утомление при статической и динамической работе.

1


09.10


12-13

Нарушения опорно – двигательной системы. Травматизм.

2


12.10 16.10


14

Контрольная работа по итогам 1 четверти.

1


19.10


Глава 3. Внутренняя среда организма.

15

Состав внутренней среды организма и ее функции.

1


23.10


16

Состав крови. Постоянство внутренней среды.

1


26.10


ll ЧЕТВЕРТЬ

17

Свертывание крови. Переливание крови. Группа крови.

1


06.11


18

Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация.

1


09.11


Глава 4. Кровообращение и лимфообращение.

19

Органы кровообращение. Строение и работа сердца.

1


13.11


20

Сосудистая система. Лимфообращение.

1


16.11


21-22

Сердечно – сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. Л/р. 4. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

2


20.11 23.11


Глава 5. Дыхание.

23

Дыхание и его значение. Органы дыхания.

1


27.11


24

Механизм дыхания. Жизненная емкость легких.

1


30.11


25

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

1


04.12


26

Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация.

1


07.12


Глава 6. Питание.

27-28

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции.

2


11.12 14.12


29

Контрольная работа по итогам 2 четверти.

1


18.12


30

Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод.

1


21.12


lll ЧЕТВЕРТЬ

31

Пищеварение в желудке и кишечнике.

1


11.01


32

Всасывание питательных веществ в кровь.

1


15.01


33

Регуляция пищеварения. Гигиена питания.

1


18.01


Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии.

34

Пластический и энергетический обмен.

1


22.01


35

Ферменты и их роль в организме человека.

1


25.01


36

Витамины и их роль в организме человека.

1


29.01


37

Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ. Пр/р. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат

1


01.02


Глава 8. Выделение продуктов обмена.

38

Выделение и его значение. Органы мочевыделения.

1


05.02


39

Заболевания органов мочевыделения.

1


08.02


Глава 9. Покровы тела человека.

40

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи.

1


12.02


41

Болезни и травмы кожи.

1


15.02


42-43

Гигиена кожных покровов.

2


19.02 22.02


Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.

44-45

Железы внутренней секреции и их функции.

2


26.02 29.02


46

Работа эндокринной системы и ее нарушения.

1


04.03


47

Строение нервной системы и ее значение.

1


07.03


48

Спинной мозг.

1


11.03


49

Контрольная работа по итогам 3 четверти.

1


14.03


50

Головной мозг.

1


18.03


lV ЧЕТВЕРТЬ

51

Вегетативная нервная система.

1


21.03


52

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение.

1


01.04


Глава 11. Органы чувств. Анализаторы.

53-54

Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор.

2


04.04 08.04


55

Слуховой анализатор.

1


11.04


56

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.

1


15.04


57

Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль.

1


18.04


Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность.

58

Высшая нервная деятельность. Рефлексы.

1


22.04


59

Память и обучение.

1


25.04


60

Врожденное и приобретенное поведение.

1


29.04


61

Сон и бодрствование.

1


02.05


62

Особенности высшей нервной деятельности человека

1


06.05


Глава 13. Человек и окружающая среда.

63

Социальная и природная среда человека.

1


13.05


64

Окружающая среда и здоровье человека.

1


16.05


65

Контрольная работа по итогам 4 четверти.

1


20.05


66-68

Итоговое повторение.

3



23.05 27.05



Всего за год

68











































9 «а», «б» кл.

№ урока

Наименование раздела, тема урока.

Кол. часов, отвод-х на тему

Приме

чание

Дата проведения урока

План

Факт

1 ЧЕТВЕРТЬ

Введение. Биология в системе наук.

1

Биология как наука.

1

 

03.09

 

2-3

Методы биологических исследований. Значение биологии.

2

 

06.09 10.09

 

4

Входная контрольная работа.

1


13.09


Глава 1. Основы цитологии - науки о клетке.

5

Цитология – наука о клетке.

1

 

17.09

 

6

Клеточная теория.

1

 

20.09

 

7-8

Химический состав клетки.

2



24.09 27.09


9-10

Строение клетки. Л/р.№1 Строение эукариотических клеток у растений, животных грибов и прокариотических клеток у бактерий.

2



01.10 04.10


11

Особенности клеточного строения организмов. Вирусы.

1


08.10


12

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез.

1


11.10


13-14

Биосинтез белков.

2


15.10 18.10


15

Контрольная работа по итогам 1 четверти

1


22.10


16

Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке.

1


25.10


11 ЧЕТВЕРТЬ

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов.

17-18

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз. Л/р.№2. Митоз в корешке лука.

2


05.11 08.11


19-20

Половое размножение. Мейоз.

2


12.11 15.11


21

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

1


19.11


22

Влияние факторов внешней среды на онтогенез.

1


22.11


Глава 3. Основы генетики.

23

Генетика как отрасль биологической науки.

1


26.11


24

Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип. Л/р. №3. Описание фенотипов растений.

1


29.11


25-26

Закономерности наследования.

2


03.12 06.12


27

Пр/р. №1.Решение генетических задач.

1


10.12


28

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.

1


13.12


29

Контрольная работа по итогам 2 четверти.

1


17.12


30

Пр/р. №2. Решение генетических задач.

1


20.12


lll ЧЕТВЕРТЬ

31-32

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость.

2


24.12 10.01


33

Комбинативная изменчивость.

1


14.01


34

Фенотипическая изменчивость.

1


17.01


Глава 4. Генетика человека.

35-36

Методы изучения наследственности человека.

Пр/р. №3. Составление родословных.

2


21.01 24.01


37

Генотип и здоровье человека. Пр/р. №4.Решение генетических задач.

1


28.01


Глава 5. Основы селекции и биотехнология.

38

Основы селекции.

1


31.01


39

Достижения мировой и отечественной селекции.

1


04.02


40-41

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

2


07.02 11.02


Глава 6. Эволюционное учение.

42

Учение об эволюции органического мира.

1


14.02


43

Вид. Критерии вида.

1


18.02


44

Популяционная структура вида.

1


21.02


45

Видообразование.

1


25.02


46

Борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции.

1


28.02


47

Адаптации как результат естественного отбора.

1


03.03


48

Л/р.№4. Изучение приспособленности организмов к определенной среде обитания.

1


06.03


49

Контрольная работа по итогам 3 четверти.

1


10.03


Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле.

50

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

1


13.03


lV ЧЕТВЕРТЬ

51

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

1


17.03


52

Органический мир как результат эволюции.

1


20.03


53

История развития органического мира.

1


03.04


Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

54

Экология как наука.

1


07.04


55

Влияние экологических факторов на организмы.

1


10.04


56

Экологическая ниша. Л/р. №5. Описание экологической ниши организма.

1


14.04


57

Структура популяций.

1


17.04


58

Типы взаимодействия популяций разных видов.

1


21.04


59

Экосистемная организация природы. Компоненты экосистем.

1


24.04


60

Структура экосистем.

1


28.04


61-62

Поток энергии и пищевые цепи.

2


05.05 08.05


63

Искусственные экосистемы.

1


12.05


64

Контрольная работа по итогам 4 четверти

1


15.05


65

Экологические проблемы современности.

1


19.05


66

Итоговое повторение.

1


22.05



Всего за год

66








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рабочая программа по биологии в соответствии с ФГОС 5-9 класс

Автор: Кагирова Хава Руслановна

Дата: 28.02.2020

Номер свидетельства: 541467

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа по технологии 5 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_programma_po_tekhnologii_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "512142"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1558722436"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа по технологии 6 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_programma_po_tekhnologii_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "512144"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1558722804"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа по технологии 7 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_programma_po_tekhnologii_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "512145"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1558723025"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа по биологии за курс 8 класса (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-za-kurs-8-klassa-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "119003"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413305033"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа по биологии за курс 9 класса (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-za-kurs-9-klassa-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "119012"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413306116"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства