kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая тетрадь по теме "Учение о клетке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь по теме  "Учение о клетке" предназначена для обучающихся 1 курса технических профессий по дисциплине "Биология"  . В тетраде содержатся различные задания: теоритические вопросы, необходимость вставить пропущенные слова в терминах, подпись под картинками, тесты, кроссворд, сопоставления и другие вопросы для самостоятельного выполнения.  Тетрадь позволяет успешно усвоить тему "Учение о клетке".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по теме "Учение о клетке" »

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 61

имени Героя Советского Союза И.Г. Вернигоренко









РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ТЕМЕ

«УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ»





Обучающийся(аяся)________________________ Группа _____________ Курс__________________



г. Новошахтинск

2014 год



Рабочая тетрадь по теме: «Учение о клетке».

Химический состав клетки

  1. Перечислите вещества из которых состоит клетка

…..

  1. Какие элементы входят в состав клетки ?

…..

  1. Как влияет содержание кальция, его повышенное или пониженное на организм?

…..

  1. Для чего нужна медь организму?

…..

  1. Белки - основные вещества клетки.

Их функции:

…..

…..

…..

  1. Жиры - сложные органические соединения, состоящие из элементов – углерода, водорода, кислорода.

Их функции:

…..

…..

  1. К углеводам относятся глюкоза, сахароза, клетчатка, крахмал. Живые организмы могут запасать углеводы в виде крахмала (растения) и гликогена (животные и грибы).

Их функции:

…..

…..

…..

  1. Вода – самое распространённое неорганическое вещество в живом организме.

Функции в клетке:

…..

…..

  1. Почему молекулу воды называют диполем и что такое диполь ?

Какие вещества называют гидрофильными , а какие гидрофобными ? Приведите примеры.

…..

…..



  1. Минеральные соли. Их наличие и роль в организме.

…..

…..

  1. Какие вы знаете нуклеиновые кислоты?

Перечислите их. Напишите роль в клетке каждой нуклеиновой кислоты.

…..

…..

…..

…..







12. Отметьте верные утверждения.

  1. К моносахаридам относится крахмал.

  2. К полисахаридам относится глюкоза.

  3. К дисахаридам относится мальтоза

  4. Дезоксирибоза входит в состав молекулы ДНК.

  5. Из остатков α –глюкозы состоит молекула крахмала.

  6. Жиры образуют основу клеточных мембран.

  7. При распаде 1 г жира выделяется 38,9 кДж энергии.

  8. Моносахариды – бесцветные вещества, обладают приятным вкусом и хорошо растворимы в воде.

  9. Олигосахариды – простые углеводы.

  10. Макромолекула, образованная мономерами, называется полимером.



13. Задание. Найди соответствие.

1.Белки

А) Входят в состав коры надпочечников

2. Липиды

Б) Образуют комплексы с белками

3. Углеводы

В) Инсулин

4. Нуклеиновые кислоты

Г) Относится рибоза, дезоксирибоза


Д) Состоит из нуклеотидов


Е) Глюкоза, гликоген, хитин, целлюлоза


Ж) При расщеплении 1 г выделяется 17,6 кДж


З) Состоит аминокислот


И) представляет собой генетический код


К) Имеет четыре структуры


Л) Характерен принцип комплементарности


М) Хорошо растворимы в органических растворителях


Н) Характерна денатурация


О) Состоит из двух цепочек



14. Эскпресс - тест. Выбери правильный ответ.

  1. Какое из названных химических соединений не является биополимером?

А) белок; Б) ДНК;

В) глюкоза; Г) целлюлоза.

  1. Какой из продуктов целесообразно давать уставшему марафонцу на дистанции для поддержания сил?

Ы) кусочек сахара; З) кусочек мяса;

Б) немного сливочного масла; Д) немного минеральной воды.



  1. В клетках животных запасным углеводом является:

Р) целлюлоза; Х) глюкоза;

Б) крахмал; М) гликоген.

  1. Наибольшее количество энергии выделяется при расщеплении одного грамма:

О) жира; Р) глюкозы; Ж) белка.

  1. Основным источником энергии для новорожденных млекопитающих является:

Ы) глюкоза; Б) крахмал; М) гликоген; Л) лактоза.

  1. В каком из названных веществ растворяются липиды?

О) эфир; Б) спирт; Й) вода; Я) соляная кислота.

  1. Как поступают в клетки животных незаменимые аминокислоты?

А) синтезируются в самих клетках;

Д) поступают вместе с пищей;

П) поступают вместе с витаминами;

Р) поступают всеми указанными путями.

  1. В процессе биохимических реакций ферменты:

Ц) ускоряют реакции и сами при этом не изменяются;

Б) ускоряют реакции и изменяются в результате реакции;

Л) замедляют химические реакции, не изменяясь;

Э) замедляют химические реакции, изменяясь.

  1. Для лечения тяжелых форм сахарного диабета больным необходимо вводить:

Щ) гемоглобин; Ы) инсулин; В) антитела; Ж) гликоген

Найди зашифрованную фразу.

…..

…..




Эукариотическая клетка.Ядро.

  1. Ответьте, почему клетку называют саморегулирующейся, самовоспроизводящейся и открытой системой?

…..

  1. Перечислите основные структурные компоненты ядра. Назовите его функции.



…..

  1. Рассмотрите, какое строение и химический состав имеют хромосомы?

  1. Какие функции выполняют хромосомы?

…..

  1. Чем отличаются наборы хромосом в соматических и половых клетках, гомологичные хромосомы от негомологичных?

…..





  1. Объясните, используя рисунок особенности строения плазматической мембраны.

Какие функции она выполняет?

…..

  1. В чем проявляется избирательная проницаемость плазматической мембраны?

…..

  1. Чем клеточная оболочка отличается от плазматической мембраны?

…..

  1. Какими путями вещества поступают в клетку? Рассмотрите рисунок и назовите процессы:

…..







…..





  1. Что представляет собой цитоплазма? Каковы ее функции?

…..

  1. Назовите органоиды клетки, изображенные на рисунке и подпишите их части:







  1. Допишите предложения

1 вариант

1. Внутренняя полужидкая среда митохондрии называется ...
2. Структурно-функциональная единица хлоропласта–это ...
3. Одиночный тилакоид, соединяющий соседние граны, называется ...
4. Хромопласты–это ..... пластиды.
5. Основная функция хлоропласта– ....

2-й вариант

  1. Внутренняя полужидкая среда хлоропласта называется ......
    2. Многочисленные складки внутренней мембраны митохондрии — это .....
    3. Тилакоиды собраны в стопки, называемые ......
    4. Лейкопласты–это ....... пластиды.
    5. Основная функция митохондрии–это ....







  1. Заполните таблицу:

Строение эукариотической клетки.

Название органоидов

Строение

Функции

  1. Плазматическая мембрана



  1. Надмембранный комплекс:

а) гликокаликс

б) клеточная стенка



  1. Ядро

а) ядерная оболочка

б) кариоплазма

в) ядрышки

г) хроматин

д) хромосомы



  1. Цитоплазма



  1. Эндоплазматическая сеть



  1. Комплекс Гольджи



  1. Лизосомы



  1. Митохондрии



  1. Пластиды

а) хлоропласты

б) хромопласты

в) лейкопласты



  1. Рибосомы



  1. Микротрубочки



  1. Микрофиламенты



  1. Клеточный центр



  1. Органеллы движения: реснички и жгутики



  1. Включения





  1. Подпишите названия органоидов, изображенных на рисунке:







  1. Распределите приведенные клеточные органоиды в три столбика:

1 – немембранные органоиды; 2 – одномембранные органоиды; 3 – двумембранные органоиды:

а) вакуоли; б) микротрубочки; в) ЭПС; г) микрофиламенты; д) рибосомы; е) лизосомы; ж) хромосомы; з) клеточный центр; и) комплекс Гольджи ; к) митохондрии; л) хлоропласты; м) хромопласты; н) лейкопласты; о) ядро.

II. Строение растительной и животной клеток
  1. Допишите определения:

1. По строению клетки все живые существа делятся на …

2. Любая клетка снаружи покрыта

3. Внутренней средой клетки является …

4. Структуры, постоянно присутствующие в клетке, называются …

5. Органоид, участвующий в образовании и транспортировке различных органических веществ, – это …

6. Органоид, участвующий во внутриклеточном переваривании пищевых частиц, отмерших частей клетки, называется …

7. Зеленые пластиды называются …

8. Вещество, содержащееся в хлоропластах, называется …

9. Прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком, называются …

10. Местом образования белков в клетках являются …

11. Наследственная информация о данной клетке хранится в …

12. Энергия, необходимая клетке, образуется в …

13. Процесс поглощения клеткой твердых частиц называется …

14. Процесс поглощения клеткой жидкости называется …


  1. Закончите предложения.

1. Растительная клетка, в отличие от животной, содержит плотную целлюлозную ....
2. В центре старой растительной клетки находится крупная центральная .... заполненная ..... .... .
3. Клетки зелёных частей растений содержат зелёные пластиды, называемые ......, которые выполняют функцию ..... .
4. Плоды растений часто имеют яркую окраску, обусловленную присутствием в клетках красных и оранжевых пластид, называемых ......... .
5. Сходство в строении растительной и животной клеток свидетельствует о .......

  1. Распределите приведенные клеточные органоиды в три столбика:

1 – встречаются только в растительных клетках; 2 – встречаются только в животных клетках; 3 – встречаются и в растительных, и в животных клетках:

а) плазмалемма; б) цитоплазма; в) ЭПС; г) центральная вакуоль; д) рибосомы; е) лизосомы; ж) клеточная стенка; з) клеточный центр; и) комплекс Гольджи ; к) митохондрии; л) хлоропласты; м) хромопласты; н) лейкопласты; о) ядро.

Прокариотическая клетка

  1. Рассмотрите клетку бактерии и впишите обозначения:

…..

  1. Чем прокариотические клетки отличаются от эукариотических. Выберите необходимые параметры в соответствии с заданием:

1-й вариант – прокариоты, 2-й вариант – эукариоты.

1.Есть ядро, окруженное ядерной мембраной.
2. Ядра нет, есть нуклеарная область.
3. растения, животные, грибы.
4. бактерии.
5. отсутствуют митохондрии, ЭПР, лизосомы;
6. есть мембранные структуры внутри клетки;
7. ДНК- линейный нуклеопротеид, содержит белок;
8. ДНК замкнута в кольцо;
9. одноклеточные;
10. одноклеточные и многоклеточные

11. Есть рибосомы.

12. Есть клеточная стенка

13. Все организмы одноклеточные.

14. Есть и одноклеточные и многоклеточные организмы.

  1. Найдите ошибки в тексте :

Прокариоты – это организмы, клетки которых имеют ограниченное мембраной ядро. Размножаются они делением. В клетках содержатся хлоропласты, митохондрии, аппарат Гольджи, центриоли. По способу питания они могут быть как автотрофами, так и гетеротрофами. Обитают только в аэробных условиях. При неблагоприятных условиях превращаются в спору.

…..

  1. Выберите правильные утверждения:

а) бактерии размножаются спорами;
б) бактериальная клетка не имеет аппарата Гольджи;
в) для бактерий благоприятными условиями являются высокая температура и ультрафиолетовое излучение;
г) к прокариотам относятся простейшие, водоросли и грибы;
д) прокариоты широко используются в различных отраслях народного хозяйства;
е) среди прокариот встречаются как автотрофы, так и гетеротрофы;
ж) бактерии живут только в анаэробных условиях;
з) серобактерии относятся к хемотрофам;
и) прокариоты способны активно передвигаться;
к) все бактерии – паразиты животных и растений.

…..

  1. Ответьте на тестовые вопросы:

1. Для прокариот характерны:

а) кольцевая молекула ДНК;
б) митохондрии, центриоли, аппарат Гольджи;
в) развитая система вакуолей;
г) оформленное ядро.

2. Бактерии размножаются:

а) половым способом;
б) вегетативно;
в) делением;
г) спорами.

3. Прокариоты для получения энергии используют:

а) свет;
б) готовые органические вещества;
в) окисление неорганических веществ;
г) все перечисленные способы.

4. К прокариотам относятся:

а) цианобактерии;
б) грибы;
в) простейшие;
г) губки.

5. Основателем микробиологии считается:

а) Ч.Дарвин;
б) К.Линней;
в) Л.Пастер;
г) И.Мечников.

…..


Вирусы.



  1. Ответьте на вопросы:

Кем и когда были открыты вирусы?

…..

На каком этапе эволюции появились вирусы?

…..

Укажите последовательность возникновения в процессе эволюции: эукариоты, доклеточные структуры, вирусы, прокариоты.

…..

Почему наличие нуклеиновой кислоты не обеспечивает размножение вирусов?

…..

  1. Расположите в правильном порядке последовательность событий заражения клетки вирусом.

1. ДНК вируса блокирует ДНК клетки-хозяина.
2. Вирус прикрепляется к наружной мембране клетки-хозяина.
3. Новые частицы вируса разрывают клетку-хозяина и инфицируют другие клетки.
4. На матрице ДНК вируса клетка начинает сбор белков вируса.
5. Мембрана клетки-хозяина растворяется под действием ферментов вируса, и внутри клетки-хозяина оказывается ДНК вируса.
6. ДНК вируса самореплицируется.
7. В результате самосборки образуются новые частицы вируса.

…..



Фотосинтез. Обмен веществ и энергии.



  1. Фотосинтез – это _____________________________________________________







  1. Из каких фаз состоит фотосинтез?

_____________________________________________________________________



  1. Опишите механизм фотосинтеза.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________



  1. К каким процессам относятся

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Значение фотосинтеза.





_____________________________________________________________________

  1. Ответьте на вопросы:

Где в растениях образуются органические вещества?

Какие условия необходимы для образования крахмала в листьях?

Какой газ в процессе фотосинтеза поглощается зелёными растениями?

Какой газ растения выделяют в процессе фотосинтеза?

Какое значение имеет процесс фотосинтеза в природе?

  1. Найдите биологическую ошибку:

    1. Фотосинтез – это процесс образования органических веществ из неорганических в хлоропластах листа на свету. Для протекания фотосинтеза необходимы следующие условия: наличие кислорода и воды, зеленых листьев и солнечного света.

    2. В процессе фотосинтеза образуется органическое вещество – крахмал. Побочным продуктом фотосинтеза является углекислый газ и вода.

  1. Этапы энергетического обмена

Подготовительный:


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бескислородный (гликолиз):




Кислородный (клеточное дыхание):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Биосинтез белка

  1. Графический диктант

Правильный ответ -

Неправильный ответ ^

  1. Белки –основной строительный материал клеток.

  2. В пищеварительном тракте белки расщепляются до глюкозы.

  3. Продукты расщепления белков в клетках выделяются через почки, легкие и кожу.

  4. Углеводы расщепляются  до глюкозы.

  5. Сахарный диабет возникает только при избыточном употреблении сладкого.

  6. Животные и растительные жиры взаимно незаменимы.

  7. Глицерин и жирные кислоты всасываются в кровь.

  8. Минеральные соли человек употребляет в основном с растительной пищей.

  9. Ожирение вызывается неумеренным употреблением не только жиров и углеводов

  1. Тестовое задание

1.В органах пищеварения не расщепляются

    • А  -  углеводы

    • Б  -  вода и минеральные соли

    • В  -  жиры

    • Г  -  белки

2.Белки расщепляются в

    • А -  пищеводе

    • Б -  ротовой полости

    • В -  печени

    • Г -  желудке, кишечнике

  1. Синтез свойственных организму белков из аминокислот осуществляется в

    • А – клетках

    • Б – желудке

    • В – кишечнике

    • Г – печени

  2. Глюкоза в организме –

    • А – основной источник энергии

    • Б – источник минеральных солей

    • В – источник воды

    • Г – источник витаминов

  3. Конечные продукты окисления органических веществ –

    • А – вода и углекислый газ

    • Б – аминокислоты

    • В – глицерин и жирные кислоты

    • Г – глюкоза

  4. В организме невосполним недостаток

    • А – жиров

    • Б – углеводов

    • В – белков

    • Г – глюкозы

  5. В состав тел живой и неживой природы входят одни и те же химические элементы, что доказывает

    • А – единство живой природы

    • Б – единство неживой природы

    • В – единство живой и неживой природы

    • Г – различия живой и неживой природы

  6. Пластический обмен – это

    • А – синтез органических веществ из неорганических

    • Б – окисление органических веществ

    • В – синтез минеральных веществ

    • Г – окисление минеральных веществ

  7. энергетический обмен – это

    • А – синтез органических веществ из неорганических

    • Б – синтез минеральных веществ

    • В – окисление органических веществ с освобождением энергии

    • Г – окисление минеральных веществ

  8. С энергетическим обменом связано

    • А – накопление органических веществ

    • Б – поступление кислорода в организм

    • В – образование органических веществ

    • Г – выделение кислорода

  9. Углекислый газ удаляется из организма через

    • А – кожу

    • Б – поры тела

    • В – почки

    • Г – легкие

  10. Люди не могут обходиться только растительной пищей, так как

    • А – в ней мало углеводов

    • Б – в ней нет жиров

    • В – в ней нет белков

    • Г – растения не содержат всех необходимых аминокислот

  11. Витамины участвуют в образовании

    • А – гормонов

    • Б – ферментов

    • В – белков

    • Г – нуклеиновых кислот

  12. Много витамина С содержится в

    • А – семенах бобовых растений

    • Б – печени

    • В – плодах шиповника

    • Г – рыбьем жире

  13. Много витамина  Д содержится в

    • А – плодах шиповника

    • Б – капусте

    • В – печени

    • Г – плодах смородины

  14. При недостатке витамина С развивается

    • А – цинга

    • Б – «куриная слепота»

    • В – расстройство  деятельности нервной системы

    • Г – рахит

  15. При недостатке витамина А  развивается

    • А – рахит

    • Б – расстройство деятельности нервной системы

    • В – «куриная слепота»

    • Г – цинга

  16. При недостатке витамина В1 развивается

    • А – цинга

    • Б – расстройство деятельности нервной системы

    • В – рахит

    • Г – «куриная слепота»

  17. При недостатке витамина Д развивается

    • А – цинга

    • Б – расстройство деятельности нервной системы

    • В – «куриная слепота»

    • Г – рахит

  18. Конечные продукты распада удаляются из организма

    • А – только через почки

    • Б – только через легкие

    • В – только через кожу

    • Г – через легкие, почки, кожу

  19. Орган выделения

    • А – почки

    • Б – желудок

    • В – печень

    • Г – сердце

  20. Процессы окисления органических веществ с освобождением энергии протекают в

    • А – хлоропластах

    • Б – митохондриях

    • В – ядре

    • Г – рибосомах

  1. Кроссворд на тему "Строение клетки"

По горизонтали

3. Аппарат, представляющий собой стопку уплощенных мембранных мешочков-полостей

4. Маленькие органоиды клетки, которые переваривают пищевые частицы.

6. Что запасают растения в виде крахмала?

10. Какая кислота отвечает за хранение и передачу наследственных признаков от родителей потомству?

12. Захват и поглощение клеткой жидкости и растворенных в ней веществ.

13. Крупный пузырек, заполненный клеточным соком.





По вертикали

1. Важнейшая часть клетки

2. Небольшие округлые тельца, которые обеспечивают сборку сложных молекул белков

5. Зеленые пластиды

7. Самое распространенное неорганическое вещество в живом организме

8. Сеть многочисленных мелких канальцев и полостей, соединенных между собой

9. Центр, который принимаеи участие в делении клетки

11. Неклеточная форма жизни




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая тетрадь по теме "Учение о клетке"

Автор: Лепешенко Татьяна Ивановна

Дата: 19.09.2014

Номер свидетельства: 113906

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по математике на тему : "Письмо цифры 3. Предметный счет до 3". "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-pis-mo-tsifry-3-priedmietnyi-schiet-do-3"
    ["file_id"] => string(6) "164264"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422619088"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока на тему "В зоопарке" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-na-tiemu-v-zooparkie"
    ["file_id"] => string(6) "123420"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414496370"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Технологическая карта урока по теме "Степень с натуральным показателем", математика 5 класс. "
    ["seo_title"] => string(100) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-stiepien-s-natural-nym-pokazatieliem-matiematika-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "121591"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413999368"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Обобщающий урок на тему: "Имя существительное". "
    ["seo_title"] => string(58) "obobshchaiushchii-urok-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "158572"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421764069"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока на тему "Химический состав растений""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokanatiemukhimichieskiisostavrastienii"
    ["file_id"] => string(6) "277531"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452929557"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства