Исследовательский проект
«Сделаем село чистым
и красивым»
Выполнили учащиеся 8 класса
МБОУ «Основная общеобразовательная школа
с.Холманка Перелюбского района Саратовской области
Природа - не безразличная среда технического произвола, хотя до времени она и терпит произвол, а живое подобие человека.
Цели проекта:
Формирование компетентности учащихся в сфере познания своего родного края в частности села Холманка.
Определить масштабы экологического загрязнения села Холманка.
Задачи:
Выделить проблемы, которые создают неблагоприятные условия.
Найти способы решения проблем, улучшающих экологическую и социальную обстановку села.
Привлечь общественность на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение села.
Озеленение территории школьного двора, как большой частички своего села.
Проблема: экологические проблемы окрестностей села Холманка могут привести к ухудшению здоровья и жизни населения, а также к отрицательному влиянию на окружающую природу.
Признаки проблемы:
-отказ от идеи благоустройства села, мотивируя отсутствием финансирования;
-отсутствие экологической культуры у населения;
-недопонимание значимости и важности благоустройства села;
Актуальность: Актуальность этой проблемы для нашего села диктуется временем, в воспитании у жителей этического вкуса, формировании чувства ответственности за своё село и желании изменить его облик к лучшему.
Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения.
Содержание проекта:
Благоустройство и озеленение жилой зоны села, прилежащей к территории школы; благоустройство и озеленение пришкольного участка; проведение акций с целью привлечения населения к природоохранной деятельности; пути решения ликвидации несанкционированных свалок.
Ожидаемые результаты в перспективе проекта:
Будут разбиты клумбы и цветники возле школы и на пришкольном участке, посажены деревья и кустарники. Будут убраны несанкционированные свалки – очищена от мусора территория парка, благоустроена территория школьного двора. В результате агитации станет меньше несанкционированных свалок.
В итоге улучшится экологическое состояние села. Будет посажено 10 шт. зеленых насаждений, создано 6 цветников. Повысится уровень знаний населения о природоохранной деятельности.
Основополагающий вопрос: Возможно ли силами старшеклассников улучшить экологическую ситуацию в нашем селе?
В подготовке проекта участвуют учителя: биологии и экологии, географии, технологии.
Участники: учащиеся 5-6 классы
Исследовательский этап проекта включает:
Сбор информации и её анализ;
Подготовку листовок, презентации, буклета.
ВВЕДЕНИЕ
Приоритетность экологического образования сегодня признано всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется благоустройству территории, где человек живет, трудится и отдыхает. Решение этой проблемы не требует больших финансовых затрат. Современное российское общество требует от школьников и молодежи умения выделять наиболее актуальные проблемы и активно их решать. Надо всегда помнить в каком бы возрасте не находился человек, он несет гражданскую ответственность за развитие общества в своем регионе, городе, районе, поселке, селе.
Любой населенный пункт - это искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда, в которой только человек - может поддерживать чистоту и порядок. Проблема загрязнения улиц мусором существует в каждом селе. Большинство людей не радует вид брошенных бутылок, пивных банок, этикеток, пакетов и другого мусора. Заросли амброзии не только захламляют окружающее пространство, но и отрицательно влияют на людей, имеющих проблемы с аллергией. Многие относятся к этому равнодушно. Некоторые - с сочувствием, при случае выходят на уборку. Позиция, занимаемая официальными властями до последнего времени никак не меняет решение в положительную сторону, а ведь проблема становиться гораздо серьёзнее с каждым днем. Поэтому мы решили провести исследование и предложить пути решения этой проблемы.
ЭКОЛОГИЧЕКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛА
Особенностью расположения нашей школы является то, что оно находится в центре села, поэтому состояние территории школы в поле зрения односельчан. Школа – культурный очаг села. Это налагает на коллектив большую ответственность по воспитанию учащихся, их родителей и жителей села бережного отношения к богатству края, эстетического вкуса и умению ценить прекрасное. Учащиеся проводят в школе больше половины своего дня. Школьный двор - это территория детства, и для ученика очень важно, в каком окружении пройдут такие важные периоды его жизни, как детство, отрочество, юность. Задача взрослых - сделать эту территорию безопасной, уютной, красивой. Чтобы вырастить детей хорошими людьми, надо сделать их детство счастливым.
На территории расположены здание школы, постройки хозяйственного назначения, спортивная площадка, пришкольный участок.
Для благоустройства школьного двора не требуется много средств. Объединив усилия учителей, учащихся, родителей, можно украсить территорию школы, и особенно пришкольного участка, превратить его в зону отдыха. Красота, созданная своими руками, станет основой в формировании личностных качеств учащихся, в том числе чувства ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда.
Самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Именно здесь он находит настоящих друзей, определяется в выборе своих увлечений, впервые сталкивается с жизненными трудностями и радуется своим первым победам. Школа надолго остается в сердце каждого человека светлым этапом жизненного пути. Здесь мы общаемся, советуемся и взрослеем. Для многих школа - это что-то большее, чем просто образование. Недаром взрослые говорят, что школьные года - это лучшее время их жизни. И прожить их надо с достоинством.
А пока, вот что мы можем сделать и сделали своими силами.
Поскольку школа у нас сельская, средств на благоустройство школьного двора нам взять негде, поэтому мы использовали природные материалы вторичного сырья и минимальное привлечение финансовых средств. Своими руками из производственных и промышленных отходов мы сделали красивые и полезные вещи: клумбы, декоративные садовые фигурки. Весной мы разобьём цветники, украсим декоративными фигурками, сделанные руками самих учащихся.
Наш школьный двор с ранней весны и до поздней осени будет радовать взгляды жителей села своей красотой, вызывать положительные эмоции, поднимать настроение. Создание красиво оформленного участка на территории школы; создание атмосферы добра и дружелюбия, как во время трудовых дел, так и после них; - это гордость за хорошо выполненную работу.
Ежегодно в школе проходит неделя экологии и биологии, в течение которой мы принимаем активное участие. Также учащиеся нашей школы принимают активное участие в конкурсах рисунков, плакатов, научно – практических конференциях, пропагандирующих бережное отношение к окружающему нас миру. Мы школьники, также стараемся сделать свое село чище и красивее: регулярно выходим на субботники, занимаемся уборкой мусора, благодаря чему наше село немного преобразилось.
Традиционно весной и осенью на территории села Холманка проводится месячник по санитарной очистке, благоустройству и озеленению, который охватывает весь комплекс работ, включая подготовку ко Дню Знаний, Дню Пожилого человека, к празднованию Дня космонавтики, пасхальных и майских праздников.
Сохранить окружающий мир, частицей которого был и остался человек, невозможно без изучения природы и понимания её законов. Школа даёт подрастающему поколению не только точные знания, но и учит жить в гармонии с окружающим миром потому, что третье тысячелетие человечество встречает в условиях экологической опасности в глобальном масштабе.
Данную тему проекта мы выбрали в связи со сложной экологической обстановкой в нашем селе. На протяжении нескольких лет улицы и переулки нашего села превращаются в мусорные свалки, хотя по рассказам старожилов село было чистым, красивым и играло важную роль в жизни жителей. Зелёных насаждений в селе становится всё меньше и меньше.
Окружающая среда загрязнена отходами нашей жизнедеятельности.
В настоящее время все люди обеспокоены проблемой вывоза мусора. Свалки занимают огромные площади. Ядовитые вещества, оказывающиеся на свалках, проникают в подземные воды, которые часто используются в качестве источников питьевой воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей среде.
С целью выяснить насколько информированы жители об экологическом загрязнении, а также, какова нравственная позиция людей к данной проблеме мы провели социологический опрос. В опросе участвовали 40 человек, среди них: домохозяйки, учителя, жители окружающих улиц, пенсионеры и индивидуальные предприниматели. И вот, что у нас получилось.
Большинство опрошенных ( 76%) согласились с тем, что бытового мусора на улицах становится больше.
Ответы на вопрос «Как Вы относитесь к сложившейся ситуации?» получились такие: "не замечаю" – 10 %, "помогаю" - 12%, "отрицательно" - 2%.
«Согласны ли Вы, что бытовые отходы могут быть опасны?» ("да" - 56%, "нет" - 34%, "затрудняюсь ответить" - 10%)
«Случалось ли, что Вы бросали мусор, где попало?» ("да" - 10%, "нет" - 90%)
«Я готовы ли Вы помочь в уборке от загрязнений» ("да" - 75%, "нет" - 10%, "затрудняюсь ответить" - 15%)
Таким образом, большинство населения отрицательно относится к загрязнению села, готово помочь привести его в порядок. Большинство людей считают самым приемлемым способом решения проблемы просто вывозить мусор за пределы населенного пункта.
Проанализировав источники информации, мы выяснили, что существуют пути решения проблем бытового мусора:
1.Выбор оптимального места для полигона по утилизации бытовых отходов (общая свалка должна находиться за пределами поселка, не в водоносной зоне.)
2.Ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах населенного пункта.
3.Контроль со стороны Администрации села за процессом вывоза мусора населением в установленное место. Установка штрафов за нарушения.
4.Отчисление денежных средств предпринимателями за использование местной свалки.
Занимаясь подготовкой и сбором материалов для проекта, мы пошли на экскурсию по родному селу. И вот что увидели! Выявилось, что люди выбрасывают самые разные отходы. Наблюдения определили состав: одноразовая посуда (в большом количестве), полиэтиленовые пакеты, пластмассовые бутылки, игрушки мягкие и пластмассовые, консервные банки, кирпичи, автомобильные шины и многое другое. Из этого мы сделали вывод, что причинами увеличения мусора является:
- рост производства товаров массового потребления одноразового использования;
- увеличение количества упаковки;
- повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми. Главные составляющие бытового мусора, который мы увидели – это бумага, стекло, пластмассы, ткани, металлические предметы и пищевые отходы. Кроме этого, в твердые бытовые отходы входит крупногабаритный мусор: старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и многое другое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Технический прогресс доказывает величие человека. Природа утверждает, что он всего лишь её часть, надеясь на то, что благоразумная.
Человек в ответе за чистоту на этой прекрасной планете.
Проект «Сделаем село чистым и красивым» рассчитан на 1 год
Список используемой литературы:
. Сайты интернета