Статья "Формирование универсальных учебных действий в научно-исследовательской работе"
Статья "Формирование универсальных учебных действий в научно-исследовательской работе"
По проведенному анализу социокультурной ситуации в Ынгинском наслеге за 2009-2010г.г., одной из главных проблем наслега, являлось санитарное состояние села, вследствие чего учащиеся 11 класса решили изучить данную проблему. В условиях «погружения» старшеклассники занялись проектом «Как сделать село чистым», целью которого являлось выявление способов сделать территорию наслега чистой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование универсальных учебных действий в научно-исследовательской работе"»
Формирование универсальных учебных действий в научно-исследовательской работе
Работа выполнена
учителем биологии и химии
МКОУ «Ынгинская СОШ»
Томпонского района
Республики Саха (Якутия)
Сокорутовой М.М.
2012 год
Ф.И.О Сокорутова Марфа Михайловна
Место работы МКОУ «Ынгинская средняя общеобразовательная школа»
Томпонский район Республика Саха (Якутия)
Должность учитель биологии и химии
Доклад Формирование универсальных учебных действий в научно-исследовательской работе
Новые федеральные государственные стандарты второго поколения определяют цели общего образования на современном этапе. Они подчеркивают необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования»
Современный урок экологии характеризуется большим объемом информации, которая на уровне фактов, идей должна быть освоена и принята учениками. Однако не всякая информация способна пробудить познавательный интерес у учащихся. Это возможно лишь тогда, когда она вызывает у них определённые эмоции и чувства. Одним из инструментов, обеспечивающих этот переход является изменение подхода обучения с объяснительного на системно-деятельностный.
В природоохранной деятельности в школе главное место занимат экологическое воспитание, повышение экологической грамотности, формирование активного отношения к проблемам экологии.
Ынгинская школа является республиканской экспериментальной площадкой «Общественно-активная школа в условиях малого села». Каждый год старшеклассники заселяются в пришкольный интернат на 7-10 дней для подготовки и проведения научно-исследовательской работы. Это социально-педагогические «погружения».
По проведенному анализу социокультурной ситуации в Ынгинском наслеге за 2009-2010г.г., одной из главных проблем наслега, являлось санитарное состояние села, вследствие чего учащиеся 11 класса решили изучить данную проблему. В условиях «погружения» старшеклассники занялись проектом «Как сделать село чистым», целью которого являлось выявление способов сделать территорию наслега чистой. Исследовательская работа проводилась в течение 2010-2013г.г. и делилась на 3 этапа.
На каждом этапе исследования выявлялась экологическая проблема Ынгинского наслега. Реализация научно-исследовательской работы проводилась путем использования определенных методов изучения (анкетирование, интервью, опрос и т.д.).
Этапы
Проблема
Методы исследования
Реализация исследования
2010-2011г.г
- утилизация мусора;
- создание подрядной организации;
- равнодушное отношение жителей;
- отравление животных
-«погружение»
- коллективно-творческие дела (КТД)
- наблюдение;
- анкетирование;
- опрос;
- интервью;
- интервью по телефону.
- создание 4 исследовательских групп;
- анкетирование населения о санитарном состоянии наслега;
- создание карты мусорных свалок Ынгинского наслега;
- проведение конкурса учащихся «Защити землю от мусора»;
- организация субботников;
- организация схода жителей Ынгинского наслега с целью создания подрядной организации.
- начальника Томпонского участка филиала ГУП ЖКХ РС(Я) Турантаевой З.Я.;
- председателя ТСЖ «Новый» п.Хандыга Жезорова С. Н.;
Сбор информации:
- о нормативах, тарифах и об оплате коммунальных услуг ГУП ЖКХ;
- об онлайн-калькуляторе ГКЦ-РЭК РС(Я);
- рассчитали на онлайн-калькуляторе оплату коммунальных услуг 25 жителям наслега;
- о нормативах потребления коммунальных услуг;
- выпусти школьную газету;
- провели социально значимые акции среди населения
(«Лучший двор» среди многоквартирных домов и среди , «Цветочное подворье», «Лучший подъезд» и т.д.);
- организовали субботники.
Решили:
- поднять вопрос о ремонте труб на отчете Правительства РС(Я) в Ынгинском наслеге;
- изучить возможность создания ТСЖ.
По работе над проектом в общей сложности было привлечено более 200 человек – это участие в сельских сходах (50-80 человек), участие в беседах-консультациях (25 человек), участие в конкурсах (30), участие в субботниках (160), участие в анкетировании - опросах (65-70), при анкетировании, опросах были привлечены и дети для сбора информации (40). Разъяснили по счёту квитанций (25).
Основываясь на универсальных учебных действиях, выступающих в качестве основы системно - деятельностного подхода, ученики самостоятельно осуществляли общественно-значимые экологические исследование:
- ставили цели, искали и использовали необходимые средства и способы их достижения, контролировали и оценивали результаты деятельности (регулятивные действия);
- самостоятельно искали и выделяли необходимую информацию, применяя методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (познавательные действия);
- выступили с вопросом на отчете Правительстве РС(Я), беседовалис главами и жителями населенных пунктов, специалистами в области ЖКХ (коммуникативные действия).
Поэтому научно-исследовательская работа является эффективным средством по достижению не только предметных, но и метапредметныхрезультатов.