В условиях современной системы образования важную роль играет
экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из первых принципов экологического образования считается принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Именно «Экология» ,как важнейшая наука, помогает понять учащимся своё место в природе и выявить последствия деятельности человека в окружающей среде.
Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, её богатствам во избежание катастрофы на Земле. Каждый ребёнок, в любом возрасте, должен понимать, что он всего лишь частичка природы и нанося вред ей ,он губит и себя.
Ещё в начальной школе детей знакомят с объектами природы, учат наблюдать и охранять живые существа. В среднем и старшем звене у школьников развивается логическое мышление, исследовательские способности, умения составлять и обобщать полученные факты, использовать справочную и специальную литературу.
Качество обучения по экологии и биологии напрямую связано с кружковой работой. В ходе кружковой работы учащимся приходится
решать задачи теоретического и прикладного характера, приобщаться к практической натуралистической деятельности широкого познавательного характера. Она обогащает урок, позволяет преодолеть некоторую ограниченность содержания и дополнить его результатами исследовательской деятельности. В ней заложены богатые возможности осуществления углубленного изучения предметов.
Школьники, занимаясь в кружке «Юный эколог», приобретают необходимые знания и умения по курсу «Экология растений» и «Экология животных».Как известно, растения - это «лёгкие планеты» и поэтому каждый человек должен осознавать необходимость изучения, охраны и восстановления растений, а также сохранения животных, как неотъемлемой части природных сообществ.
Если погибнет флора и фауна, то погибнет и всё человечество.
Данная тема является очень актуальной на современном этапе и создание программы, реализация которой будет осуществляться через кружковую деятельность, является важной и своевременной.
Программа составлена на основе сборника программ «Экологическая составляющая курса биологии в основной школе», « Внеклассная работа по биологии и экологии» под. ред. Евдокимовой Р. М., « Нравственно-экологическое воспитание школьников» под. ред. Литвиновой Л. С.
ЦЕЛЬ:
Развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, повышение уровня теоретической и практической подготовки в области экологии и биологии.
ЗАДАЧИ 1 ГОДА:
1. Изучение растительности родного края.
2. Умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.
3. Развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека.
4. Привлечение учащихся, имеющих повышенный интерес к изучению флоры, к научной работе, знакомить их с методами и приёмами простейших научных исследований, учить работе с научной литературой.
5. Развитие коммуникативных качеств, умение работать в группах.
ЗАДАЧИ 2 ГОДА:
1.Изучение животного мира родного края.
2.Изучить влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания
3.Рассмотреть многообразие взаимных связей разных животных, показать роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.
4.Применение знаний и умений при работе в НОУ, участие в конференциях, проведении открытых мероприятий.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Программа рассчитана на 2 учебных года. Нагрузка 1-го года обучения 4 часа в неделю-144 часа, 2-го – 4 часа в неделю-144 часа. Работа распределена на три этапа:
1. Мотивационно-организационный (изучаются интересы учащихся, ставятся цели и задачи, ознакомление с планом работы).
2. Теоретический (изучается основной материал программы, проводятся лекции, беседы, конкурсы, работа с научной литературой).
3.Практический ( проводятся наблюдения, экскурсии, опыты).
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Учащиеся должны знать:
1.Основы экологии растений и животных.
2.Особенности строения и значение растений и животных.
3.Влияние экологических факторов на жизнедеятельность растительных и животных организмов.
Учащиеся должны уметь:
1.Классифицировать растения и животные на экологические группы по отношению к абиотическим факторам.
2. Определять возрастные состояния растений и животных, влияния на них антропогенного фактора.
3. Работать с научной и специальной литературой.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГА
В течение учебного года проводятся следующие мероприятия:
- творческие отчёты
- выпуск газет, альбомов
- участие в учебно-исследовательских конференциях
- тематические вечера для младших школьников
- подготовка и показ презентаций
CОДЕРЖАНИЕ ДОП « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ».
1ГОД -144 часа
Введение
Всего-10 часов.
Теории-6 часов
Практики-4 часа
(изучаются экологические понятия, значение растений, диагностика «Моё отношение к природе», экскурсия в природу)
Влияние абиотических факторов на растения
Всего-72 часа
Теория-30 часов
Практика-42 часа
( рассматривается значение света, тепла, воды, воздуха, почвы для жизнедеятельности растений).
Флора родного края
Всего-34 часа
Теория-12 часов
Практика-22 часа
( изучается природное разнообразие растений Нижегородской области, их приспособленность к местным условиям, влияние деятельности человека на сообщества).
Охрана растительного мира
Всего-28 часов
Теория-9 часов
Практика-19 часов
( изучаются редкие и охраняемые растения, охраняемые территории, красная книга).
CОДЕРЖАНИЕ ДОП « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ».
2 ГОД -144 часа
Введение
Всего-13 часа.
Теории-7 часов
Практики-6 часов
(правила техники безопасности, повторяются экологические понятия, значение животных и условия их существования)
Влияние абиотических факторов на животных
Всего-13 часов
Теория-8 часов
Практика-5 часов
( рассматривается значение света, тепла, воды, воздуха, почвы для жизнедеятельности животных).
Животный мир разных сред обитания
Всего-28 часов
Теория-11 часов
Практика-17 часов
(изучается животный мир наземно-воздушной, водной, почвенной сред обитания и особенности приспособленностей животных к данным средам.)
Влияние биотических факторов на животных
Всего-17 часов
Теория-6 часов
Практика-11 часов
(разбираются внутривидовые и межвидовые отношения животных и значение данных взаимодействий)
Фауна родного края
Всего-44 часа
Теория-15 часов
Практика-29 часов
( изучается природное разнообразие животных Нижегородской области, их приспособленность к местным условиям, влияние деятельности человека на них).
Охрана животного мира
Всего-20 часов
Теория-8 часов
Практика-12 часов
( изучаются редкие и охраняемые животные , заповедники и охраняемые территории, красная книга).
Подведение итога
Всего-9 часов
Теория-3 часа
Практика-6 часов
( организация и проведение экскурсии, подготовка и проведение экологического праздника в начальной школе).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (1 год обучения -144 часа)
№
Наименование тем
всего
теория
практика
1.
Введение
10
6
4
2.
Влияние абиотических факторов на растения: значение света-15 значение тепла-14 значение воды-14 значение воздуха-10 значение почвы-14 изменение растений в течении жизни-5
72
30
42
3.
Флора Нижегородской области: природное разнообразие-26 ядовитые и лекарственные растения области-8
34
12
22
4.
Охрана растительного мира: редкие и охраняемые растения-14
последствия деятельности чел-ка-10 красная книга-4
28
9
19
Итого:
144
58
86
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
№
РАЗДЕЛ
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ
МЕТОДИЧЕСКИЙ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
1.
введение
Лекции, беседы, практикум
Тестирование, доклады, наблюдения, лаб. Работы.
Учебная и научная литература, таблицы, натуральные объекты
микроскоп
Круглый стол
2.
Влияние абиотических факторов на растения
Практикум, лекции, технология критического мышления
Лаб. Работы, наблюдения, сообщения
Специальная литература, натуральные объекты
гербарии
Эссе, конкурс
3.
Флора Нижегородской области
Лекции, экскурсии, беседы
Практические занятия, сообщения
Натуральные объекты, таблицы, гербарии
викторина
выпуск газеты
4.
Охрана растительного мира
Лекции, экскурсии
Практические занятия, сообщения
Научная литература, красная книга, таблицы
Рабочий инвентарь
Уборка территории,праздник
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (2 год обучения – 144 часа)
№
Наименование тем
всего
теория
практика
1.
Введение
13
7
6
2.
Влияние абиотических факторов на животных:
значение света-2
значение тепла-2
значение воды-2
значение воздуха-2 значение почвы-2
группы питания животных-3
13
8
5
3.
Животный мир разных сред обитания:
животные суши-10 животный мир воды-10 животные почвы-5 приспособленность животных к смене времён года-3
28
11
17
4.
Влияние биотических факторов на животных:
внутривидовые отношения-6
межвидовые отношения-7 изменение численности животных-4
17
6
11
5.
Фауна родного края:
Общая характеристика животных, зональность-8
Природные зоны-6
Беспозвоночные-5
Разнообразие позвоночных-15
Промысловые и опасные животные-10
44
15
29
6.
Охрана животного мира: редкие и охраняемые животные-16 красная книга-4
20
8
12
7.
Подведение итога
9
3
6
Итого:
144
58
86
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения
№
РАЗДЕЛ
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ
МЕТОДИЧЕСКИЙ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
1.
введение
Лекции, беседы, практикум
Доклады, наблюдения, прак. Работы.
Учебная и научная литература, таблицы, натуральные объекты
Эссе
2.
Влияние абиотических факторов на животных
Практикум, лекции, технология критического мышления
Лаб. Работы, наблюдения, сообщения
Специальная литература, натуральные объекты
слайды
Мини-конференция
3.
Животный мир разных сред обитания
Беседы, практикум, ТРКМ
Прак. Работы, сообщения.
Научная и специальная литература, таблицы, рисунки.
презентация
Кроссворды,синквейны.
4.
Влияние биотических факторов на животных
Сообщения, наблюдения
Практич. работы
Научная и специальная литература, таблицы, рисунки
конкурс
5.
Фауна Нижегородской области
Лекции, экскурсии, беседы
Практические занятия, сообщения
таблицы, рисунки
слайды
выпуск газеты
4.
Охрана животного мира
Лекции, экскурсии
Практические занятия, сообщения,
экскурсия
Научная литература, красная книга, таблицы
Подготовка и проведение праздника.
Используемая литература для учителя:
Экология, элективные курсы. 9 класс. М. В. Высоцкая. Волгоград: Учитель, 2006.
Биология, элективные курсы. 9 класс. И. П. Чередниченко. Волгоград. Изд-во «Учитель».2006.
Нравственно-экологическое воспитание школьников. Л. С. Литвинова. Москва, 2005.
Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. В. В. Балабанова. Волгоград, изд-во «Учитель», 2003.
Внеклассная работа по биологии и экологии. Р. М. Евдокимова. Саратов, изд-во « Лицей», 2005.
Используемая литература для ученика:
Экология растений. Пособие для учащихся школы. А. М. Былова.–Москва, «Вентана-Граф», 2002.
Биологическое краеведение, Нижегородская область. Учебное пособие, 6 класс. Нижний Новгород, 2007.
Экология животных. Пособие для учащихся школы. А. М. Былова.–Москва, «Вентана-Граф», 2004.