и социальной активности обучающихся, через проектную деятельность.
«Человек, владеющий экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её загрязнения и разрушения …»
А.А. Плешаков
Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения – это дело всего педагогического коллектива школы.
Экологическое образование – это система социальных норм, правил, знаний, умений, направленных на обеспечение насущных интересов человека в биосфере. Основная цель экологического образования - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Предмета «Экологии» в школе нет.
Экологическое образование и воспитание имеет межпредметный характер и является непрерывным процессом, осуществляющийся на протяжении всего периода обучения ребёнка в школе.
В рамках своей школы разработали и апробируем " Программу экологического воспитания и образования"
Цель:
Создать систему экологического образования и воспитания, формирующую экологически ориентированное поведение в окружающей среде, новое отношение к природе, новую экологическую культуру на основе приобретённых знаний.
Задачи:
1. Создать систему экологического образования и воспитания учащихся через:
Получение экологических ЗУН на уроках;
Получение экологических ЗУН во внеурочной деятельности (в кружках и факультативах);
Внеклассную работу;
Внешкольную деятельность;
Летнее оздоровление по экологической программе;
Создание школьной экологической тропы;
Исследовательскую деятельность детей (экологический мониторинг)
Систему элективных курсов.
2. Отработать систему диагностики и мониторинга для отслеживания динамики формирования экологически ориентированного поведения учащихся в окружающей среде.
3. Провести «экологический всеобуч» для членов педагогического коллектива по способам (технологиям, методикам, формам) экологического воспитания и образования подростков
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа экологического воспитания и образования »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
Полужская основная
общеобразовательная школа имени Ф.Е.Стрельца
ИНН 3208003574 ОГРН 1023201937230
243370, Брянская область, Выгоничский район, пос. Хутор-Бор,
ул. Луговая, дом 1 Тел. 89051015449
Формирование экологической культуры
и социальной активности обучающихся, через проектную деятельность.
«Человек, владеющий экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её загрязнения и разрушения …»
А.А. Плешаков
Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения – это дело всего педагогического коллектива школы.
Экологическое образование – это система социальных норм, правил, знаний, умений, направленных на обеспечение насущных интересов человека в биосфере. Основная цель экологического образования - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Предмета «Экологии» в школе нет.
Экологическое образование и воспитание имеет межпредметный характер и является непрерывным процессом, осуществляющийся на протяжении всего периода обучения ребёнка в школе.
В рамках своей школы разработали и апробируем " Программу экологического воспитания и образования"
Цель:
Создать систему экологического образования и воспитания, формирующую экологически ориентированное поведение в окружающей среде, новое отношение к природе, новую экологическую культуру на основе приобретённых знаний.
Задачи:
1. Создать систему экологического образования и воспитания учащихся через:
Получение экологических ЗУН на уроках;
Получение экологических ЗУН во внеурочной деятельности (в кружках и факультативах);
Внеклассную работу;
Внешкольную деятельность;
Летнее оздоровление по экологической программе;
Создание школьной экологической тропы;
Исследовательскую деятельность детей (экологический мониторинг)
Систему элективных курсов.
2. Отработать систему диагностики и мониторинга для отслеживания динамики формирования экологически ориентированного поведения учащихся в окружающей среде.
3. Провести «экологический всеобуч» для членов педагогического коллектива по способам (технологиям, методикам, формам) экологического воспитания и образования подростков.
Наша Программа экологического обучения и воспитания учащихся состоит их 2-х разделов.
Раздел № 1
Формирование ценностных экологических ориентаций:
Осознание обучающимися разносторонней ценности природы как источника удовлетворения разнообразных потребностей общества в целом и каждого человека (потребность в общении с природой, понимание красоты природы; любви к природе, стремление познать законы природы и на деле содружествовать с ней);
Понимание: природа – дом человека, который надо беречь. Отношение к природе как к условию существования человечества;
Потребность сознательно соблюдать нормы ответственного отношения в окружающей природной среде в различных видах деятельности;
Убеждённость в необходимости бережного отношения к объектам окружающей среды, основанную на личном опыте обучающихся.
Раздел № 2
Формирование умений и навыков по изучению и охране окружающей природной среды:
Умение оценивать состояние окружающей среды, ближайшего природного окружения – двора, улицы, пришкольного участка, парка, леса, кабинета, столовой, школы;
Умения и навыки культуры поведения в природе: соблюдение правил сбора грибов, ягод, лекарственных растений, цветущих растений;
Умения вести фенологические наблюдения в природе;
Соблюдение правил обращения с детёнышами и убежищами диких животных;
Соблюдение правил разведение костра в туристических походах;
Умения и навыки планирования реакреационных территорий (сквер, парк, пришкольный участок, школьный двор);
Умения и навыки посадки и ухода за растениями – навык ухода за окружающим ландшафтом (формирование норм экологической этики и поведения);
Умения защищать окружающую среду от загрязнения: соблюдение культуры личного поведения, предотвращение негативных последствий в природном окружении в результате поступков других людей, выполнение посильных трудовых операций по ликвидации уже возникшего нежелательного явления;
Умения по проведению изучения почв, воздуха, вод с целью их защиты от загрязнения;
Умения и навыки по пропаганде современных проблем экологии и охраны природы среди различных слоёв населения;
Умения и навыки использовать различные источники информации выбирать необходимый материал для написания докладов, рефератов, выступлений, научно - исследовательских работ.
Экологическое образование.
Введение в образовательный процесс экологического содержания осуществляется по следующим направлениям:
Экологическое образование в нашей школе реализуется через предметы:
Предметы
Классы
Окружающий мир
1
Природоведение
2-4, 5
Биология
6-9
География
6,7,8, 9
ОБЖ
5 ,8 кл.
Физика
7-9
Занятия по окружающему миру в дошкольной группе
Были изучены программы по данным предметам, сделано описание и выявлены основные задачи и цели экологического образования. Каждая из этих программ несет экологическое образование, которое в целом формирует экологическое мировоззрение школьника. Экологическое образование в школе прослеживается на всех ступенях обучения. Изучались документы по экологическому образованию. В своей практике используем периодическую печать, интернет-ресурсы с публикациями об экологических проблемах.
Учебно-воспитательный процесс не ограничивается только уроком, он выходит за пределы урока – это рабочие и праздничные линейки, собрания, субботники, вечера, КВН, туристические походы, часы общения, экскурсии, конкурсы, экологические акции, операции, конкурсы сочинений с экологической тематикой, работа по созданию экологической тропы, работа в ЛТО, предметные недели и многие другие формы организации деятельности учащихся по воспитанию экологической культуры.
Одной из ведущих задач экологического образования и воспитания в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой мы учимся овладевать умениями и навыками правильного поведения в природе, учимся оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения – двора, улицы; вносим свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы.
Наиболее интересным аспектом деятельности в этом направлении является участие в экологических марафонах Экологический марафон– это система мероприятий, направленных на изучение экологических ситуаций в природе, в школе. Такое изучение построено на основе подготовки, проведения и анализа простейших и понятных всем учащимся экологических экспресс - исследований. В основе экологических марафонов лежит проектная технология.
В этом учебном году мы работаем над экологическими марафонами по темам:
Экологическая обстановка школы. С результатами данного марафона мы поделились на семинаре – практикуме руководителей школ, который прошел на базе нашей школы в декабре 2013 года, а так же, используя материл исследований этого марафона, приняли участие в областном очном туре «Летопись полезных дел по сохранению природы», в номинации «Экологическая обстановка места проживания» , который проходил на базе областного эколого-биологического центра 25 марта 2014 г.
Благоустройство школьного двора «Любимый сердцу уголок» - выход – районный семинар-практикум учителей экологии, биологии, который проведён на базе школы 11 апреля 2014 года;
Экологический паспорт школы – в настоящее время приступили к работе над этим марафоном.
Продолжили работу над проектами :
Здравствуй, Десна;
Малая экологическая тропа «Я познаю мир»;
Курить – здоровью вредить! ;
Витамины на подоконнике;
Здоровым быть модно.
На протяжении учебного года проводим практическую работу по охране природы:
Проведение природоохранных операций:
Операция «Зелёный наряд Отчизны» - посадка и уход за комнатными растениями, озеленение классных кабинетов, посадка и уход за цветочными клумбами;
Операция «Кормушка» - Изучение зимующих птиц, изготовление кормушек, подкормка зимующих птиц;
Операция «Подснежник» - изучение первоцветов нашей местности (прострел - раскрытый, Медуница неясная, ветреница лютичная, гусиный лук, калужница болотная и др…), охрана исчезающих растений.
Операция «Зеленая аптека» - изучение лекарственных растений, их лечебных свойств. Правила сбора и хранения лекарственных растений. Выполнение проекта «Рецепты наших бабушек».
Операция «Елочка- зелёная иголочка» - охрана елей в канун Нового года, рейды на ж.д. станцию, на автобусную остановку.
Операция «Скворечник» - изучение предгнездового и гнездового периода в жизни птиц. Помощь птицам в весенний период их жизни, изготовление скворечников.
Проведение общешкольных экологических мероприятий:
День воды – ток-шоу «Без воды и ни туды и ни сюды»;
День птиц – выставка классных газет о птицах;
День Земли – субботники по благоустройству территории школы и посёлка.
Научить детей любить природу, понимать и уважать все , что тебя окружает нелегко, это нужно делать ежедневно.
«Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо» - говорит народная пословица. Неужели, каждый из нас уподобится такой птицы? Человек сам решает творить ему или разрушать. И если, он принял решение творить, то ему не следует пренебрегать жизнью природы. Если бы человек был бы разумнее в своих действиях, то природа бы не страдала, растения бы очистились от многолетнего слоя пыли, и воздух был бы чистым и свежим.