kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа экологического воспитания и образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование экологической культуры

и социальной активности обучающихся, через проектную деятельность.

«Человек, владеющий экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её загрязнения и разрушения …»

А.А. Плешаков

Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения – это дело всего педагогического коллектива школы.

     Экологическое образование – это система социальных норм, правил, знаний, умений, направленных на обеспечение насущных интересов человека в биосфере. Основная цель экологического образования -  формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции.  Предмета «Экологии» в школе нет.

 Экологическое образование  и  воспитание  имеет межпредметный  характер и является непрерывным процессом, осуществляющийся  на протяжении всего периода обучения ребёнка в школе.

       В рамках своей школы разработали и апробируем " Программу экологического воспитания и образования"

Цель:

   Создать  систему экологического образования и  воспитания, формирующую экологически ориентированное поведение в окружающей среде,  новое отношение  к природе, новую экологическую культуру на основе приобретённых  знаний. 

Задачи:

1.      Создать систему экологического  образования и воспитания учащихся через:

  • Получение экологических  ЗУН на уроках;

  •  Получение экологических ЗУН во внеурочной деятельности (в кружках и факультативах);

  •  Внеклассную работу;

  •  Внешкольную деятельность;

  •  Летнее оздоровление по экологической программе;

  •  Создание школьной  экологической тропы;

  •  Исследовательскую деятельность детей (экологический мониторинг)

  • Систему элективных курсов.

    2.      Отработать систему диагностики и мониторинга для отслеживания динамики формирования экологически ориентированного поведения учащихся в окружающей среде.

3.      Провести «экологический всеобуч» для членов педагогического коллектива   по способам (технологиям, методикам, формам) экологического воспитания и образования  подростков

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа экологического воспитания и образования »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

Полужская основная

общеобразовательная школа имени Ф.Е.Стрельца

ИНН 3208003574 ОГРН 1023201937230

243370, Брянская область, Выгоничский район, пос. Хутор-Бор,

ул. Луговая, дом 1 Тел. 89051015449

Формирование экологической культуры

и социальной активности обучающихся, через проектную деятельность.

«Человек, владеющий экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её загрязнения и разрушения …»

А.А. Плешаков

Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения – это дело всего педагогического коллектива школы.

     Экологическое образование – это система социальных норм, правил, знаний, умений, направленных на обеспечение насущных интересов человека в биосфере. Основная цель экологического образования -  формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции.  Предмета «Экологии» в школе нет.

Экологическое образование  и  воспитание  имеет межпредметный  характер и является непрерывным процессом, осуществляющийся  на протяжении всего периода обучения ребёнка в школе.

       В рамках своей школы разработали и апробируем " Программу экологического воспитания и образования"

Цель:

   Создать  систему экологического образования и  воспитания, формирующую экологически ориентированное поведение в окружающей среде,  новое отношение  к природе, новую экологическую культуру на основе приобретённых  знаний. 



Задачи:

1.      Создать систему экологического  образования и воспитания учащихся через:

  • Получение экологических  ЗУН на уроках;

  •  Получение экологических ЗУН во внеурочной деятельности (в кружках и факультативах);

  •  Внеклассную работу;

  •  Внешкольную деятельность;

  •  Летнее оздоровление по экологической программе;

  •  Создание школьной  экологической тропы;

  •  Исследовательскую деятельность детей (экологический мониторинг)

  • Систему элективных курсов.

2.      Отработать систему диагностики и мониторинга для отслеживания динамики формирования экологически ориентированного поведения учащихся в окружающей среде.

3.      Провести «экологический всеобуч» для членов педагогического коллектива   по способам (технологиям, методикам, формам) экологического воспитания и образования  подростков.

Наша Программа экологического обучения и воспитания учащихся состоит их 2-х разделов.

Раздел № 1

Формирование ценностных экологических ориентаций:

  • Осознание обучающимися разносторонней ценности природы как источника удовлетворения разнообразных потребностей общества в целом и каждого человека (потребность в общении с природой, понимание красоты природы; любви к природе, стремление познать законы природы и на деле содружествовать с ней);

  • Понимание: природа – дом человека, который надо беречь. Отношение к природе как к условию существования человечества;

  • Потребность сознательно соблюдать нормы ответственного отношения в окружающей природной среде в различных видах деятельности;

  • Убеждённость в необходимости бережного отношения к объектам окружающей среды, основанную на личном опыте обучающихся.

Раздел № 2

Формирование умений и навыков по изучению и охране окружающей природной среды:

  • Умение оценивать состояние окружающей среды, ближайшего природного окружения – двора, улицы, пришкольного участка, парка, леса, кабинета, столовой, школы;

  • Умения и навыки культуры поведения в природе: соблюдение правил сбора грибов, ягод, лекарственных растений, цветущих растений;

  • Умения вести фенологические наблюдения в природе;

  • Соблюдение правил обращения с детёнышами и убежищами диких животных;

  • Соблюдение правил разведение костра в туристических походах;

  • Умения и навыки планирования реакреационных территорий (сквер, парк, пришкольный участок, школьный двор);

  • Умения и навыки посадки и ухода за растениями – навык ухода за окружающим ландшафтом (формирование норм экологической этики и поведения);

  • Умения защищать окружающую среду от загрязнения: соблюдение культуры личного поведения, предотвращение негативных последствий в природном окружении в результате поступков других людей, выполнение посильных трудовых операций по ликвидации уже возникшего нежелательного явления;

  • Умения по проведению изучения почв, воздуха, вод с целью их защиты от загрязнения;

  • Умения и навыки по пропаганде современных проблем экологии и охраны природы среди различных слоёв населения;

  • Умения и навыки использовать различные источники информации выбирать необходимый материал для написания докладов, рефератов, выступлений, научно - исследовательских работ.





Экологическое образование.

 Введение в образовательный процесс экологического содержания осуществляется по следующим направлениям:

            Экологическое образование  в нашей школе  реализуется через предметы:

Предметы

Классы

Окружающий мир

1

Природоведение

2-4, 5

Биология

6-9

География

6,7,8, 9

ОБЖ

5 ,8 кл.





Физика

7-9







Занятия по окружающему миру в дошкольной группе






      Были изучены программы по данным предметам, сделано описание и выявлены основные задачи и цели экологического образования. Каждая из этих программ несет экологическое образование, которое в целом формирует экологическое мировоззрение школьника. Экологическое образование в школе прослеживается на всех ступенях обучения.  Изучались документы по экологическому образованию. В своей практике используем периодическую печать, интернет-ресурсы с публикациями об экологических  проблемах.

Учебно-воспитательный процесс не ограничивается только уроком, он выходит за пределы урока – это рабочие и праздничные линейки, собрания, субботники, вечера, КВН, туристические походы, часы общения, экскурсии, конкурсы, экологические акции, операции, конкурсы сочинений с экологической тематикой, работа по созданию экологической тропы, работа в ЛТО, предметные недели и многие другие формы организации деятельности учащихся по воспитанию экологической культуры.

Одной из ведущих задач экологического образования и воспитания в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой мы учимся овладевать умениями и навыками правильного поведения в природе, учимся оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения – двора, улицы; вносим свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы.

Наиболее интересным аспектом деятельности в этом направлении является участие в экологических марафонах Экологический марафон – это система мероприятий, направленных на изучение экологических ситуаций в природе, в школе. Такое изучение построено на основе подготовки, проведения и анализа простейших и понятных всем учащимся экологических экспресс - исследований. В основе экологических марафонов лежит проектная технология.

В этом учебном году мы работаем над экологическими марафонами по темам:

  • Экологическая обстановка школы. С результатами данного марафона мы поделились на семинаре – практикуме руководителей школ, который прошел на базе нашей школы в декабре 2013 года, а так же, используя материл исследований этого марафона, приняли участие в областном очном туре «Летопись полезных дел по сохранению природы», в номинации «Экологическая обстановка места проживания» , который проходил на базе областного эколого-биологического центра 25 марта 2014 г.

  • Благоустройство школьного двора «Любимый сердцу уголок» - выход – районный семинар-практикум учителей экологии, биологии, который проведён на базе школы 11 апреля 2014 года;

  • Экологический паспорт школы – в настоящее время приступили к работе над этим марафоном.

Продолжили работу над проектами :

  • Здравствуй, Десна;

  • Малая экологическая тропа «Я познаю мир»;

  • Курить – здоровью вредить! ;

  • Витамины на подоконнике;

  • Здоровым быть модно.

На протяжении учебного года проводим практическую работу по охране природы:

  • Проведение природоохранных операций:

  • Операция «Зелёный наряд Отчизны» - посадка и уход за комнатными растениями, озеленение классных кабинетов, посадка и уход за цветочными клумбами;

  • Операция «Кормушка» - Изучение зимующих птиц, изготовление кормушек, подкормка зимующих птиц;

  • Операция «Подснежник» - изучение первоцветов нашей местности (прострел - раскрытый, Медуница неясная, ветреница лютичная, гусиный лук, калужница болотная и др…), охрана исчезающих растений.

  • Операция «Зеленая аптека» - изучение лекарственных растений, их лечебных свойств. Правила сбора и хранения лекарственных растений. Выполнение проекта «Рецепты наших бабушек».

  • Операция «Елочка- зелёная иголочка» - охрана елей в канун Нового года, рейды на ж.д. станцию, на автобусную остановку.

  • Операция «Скворечник» - изучение предгнездового и гнездового периода в жизни птиц. Помощь птицам в весенний период их жизни, изготовление скворечников.

  • Проведение общешкольных экологических мероприятий:

  • День воды – ток-шоу «Без воды и ни туды и ни сюды»;

  • День птиц – выставка классных газет о птицах;

  • День Земли – субботники по благоустройству территории школы и посёлка.

Научить детей любить природу, понимать и уважать все , что тебя окружает нелегко, это нужно делать ежедневно.

«Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо» - говорит народная пословица. Неужели, каждый из нас уподобится такой птицы? Человек сам решает творить ему или разрушать. И если, он принял решение творить, то ему не следует пренебрегать жизнью природы. Если бы человек был бы разумнее в своих действиях, то природа бы не страдала, растения бы очистились от многолетнего слоя пыли, и воздух был бы чистым и свежим.


5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа экологического воспитания и образования

Автор: Никитина Людмила Яковлевна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232819

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Экологическое воспитание школьников: из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(57) "ekologhichieskoie-vospitaniie-shkol-nikov-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "227610"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440836962"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Презентация проекта «Деятельность детской организации «Лесовички», как форма экологического воспитания младших школьников». "
    ["seo_title"] => string(137) "priezientatsiia-proiekta-dieiatiel-nost-dietskoi-orghanizatsii-liesovichki-kak-forma-ekologhichieskogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "106421"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403009178"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»"
    ["seo_title"] => string(80) "dietskiie_ekologhichieskiie_proiekty_unikal_naia_forma_ekologhichieskogho_vospit"
    ["file_id"] => string(6) "464558"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522590632"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Экологическое воспитание на уроках кубановедения"
    ["seo_title"] => string(53) "ekologhichieskoievospitaniienaurokakhkubanoviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "274874"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452452172"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Образовательная программа основного общего образования. 5 класс В соответствии с ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(95) "obrazovatiel-naia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-5-klass-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "114995"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411758546"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства