kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Проектно – исследовательская деятельность как форма развития творческого потенциала школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет многолетний опыт по внеклассной и внеурочной деятельности учителя биологии. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Проектно – исследовательская деятельность как форма развития творческого потенциала школьников»»

«Проектно – исследовательская деятельность как форма развития

творческого потенциала школьников» (из работы)

Апробация проекта

Гл.4.1. Проектно – исследовательской деятельностью занимаюсь с 2000года. За прошедший период эта технология внедряется на уроках биологии, химии, во внеурочной деятельности, в практике, созданных при школе, летних экологических отрядов с целью исследовательской деятельности, обучению наблюдения, практического применения знаний теоретического характера по биологии именно в природе. Задействованы учащиеся и младших, и средних, и старших классов: в течение года - в основном среднее и старшее звено, а в летний период – экологический отряд собирает разные возраста.

Считаю, что использование проектно – исследовательской технологии очень актуальной, та как она помогает решить проблемы в обучении школьников, повысить их творческий потенциал. Те дети, которые с нетерпением ждут звонка с урока, вдруг неожиданно раскрываются на исследовательской работе после уроков.

Гл.4.2. За период 2001- 2011гг. в школе проводится ежегодный мониторинг за численностью прыткой ящерицы в окрестностях села Садовое. Эта работа была начата в 2001 году экологическим кружком, под моим руководством, проводилась с 01.06 по 15.09.01, был оформлен исследовательский проект, который занял первое место в областном конкурсе исследовательских работ «Царевна – лягушка», с тех пор мы регулярно ,в летний период (июнь), проводим экологический мониторинг за количественным составом прыткой ящерицы в окрестностях села по теме «Изучение морфологии прыткой ящерицы, количественный учёт» с целью изучения закономерностей жизни живых организмов, природоохранной деятельности, формирования экологического самосознания. При выполнении такой работы обучающиеся не только могут применить свои знания по биологии в природе, но и, самое главное, приобщаются к прекрасному, получают первоначальные навыки исследовательской работы.

Так как экологический отряд разновозрастный (с1класса по 7), то использую несложную методику исследования: метод наблюдения за рептилиями - визуально за подвижностью, способом передвижения, питанием рептилий (и других животных, если это возможно), находим морфологические признаки различий самцов и самок, определяем суточную активность прыткой ящерицы в период наблюдений, проводим измерения тела, метим лаком для ногтей. Учёт ведём на маршрутных полосах (10м) с помощью отлова, а так же ведём учёт гибели рептилий на дорогах по мере движения к месту исследования. Это очень простые методы и распространённые, но удобные для мониторинга динамики численности рептилий. Около 5 лет мы вели учёт на одном и том же маршруте и ,к радости и удивлению, каждый год встречали меченых животных с номерами.

Встречая травмированных рептилий, учащиеся получают информацию о явлении самокалечения и, обязательно, этическую беседу об охране этих животных, их значении в биоценозе. (Приложение 3)

Исследовательская работа «Изучение морфологии прыткой ящерицы и количественный учёт» используется на уроках биологии при изучении тем «Класс Пресмыкающиеся», «Основы экологии», «Природные сообщества».Природоохранная деятельность по этой теме была освещена в местном СМИ (см. Приложение7)

При выполнении исследовательской работы «Эколого –флористическое исследование первоцветов села Садовое» использован метод закладки пробных площадок. В ходе исследования проводились геоботанические описания растительных сообществ, в которых выделялись первоцветы; была выявлена степень антропогенной нагрузки на растительные сообщества, в которых встречаются первоцветы. Работу выполняли учащиеся 4-5 классов. Исследовательская работа заняла 3 место в областном конкурсе эколого-флористических исследований первоцветов.( Приложение 5).

С 1998г. в нашей школе проводится экологический мониторинг за деятельностью речных бобров. Основной метод – наблюдение, и как выход -исследовательский проект, который представляли на районной конференции «Поиск. Исследование. Открытие». За период исследования мы могли увидеть бобров и пропагандировать их природоохранное значение в биоценозе, способствовать воспитанию экологического самосознания, используя местные СМИ.(см Приложение 7 ). Материал экологического мониторинга используется учителем на уроках по темам - «Класс Млекопитающие», при изучении темы «Основы экологии», «Влияние деятельности человека на биосферу», «Природные сообщества».

В школе сложилась традиция проводить природоохранную работу в период подготовки к празднованию Нового года, в связи с массовой вырубкой сосен и елей. Эта работа вылилась в целые проекты с прикладным, исследовательским и креативным потенциалом, с элементами семейной проектной деятельности. Например, проект «В защиту Новогодней ёлочки» оказался не только исследовательским (была исследована проблема использованных ёлок в нашем селе), и, с помощью привлечения родителей, решена участь брошенных деревьев после Нового года. Ежегодно данный проект используется на уроках биологии при изучении тем «Голосеменные растения», «Основы экологии». «Влияние деятельности человека на биосферу».

При выполнении прикладного характера проекта главное участие принял папа братьев Бурусовых, Евгений Иванович – компетентный во многих областях родитель, под руководством которого дети выполнили предметы из брошенной новогодней ёлочки, нужные в быту и для детских игр. В такой родительской заинтересованности – уже не малая помощь. Кроме того, данный проект стал носить прикладной исследовательский характер, что обеспечивает качество результата в его продуктном выражении. И, важно, главное - образовательное продвижение детей. (Приложение 1)


Примером школьно – семейного проектирования служит проект реконструкции школьного двора, где некоторая стала общешкольным делом и множество инициативных взрослых участвуют в реализации. Полезность такого рода деятельности для школы очевидна – здесь хороший пример участия родителей в общественной жизни школы. (Приложение 3). Проектирование – это один из методов, который помогает детям увидеть жизненную необходимость теоретических знаний. В нашей школе проектирование особенно хорошо показало себя по цветоводству и фитодизайну убранства окружающей территории школы, созданного руками ребят, родителей, учителей. На первом этапе проектирования ребята изучили состав декоративных растений, условия выращивания; на втором этапе – определи территорию, измерили участок, произвели подсчёты: сколько нужно материала, семян, цветочной рассады; затем третий этап – выбрали масштаб, придумали формы и названия клумб. Весной приступили к практическому осуществлению проекта. Носили плодородную землю, камни, готовили своеобразные украшения клумб, отождествляющие их названия. Существенную роль здесь сыграли родители, которые приняли непосредственное участие в оформлении клумб. Юные проектировщики успешно защищали свой проект на районной конференции «Я – гражданин России».

В проектной деятельности учащихся проявляются творческие способности. Проект, имея исследовательскую направленность, всегда связывается с образованием нового продуктов ситуации разрешения проблемы. Такую деятельность К.Н.Поливанова соотносит с понятием продуктивное мышление. Этот тип мышления часто ассоциируют с творческим мышлением, называя эти понятия синонимичными, поскольку они связаны с решением нестандартных для субъекта интеллектуальных задач.[1]

Понятие, сходное с творческим потенциалом – креативность, креативное мышление. Отличительная черта креативности – способность находить противоречия, переходить к определению проблемы, искать решения через выдвижения гипотез путём использования определённых исследовательских методов и формулирования решения данной проблемы. Это входит в первые этапы исследовательской проектной деятельности. Например, творческий проект «Защитим ель»: в первые этапы проектирования предлагаем использовать для праздника Нового года фигуры из снега как альтернативу ёлке и сосёнке, и как результат приготовить из снега предметы, которые радовали окружающих и с ничтожными затратами. Уже креатив. Креатив проявился и у учащихся, которые выпуская экологическую листовку, предложили как альтернативу живой ёлке – пирог в виде ёлки и, действительно, испекли. Здесь, при осуществлении проекта, проявилась и исследовательская прикладная деятельность – пришлось использовать Интернет - ресурсы http://ya.ru/? и приложить своё трудолюбие и фантазию.

Такие проекты способствуют, может в меньшей степени образованию, но зато формируются такие качества как коллективизм, готовность прийти на помощь друг другу, участие родителей в данном проекте – значимость в глазах детей и видение заинтересованности их в делах детей. (Приложение 2)


Внеурочная работа носит тогда творческий характер, когда действительно креативна. Поэтому в своём 10 классе мы не просто участвует в различных школьных проектах исследовательского и прикладного характера, но и как дополнение снимаем видеоролики и монтажируем, используя компьютерную программу Windows Movie Maker.

Например, при изучении тем «Охрана природы и основы рационального природопользования» (9 класс), «Основы экологии»(11 класс), где необходим материал на природоохранную деятельность, мы снимаем видеофильм – шутку, который используется, впоследствии, в урочной и внеурочной деятельности. Так, используя компьютерную программу Windows Movie Maker, был снят видеошутка «Как Иван-дурак экологией занимался». (см. Приложение8).

Некоторые проекты, мы не только описываем, но и театрализуем, записывая на видео. Так исследовательский проект «Оставь родник чистым!» учащиеся обыграли и сделали видеозапись, используя компьютерную программу Windows Movie Maker, этот проект был использован педагогами начальных классов, биологии и географии на уроках. ( см. Приложение9, Приложение 8 – диск). С данным проектом приняли участие в областном конкурсе «Зелёная планета 2011».

Гл.4.3. Биология – предмет, в котором имеются реальные возможности приобщить учащихся к исследовательской работе, развить их творческие возможности. Длительные наблюдения, эксперимент, самостоятельные учебные исследования... Они должны стать неотъемлемой частью преподавания данного предмета. Исследовательский проект позволяет и на уроке развивать творческий потенциал учеников. Например, урок биологии в 7 классе при изучении темы «Грибы» проводится исследовательский мини- проект «Влияние экологических факторов на размножение дрожжей в замкнутом объёме».

Модель исследовательского мини-проекта урока:

Этап занятия

Этап работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Запуск проекта

Определяет готовность учащихся к работе, помогает найти группы

Подготавливает место, определяет партнёров

Целеполагание и мотивация

Планирование работы:

- бродильный прибор(оформленный за 2 суток) изучают его строение;

-жидкость микроскопируют;

-подсчёт клеток дрожжей в поле зрения;

- перерасчёт на 1мл;

- для работы использую разные варианты сахарозы :1-,5-.10-,15% концентрации, температура эксперемента от 10-250С

Формирует задания для работы, определяет проблему: оценить влияние экологических факторов на рост популяции дрожжей в замкнутом объёме; мотивирует познавательную деятельность

Анализируют проблему, обсуждают идею, определяют вид проекта, форму презентации, распределяют обязанности

Актуализация знаний и умений

самодиагностика

Подготавливает учащихся к выполнению исследования

Выясняют пути достижения цели, вспоминают понятия темы.

Первичное усвоение знаний

Сбор информации

Наблюдает за деятельностью, консультирует, предлагает дополнительные источники информации

Знакомятся с источниками информации, отбирают главное

Осознание и осмысление учебного материала

Структурирование информации

Направляет познавательную деятельность учащихся, помогает выбрать оптимальный вариант решения проблемы, оформить предварительный ответ

Выполняют исследование: анализируют информацию, формулируют гипотезу, выбирают оптимальный вариант решения проблемы

Закрепление учебного материала

Обмен информацией

Координация результатов самостоятельной познавательной деятельности

Находят партнёра по проблеме, знакомят его со своим вариантом решения проблемы; заслушивают партнёра, уточняют результаты; обмениваются вопросами.

Применение знаний и умений

Оформление результатов

Наблюдение за деятельностью

Оформление результатов в соответствии с конечной целью, презентирование, составление графиков, выводы по эксперименту.


Микроорганизмы –частый объект наблюдений и экспериментов в исследовательских работах школьников, так как эти работы не требуют дорогостоящего оборудования и успешно проводятся в школьном кабинете биологии. Исследовательская работа поможет развитию творческого потенциала школьников и развитию представлений о многообразии живой природы, и послужит формированию у них естественного- научного мировоззрения.

Основная цель исследовательских проектных уроков –создать для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки исследовательского учебного проекта. В своей педагогической деятельности использую данную технологию на уроках и в старших классах, например, в 10 классе по теме «Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов»

План урока:

Этап урока (этап работы над проектом)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Запуск проекта

Определяет готовность учащихся к работе. называет тему, формирует малые группы

Готовят учебники и дополнительную литературу, формируют малые группы, определяют партнёров по проблеме исследования

Планирование работы

Даёт справку (по убеждению преформистов, развитие отсутствует, происходит только количественное увеличение уже заранее пресуществующих частей организма, заключённых в зародышевой клетке. Противоположный взгляд: организм развивается из бесструктурной массы- эпигенез).

Проблема ставится: известно, что организм растёт. Почему?

Формулируются задания подпроблемы для проектной работы учащихся:

Прочитайте тест учебника, ответьте на вопросы и задания:1) Что представляет собой и в чём выражается дифференцировка клеток в процессе эмбрионального развития? 2)какой этап эмбрионального развития завершается образованием неспециализированных клеток? 3)Заполните таблицу Зародышевые листки и их производные

Зародышевые листки

Производные зародышевых листков

эктодерма


энтодерма


мезодерма



Анализируют проблему, определяют конечную цель, определяют форму презентации и выступающих


Подпроблема – каков смысл развитие

Выполняют проект, раскрывают смысл термина «развитие» кака усложнение, появление качественно новых образований. Подготавливают выступления и плакат

Определение уровня готовности к поисковой работе

Предлагает дать определения базовых понятий, необходимых для изучения темы: зигота, оплодотворение, размножение, деление, гамета

Дают определения

Сбор информации

Предлагает дополнительные источники информации и консультирует учащихся

Ознакомление и отбор

Структурирование информации

Рекомендация структурировать содержание проекта, ориентируясь на учебник

Выполняют исследование

Обмен информацией

Организует работу между группами

Обмен информацией

Оформление результатов

Коррекция, подготовка к защите проекта

Оформление проекта (схемы, плакаты, таблицы)

Экспертиза

Организация защиты, организация конкурсов по номинациям «Самый научный», «Самый интересный», «Самый оригинальный», «Самый лаконичный»

защита

Рефлексия

Отмечаются фамилии лучших учащихся

Определяют уровень своих достижений

На данном уроке исследовательский проект раскрывает развивающее обучение и как один из приёмов творческого потенциала учеников.

Проектный метод в школьном образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развитие креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств как учителя, так и учащихся. Поэтому, подводя итоги , имея определённые результаты, создала информационно –методическое описание «Проект как один из методов повышения качества обучения», с которым участвовала в областном конкурсе методических разработок, где заняла 3 место.

Гл.4.4 Опытом проектно-исследовательской работы делилась на районных методических совещаниях: 2007г. – выступала с темой « Проектно-исследовательская деятельность кружка «Экология села Садовое»» - из опыта работы, 2008г.- с темой «Использование регионального компонента на уроках биологии и экологии», 2009г - «Проектно- исследовательская деятельность на уроках биологии и в внеурочной деятельности», 2010г. - «Обзор методической литературы по проектно-исследовательской деятельности», принимала участие в районной конференции исследовательских работ «Поиск. Исследование .Открытие» в 2011г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Моршакова Александра Геннадьевна

Дата: 22.12.2021

Номер свидетельства: 595842

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Программа элективного курса для учащихся 7-11 классов "Исследовательская деятельность по физике" "
    ["seo_title"] => string(110) "proghramma-eliektivnogho-kursa-dlia-uchashchikhsia-7-11-klassov-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-po-fizikie"
    ["file_id"] => string(6) "175983"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424347448"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Метод проектов, как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов"
    ["seo_title"] => string(80) "mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_tvorchieskikh_sposobnostiei_obuchaiushc"
    ["file_id"] => string(6) "368510"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481482313"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Пути использования возможностей ИТ-технологий в эпоху информатизации общества с целью развития творческого потенциала учащихся"
    ["seo_title"] => string(137) "putiispolzovaniiavozmozhnostieiittiekhnologhiivepokhuinformatizatsiiobshchiestvastsieliurazvitiiatvorchieskoghopotientsialauchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "275937"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452656546"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) ""Проектно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся" "
    ["seo_title"] => string(143) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-iazyka-i-litieratury-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "229223"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441645890"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "статья "Использование проектно-исследовательской технологии во внеурочной деятельности в начальной школе"е "
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-ie"
    ["file_id"] => string(6) "147638"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419440337"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства