Биология занимает особое место среди естественных наук. Именно на примере биологии школьники могут полнее всего познакомиться с тем, как формируется единая научная картина мира, как эффективнее всего применять для решения реальных проблем знания, исходно «лежащие на разных полочках» в голове. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения.
Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.
Неоспоримо влияние биологических знаний на организацию практической деятельности. Перемены, которые происходят в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Современный подход к преподаванию биологии требует практико-ориентированных методов и приемов изучения предмета. В ходе изучения биологии учащиеся должны научиться использовать полученные знания в практических ситуациях.
Использование практических форм ведения урока способствует повышению мотивации к обучению и сознательному выбору профессии, связанной с биологическими знаниями. На основе знаний биологии базируются сельскохозяйственные профессии, медицина, биотехнологии, лесное хозяйство, ландшафтный и садовый дизайн и многое другое.
Начиная с 6 класса, а по новым стандартам ФГОС с 5 класса в начале изучения предмета формируется интерес к обучению, а именно интерес к предмету и служит основой осознанного выбора профессии. Результатом такой работы стало поступление выпускников нашей школы в медучреждения среднего, высшего уровня, в Брянскую государственную сельхозакадемию. Чем мне учителю МБОУ Трыковской сош стоит гордится.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знанийо живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Достижение этих целей возможно при использовании в преподавании биологии практических методов преподавания. К таким методам относятся практические и лабораторные работы, исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время, экскурсии, работа с биологическими объектами.
Биологическое оборудование необходимое для выполнения практической части биологической дисциплины можно разделить на следующие группы:
натуральные объекты (живые организмы, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, гербарии)
приборы, реактивы и лабораторное оборудование ( оптические приборы, посуда и принадлежности)
средства на печатной основе ( таблицы, дидактический материал)
муляжи и модели
тсо (компьютеры)
учебно-методическая литература
Практическая работа - один из важных методов в биологии с помощью которого осуществляется передача знаний, их усвоение и закрепление. Самые достоверные знания учащиеся приобретают при выполнении лабораторных и практических работ. Исключительное значение играют натуральные объекты. Для развития понятий, помимо натуральной наглядности, используются и различные виды изобразительной наглядности (таблицы, схемы, рисунки, фото, и т.д.) которых достаточно в полном объеме в учебниках биологии за курс основной и средней школ. При проведении практической или лабораторной работы в помощь необходимо использовать книгу (учебник, справочник, другую доп. Литературу), инструкцию по выполнению данной работы. При проведении практической части необходим инструктаж, который проводит учитель.
В учебнике биологии включены необходимые работы с темой, целью, необходимым оборудованием и ходом выполнения работы. Так в разделе «Растения, бактерии, грибы, лишайники» учебнике 6 класса включено 17 лабораторных работ и 1 практическая работа. Каждая работа должна быть эффективной и целесообразной. Это можно достичь четко поставленной целью: что надо увидеть, как увидеть, какие результаты надо получить и как их оформить. Итогом работы могут быть рисунки, заполнение таблицы по заданной форме, вопросы, которые помогут сформулировать выводы. В ходе практических работ особую роль играет самостоятельный мыслительный процесс позволяющий решить задачу, вопрос, проблему. Результаты такой работы являются основным источником знаний.
Связь теории и практики, пригодятся учащимся в их дальнейшей жизни. А это ли не главное в обучении: научить знаниям и умениям, которые не были бы мертвым грузом, а были бы при востребовании временем восстановлены и применены.
В зависимости от целей и содержания изучаемого материала лабораторные и практические работы могут быть репродуктивного, поисково –исследовательского и исследовательского характера. Последние работы являются основой для проектной деятельности. Исследовательская работа, а она как никакая другая создает условия для самореализации и раскрытия возможностей каждого ребенка, развитию его творческой активности и повышению мотивации к изучению биологии. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок. Очень важно учитывать возрастные особенностей учащихся их умение проводить анализ и выделять главное; сравнивать; обобщать и систематизировать; определять и объяснять понятия, конкретизировать, уметь видеть противоречия. Совершенствовать умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации.
Важно, чтобы деятельность учащихся на уроке базировалась на личном опыте учащихся. Для сельских детей важны знания особенностей строения и жизнедеятельности растений и животных, так как они помогут в уходе за домашними питомцами и при работе на приусадебном участке.
Включение практических работ, лабораторных работ и экскурсий в планирование предмета способствует тому, что дети учатся узнавать животных и растения родного края, любить природу, правильно вести себя на экскурсии, да и просто на прогулке.
В этом 2015-16 учебном году биология начинает изучаться учащимися по государственным образовательным стандартам второго поколения с 5 класса и требует деятельностного подхода к образованию. Деятельностный подход подразумевает, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:
----- придание результатам образования социально и личностно-значимого характера;
------ более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
------- существенное повышение мотивации и интереса к учению;
------- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Практическая направленность преподавания биологии направлена на реализацию деятельностного подхода к образованию, формированию умения применять имеющиеся теоретические знания на практике, в новых ситуациях, то есть к формированию предметных компетенций.
Изучение биологических объектов позволяет проанализировать процессы взаимодействия в сложных многоуровневых системах — организмах растений и животных, экосистемном уровне биосферном уровне, понять механизмы регуляции, устойчивости систем к внешним воздействиям.