Просмотр содержимого документа
«Паспорт кабинета биологии»
МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа»
Теньгушевского муниципального района
Республики Мордовия
ò
Паспорт кабинета биологии
(каб. №8)
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Барашевская СОШ»
______________Лаврентьева О.Е.
« » ___________________20____г.
Паспорт кабинета биологии
Учебный год: 2018-2019 учебный год
ФИО учителя, ответственного за кабинет:Машина Т.В.
Ответственный класс:6
Содержание
1
План кабинета биологии
2
Общие сведения о кабинете
3
Назначение кабинета биологии
4
Цель, задачи и направления работы кабинета биологии
5
Требования к кабинету биологии
6
Правила использования кабинета биологии
7
Правила безопасности для учащихся в кабинете биологии
8
Нормативные документы
9
Опись имущества кабинета биологии
10
Инвентарная ведомость на технические средства обучения
11
Организация режима занятий
12
График занятости кабинета биологии
13
Анализ работы кабинета биологии в 2017-2018 учебном году
14
План работы кабинета биологии на 2018-2019 учебный год
15
Перспективный план развития кабинета
16
Инструкции по охране труда
17
Наглядные пособия и оборудование
18
Перечень учебников и учебных пособий
19
Контрольно-измерительные материалы
20
Комнатные растения кабинета биологии
1. План кабинета биологии
2
1
11
3
3
4
6
5
9
Шкаф №1
Шкаф №2
8
10
9
1 – интерактивная доска
2 – учебная доска
3 – ноутбук
4 – медиа проектор
5 – ученические столы
6 – учительский стол
7 – учебные стенды
8 – входная дверь
9 – цветы
10 – окна
11 – шкаф
2. Общие сведения о кабинете
Школа: МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа»»
Адрес: Теньгушевский район, п. Барашево, ул. Московская, д.2
Ф.И.О. заведующего кабинетом: Машина Татьяна Владимировна
Класс, ответственный за кабинет_________
Оборудование кабинета:
Расположение (этаж): 2-й этаж 2-х этажного кирпичного здания
Длина: 11,30 м
Ширина: 6 м
Площадь кабинета: 67,8 м2
Высота кабинета: 2 м. 80 см.
Наличие лаборантской: имеется
Отделка кабинета:
стены: покраска, водная эмульсия
потолок: побелка, известь
пол: линолеум
Наличие средств предупреждения:система предупреждения о пожаре
Проведение влажной уборки: 1 раз в сутки
Микроклимат:
отопление: централизованное – водяное
вентиляция: приточная
температура воздуха: +18…..+20
Освещение:
естественное освещение:
количество окон: 4
площадь окон: 2,5x2 (м2)
ориентация окон: южная
наличие солнцезащитных устройств: жалюзи
искусственное освещение:
тип светильников: лампы дневного света
размещение светильников: потолочное
удельная мощность (общая): 600 Вт.
количество ламп: 15
3. Назначение кабинета биологии
Кабинет биологии создан, как информационно-предметная образовательная среда и учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной школы, оснащенное учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных занятий по курсу биологии и экологии.
Кабинет должен соответствовать психологическим, гигиеническим и эргономическим потребностям, обуславливающим комфортную среду для максимального содействия успешному преподаванию, умственному развитию и формированию культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по биологии при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.
Занятия в кабинете биологии должны способствовать:
освоению знанийо биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладению умениямиобосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитиюпознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитанию убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использованию приобретенных знаний и умений в повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
В кабинете биологии будут проводиться следующие работы:
- занятия по биологии и экологии и другим учебным предметам с использованием средств новых информационных технологий (СНИТ), учебно-наглядных пособий;
- методическая, учебная, внеурочная и внеклассная работа с учащимися с ипользованием СНИТ.
Правила пользования учебным кабинетом:
Учебный кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий.
Учащиеся должны находиться в кабинете только в присутствии преподавателя.
Кабинет должны проветривать каждую перемену.
Учитель должен организовывать уборку кабинета по окончании занятий в нем.
4. Цель, задачи и направления работы кабинета биологии
Цель:
создание оптимальных условий для организации образовательного процесса в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по биологии.
Задачи: - организация работы по оснащению кабинета в соответствии с требованиями; - совершенствование научно-методической, дидактической базы кабинета путем самостоятельного создания педагогом раздаточного и стендового демонстрационного материала для учащихся в соответствии с Программами по биологии; - систематизация материала для организации внеурочной деятельности по направлениям: подготовка к олимпиадам, проектная и исследовательская деятельность школьников, работа с классным коллективом.
Основные направления работы кабинета биологии:
Кабинет как средство выполнения государственного стандарта: кабинет является дидактическим средством, обеспечивающим успешную деятельность учителя и ученика на уроке. Кабинет содержит информационное обеспечение. Это учебники, справочники, карты, учебные плакаты и картины, дополнительная литература по предметам, раздаточный материал, образцы творческих работ.
Кабинет как средство развития ученика: в кабинете есть необходимый дидактический материал разной степени сложности для дифференцированного обучения по биологии.
Кабинет как ресурс дополнительного образования внеклассной работы: в кабинете есть необходимый материал для организации внеклассной работы с учащимися: олимпиадные задания по биологии для учащихся 5-11 классов, методическая литература для внеклассных занятий по биологии.
Здоровьесберегающая деятельность: обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований, требований пожарной безопасности и правил поведения для учащихся.
Предусмотрена температура воздуха +18оС, относительная влажность воздуха 55-60%, уровень шума на рабочем месте не более 40дБ. Электророзетки и электровыключатели имеют надписи: «220 В». Парты и стулья соответствуют санитарным требованиям.
Обеспечение сохранности имущества кабинета:организация работы актива класса и родительского комитета; оформление своевременных заявок заведующему хозяйством школы.
5. Требования к кабинету биологии
1. Общие требования
1.1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:
- приказ о назначении ответственного за кабинет, его функциональных обязанностях (по профилю кабинета; хранится в папке «Нормативно-правовая документация);
- паспорт кабинета, оформленный с указанием функционального назначения имеющегося в кабинете оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов;
- инвентарная ведомость на имеющееся оборудование (хранится в папке «Паспорт кабинета»);
- правила техники безопасности работы в кабинете (вывешиваются в кабинете для ознакомления);
- правила пользования кабинета учащимися (вывешиваются в кабинете для ознакомления);
- акт приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию (хранится в папке «Паспорт кабинета»);
- план работы кабинета на учебный год и перспективу (хранится в папке «Паспорт кабинета»).
1.2. Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
1.3. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета.
2. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета
2.1. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплексом средств обучения необходимым для выполнения образовательной программы школы.
2.2. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения (по профилю кабинета) требованиям стандарта и образовательной программы.
2.3. Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).
3. Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебного кабинета
3.1. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.
3.2. Открытое и наглядное предъявление учащимися стандарта образования.
3.3. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.
3.4. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, элективным занятиям, программе дополнительного образования,индивидуальным занятиям с учащимися различных категорий, консультаций. 4. Требования к планированию и организации работы учебного кабинета по созданию оптимальных условий для успешного выполнения образовательной программы школы, переводу ее в режим работы школы как развивающей, так и развивающейся - безусловное выполнение учителями и учащимися требований образовательного стандарта; - разработка и внедрение образовательной программы школы (по профилю учебного кабинета); - внедрение методики развивающего обучения; - развитие программы школы по выбору; - дифференциация обучения; - гуманизация обучения; - личностно-ориентированное обучение. 5. Оценка деятельности кабинета за учебный год - самооценка учителя, оценка учащимися; - оценка методического объединения, методического совета; - выводы по дальнейшей работе кабинета.
6. Требования к кабинету биологии
Кабинет биологии должен удовлетворять следующим требованиям:
6.1. Кабинет биологии должен быть оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и демонстрационным столом.
6.2. Кабинет должен быть оснащен специальными средствами обучения:
- картами
- картинами
- таблицами
- экранно-звуковыми пособиями: диафильмами, диапозитивами, транспарантами для графопроектора, кинофрагментами.
6.3. В кабинете биологии должны быть экспозиционные материалы:
- отражающие события внутренней и внешней жизни;
- организующие учащихся на овладение приемами учебной работы;
- уголок по изучению своего края.
6.4. В кабинете должна иметься литература:
- справочная;
- научно-популярная;
- учебники;
- научно-методические пособия;
- образцы практических и самостоятельных работ учащихся;
- подборки олимпиадных заданий.
6.5. В кабинете биологии средства обучения должны быть систематизированы:
- по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.);
- по классам (5-11).
6.6. В кабинете должны находиться раздаточные материалы:
- для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы;
- для проверки знаний, умений (карточки-задания);
- для подготовки опережающих заданий.
6.7. Кабинет биологии должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.
6. Правила использования кабинета биологии
1. Учащиеся школы имеют право:
1. Использовать кабинет биологии с целью обучения на уроках биологии и в свободное от уроков время.
2. Использовать кабинет биологии с целью подготовки к урокам, создания и редактирования докладов, рефератов и проектных работ.
3. Использовать кабинет биологии для работы с обучающими программами по различным курсам.
4. Допускается использование кабинета биологии в свободное от уроков время для игр, с согласия преподавателя (в том случае, если кабинет не задействован для проведения уроков, элективов) не более 30 минут.
2. Учащимся школы запрещается:
1. Находиться в кабинете биологии без сменной обуви или в верхней одежде.
2. Есть в кабинете биологии.
3. Бегать в кабинете биологии, оставлять за собой мусор.
4. Использовать кабинет биологии не по назначению (пункт 1).
3. Ответственность учащихся:
1. В случае нарушения требований пункта 2 преподаватель имеет право ограничить допуск учащегося в кабинет биологии.
2. В случае грубого нарушения правил поведения в кабинете биологии или инструкции по охране труда администрация школы (в лице преподавателя, ведущего урок) имеет право запретить допуск учащегося к занятиям, проводимых в кабинете биологии. В этом случае материал учащимся изучается самостоятельно и сдается в форме зачета.
3. Учащиеся школы и их родители несут персональную ответственность за порчу оборудования, произошедшего по вине учащегося. Ремонт производится непосредственно учащимся или его родителями или оплачивается ими и не освобождает учащегося или его родителей от оплаты ущерба, понесенного школой вследствие неработоспособности оборудования.
7. Правила безопасности для учащихся в кабинете биологии
I. Общие требования безопасности
1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в кабинете.
2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.
3. Не загромождать проходы сумками и портфелями.
4. Не включать электроосвещение и средства ТСО.
5. Не подходить к открытым окнам.
6. Не передвигать учебные столы и стулья.
7. Не трогать руками электрические розетки.
8. Травмоопасность в кабинете:
- при включении электроосвещения
- при включении приборов ТСО
- при переноске оборудования и т.п.
9. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться
и не травмировать своих товарищей.
II. Требования безопасности перед началом занятий
1. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
2. Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности.
3. Не менять рабочее место без разрешения учителя.
1. Внимательно слушать объяснения и указания учителя.
2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока.
3. Не включать самостоятельно приборы ТСО.
4. Не переносить оборудование и ТСО .
5. Всю учебную работу выполнять после указания учителя.
6. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
7. Следовать указаниям учителя при проведении практических работ и экскурсий.
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию учителя в организованном порядке, без паники.
2. В случае травматизма обратитесь к учителю за помощью.
3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите учителю.
V. Требования безопасности по окончании занятий
1. Приведите своё рабочее место в порядок.
2. Не покидайте рабочее место без разрешения учителя.
3. О всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщите учителю.
4. Выходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.
8. Нормативные документы
1. Санитарно-гигиенические требования к кабинету биологии.
1.1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение",
1.2. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.
1.3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола
1.4. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Не следует размещать на окнах крупные растения или полочки с растениями. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
1.5. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов: ЛС002х40, ЛП028Х40, ЛП002-2х40, ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2Х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль лаборатории параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122Ц25) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
1.6. Уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске - 500 лк.
1.7. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север - в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).
1.8. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.
1.9. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0, 7-0, 8, пола - 0,3-0, 5.
1.10. Лаборатория и лаборантское помещение должно быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %.
1.11. Содержание вредных паров и газов в воздухе указанных помещений не допускается.
1.12. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.
1.13. В кабинете должно быть установлено не менее двух раковин с подводкой воды: одна - в лаборатории, другая - в лаборантском помещении.
1.14. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.
1.15. Демонстрационный стол учителя должен быть оснащен розеткой на 220В переменного тока. Подводка электрического тока к столу должна быть стационарной и скрытой.
2. Требования к комплекту мебели в учебном кабинете
2.1. В кабинете используют специализированную мебель:
- для организации рабочих мест обучающихся и учителя;
- для правильного и рационального хранения и размещения учебного оборудования;
- для размещения живых объектов (растений и животных), используемых в демонстрационном эксперименте, наблюдениях на уроках и во внеурочное время;
- приспособления для оформления интерьера кабинета;
- для размещения аппаратуры.
2.2. Мебель для организации рабочего места учителя:
- одна секция стола демонстрационного (ГОСТ 18607-93) и стол для учителя со стулом.
2.3. Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает двухместные лабораторные ученические столы разных ростовых групп (N4,5,6) с цветовой маркировкой в комплекте со стульями тех же ростовых групп (по ГОСТ 18314-93).
2.4. Для рационального размещения и правильного хранения учебного оборудования необходим набор секций различного назначения, из которых можно компоновать варианты комбинированных лабораторных шкафов. Шкаф комбинированный лабораторный размещается по задней стене лаборатории и состоит из следующих секций (по ГОСТ 18666-95).
Наименование секций
Кол-во
Примечания
Секция остекленная
5
Верхняя, с полками
Секция с ящиками
1
С цоколем, используют в качестве нижней.
Дверки глухие.
Секция с глухими дверками
2
С цоколем, используют в качестве нижней.
Секция с лотками
2
С цоколем, используют в качестве нижней.
Дверки глухие
2.5. Мебель для размещения живых объектов располагается в лаборантском помещении - препараторский стол (или стеллажи).
2.6. В лаборантском помещении устанавливается шкаф, состоящий из следующих секций:
- нижняя (с цоколем) с глухими дверками - 2 шт.;
- нижняя (с цоколем) с лотками - 2 шт.;
- верхняя с глухими дверками - 8 шт.
3. Требования к оснащению кабинета техническими устройствами, аппаратурой и приспособлениями
3.1. В кабинете должны быть постоянно размещены диапроектор, графопроектор, эпипроектор, телевизор (цветной, с размером экрана по диагонали не менее 61 см), видеомагнитофон, компьютер для работы учителя.
3.2. Для размещения аппаратуры в кабинете должны быть две передвижные подставки. На одной, расположенной у задней стены, размещают диапроектор и эпипроектор; на другой, расположенной у передней стены - телевизор, видеомагнитофон. Графопроектор должен быть установлен на специальной передвижной тележке, установленной на расстоянии не менее 1,8 м от доски (экрана).
3.3. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в лаборатории должны предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна – у классной доски, другая - на противоположной от доски стене лаборатории, третья - на стене противоположной окнам.
3.4. Для рационального размещения аппаратуры во время ее использования в учебном кабинете можно выделить три следующие зоны размещения проекционной аппаратуры:
а) в середине кабинета (диапроектор для демонстрации диапозитивов-слайдов (Если в школе имеются диафильмы), диапроектор с короткофокусным объективом для демонстрации диафильмов, эпипроектор);
б) в зоне рабочего места учителя (графопроектор и телевизор, видеомагнитофон). Экран должен быть подвешен наклонно, т.к. при работе с графопроектором на вертикальном экране возникают искажения. Экран может быть укреплен на кронштейнах над классной доской на расстоянии около 40 см от передней стены (допустим также способ подвески экрана к потолку на стержнях, тросиках или к панели над доской).
3.5. При демонстрации диапозитивов-слайдов (при ширине экранного изображения 1,2 - 1,4 м) расстояние от первых столов учащихся до экрана должно быть не менее 2.7м, а от последних столов - 8,6 м.
3.6. При демонстрации видеофильмов необходимо обеспечить расстояние от экрана до обучающихся не менее 3-4 м, высота подвески нижнего края экрана над подиумом - не менее 0,9 м.
3.7. Оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,7 м от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от подиума должна быть 1,2-1,3 м. Для уменьшения световых бликов на экране телевизор должен быть устанавлен так, чтобы верхний край был наклонен в сторону обучающихся на 10-15 градусов.
4. Требования к помещениям кабинета
4.1. Для кабинета биологии необходимы две смежные комнаты: лаборатория площадью 66- 70 кв. м (при длине 10-11 м, ширине 6-7 м) и лаборантская - 15- 18 кв. м. Целесообразнее всего разместить кабинет на первом этаже с ориентировкой окон на юг или восток.
4.2. Кабинет биологии может быть объединен с кабинетом для преподавания интегрированного курса естествознания. В малочисленных школах могут быть организованы объединенные кабинеты: биолого-химический, биолого-географический, кабинет естествознания с преподаванием биологии, химии, физики. В объединенном кабинете необходимы: одно помещение лаборатории и 1-2 лаборантских помещения.
4.3. Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Ученические столы должны быть установлены как правило в три ряда. Допускается двухрядная или однорядная установка столов. Расстояние между столами в ряду 0,6 м, между рядами столов не менее 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами 0,5-0,7 м, от первых столов до передней стены около 2,6-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места обучающихся от классной доски - 8,6 м.
4.4. По задней стене лаборатории устанавливают секционные шкафы для учебного оборудования и аппаратура (диапроектор, эпипроектор) на подставках.
4.5. На передней стене размещают доску и часть постоянной экспозиции.
4.6. На боковой стене, противоположной окнам, устанавливают витрины или стенды для постоянной и временной экспозиции.
4.7. В лаборантском помещении размещают шкаф-стенку для хранения учебного оборудования, препараторский стол для некоторых живых объектов и подготовки простейших опытов. Кроме того, в лаборантской оборудуют рабочий стол для учителя, устанавливают раковину-мойку с доской для сушки химической посуды.
2.5. Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием
5.1. Организация кабинета биологии предусматривает его оснащение полным комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими "Перечнями учебного оборудования по биологии для общеобразовательных учреждений России", утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.
5.2. Учебное оборудование по биологии делится на группы:
- натуральные объекты (живые растения и животные, коллекции, влажные и остеологические препараты, гербарии и пр.);
- приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстраций и лабораторных работ;
- муляжи, модели, рельефные таблицы;
- пособия на печатной основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.);
- экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО): видеофильмы (кинофильмы), диафильмы, диапозитивы-слайды, транспаранты);
- проекционная аппаратура для предъявления информации, заложенной в ЭЗСО;
- средства новых информационных технологий (СНИТ): персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ), пакеты прикладных программ; демонстрационное оборудование - комплект датчиков и устройств, обеспечивающих получение информации о регулируемом Физическом параметре или процессе:
- литература для учителя и обучающихся (учебники, справочники, методическая литература и пр.).
6. Требования к организации рабочих мест учителя и обучающихся
6.1. В состав рабочего места для учителя биологии входят: демонстрационный стол (одна секция), стол для учителя со стулом, классная доска, экран.
6.2. К секции демонстрационного стола должен быть подведен электрический ток напряжением 220В, вода.
6.3. Для кабинета, как правило, используют классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита 1500x1000 мм, откидных щитов - 750x1000 мм. Эти доски имеют магнитную поверхность для использования моделей-аппликаций. На верхней кромке классной доски должны быть размещены 6-7 держателей для таблиц эпизодического использования.
6.4. Рациональная организация рабочего места для обучающегося требует соблюдения следующих условий:
- достаточная рабочая поверхность для письма, чтения, проведения наблюдении и т. д.
- удобное размещение оборудования, используемого на уроке;
- соответствие стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной рабочей позы обучающегося;
- необходимый уровень освещенности на рабочей поверхности стола (300 лк).
6.5. Для кабинета биологии необходимо использовать ученические лабораторные столы (размер крышки стола 600x1200 мм) с пластиковым покрытием. Для того чтобы мебель соответствовала росту учащихся, в кабинете должны быть размещены столы следующих групп: 4 - 20%; 5 - 60%; 6 - 20%.
Размеры столов и стульев в кабинете биологии
Группа
мебели
Группа роста
(в мм)
Высота заднего края крышки стола (в мм)
Высота переднего края сиденья стула (в мм)
Цвет
маркировки
4
1450-1600
640
380
красный
5
1600-1750
700
420
зелёный
6
от 1750
760
460
голубой
6.6. Ученическая мебель должна быть промаркирована. Снизу на крышке стола следует написать группу стола (в числителе) и рост учащихся (в знаменателе). Например, марка 4/140-160 означает, что мебель группы 4 предназначается для обучающихся ростом 140-160 см. С внешней стороны, сбоку на стол наносят цветную маркировку (круг диаметром 25 мм или горизонтальная полоса шириной 20 мм). Каждая группа мебели маркируется своим цветом.
7. Требования к размещению и хранению оборудования
7.1. Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:
- его сохранность
- постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия, закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;
- быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.
Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по предметам, видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования. В лаборатории размещают оборудование для лабораторных работ (оптические приборы, лотки для раздаточного материала, препаровальные инструменты) .
7.2. Учебное оборудование должно быть размещено так, чтобы вместимость шкафов и других приспособлений были максимально использованы при соблюдении перечисленных выше требований.
7.3. Для организации самостоятельных лабораторных работ следует использовать лоточную систему подачи раздаточного материала. В укладках хранят посуду, препаровальные инструменты, лоток для микропрепаратов и т.д.
7.4. Натуральные объекты (гербарии, чучела, энтомологические коллекции) необходимо хранить в шкафах с глухими дверками вдали от прямых солнечных лучей. Энтомологические и другие коллекции хранят в специальных коробках, гербарии - в коробках или папках.
7.5. Скелеты позвоночных животных хранят в закрытых шкафах.
7.6. Микропрепараты хранят в фабричной упаковке так, чтобы микропрепарат располагался горизонтально, что предохраняет его от оплывания. Наборы микропрепаратов располагают по классам и темам. На столы учащихся микропрепараты раздают в специальных лотках с 4-5 гнездами.
7.7. Влажные препараты должны храниться в шкафу с глухими дверками.
7.8. Муляжи, модели сохраняют в шкафах вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов. Муляжи хранят в коробках, в специальных углублениях из мягкой бумаги. Крупные анатомические модели - под чехлами из плотной материи или синтетической пленки.
7.9. Таблицы хранят в рулонах или наклеивают (по выбору учителя) на картон или ткань и расставляют их по предметам в шкафах-табличниках по порядку нумерации каждой серии.
7.10. Диафильмы, диапозитивы-слайды, видеофильмы хранят в фабричной упаковке - в коробках, альбомах. Их следует разложить по разделам курса биологии.
7.11. Для оптических приборов - микроскопов, препаровальных инструментов и ручных луп желательно отвести специальный шкаф. Микроскопы должны храниться под чехлом из синтетической пленки в закрывающихся секциях шкафа. Ручные лупы в специальных укладках.
7.12. Препаровальные инструменты (препаровальные ножи, иглы, ножницы, пинцеты) размещают также в укладках.
7.13. Размещение посуды в кабинете биологии зависит от частоты ее использования. Наиболее часто применяются посуда небольшой емкости, предметные и покровные стекла, поэтому их располагают в средней части шкафа в лотках. В этом же шкафу на верхней полке хранят приборы, используемые при изучении биологии. В нижнем отделении помещают мелкие лабораторные принадлежности: штативы, стеклянные и резиновые трубки, корковые и резиновые пробки. На торцовой части укладок наклеивают этикетки с названием имеющегося оборудования.
7.14. К хранению реактивов в кабинете предъявляют общие требования к хранению химических реактивов в школе. Наиболее употребительными реактивами являются следующие: раствор йода в йодистом кажи, крахмал, глюкоза, натрий бикарбонат, калий перманганат, известковая вода, спирт этиловый, формалин(40%), натрий хлорид (физиологический раствор, гипертонический раствор).
7.15. Растворы и сухие вещества хранят в стеклянных банках с притертыми крышками. Каждую балку снабжают этикеткой с названием, формулой вещества и его концентрацией. Хранить вещества без этикеток в кабинете запрещается. Органические вещества (спирт, формалин) должны храниться в кабинете химии.
7.16. Для борьбы с вредителями на пришкольном участке, в уголке живой природы, для борьбы с музейными вредителями в кабинет биологии приобретают ядовитые вещества. Многие из них являются ядовитыми и для человека. На этикетке сосудов, где хранятся эти вещества, необходимо указать "яд". Ядовитые вещества необходимо хранить в запирающемся шкафу или сейфе.
7.17. Экскурсионное оборудование - папки для сбора растений, прессы для сушки, расправилки, совки, банки для сбора живого материала - складывают в особом отделении шкафа или препараторского стола в лаборантской.
8. Требования к оформлению интерьера кабинета
8.1. Интерьер кабинета должен оказывать положительное эмоциональное воздействие на учителя и обучающихся. Интерьер кабинета должен быть функционально значимым: для оформления используют те материалы, которые постоянно или наиболее часто используются на уроках биологии. Предметы постоянной экспозиции кабинета должны способствовать развитию основных биологических понятий (таких, как уровни организации живого, развитие органического мира, охрана окружающей среды).
8.2. При размещении предметов постоянной и временной экспозиции следует учитывать, что весь этот материал предназначен для использования на уроках, а значит текст, рисунки должны быть видны обучающимся с любого рабочего места.
8.3. Для иллюстрации понятия развития органического мира целесообразно использовать печатную таблицу. Другим элементом постоянной экспозиции является стенд "Фенологические наблюдения", используемый при изучении всех разделов курса биологии. Для оформления боковой стены используют материалы серии "Уровни организации живой природы", портреты ученых-биологов.
8.4. Вдоль задней стены должны быть размещены шкафы (двухсекционные, верхняя секция остекленная), или витрины, в которых располагают представителей (в виде гербарного материала, чучел и т.п.) основных систематических групп растительного и животного мира, а также экспозиции "Типичные биоценозы".
Основную часть материалов эпизодического использования размещают вне кабинета, где учащиеся могут ознакомиться с ними на переменах. В коридорах и рекреациях, примыкающих к биологическому кабинету, рекомендуется размещать стенды по профориентации школьников, стенд с литературой для внеклассного чтения, а также фотомонтажи, стенгазеты биологических кружков и т.п.
8.5. При подборе растений в кабинете биологии прежде всего следует исходить из того, несколько эти объекты могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе. Кроме того, необходимо учитывать роль растений в оформлении интерьера кабинета и их неприхотливость к условиям содержания. Растения целесообразно размещать на стойках, которые крепятся в простенках у края окон или на подставках. Все растения снабжают этикетками, где пишут видовое название, семейство, происхождение растения. Этикетки крепят к цветочному вазону.
9. Опись имущества кабинета биологии
№
Наименование имущества
Количество
1
Стол учителя
1
2
Стол ученический
15
3
Стул ученический
30
4
Стул для учителя
1
5
Доска учебная настенная (3-х элементная)
1
6
Жалюзи
4
7
Шкаф
1
10. Инвентарная ведомость на технические средства обучения
№
Наименование ТСО
Марка
Год приобретения
Инвентарный № по школе
1
Интерактивная доска
Smart Board
163695150001449
2
Мультимедийный проектор
Epson
163695150001323
3
Ноутбук
Sony
163695150001410
11. Организация режима занятий
Класс
Количество академических часов
по учебному плану
кружковая деятельность,
элективный курс
1
-
Планета здоровья
4
-
Планета здоровья
5
1
Удивительный мир природы
6
1
Занимательная биология
7
1
Мир растений
8
2
Валеология
9
2
Подготовка к ОГЭ по биологии
10
-
Ступени самопознания
11
1
Подготовка к ЕГЭ по биологии
Примечание:
Количество учащихся, занимающихся одновременно: до 30 учащихся
Режим использования кабинета в часах:
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
4
4
3
3
4
-
12. График занятости кабинета биологии
Урок
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Первое полугодие
1
2
3
4
6 класс
5 класс
10 класс
9 класс
5
7 класс
8 класс
9 класс
8 класс
1 класс
(внеурочка)
6
6 класс
(внеурочка)
11 класс
4 класс
(внеурочка)
11 класс
(электив)
10 класс
(электив)
7
8 класс
(внеурочка)
7 класс
(внеурочка)
5 класс
(внеурочка)
9 класс (электив)
Второе полугодие
1
2
3
4
6 класс
5 класс
10 класс
9 класс
5
7 класс
8 класс
9 класс
8 класс
1 класс
(внеурочка)
6
6 класс
(внеурочка)
11 класс
4 класс
(внеурочка)
11 класс
(электив)
10 класс
(электив)
7
8 класс
(внеурочка)
7 класс
(внеурочка)
5 класс
(внеурочка)
9 класс (электив)
13. Анализ работы кабинета биологии в 2017 - 2018 учебном году
Кабинет и находящиеся в нем материалы, средства обучения использовались для преподавания курса биологии в 5-11 классах и внеурочной работы по предмету.
Оборудование и оформление кабинета было направлено на обеспечение наглядности процесса обучения, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников.
Регулярно на уроках использовался раздаточный и дидактический материал, имеющийся в кабинете.
В целях создания условий для совершенствования качества преподавания в кабинете биологии была проведена следующая работа:
- систематизированы средства обучения;
- обновлен материал для подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам, ОГЭ, ЕГЭ;
- библиотечный фонд пополнен новой учебно - методической и научно - познавательной литературой;
- продолжена работа по накоплению дидактического и раздаточного материала:
(изготовлен дидактический и раздаточный материал по биологии 5 класс, по общей биологии – банк проверочных работ «Генетика», «Развитие жизни на Земле», «Происхождение человека»); - создан банк образовательных ресурсов по элективному курсу «Валеология» (презентации, видеоматериалы).
Проведенная работа позволила создать условия для проведения учебных занятий, школьного этапа предметной биологической олимпиады, итоговой аттестации учащихся по биологии, дополнительных индивидуальных и групповых занятий с учащимися, мероприятий недели биологии.
14. План работы кабинета на 2018 - 2019 учебный год
Цель: создание условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса, усиление практической направленности преподавания биологии.
Основные задачи работы кабинета:
- систематизация и обновление дидактических и раздаточных материалов;
- систематизация и обновление методической литературы;
- работа по использованию в учебном процессе технических средств обучения и современных компьютерных технологий;
- оформление учебно-информационных стендов;
- эстетическое оформление кабинета;
- проведение индивидуальных занятий, консультаций по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по предмету.
Для успешной работы кабинета необходимо систематически проводить работу по соблюдению правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм, обеспечению
сохранности методической и материально-технической базы кабинета
№
п/п
Наименование мероприятия
Планируемый срок выполнения
Ответственный
1.
Оформление учебного наглядного материала:
1.1
Пополнение базы контрольно- измерительных материалов для промежуточной и итоговой аттестации, подготовки к ОГЭ.
в течение
учебного года
учитель биологии
2.
Мероприятия по ОТ:
2.1
Проведение вводного, первичного, повторного и целевых инструктажей
в течение
учебного года
учитель биологии
2.2
Ежедневный осмотр оборудования кабинета, регистрация ремонта
в течение
учебного года
зав. кабинетом
2.3
Осмотр средств пожаротушения, контроль сроков действия огнетушителя
ежемесячно
зав. кабинетом, зав. хозяйством школы
2.4
Своевременное обновление инструкций с истекшим сроком действия
1 раз в полугодие
зав. кабинетом
2.5
Контроль за соблюдением правил ТБ при выполнении практических работ
на практических работах
учитель биологии
2.6
Соблюдение режима проветривания кабинета, санитарного режима.
ежедневно
зав. кабинетом
3.
Совершенствование научно-методической, дидактической базы кабинета:
3.1
Использование ТСО и ИКТ на уроках и внеурочной деятельности
в течение
учебного года
учитель биологии
3.2
Создание учебных электронных презентаций для уроков и внеклассной работы
в течение
учебного года
учитель биологии
3.3
Приобретение демонстрационных версий экзаменационных работ в форме ЕГЭ
в течение
учебного года
зав. кабинетом
3.4
Оформление информационно-справочного стенда для учащихся
в течение
учебного года
зав. кабинетом
3.5
Ремонт печатных таблиц
в течение
учебного года
зав. кабинетом
3.6
Приобретение книгопечатной продукции по методике преподавания биологии
в течение
учебного года
учитель биологии
3.7
Приобретение учебных видеофильмов для курса биологии
в течение
учебного года
учитель биологии
4.
Совершенствование материальной базы кабинета:
4.1
Оформление заявки на лабораторное оборудование
декабрь-январь
зав. кабинетом
5.
Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований, требований пожарной безопасности и правил поведения для учащихся:
5.1
Проветривание
ежедневно
зав. кабинетом
5.2
Организация проведения генеральной уборки в кабинете
2 раза в месяц
зав. кабинетом
5.3
Озеленение кабинета
сентябрь, март
зав. кабинетом
5.4
Обновление инструкций по технике безопасности для «Уголка безопасности»
сентябрь
зав. кабинетом
6.
Обеспечение сохранности имущества кабинета:
6.1
Рейды с участием актива класса по сохранности школьной мебели
в течение года
зав. кабинетом
6.2
Профилактический ремонт мебели
в течение года
зав. кабинетом
6.3
Инвентаризация кабинета
в течение года
зав. кабинетом, зав. хозяйством школы
6.4
Ремонт кабинета
июнь
зав. кабинетом, родительский комитет класса
7.
Внеклассная работа по предмету:
7.1
Подготовка и проведение школьной олимпиады по биологии
ноябрь
учитель биологии
7.2
Подготовка с учащимися проектов к научно-исследовательской конференции
март
учитель биологии
7.3
Подготовка и проведение Недели биологии
апрель
учитель биологии
15. Перспективный план развития кабинета
Цель: создание условий для совершенствования качества учебно-воспитательного процесса.
Задачи:
- совершенствование материально-технической базы кабинета, внедрение ИКТ в учебный процесс;
- формирование базы контрольно-измерительных материалов, в том числе на электронных носителях.
№
Наименование мероприятий
Срок
исполнения
Ответственный
1
Мероприятия на базе кабинета биологии
Консультации по подготовке к итоговой аттестации учащихся 11 класса
ежегодно
учитель биологии
Консультации по подготовке к итоговой аттестации учащихся 9 класса
ежегодно
учитель биологии
Мероприятия предметной недели
ежегодно
по плану МО
учитель биологии
Исследовательская и опытническая работа
в течение 3 лет
учитель биологии
2
Дооборудование кабинета
Изготовление сменных информационных стендов
ежегодно
зав. кабинетом
Ремонт учебных таблиц
ежегодно
зав. кабинетом
Пополнение банка образовательных ресурсов (презентации, видео) по биологии 5-6 кл.
ежегодно
зав. кабинетом
Пополнение базы контрольно- измерительных материалов для промежуточной и итоговой аттестации.
ежегодно
учитель биологии
Приобретение учебного оборудования
в течение 3 лет
зав. кабинетом
Паспортизация комнатных растений, увеличение видового разнообразия
Разработать инструкции по ТБ при проведении практических занятий и экскурсий.
Требования безопасности во время работы
Соблюдать личную гигиену и безопасность.
Следить за дисциплиной и порядком в кабинете.
Не допускать учащихся к включению и переноске аппаратуры ТСО.
Не допускать учащихся к переноске лабораторного оборудования и препаратов.
Выдать учащимся рабочую одежду (халаты).
Не оставлять учащихся без присмотра во время практических занятий.
Осколки стеклянной, фаянсовой посуды убирать щёткой и совком.
Следить за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета и рабочих мест.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
В случае возникновения аварийных ситуаций принять меры к эвакуации учащихся.
Сообщить о произошедшем администрации школы, при пожаре известить службу 01.
Оказать первую помощь пострадавшим в случае травматизма.
При внезапном заболевании учащегося вызвать медработника, сообщить родителям.
Требования безопасности по окончании работы
Отключить от электросети аппаратуру ТСО.
Проверить уборку рабочих мест.
Принять от учащихся рабочую одежду.
Перенести в лаборантскую посуду, оборудование и препараты.
После экскурсии сверить численность присутствующих учащихся.
Проветрить кабинет.
Выключить электроосвещение, закрыть кабинет на ключ.
Обо всех недостатках, обнаруженных во время учебных занятий, сообщить администрации.
Инструкция
по охране труда при проведении демонстрационных опытов по биологии
Общие требования безопасности
К проведению демонстрационных опытов по биологии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по биологии не допускаются.
Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по биологии, должны соблюдать правила внутреннего распорядка, расписания учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
При проведении демонстрационных опытов по биологии возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:
- химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов кислот, щелочей и едких веществ;
- термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками;
- порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом;
- отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.
Кабинет, где проводятся занятия по биологии, должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
При проведении демонстрационных опытов по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.
В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
Требования безопасности перед началом работы
Подготовить к работе необходимое оборудование, инструменты, препараты, проверить их исправность, убедиться в целостности лабораторной посуды и приборов из стекла.
Тщательно проветрить помещение кабинета.
Требования безопасности во время работы
При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и пр.) соблюдать осторожность, во избежание порезов и уколов брать инструмент только за ручки, не направлять их заострённые части на себя и на учащихся.
Соблюдать осторожность при работе с лабораторной посудой и приборами из стекла. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз. Брать предметные стёкла за края легко во избежание пореза пальцев.
При пользовании спиртовкой для нагревания жидкостей беречь руки от ожогов. Нагревание жидкостей следует производить только в тонкостенных сосудах (пробирках, колбах и пр.). отверстие пробирки или горлышко колбы при их нагревании не направлять на себя и на учащихся. При нагревании жидкостей не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести местный нагрев.
Кипячение горючих жидкостей на открытом огне запрещается.
Соблюдать осторожность при работе с влажными и сухими препаратами, не давать учащимся трогать руками и нюхать ядовитые растения, грибы и колючие растения.
При работе с химреактивами не брать их руками, твёрдые реактивы из склянок набирать специальными ложечками, шпателями.
Поддерживать порядок на рабочем месте, не загромождать стол посторонними предметами.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
При разливе легковоспламеняющейся жидкости и её воспламенении немедленно удалить учащихся из кабинета, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищёнными руками, а использовать для этой цели щётку и совок.
При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
Требования безопасности по окончании работы
Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.
Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3л с крышкой для их последующего уничтожения.
Проветрить помещение кабинета и тщательно вымыть руки с мылом.
Инструкция
по охране труда при проведении лабораторных и практических работ по биологии
Общие требования безопасности
К проведению лабораторных и практических работ по биологии допускаются учащиеся с 5-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
При поведении лабораторных и практических работ по биологии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
- химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ;
- термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками;
- порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом.
Кабинет биологии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащён первичными средствами пожаротушения: огнетушителями – химическим пенным и углекислотным, ящиком с песком.
О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю), который сообщает администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).
В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных и практических работ, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
Требования безопасности перед началом работы
Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы, также безопасные приёмы её выполнения.
Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы.
Точно выполнять все указания учителя (преподавателя) при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и пр.) соблюдать осторожность, во избежание порезов и уколов брать инструмент только за ручки, не направлять их заострённые части на себя и на товарищей, класть их на рабочее место заострёнными концами от себя.
При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилём, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их.
Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат.
При использовании растворов кислот и щелочей, наливать их только в посуду из стекла, не допускать попадания их на кожу, в глаза и на одежду.
При работе с твёрдыми химреактивами не брать их незащищёнными руками, ни в коем случае не пробовать на вкус, набирать для опыта специальными ложечками (не металлическими).
Во избежание отравлений и аллергических реакций, не нюхать растения и грибы, не пробовать их на вкус.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю (преподавателю), не убирать самостоятельно разлитые вещества.
В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищёнными руками, а использовать для этой цели щётку и совок.
При получении травмы сообщить об этом учителю (преподавателю), которому оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
Требования безопасности по окончании работы
Привести в порядок рабочее место, сдать учителю (преподавателю) оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.
Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3л с крышкой для их последующего уничтожения.
Проветрить помещение кабинета и тщательно вымыть руки с мылом.
Инструкция
по охране труда при проведении экскурсий по биологии
Общие требования безопасности
К проведению экскурсий по биологии допускаются учащиеся с 6-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
При проведении экскурсий по биологии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:
- травмирование ног при передвижении без обуви, а также без брюк или чулок ;
- укусы ядовитыми животными или пресмыкающимися (змеи, паукообразные, многоногие и пр.);
- заражение инфекционными болезнями при укусе их переносчиками (грызуны, клещи, насекомые и пр.);
- отравления ядовитыми растениями, плодами и грибами;
- заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из открытых непроверенных водоёмов.
При проведении экскурсии по биологии обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
Учащиеся обязаны во время экскурсии по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, не разводить костры и не пользоваться открытым огнём в лесу.
При проведении экскурсии по биологии группу учащихся должны сопровождать двое взрослых.
О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить руководителю экскурсии, которому оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить администрации учреждения.
Во время экскурсии по биологии учащиеся должны соблюдать правила поведения, не нарушать установленный порядок проведения экскурсии, соблюдать правила личной гигиены.
Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по технике безопасности, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по технике безопасности.
Требования безопасности перед проведением экскурсии
Перед проведением экскурсии по биологии её руководитель обязан тщательно обследовать тот участок местности, куда будут выведены учащиеся, выбирая места, где отсутствуют опасности для детей, а также безопасные маршруты передвижения.
Ознакомиться по плакатам с местными ядовитыми и опасными животными, пресмыкающимися, насекомыми, растениями, плодами и грибами.
Надеть соответствующую сезону и погоде одежду и обувь. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки. Чтобы избежать натирания ног, обувь должна быть подобрана по размеру.
Убедиться в наличии аптечки и её укомплектованности необходимыми медикаментами и перевязочными средствами.
Требования безопасности во время экскурсии
При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком во избежание травм и укусов пресмыкающимися и насекомыми.
При изучении флоры и фауны водоёма избегать глубоких мест, не входить в воду. Для ознакомления с живыми объектами водоёма использовать сачки на длинных ручках. Использование лодок или мостков не разрешается.
Во избежание лесных пожаров и ожогов не разводить костры.
Запрещается использовать ядовитые вещества (хлороформ, серный эфир и др.) для замаривания насекомых.
Во избежание отравлений не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.
Во избежание укусов и травм не трогать руками ядовитых и опасных пресмыкающихся, животных, насекомых, растений и грибов, а также колючих кустарников и растений.
Не выкапывать растения из грунта незащищёнными руками, использовать для этой цели лопатки, рыхлители и др.
Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из открытых непроверенных водоёмов, для этого использовать воду из фляжки, которую необходимо брать с собой.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомыми немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
17. Наглядные пособия и оборудование
№
Наименование
Количество
Микропрепараты
1
Комплект микропрепаратов «Ботаника I»
1
Эпидермис лука
Продольный разрез зерновки кукурузы
Кожица лука
Корневой чехлик
Поперечный срез корня
Срез ветки дерева
Срез стебля травянистого растения
Пыльца цветкового растения
Пеницилл
2
Комплект микропрепаратов «Ботаника II»
1
Спирогира
Спорангий мха
Хвощ
Сорус папоротника
Заросток папоротника
Пыльца сосны
Срез лишайника
Хвоя сосны
Вольвокс
3
Комплект микропрепаратов «Зоология»
1
Продольный срез гидры
Членики ленточного червя
Срез дождевого червя
Ротовой аппарат бабочки
Конечность пчелы
Ротовой аппарат комара
Ротовой аппарат саранчи
Эвглена
4
Комплект микропрепаратов «Анатомия»
1
Поперечный срез спинного мозга
Ткани желудка
Кровь человека
Однослойный эпителий
Гиалиновый хрящ
Костная ткань
Сперматозоиды человека
Гладкая мышечная ткань
Поперечно-полосатая мышечная ткань
Кровеносные сосуды
5
Комплект микропрепаратов «Общая биология»
1
Коньюгация нитчатой водоросли
Митоз в корешке лука
Дрозофила взрослая
Личинки дрозофилы
Куколка дрозофилы
Дробление яйцеклетки лягушки
Препарат хромосом
Бактерии
Плазмодесмы
Микросомы
Гербарии
1
Гербарий «Основные группы растений. Грибы. Лишайники» I часть
1
2
Гербарий «Основные группы растений. Грибы. Лишайники» II часть
1
3
Гербарий «Морфология растений»
1
4
Гербарий раздаточный «Систематика растений. Семейство розоцветные»
1
5
Гербарий раздаточный «Систематика растений. Семейства пасленовые, крестоцветные, сложноцветные»
1
6
Гербарий раздаточный «Систематика растений. Семейства бобовые, злаки»
1
7
Гербарий раздаточный «Систематика растений. Высшие споровые и семенные»
1
Коллекции
1
Коллекция образцов корней и древесины
1
2
Коллекция шишек, плодов, семян, деревьев и кустарников
Набор муляжей плодовых тел съедобных и ядовитых грибов
1
2
Набор муляжей корнеплодов и плодов
1
Модели
1
Модель «Ухо»
1
2
Модель «Головной мозг»
1
3
Модель «Гортань»
1
4
Модель «Сердце человека»
1
5
Модель «Щитовидная железа»
1
6
Модель «Глаз человека»
1
7
Торс человека (разборный)
1
Модели-Аппликации
1
Модель-аппликация «Биосинтез белка»
1
2
Модель-аппликация «Ткани человека и животных»
1
3
Модель-аппликация «Группы крови»
1
4
Модель-аппликация «Систематика и экология птиц»
1
Динамические пособия
1
Динамическое пособие «Деление клетки»
1
2
Динамическое пособие «Биосинтез белка»
1
3
Динамическое пособие «Перекрест хромосом»
1
4
Динамическое пособие «Законы Менделя»
1
Комплект рельефных таблиц по зоологии
1
Внутреннее строение дождевого червя
1
2
Внутреннее строение брюхоногого моллюска
1
3
Внутреннее строение жука
1
4
Внутреннее строение рыбы
1
5
Внутреннее строение лягушки
1
6
Внутреннее строение ящерицы
1
7
Внутреннее строение голубя
1
8
Археоптерикс
1
9
Внутреннее строение собаки
1
Комплект таблиц по ботанике
1
Бактерии
1
2
Грибы
1
3
Шляпочные грибы
1
4
Плесневые грибы. Дрожжи
1
5
Грибы - паразиты
1
6
Лишайники
1
7
Классификация покрытосеменных
1
8
Одноклеточная зеленая водоросль хламидомонада
1
9
Многоклеточная зеленая водоросль улотрикс
1
10
Зеленый мох кукушкин лен
1
11
Мох сфагнум
1
12
Хвощ и плаун
1
13
Папоротник щитовник мужской
1
14
Сосна обыкновенная
1
15
Семейство крестоцветных. Редька дикая
1
16
Семейство розоцветных. Шиповник коричный
1
17
Семейство бобовых. Горох посевной
1
18
Семейство пасленовых. Паслен черный
1
19
Семейство сложноцветных. Одуванчик лекарственный
1
20
Семейство лилейных. Тюльпан лесной
1
21
Семейство злаковых. Пшеница
1
22
Схема развития покрытосеменных растений
1
Комплект таблиц по анатомии
1
Клетка
1
2
Ткани
1
3
Ткани. Органы. Системы органов
1
4
Внутренние органы
1
5
Головной мозг
1
6
Спинной мозг
1
7
Соматическая нервная система
1
8
Автономная нервная система
1
9
Зрительный анализатор
1
10
Слуховой анализатор
1
11
Обонятельный и вкусовой анализаторы
1
12
Скелет
1
13
Кость и ее строение
1
14
Соединение костей
1
15
Скелетные мышцы
1
16
Сердце
1
17
Схема кровообращения
1
18
Система органов дыхания
1
19
Органы пищеварения
1
20
Кожа
1
21
Положение плода (человеческого эмбриона) в матке
1
Комплект рельефных таблиц по анатомии
1
Железы внутренней секреции
1
2
Сагиттальный разрез головы
1
3
Строение спинного мозга
1
4
Глаз. Строение
1
5
Ухо человека
1
6
Пищеварительный тракт
1
7
Ворсинка кишечника с сосудом
1
8
Печень. Висцеральная поверхность
1
9
Долька печени. Макро-микростроение
1
10
Строение легких
1
11
Почка. Фронтальный разрез
1
12
Почка. Макро-микростроение
1
13
Кожа. Разрез
1
14
Таз мужской и женский
1
Комплект таблиц по анатомии
(на тканевой основе)
1
Строение животной клетки
1
2
Ткани
1
3
Расположение внутренних органов
1
4
Железы внутренней секреции
1
5
Схема строения нервной системы
1
6
Нервные клетки и схема рефлекторной дуги
1
7
Головной мозг человека
1
8
Спинной мозг и схема коленного рефлекса
1
9
Образование и внешнее торможение условного рефлекса
1
10
Камера для изучения условных рефлексов
1
11
Зрительный анализатор
1
12
Слуховой анализатор
1
13
Обонятельный и вкусовой анализаторы
1
14
Череп человека
1
15
Строение костей и типы их соединений
1
16
Скелетные мышцы
1
17
Вывихи и переломы костей
1
18
Кровь
1
19
Кровеносная система
1
20
Схема кровообращения
1
21
Сердце
1
22
Фазы работы сердца
1
23
Значение тренировки сердца
1
24
Органы дыхания
1
25
Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании
1
26
Жизненная емкость легких
1
27
Дыхание и сокращения сердца при покое и работе
1
28
Схема строения органов пищеварения
1
29
Изучение работы пищеварительных желез
1
30
Калорийность и состав пищевых продуктов
1
31
Зубы
1
32
Витамины
1
33
Органы выделения
1
34
Кожа
1
35
Пути распространения заразных болезней
1
Комплект таблиц по общей биологии
1
Генетический код
1
2
Строение и функции нуклеиновых кислот
1
3
Структура и функции белков
1
4
Строение и функции углеводов
1
5
Строение и функции липидов
1
6
Строение клетки
1
7
Деление клетки
1
8
Типы размножения организмов
1
9
Эволюционное древо
1
10
Главные направления эволюции (по А.Н.Северцову)
1
11
Центры происхождения культурных растений
1
12
Действие факторов среды на живые организмы
1
13
Биосфера
1
Комплект таблиц по общей биологии
(на тканевой основе)
1
Схема строения клетки
1
2
Некоторые органоиды клетки
1
3
Белки
1
4
ДНК
1
5
Индивидуальные наборы хромосом у растений, животных и человека
1
6
Репликация молекулы ДНК
1
7
Вирусы
1
8
Схема энергетического обмена углеводов
1
9
Биосинтез белка
1
10
Митотическое деление клетки
1
11
Сперматогенез и овогенез
1
12
Схема двойного оплодотворения у покрытосеменных растений
1
13
Индивидуальное развитие хордовых (на примере ланцетника)
1
14
Взаимодействие частей развивающегося зародыша
1
15
Моногибридное скрещивание
1
16
Дигибридное скрещивание
1
17
Хромосомный механизм определения пола
1
18
Модификационная изменчивость у растений
1
19
Мутационная изменчивость у растений
1
20
Мутационная изменчивость у животных
1
21
Методы работы И.В.Мичурина
1
22
Выведение украинской степной белой свиньи
1
23
Полиплоидия у растений
1
24
Биосфера
1
25
Биоценоз дубравы
1
26
Биоценоз пресного водоема
1
27
Зарастание водоемов
1
28
Фотопериодизм
1
29
Зависимость зональных типов биоценозов от климатических условий
1
30
Центры многообразия и происхождения культурных растений (по Н.И.Вавилову)
1
Приборы демонстрационные
1
Прибор для демонстрации всасывания воды корнями
1
2
Прибор для сравнения содержания CO2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе
1
Приборы оптические
1
Лупа ручная
13
2
Лупа штативная
10
3
Микроскоп школьный Микромед С-13
10
4
Микроскоп школьный Микромед С-12
10
Приборы лабораторные
1
Весы
10
2
Инструментарий для выполнения лабораторных работ (пинцет, препаровальные иглы, предметные и покровные стекла, пробирки, пипетки)
30
3
Инструменты для проведения практических работ (палки, копалки, лопаты, секаторы)
30
чучела
1
Чучело утки
1
2
Чучело вороны
1
3
Чучело голубя
1
портреты биологов
1
Авиценна
1
2
Антонио Ван Левенгук
1
3
Аристотель
1
4
Н.И.Вавилов
1
5
В.И.Вернадский
1
6
Гиппократ
1
7
Жан Батист Ламарк
1
8
Карл Линней
1
9
Луи Пастер
1
10
И.И.Мечников
1
11
И.П.Павлов
1
12
Н.И.Пирогов
1
13
И.М.Сеченов
1
14
К.А.Тимирязев
1
15
Чарльз Дарвин
1
18. Перечень учебников и учебных пособий
№
Название (автор, издательство, год издания)
Класс
Кол-во
1
Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И.Сонин, А.А.Плешаков. – М.: Дрофа, 2016.- (УМК «Живой организм»).
5
1
2
Биология. Живой организм. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2013
6
1
3
Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Б.Захаров, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2013
7
1
4
Биология. Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. И. Сонин, М.Р. Сапин.- М.: Дрофа, 2013
8
1
5
Биология. Общие закономерности. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н. И. Сонин.- М.: Дрофа, 2013
9
1
6
Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова.- М.: Дрофа, 2013 г.
10-11
1
7
Тесты по биологии. 5 класс: к учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию 5 класс» линии «Живой организм» /Г.А.Воронина. - М.: Из-во «Экзамен», 2013
5
1
8
Тесты по биологии. 6 класс: к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс» ФГОС / Г.А.Воронина.- М.: Из-во «Экзамен», 2016
6
1
9
Тесты по биологии. 8 класс: к чебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Биология. Человек. 8 класс» / Е.В.Краева. – М.: Из-во «Экзамен», 2008
8
1
10
Атлас анатомии и физиологии человека/пер. с исп.- М.: Мой Мир, 2006
8
9
11
Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А.С.Батуев, М.А.Гуленкова, А.Г.Еленевский. – М.: Дрофа, 2000
7
1
12
Человек и его здоровье. 8 класс: Тематические тестовые задания по биологии / В.С.Рохлов.- М.: Школьная пресса, 2005
8
1
13
Биология в схемах и таблицах / Жеребцова Е.А.- СПб.: Тригон, 2005
9-11
1
14
Тренажер по общей биологии для учащихся 10-11 классов и поступающих в вузы. Тренировочные задачи / Высоцкая Н.В. - Волгоград: Учитель, 2005
10-11
1
15
Биология: Внеклассная работа по зоологии /Шарова И.Х, Мосало А.А. – М.: Из-во НЦ ЭНАС, 2004
7
1
16
Биология: справочные материалы. Учебное пособие для учащихся / под ред. Д.И.Трайтака. – М.: Просвещение, 1983
9-11
1
17
Задачи и упражнения по общей биологии: пособие для учителей / Муртазин Г.М. – М.: Просвещение, 1981
10-11
1
18
Школьный атлас-определитель высших растений: Книга для учащихся /Новиков В.С., Губанов И.А. - М.: Просвещение, 1988
7-11
1
19. Контрольно-измерительные материалы
№
Класс
Тема
Вид работы
1
5
По всем темам курса «Биология. Введение в биологию»
тесты
2
6
По всем темам курса «Биология. Живой организм»
тесты
карточки
3
7
По всем темам курса «Биология. Многообразие живых организмов»
тесты
карточки
4
8
По всем темам курса «Биология. Человек»
тесты
карточки
5
9
По всем темам курса «Биология. Общие закономерности»
карточки
Строение клетки
тест
Основы цитологии
тематический зачет
Клеточная теория. Химическая организация клетки
тест
Реализация наследственной информации в клетке
карточки
Эволюция
контрольная работа
Формы изменчивости
карточки
Основы генетики. Селекция растений, животных и микроорганизмов
тематический зачет
6
10
Биология как наука. История развития биологии. Методы научного познания
тестовая контрольная работа
Химическая организация клетки
карточки
Неорганические вещества клетки
тест
Липиды. Углеводы
тест
Белки
тест
Нуклеиновые кислоты. АТФ
тест
Клетка
контрольная работа
Строение клетки
тест
Строение и функции органоидов клетки
карточки
Обмен веществ и энергии
тест
Энергетический и пластический обмен в клетке
тест
Фотосинтез
тест
Размножение и индивидуальное развитие организма
тематический зачет
Основные понятия генетики
тест
Анализирующее скрещивание
тест
Решение генетических задач
контрольная работа
Закономерности наследственности
проверочная работа
Закономерности изменчивости
тест
Основы селекции
тест
7
11
Эволюционное учение
тематический зачет
Основы учения об эволюции
контрольная работа
Экосистема
контрольная работа
20. Комнатные растения кабинета биологии
Комнатные растения составляют ту неотъемлемую часть бытового окружения человека, которая способствует его эстетическому воспитанию. Но любовь к комнатным растениям - это не просто увлечение, это еще и возможность пополнить свои знания о живой природе. Используя комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса ботаники, можно формировать многие биологические понятия.
При создании коллекции в кабинете биологии целесообразно ограничиться 25-30 видами растений. При этом следует учитывать микроклимат помещения (температуру, влажность, освещенность), его площадь. В таблице приведен список некоторых видов комнатных растений в кабинете биологии и указаны биологические понятия, при формировании которых используются эти растения.
Название растений и их систематическая принадлежность
При формировании каких биологических понятий их можно использовать
Семейство Агавовые Драцена деремская Сансевиерия трёхполосая