kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Памятки по организации проблемного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология проблемного обучения – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание учителем проблемных ситуаций и организацию самостоятельной активной деятельности учащихся по их разрешению. Проблемная ситуация – основа проблемного обучения. Это разрыв или рассогласование между целями и возможностями субъекта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Памятки по организации проблемного обучения»


Памятки по организации проблемного обучения


Скворцова Юлия Анатольевна., учитель биологии,

КГУ СОШ №17, Павлодарская область, г. Экибастуз


Технология проблемного обучения – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание учителем проблемных ситуаций и организацию самостоятельной активной деятельности учащихся по их разрешению.

Проблемная ситуация – основа проблемного обучения. Это разрыв или рассогласование между целями и возможностями субъекта.

Условия для создания проблемной ситуации:

  1. Субъективное понимание целей, отношение к объекту изучения.

  2. Видение неопределённости, существующей в явном или скрытом виде, в ситуации имеющегося разрыва между тем, что известно, и тем, что неизвестно.

Проблемная ситуация является дидактическим условием для выдвижения и формулировке учебной проблемы.

Моделирование учебной проблемы связано с рядом предварительных действий:

* педагогической разработкой конкретной задачи обучения и воспитания;

* анализом содержания учебного материала;

* анализом подготовленности учеников и определением уровня их операционных знаний, умений и навыков, а также их психологической готовности;

* установлением соответствия между уровнем сложности учебной проблемы и подготовленности учеников к её решению



Алгоритм к применению на уроке проблемных ситуаций.


  1. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения

  2. Сталкивает противоречие с практической деятельностью

  3. Излагает разные точки зрения на один и тот же вопрос.

  4. Предлагает классу рассмотреть явления с различных позиций.

  5. Побуждает обучаемых: а) делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты; б) ставить конкретные вопросы ( на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения).

  6. Определяет проблемные задачи теоретического или практического плана.

  7. Направляет учащихся на постановку проблемных задач (например, с недостающими или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с ограниченным временем решения, на преодоление психической инерции).


Памятка для решения познавательных задач


  1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос.

  2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:

    • определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;

    • подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

  3. Подумайте, какие дополнительные задания следует привлечь для решения задачи:

    • выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;

    • сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить;

    • соотнесите эту информацию с данными условиями задачи.

  4. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

  5. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

  6. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

    • соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;

    • если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

    • нет ли противоречий между вашими аргументами;

    • нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

    • можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;

    • не следует ли из условия задачи какие – либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.


Примерная схема организации урока  в форме проблемного обучения.

  1. Создание учебной проблемной ситуации (реальной или формализованной) с целью возбудить у учащихся интерес к данной учебной проблеме и мотивировать целесообразность ее рассмотрения.

  2. Постановка познавательной задачи (или задач), возникающей из данной проблемной ситуации, четкая ее формулировка.

  3. Изучение различных условий, характеризующих поставленную задачу, обсуждение возможностей моделирования ее условия или замены имеющейся модели более простой и наглядной.

  4. Процесс решения поставленной задачи (обсуждение задачи в целом и деталях, выявление существенного и несущественного в ее условиях, ориентация в возможных трудностях при ее решении, вычисление подзадачи и последовательность ее решения, соотношение данной задачи с имеющимися знаниями и опытом. Разработка возможных направлений решений основной задачи, отбор, воспроизведение известных теоретических положений, могущих быть использованы в указанном направлении решения задачи, сравнительная оценка направления решения и выбор одного из них, разработка плана решения задачи в выбранном направлении и его реализация в целом, детальная реализация плана решения задачи и обоснование правильности всех шагов возникающего решения задачи).

  5. Исследование получаемого решения задачи, обсуждение его результатов, выявление нового знания.

  6. Применение нового знания посредством решения специально подобранных учебных задач для его усвоения.

  7. Обсуждение возможных расширений и обобщений результатов решения задачи в рамках исходной проблемной ситуации.

  8. Изучение полученного решения задачи и поиск других более экономичных или более изящных способов ее решения.

  9. Подведение итогов проделанной работы, выявление существенного в содержании, способах решения, результатах, обсуждение возможных перспектив применения новых знаний и опыта.


Способы создания проблемных ситуаций.


  1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

  2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в колледже, дома или на производстве и т.д. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно учащиеся в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.

  3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на учебно-опытном участке, в мастерской, лаборатории или учебном кабинете, а также на уроках по гуманитарным предметам.

  4. Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

  5. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

  6. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение. В этом случае, как сравнение выявляет особые свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.

  7. Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учащихся представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.

  8. Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалам.



Прежде чем предлагать задание проблемное учащимся, надо их научить:


  • Выделять главное

  • Видеть логические связи явлений

  • Строить доказательный ответ (потому что …)

  • Видеть несколько путей задания, т.е. научить мыслить, развивать творческое мышление через систему творческих заданий:

  • умение переносить в новую ситуацию

  • учить видеть проблему в знакомых условиях.

  • учить видеть новые функции в знакомых предметах (учебник – источник – самоучитель; карта – вторая книга.)

  • учить видеть структуру изучаемого объекта, (структуру учебника)

  • находить альтернативные пути решения задания (несколько путей)

  • комбинировать известные приемы работы в новый способ получения знаний (рассказ, выборочный рассказ, рассказ – описание)

  • учиться находить оригинальный способ решения проблемы.


Памятка по решению проблемных заданий


  1. Знакомство с проблемным заданием

А) Выслушай задание учителя.

Б) Найди противоречие.

В) Наметь путь решения предложенной П.С.

2. Работа в микрогруппе

А) Внимательно выслушай задание, вникни в суть вопроса.

Б) Приступай к выполнению задания.

В) Выполнив задание, обсуди его с товарищами по группе.

Г) Выработайте полный и точный ответ.

Д) Вынеси свою идею на доску для общего обсуждения.

Е) В ходе работы соблюдайте правила демократического общения.

3. Общее обсуждение.

А)Сравни свой вывод с выводами других ребят.

Б) Найди достоинства и недостатки каждой идеи.

В) Убери всё неверное, ошибочное, второстепенное.

Г) Прими участие в выборе и записи наиболее рациональной идеи.

Д) Зафиксируй результаты работы в тетрадях.

4. Рефлексия, выход на новые проблемы

А) Разберись в записи, проанализируй и запомни её.

Б) Выдели наиболее важное, главное.

В) Уточни все неясные вопросы.

Г) Подумай, что ты должен еще изучить по этой теме.





Рекомендации по использованию проблем в качестве

средства создания

проблемных ситуаций на уроке


1. При построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность учащихся при разрешении учебной проблемы.

2. Планируя уроки, учитель выбирает наиболее эффективное место учебных проблем в процессе обучения.

3. Учебная проблема должна заинтересовать учащихся в учебном материале своей необычностью, красочностью и эмоциональностью.

4. На уроке учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика при разрешении учебных проблем, вовремя выяснить причины затруднении в разрешении проблемной ситуации и оказать своевременную помощь.

Памятка для решения познавательных задач

  1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос.

  2. Соотнести вопросы или предписания, сформулированные в задаче, её условием:

- определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;

- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи:

- выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;

- сократите эту область до конкретной программы, информацию по которой необходимо вспомнить;

-соотнесите эту информацию с данными условиями задачи.

4. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

5. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

6. Убедитесь в правильности полученного вами ответа.

- соответствует ли ответ существу вопроса ( предписания ) задачи;

- если в задании дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

- нет ли противоречий между вашими аргументами;

- нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

- можно ли считать предложенный путь решения задачи единственного возможным;

-не следует ли из условия задачи какие – либо другие выводы тех, которые намечены вами.


Практические рекомендации по проведению семинара-исследования

- Во вступительном слове учитель дает общую ориентировочную основу исследовательской деятельности обучаемых на семинаре, совместно с ними определяет основные проблемы семинара, пути и методику их раскрытия и исследования.

-Основой организации проблемно-поискового семинара выступает метод постановки системы поисково-познавательных, исследовательского характера задач и упражнений, решение которых в ходе дискуссии раскрывает учащимся методику конкретного исследования, где каждая задача требует от обучаемых освоения содержательном контексте строго определенных элементов исследовательской культуры.

-Отправной точкой постановки системы поисково-познавательной задач на семинаре, вовлечения учащихся в дискуссию-исследование, ее конкретизации выступает доклад





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Памятки по организации проблемного обучения

Автор: Скворцова Юлия Анатольевна

Дата: 21.05.2015

Номер свидетельства: 214151

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Внедрение проблемного обучения на уроках математики в классах 2 и 3 ступеней об учения как средство развития творческой активности учащихся. "
    ["seo_title"] => string(165) "vniedrieniie-probliemnogho-obuchieniia-na-urokakh-matiematiki-v-klassakh-2-i-3-stupieniei-ob-uchieniia-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskoi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "232141"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442758847"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(80) "orghanizatsiia_proiektnoi_dieiatiel_nosti_uchashchikhsia_s_ispol_zovaniiem_ikt_n"
    ["file_id"] => string(6) "351280"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477140957"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Разработка урока истории в 6 классе на тему: "Нашествие с Востока" "
    ["seo_title"] => string(68) "razrabotka-uroka-istorii-v-6-klassie-na-tiemu-nashiestviie-s-vostoka"
    ["file_id"] => string(6) "221218"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435125379"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "КЕЙС - МЕТОД "
    ["seo_title"] => string(14) "kieis-mietod-1"
    ["file_id"] => string(6) "217434"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433346892"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "представила и обобщила результаты свей профессиональной деятельности  по профилактической программе "Проблемные семьи и дети" "
    ["seo_title"] => string(140) "priedstavila-i-obobshchila-riezul-taty-sviei-profiessional-noi-dieiatiel-nosti-po-profilaktichieskoi-proghrammie-probliemnyie-siem-i-i-dieti"
    ["file_id"] => string(6) "214415"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432300096"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства