kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научный проект «Проблема, которую мы не видим»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выполненая ученицей  11 класса Пьянниковой Татьяной работа является актуальной, поскольку железодефецитное состояние относится к одной из актуальных проблем подроста.Автор сумела достаточно убедительно и аргументировано обосновать актуальность темы своего исследования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научный проект «Проблема, которую мы не видим»»

«Проблема, которую мы не видим»


Автор: Пьянникова Татьяна

11 «Б» класс

Руководитель: Диконтий М.Д.

учитель биологии сш.№17, г.Костанай

Научные консультанты: Егорова А.М.

Старший преподаватель КГПИ УВЦФПФФКСиТ

Шарневская С.Ф.

Главный врач гематолог КГП

на ПХВ «Костанайская областная больница»


Железодефицитное состояние относится к одной из актуальных проблем подросткового возраста. концентрацию гемоглобина в эритроците, средний объем эритроцитов, показатель анизоцитоза, протопорфиринСреди группы риска следует выделить подростков, так как они имеют несколько причин повышенного риска развития железодефицитных состояний. Во-первых, недостаточное поступление железа с пищей: несбалансированная диета, лишенная достаточного содержания мясных продуктов (вегетарианство), диеты для похудания и т.д.

Во-вторых, у подростков имеются повышенные потребности в железе ввиду ускоренных темпов роста (пубертатный «скачок» роста). В-третьих, для этой возрастной группы характерны различные заболевания, сопровождающиеся повышенными потерями железа, – глистные и паразитарные инвазии, эрозивно-язвенные заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки, частые носовые кровотечения, травмы, хирургические вмешательства, обильные менструации и т.д. [11]. Среди группы риска следует выделить подростков, так как они имеют несколько причин повышенного риска развития железодефицитных состояний. Во-первых, недостаточное поступление железа с пищей: несбалансированная диета, лишенная достаточного содержания мясных продуктов (вегетарианство), диеты для похудания и т.д.

Во-вторых, у подростков имеются повышенные потребности в железе ввиду ускоренных темпов роста (пубертатный «скачок» роста). В-третьих, для этой возрастной группы характерны различные заболевания, сопровождающиеся повышенными потерями железа, – глистные и паразитарные инвазии, эрозивно-язвенные заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки, частые носовые кровотечения, травмы, хирургические вмешательства, обильные менструации и т.д. [11]. Среди группы риска следует выделить подростков, так как они имеют несколько причин повышенного риска развития железодефицитных состояний. Во-первых, недостаточное поступление железа с пищей: несбалансированная диета, лишенная достаточного содержания мясных продуктов (вегетарианство), диеты для похудания и т.д.

Во-вторых, у подростков имеются повышенные потребности в железе ввиду ускоренных темпов роста (пубертатный «скачок» роста). В-третьих, для этой возрастной группы характерны различные заболевания, сопровождающиеся повышенными потерями железа, – глистные и паразитарные инвазии, эрозивно-язвенные заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки, частые носовые кровотечения, травмы, хирургические вмешательства, обильные менструации и т.д. [11].Дефицит железа коснулся и многих моих сверстников и одноклассников.

Цель: выяснить, связаны ли показатели содержания железа в крови с возрастными особенностями подростка.

Задачи:

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Для выявления проблемы дефицита железа в крови у подростков, провести социологический опрос, в виде теста «Достаточно ли железа в вашем организме?»

3.Провести исследование по определению уровня гемоглобина в крови подростка в лабораторных условиях.

4.Сравнить результаты анкеты с лабораторными анализами уровня гемоглобина в крови.

5.Разработать рекомендации для поддержания железа в организме.

Гипотеза: Дефицит железа сказывается на качестве жизни школьников. Непосредственно требует коррекции.

В проведении эксперимента принимали участие обучающиеся средней школы №17 в возрасте:

9 класс, в возрасте 14 – 16 лет – 28 обучающихся.

10 класс, в возрасте 15 – 17 лет – 28 обучающихся.

Методы исследования

1.Поисковый (сбор информации по теме); 

2.Экспериментальный; 

3.Тестирование; 

4.Лабораторные анализы.

Этапы проведения исследований:

I этап. «Подготовительный».

  1. Аналитический обзор литературы.

  2. Подбор методов исследования.

  3. Тестирование «Достаточно ли железа в вашем организме?».

II этап. «Практический».

  1. Тестовая анкета по определению состояния дефицита железа « Жалуетесь ли вы на какой-либо из этих симптомов?»

  2. Лабораторная диагностика уровня гемоглобина и содержания железа в крови.

  3. Лабораторный анализ уровня гемоглобина в крови по методике «Цветовой показатель крови».

  4. Лечение железодефицитного состояния участников эксперимента группы А и группы В- под наблюдением врача гематолога- Шарневской Светланы Федоровны.

III этап. Анализ результатов исследований и их обсуждение.

На основе полученных данных ученых, выяснилось, что это заболевание традиционно встречалось у тех народов, которые потребляли мало продуктов, содержащих железо. В средние века это заболевание получило распространение из-за массовых вспышек голода, вызванного различными климатическими катаклизмами. Даже в наше время, когда научный прогресс достиг небывалых высот, железодефицитная анемия остается одной из самых распространённых болезней.

Изучив литературу, связанную с железодефицитной анемией, мы пришли к следующим выводам:

  • Анемия является распространенной патологией среди подростков. Частота ее составляет в пределах 12,5%. У девушек частота этой патологии превышала более, чем в 7 раз таковую у юношей. В периоде 1996-2000 г.г. настоящим заболеванием страдали 88% девушек и 12% юношей. В периоде 2001-2005 г.г. анемия была выявлена в 80,2% случаев у девушек и лишь в 19,8% случаев у юношей.

  • Основным этиологическим фактором анемии у подростков является дефицит железа (94%). При исследовании показателей гомеостаза при анемии выявляются гиперволемия, снижение кислородной емкости крови и нарушения метаболизма эритроцитов.

  • Анемия является одной из причин недостаточной успеваемости у подростков. Чем тяжелее заболевание, тем ниже аттестационные отметки.

  • Эффективность лечения и поддерживающей ферротерапии способствует положительной динамике успеваемости у подростков, больных железодефицитной анемией.

Правильная диагностика, включающая выполнение различных лабораторных исследований, позволяет своевременно выявить эту болезнь и выбрать подходящий метод лечения.

Тест: «Достаточно ли железа в вашем организме?»

Изучив литературные источники, связанные с дефицитом железа выяснилось, что железодефицитные состояния относятся к одной из актуальных проблем подросткового возраста. Коснулась ли эта проблема моих сверстников и одноклассников? Попробуем выяснить.

На практическом этапе исследований мы провели тестирование среди обучающихся в возрасте 14 – 17 лет средней школы №17. В тестировании принимали участие 56 обучающихся.

Цель: сделать предварительные заключения о количестве железа в организме подростка.

Результаты теста помогли выявить группу детей, с недостаточным количеством железа и с хорошим уровнем железа в крови.

Из 9 - х классов принимали участие в тестировании 28 обучающихся, в возрасте 14-16лет.

Из них- 20 девушек

8 юношей

По результатам теста у 16 обучающихся 9 – х классов из них 4 юноши и 12 девушек - хороший уровень железа в крови, а 12 обучающихся из них 4 юношей и 8 девушек - должны обратить внимание на содержание железа в своем рационе, т.к. его количества в организме недостаточно .

В 10 «Б» классе в тестировании принимали участие 28 учеников, в возрасте 15-17лет .

Из них- 18 девушек

10 юношей

По результатам теста у 15 учеников из них 7 юношей и 8 девушек - хороший уровень железа в крови, следовательно, 13 учеников из них 3 юноши и 10 девушек - должны обратить внимание на содержание железа в своем рационе, т.к. его количества в организме недостаточно .

По результатам тестирования можно сделать вывод, что недостаток железа в большинстве случаев прослеживается у девушек. Результаты теста помогли выявить группу детей, подходящих под критерии недостаточности в организме железа. Их количество составило 25 обучающихся.



Тестовая анкета по определению состояния дефицита железа «Жалуетесь ли вы на какой-либо из этих симптомов?»

С данной группой мы провели тестовую анкету на тему «Жалуетесь ли вы на какой-либо из этих симптомов?». В последующей анкете, вопросы были более направленными на симптомы дефицита железа.

Из 25 человек результаты первого тестирования подтвердились 80% опрошенных, то есть 20 обучающихся на все вопросы анкеты ответили «да». Возраст ребят 16 – 17 лет из них 2 юношей и 15 девушек. У 20% обучающихся 2 юношей и 3 девушек хороший уровень железа в крови, так как на вопросы анкеты ответили «нет» .

Лабораторная диагностика уровня гемоглобина и содержания железа в крови

Мы решили выяснить, верны ли результаты анкет и действительно ли у этих детей имеется дефицит железа. Следующим шагом нашего исследования лабораторная диагностика уровня гемоглобина и содержание железа у этой группы детей .

Лабораторную диагностику проводили в клинической лаборатории КГП на ПХВ «Костанайская областная больница» под руководством врача лаборанта - Нурмухамбетовой Женисгул Сержановны и врача гематолога - Шарневской Светланы Федоровны.

В ходе диагностики выяснилось, что у 13 обучающихся подтвердился дефицит железа, и только у 8 из них в возрасте 16 - 17 лет из них 2 юношей и 6 девушек снижен гемоглобин.

Визуальное обследование врачом детей участвующих в эксперименте было выявлено, что у 7 обучающихся хороший уровень железа в крови, у 5 обучающихся скрытый дефицит железа, когда уровень гемоглобина в норме, а запасы железа снижены, при этом самочувствие не страдает и у 8 обучающихся низкий гемоглобин, плохое самочувствие, бледность и слабость кожи и наблюдается ломкость волос. Наиболее информативным признаком анемии является бледность видимых слизистых — слизистой оболочки полости рта, ногтевого ложа и конъюнктивы век .

Развитие бледности кожных покровов при анемии объясняется двумя факторами: первый — это, несомненно, уменьшение уровня гемоглобина в крови, второй — шунтирование крови в обход сосудов кожи и других периферических тканей, способствующее усиленному кровоснабжению жизненно важных органов .

Перераспределение кровотока представляет собой один из важных механизмов компенсации анемии.

Из других клинических симптомов анемии следует отметить тахикардию, значительные колебания пульсового давления, снижение умственной и физической активности, раздражительность, сон беспокойный, аппетит снижен .

Затем мы обратилась к школьному медицинскому работнику, чтобы сверить результаты. Медицинский работник подтвердила, что действительно в нашей школе учатся ребята, страдающие железодефицитной анемией, и их количество составляет 8 обучающихся в возрасте 16 – 17 лет, девочек 7.

Определение цветового показателя крови

После получения результатов анализа крови, мы решили самостоятельно рассчитать, достаточно ли гемоглобина находится в одном эритроците у участников эксперимента, используя формулу расчета цветового показателя (ЦП).

Участников эксперимента разделили на две группы А и В .

На основе математических расчетов определили, что у участников эксперимента низкий цветовой показатель, это свидетельствует о недостаточном количестве железа в крови .

Низкий цветовой показатель крови свидетельствует об анемии группы гипохромии. Гипохромия это уменьшение интенсивности окрашивания эритроцитов вследствие низкого насыщения гемоглобином. 

Подтвердив свои предположения лабораторными данными, наша экспериментальная группа отправились за рекомендациями к врачу гематологу-Шарневской Светлане Федоровне. Врач объяснила нам, что диетой нельзя вылечить железодефицитную анемию, поэтому она назначила лечение препаратами железа .

Неправильно поступают те, кто стремится "поднять гемоглобин" доморощенными средствами, например, поглощая в больших количествах морковь, печенку и другие богатые железом продукты. Применение радиоизотопных методов позволило доказать, что из растительных продуктов железо почти не всасывается. Надо знать, что железо лучше всасывается в присутствии фруктозы и аскорбиновой кислоты. Поэтому в рацион следует включать разнообразные овощи, фрукты, ягоды, соки, зелень.

Препараты железа преимущественно назначают внутрь. Очень редко наблюдаются такие побочные явления, как понос и тошнота. Следует иметь в виду, что действуют лекарства медленно, положительные сдвиги наблюдаются, только начиная с четвертой недели лечения; нормализация уровня гемоглобина отмечается через пять-шесть недель. Мы решили это проверить: Группа А- получали препараты железа, а группа В- получали диету, обогащенную железом .

Через месяц мы проверили уровень гемоглобина у обеих групп и сравнили результаты с исходными анализами .

В группе А заметно улучшилось самочувствие, регрессировали явления извращения вкуса, ребята перестали употреблять продукты малопригодные для пищи, улучшилось качество кожи, волос, ногтей, появилась выносливость и работоспособность. В группе В заметных изменений не произошло.





Роль народной медицины в профилактике дефицита железа

Изучая научные источники, мы обнаружили информацию, что при лечении ЖДА эффективен метод народной медицины.

Ознакомившись со многими народными рецептами, нами были выбраны 9 рецептов.

С целью коррекции уровня гемоглобина в крови через народные рецепты, нами запланирована профилактическая работа, с обучающимися группы В ( в составе 4 девочки, в возрасте 17лет). В течении полугода( с февраля по июль 2016г.) участники группы В получали лечение по рецептам народной медицины.

За время лечения с целью оценки результатов дважды был проведен мониторинг показателей периферической крови (гемоглобин,эритроциты, ЦП).

Промежуточный- в апреле, основной(контрольный)- в июле, после окончания лечения.

По результатам промежуточного анализа крови, было отмечено, что в группе А (принимающих медикаментозную терапию), произошла нормализация уровня гемоглобина, но цветовой показатель оставался низким, сохранились сидеропенические жалобы (ломкость ногтей, выпадение волос). В группе В (принимающих лечение по рецептам народной медицины), незначительно повысился уровень гемоглобина, остальные показатели остались без изменения.

Таким образом, в группе А показатели оказались значительно лучше, чем в группе В. Лечение было продолжено.

С целью окончательной интерпретации результатов, проведенного лечения, было проведено контрольное исследование уровня гемоглобина и содержания железа в крови. В группе А уровень гемоглобина оставался в норме, наблюдалось повышение ЦП в крови. В группе В (у всех участников) наблюдалось повышение гемоглобина до нижней грани нормы, но сохранились сидеропенические жалобы и низкий ЦП.

Таким образом, подтверждено, что лечение дефицита железа невозможно с помощью средств народной медицины, но для профилактики развития дефицита железа, возможно, их использование.

Лабораторная диагностика уровня ферритинина

Анализируя литературные источники, мы выяснили, что содержание железа в крови зависит от ферритина, так как ферритин является водорастворимым белком, основная функция которого- внутриклеточное депонирование железа.

В лаборатории КГП на ПХВ «Костанайская обласная больница» под руководством врача лаборанта- Нурмухамбетовой Женисгул Сержановны проведена лабораторная диагностика уровня гемоглобина, содержание железа и ферритина у учащихся.

Анализ лабораторного теста показал, что уровень ферритина в первой группе А вырос до нормальных значений, в группе В остался низким .

Результаты наших исследований подтвердили научные данные: снижение уровня ферритина, связанно с интенсивных ростом и половым созреванием подростков.

Заключение

Результаты наших исследований подтвердили научные исследования, проведенные в разных странах мира.

Результаты проведенных исследований позволили сделать следующие выводы:

  • к группе риска по развитию дефицита железа относятся подростки в частности девочки, так как у подростков имеются повышенные потребности в железе ввиду ускоренных темпов роста, обильные менструации;

  • математический расчет цветового показателя, подтвердил биохимический анализ крови, у участников эксперимента недостаточное количество железа в крови;

  • у 56 обучающихся средней школы №17 в возрасте 16 -17 лет, страдающих железодефицитной анемией 8 человек;

  • содержание железа в крови зависит от ферритина;

  • снижение уровня ферритина, связанно с интенсивных ростом и половым созреванием подростков;

  • лечение железодефицитного состояния эффективно только медикаментозными препаратами.

Результаты наших исследований подтвердили, что лечение дефицита железа невозможно с помощью средств народной медицины, но для профилактики развития дефицита железа, возможно, их использование.


Рекомендации

  • Так как к группе риска по развитию дефицита железа относятся подростки в частности девочки, в целях профилактической работы по предупреждению заболевания железодефицитная анемия советуем следовать разработанными нами рекомендациями для поддержания железа в организме.

  • Результаты наших исследований по теме « Проблема, которую мы не видим» рекомендуем использовать на уроках биологии в 8 классе при изучении темы «Внутренняя среда организма».













Рекомендации для поддержания железа в организме.

Повышать гемоглобин обязательно следует под контролем врача, который исключит у вас дополнительные заболевания, мешающие терапии, и подберет оптимальную тактику лечения, однако мы рекомендуем обратиться к народной медицине.

Если в лечении некоторых заболеваний народная медицина бессильна, то для коррекции уровня гемоглобина многие народные рецепты подойдут идеально. Сегодняшняя наука полностью согласна со многими народными рецептами для поднятия гемоглобина, поскольку они хорошо сбалансированы по содержанию полезных веществ, и пара ложек бабушкиных лекарств вполне способна обеспечить суточную потребность организма в железе, фолиевой кислоте, и прочих важных веществах. Мы подготовили 9 народных рецептов, подобрав те средства, эффективность которых подтверждена наукой.

Рациональное сочетание активной профилактической работы и адекватные лечебные мероприятия позволяют с надеждой смотреть в будущее и ожидать как снижения заболеваемости железодефицитной анемией, так и более благополучного ее течения.


Берегите свое здоровье, и оно будет беречь вас.











Список использованной литературы.

  1. Апексеенко И.Ф. Железодефицитные состояния - М.: «Медицина», 1996

  2. Алексеев И.Ф. Железодефицитные состояния. Серия «Интеллектуальные технологии»- М.: «Медицинская газета», 1996

  3. Бисярина В.П., Казакова Л.М. Железодефицитные анемии у подростков - М.: «Медицина», 1989

  4. Бобоходжаев М.Х., Степанов В.В. Железодефицитные анемии (методическое письмо). Душанбе, 1980

  5. Волкова А.Е. Анемия и другие болезни крови – М.: «Медицина», Профилактика и методы лечения, 2005

  6. Коваленко И.В. Болезни крови. Лучшие методы лечения - Санкт-Петербург: «Вектор», 2010, с. 79-119

  7. Мезенин Н.А. «Занимательное железо"- Минск: «Белфакс». 1995

  8. Мирошникова К.С. Анемия: лечение народными средствами — М.: «Медицина», 2007

  9. Шафер Э.М., Банн Х.Ф. Железодефицитные и железонасыщенные анемии - В., Внутренние болезни — Т. 7- М, 1996, с.579-590.

  10. Щерба М.М., Тенигина И.Г. Классификация и общая картина дефицита железа - Л.: «Наука», 1975, с. 126-142.

  11. Щерба М.М., Петров В.Н., Рысс Е.С. Железодефицитные состояния — М.: «Наука», 1975

  12. www.helix.ru










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Научный проект «Проблема, которую мы не видим»

Автор: Пьянникова Татьяна Игоревна

Дата: 04.03.2017

Номер свидетельства: 397749

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Научный проект «Воспитание толерантной личности»"
    ["seo_title"] => string(51) "nauchnyi_proiekt_vospitaniie_tolierantnoi_lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "420822"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496818856"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Метод проектов в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(39) "mietod-proiektov-v-nachal-noi-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "175760"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424319779"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(75) "ispol-zovaniia-mietoda-proiektov-v-rabotie-s-diet-mi-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "306210"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458065917"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Сравнительный анализ работы методической кафедры естественно - научного цикла"
    ["seo_title"] => string(86) "sravnitiel-nyi-analiz-raboty-mietodichieskoi-kafiedry-iestiestvienno-nauchnogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "249455"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446903352"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Экологический проект Великая река -ЛЕНА"
    ["seo_title"] => string(40) "ekologicheskii_proekt_velikaia_reka_lena"
    ["file_id"] => string(6) "481436"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1540114952"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства