Просмотр содержимого документа
«Мотивация обучающихся к проектной деятельности на уроках биологии»
Способы и приемы повышения мотивации учащихся в изучении биологии
Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить». Эта пословица приходит на ум, когда мы видим насколько разным может быть отношение учащихся к изучению биологии. Для одного ученика, процесс изучения биологии является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению данного предмета (хотя мотивы могут быть разными: самоактулизация, мотивация высоких достижений, ориентация на цель, уход от неудач и поражений); для другого учащегося, биология — это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и откровенно говоря, часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или неспособности изучать естественные науки. Но данная ситуация может быть воспринята абсолютно по — другому учителем, который мыслит критически: для него — это знак для решения вопроса «Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными, а так же соответствующими нуждам учащимся?». Само собой разумеющимся является факт, что способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя. Что же такое мотивация? Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотив - это то, что побуждает человека к действию.* Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”.В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним.
Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. Проблема мотивации исследуется достаточно широко.
Теоретическая часть.
Стимулы обучения можно разделить на несколько подгрупп:
1)с опорой на общечеловеческие потребности;
2)с опорой на возрастные потребности;
3)с опорой на индивидуальные потребности;
4)с опорой на специфические потребности.
Стимулы с опорой на общечеловеческие потребности.
- Новизна учебного материала и характер учебной деятельности. Необычность подачи материала всегда побуждают школьников лучше присмотреться ранее неизвестному. Задача учителя – находить новое, неизвестное.
- Практическая значимость знаний. «Только те знания, которые используются, закрепляются в нашем сознании» (Карнеги). Интересно полезное и актуальное – это нужно помнить, готовя материал для уроков.
- Противоречивость материала. Задача учителя – находить, конструировать полезные противоречия, вовлекать в их обсуждение и побуждать к разрешению.
- Ситуация успеха. Он (стимул) удовлетворяет важную потребность в самоуважении и повышении своего престижа в обществе.
- Использование игр и игровых элементов. Игра увлекательна, снимает умственную усталость, повышает оптимальный настрой школьников, сплачивает группу, позволяет установить дружеские отношения учащихся с учителем.
Стимулы с опорой на возрастные потребности. Интересы старших школьников отличаются от подростковых, а подростковые – от интересов младших школьников. Для подростка характерны потребность в справедливости, нетерпение к унижению, стремление к взрослости, требует к себе тактичного поведения, уважительного отношения, стремится к соперничеству, к общению и объединению в группы, желание избежать изоляции, к самостоятельности, независимости – все это может быть использовано учителем для привлечения к различным дисциплинам.
Стимулы с опорой на индивидуальные потребности. Наблюдение за учащимися во время совместной деятельности, разговор с родителями, выяснение индивидуальных потребностей, интересов, на которые в последствии можно опираться.
Стимулы с опорой на специфические потребности. Мальчики проявляют интерес к спорту, технике, военной проблеме. Девочки – к взаимоотношению людей, моде, искусству. Учитель может затрагивать эти проблемы отдельно или в общей деятельности класса.Тщательно продуманная организация обучения усиливает желание школьников слушать учителя, читать книги, решать задачи, запоминать, применять изученный материал. Для этого использовать на уроках:
1. Логическое структурирование учителем материала.
2. Яркое, контрастное изложение, ритмичное чередование видов деятельности.
3. «Интегрированные задачи» - вид задачи, включающий комплекс информации межпредметного характера, для решения которой требуется привлечение знаний из различных областей.
Отношение школьников к учению зависит также и от условий, в которых происходит учебная деятельность:
- привлекательность школьных помещений (чистота, уют, освещенность, живые цветы), красивая музыка во время перемен, картины на стенах дают ученикам ощущение радости и комфорта;
- теплая атмосфера взаимоотношений в школе со стороны учителей, администрации, технического персонала;
Целесообразное использование всего комплекса методических средств позволит добиваться положительных результатов в планомерном развитии мотивации учащихся. Новый государственный стандарт направлен на реализацию определенных целей. Одной из них при изучении биологии является развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации, в процессе изучения современных достижений биологии. Выполнение исследовательских и творческих работ, как правило, начинается в старших классах. Очень важно заинтересовать учащихся, сформировать их мотивации, активизировать научно-познавательную деятельность. Начинать эту работу необходимо уже в 5 классе. Основной компонент образовательных программ при изучении всех разделов биологии на всех ступенях образования – проведение биологических исследований. В 5 – 8 классах практически на каждом уроке проводятся наблюдения под микроскопом, описания и сравнительная характеристика различных объектов, процессов, проведение простейших экспериментов. Все это развивает познавательные, интеллектуальные, творческие способности.
Наглядные пособия. Особая роль в развитии познавательного интереса к изучению биологии принадлежит использованию наглядных пособий на уроках. Использование живых объектов в качестве иллюстраций улучшает восприятие и запоминание материала урока, активизирует эмоционально-образные ресурсы ребенка, повышает эффективность урока. На уроках ботаники, зоологии, общей биологии в качестве объектов исследования учащиеся используют растения и животных кабинета. Наблюдения за живыми растениями и животными увлекают ребят, помогают понять сложные взаимоотношения в природе и их закономерности (приложение 1). Большая коллекция комнатных растений (более 60 видов), обитатели аквариумов (рыбы, земноводные, моллюски и водные растения) являются не только прекрасным наглядным пособием, но и создают благоприятную атмосферу урока. Активизируется познавательная деятельность при работе с гербарным материалом, приготовленным учащимися. Ребята с удовольствием проводят лабораторные работы по изучению морфологических особенностей растений с использованием своего гербария (выполненного в начале учебного года или даже в младших классах).
Экскурсии. К.А.Тимирязев подчеркивал, что природа является «неиссякаемым источником красоты, которая проявляется в гармонии красок, форм, звуков, запахов, вечном движении и смене природных явлений в их сложном отношении и сочетании». Развитию интереса к предмету у подростков через чувство прекрасного, восприятие красоты и гармонии природы (красота звуков, пение птиц, изящество движений, пропорциональность и совершенство форм растений и животных) способствуют экскурсии в природу, в ботанический сад, зоопарк, в музеи (ботанический, зоологический, почвоведения). На одной из экскурсий в 8 классе ученики заинтересовались изучением деревьев на пришкольном участке СОШ №37 , провели исследования и выступили на конференции на тему : «Состояние деревьев и кустарников пришкольного участка» (приложение2)
Визитные карточки. В(5 – 7 класс) важную роль играют опережающие задания, подготовка устных сообщений, творческих работ, основанных на личном опыте и личных наблюдениях. Фотоальбомы, электронные презентации с описаниями своих комнатных растений, домашних животных или аквариумных рыбок выполняются детьми с большой любовью и интересом. С большим интересом учащиеся подбирают материал и рассказывают на уроках различные мифы, легенды истории, связанные с объектами Вселенной, растениями и животными. (приложение3)
Компьютерный эксперимент. Основной компонент образовательных программ при изучении всех разделов биологии на всех ступенях образования – проведение биологических исследований. В 5 – 8 классах практически на каждом уроке проводятся наблюдения под микроскопом, описания и сравнительная характеристика различных объектов, процессов, проведение простейших экспериментов. Некоторые эксперименты учащиеся 5 8 классов могут проводить на компьютере. Это развивает познавательные, интеллектуальные, творческие способности детей. Современный урок биологии невозможно проводить без использования технических средств (видеоаппаратуры и информационно-компьютерных технологий). Видеокамера позволяет раскрыть тайны живых организмов, увидеть и понять механизмы многих процессов, то, что ребенок не может наблюдать в повседневной жизни (процесс оплодотворения, деления клетки, рост и развитие организма, заглянуть внутрь организма и т.д.). В силу возрастных психологических особенностей (преобладание конкретного, образного мышления над абстрактным, особенно в 5 – 7 классе) детям интересно то, что понятно.
Использование ИКТ улучшает зрительное восприятие материала, позволяет показать процессы на моделях и провести виртуальный демонстрационный эксперимент (посмотреть то, чего бы никогда не увидели), делает мероприятие зрелищным и красочным, усиливает эмоциональное восприятие. Одна из задач современного образовательного процесса – показать учащимся, что компьютер не только дорогая и престижная игрушка, но и мощный инструмент для получения знаний и организации учебного процесса. И, что очень важно почти для каждого ученика - для реализации индивидуальных возможностей, для развития своих способностей.
Презентация творческих работ старших школьников. Для проведения уроков я привлекаю старшеклассников с электронной презентацией своих работ. Это помогает учащимся 5 – 7 классов увидеть конечный результат творческой, исследовательской работы, появляется желание попробовать свои силы. Использование творческих работ возможно при изучении следующих разделов: Естествознания: «Молния», «Диффузия», «Вода – источник жизни». Зоологии: «Отряды млекопитающих», «Экологические группы животных», «Биотические взаимоотношения». Анатомии: «Запах», «Зрение», «Строение костей», «Витамины». Общей биологии: «Химический состав клетки», «Клетка», «Происхождение жизни», «Наследственные заболевания», «Вирусы»
Демонстрационные материалы к уроку. В 7 – 9 классах предлагаю выполнять творческие работы с использованием ИКТ для визуального сопровождения урока. Подготовка электронных презентаций расширяет группу учащихся, которые выполняют опережающие задания. Электронная презентация - это подсказка, шпаргалка, ребенок увереннее чувствует себя перед аудиторией. Кто стремится выполнять творческие работы? Это не всегда сильные учащиеся, интересующиеся предметом, для кого эта работа связана с будущей профессией, те, кому все интересно (они обычно участвуют во всех олимпиадах, конкурсах и т.д.). Появляется еще одна категория учащихся - слабые дети, которым предлагаю выполнить работу с помощью родителей. В этом случае, если не проявляется интерес к предмету, но повышается самооценка ребенка, он начинает успешнее заниматься. При создании электронных презентаций раскрываются творческие способности учащихся, проявляется соревновательный момент, происходит самопрезентация.
Уроки в компьютерном классе. Учащиеся самостоятельно получают информацию, работая с мультимедийными пособиями «Биология. Анатомия и физиология человека», «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. 9 класс», «Открытая биология». Каждый ученик получает инструкцию с алгоритмом работы. Эти пособия включают в себя большое количество схем, рисунков, фотографий, а также интерактивные модели и видеофрагменты. В заключение урока предусмотрен тестовый контроль и итоговый контроль на последнем занятии. Самостоятельное изучение нового материала осуществляется с учетом личностных особенностей ребенка, каждый работает в своем темпе. В результате происходит достаточно легкое усвоение учащимися сложных понятий и закономерностей, за счет включения нескольких видов внимания и памяти; возможности конструирования знаний; динамичности подачи материала и наглядности (видеофрагменты, модели и т.п.).
Реферативные работы. На следующей ступени (9 – 11 класс) учащиеся могут выполнять исследовательские работы. Чаще всего в школе – это реферативные работы с элементами исследования. Перед учителем, как руководителем, стоят следующие задачи:
-Заинтересовать, помочь в выборе темы с учетом индивидуальных особенностей и интересов учащихся. Для этого предлагаю познакомиться с литературой, посмотреть видеосюжеты, DVD, компьютерные диски. Для того, чтобы помочь 9-классникам выбрать форму сдачи экзамена, в этом году в сентябре провели конференцию, на которой были представлены наиболее интересные экзаменационные работы.
-Контролировать и направлять деятельность учащихся
-Активизировать инициативу и творческий подход, оставляя долю самостоятельности.
Следующий этап, после выбора темы – составление плана работы, знакомство с основными требованиями к исследовательской работе. Не всегда учащиеся знают их и не представляют, что их ожидает большой объем кропотливой рутинной работы. Приходится во многом преодолевать себя. Очень важно, чтобы сложилось взаимодоверие и взаимопонимание учитель – ученик. В противном случае работа может быть даже не завершена. Интерес должен прийти во время еды.
Завершающий этап – подготовка к публичному выступлению. Решающая роль здесь принадлежит руководителю. Вместе с учащимся необходимо составить доклад, отработать устное сообщение, подготовить к возможным вопросам.
В процессе творческой исследовательской работы у учащихся формируются:
- умения подбирать материал, работать с различными источниками информации;
- самостоятельно делать выводы
- использовать известные методы для решения конкретных задач
- умения представлять информацию в различном виде
- приобретается опыт публичных выступлений
- развиваются творческие способности.
Конференции. В старших классах помогает активизировать познавательный интерес проведение уроков-конференций и межпредметных конференций. Конференции целесообразно проводить после изучения большой темы или раздела. Организация таких конференций позволяет решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи:
-Активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся через различные виды самостоятельной деятельности
-Развивать творческие способности учащихся
-Знакомить с новыми информационными технологиями
-Приобщать к научной работе на начальной стадии (поиск информации в различных источниках и ее обработка)
-Реализовать дифференцированный подход к обучению
-Осуществлять индивидуальную работу с учащимися
-Развивать межпредметные связи
-Формировать естественнонаучное мировоззрение
Выбор темы осуществляется таким образом, чтобы показать общие закономерности в различных областях жизни. Примерами таких конференций являются: «Физики в гостях у биологов» (8 класс), «Братья наши меньшие»(7 класс), «СПИД – это…» (9-11 классы), «Человек в блокадном городе» (8-11 классы), «Космическая биология», «Спасибо тебе, Нева». Включение межпредметных связей в познавательную деятельность раскрывает новые аспекты полученных знаний, приводит к осознанию целостности представлений о природе, развивается интерес к предмету.
Внеклассная работа. Большое значение в формировании положительной мотивации к изучению биологии имеет внеклассная работа. Различные конкурсы, викторины, игры по станциям, брейн-ринг, игровые программы – это увлекательное путешествие в страну Биология. Игра помогает расширять кругозор, закреплять знания, полученные на уроках биологии, и приобретают навыки самостоятельного поиска решений сложных вопросов, выходящих за рамки школьного курса.(приложение 4)
Все виды деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время:
- помогают в подготовке к ЕГЭ
- решают вопросы профориентации, формирует круг научных интересов
- повышают уровень личностного развития (повышение самооценки, ценностного отношения к процессу обучения и самообразования)
- влияют на повышение положительной мотивации к изучению биологии.
Существует много способов стимулирования учащихся к изучению биологии. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма. Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам человека. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. Нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат само по себе. Необходимо внушить ребенку, что успех строится на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и корпоративные достижения. . Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма разными способами.
А) Минутки психологической разгрузки или эмоциональной зарядки (шутки, загадки, скороговорки).(приложение5)
б)Вопросы, которые задают сами дети. + Задай вопрос учителю)
в)Прием-подсказка (План-ответ, рисунок-подсказка, таблица, опорные сигналы и пр.)(приложение 6)
г)Частично-поисковые и эвристические ситуации (проблемные задания)
д)Ролевые ситуации («наблюдатель», «мудрец», «хранитель знаний»)
н) «Даю шанс» (исправить оценку или поставить незаслуженную «5»)
Коллективный способ учения. Этот способ основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель-ученик и, что самое главное, ученик-ученик. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. В основу этой новой педагогической технологии положена работа учащихся в парах постоянного и сменного состава. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают более увлеченно, учатся общению, конструктивному диалогу. У них вырабатываются навыки совместной работы (приложение 7). Повышение интереса к урокам биологии путем привлечения дополнительной литературы. К работе с дополнительной литературой на уроках биологии можно приучать детей с младших классов. Практически к каждому уроку можно подобрать дополнительный материал из художественной литературы, научной, занимательной. Для сильных учащихся можно подобрать более научную, научно-популярную литературу, а для детей с пониженным интересом к учебе и предмету желательно предлагать художественную, занимательную и энциклопедическую литературу. Разумеется, использование литературных материалов, не заменяет традиционных приемов учебной рабаты, а дополняет их, помогает усвоению биологии и предоставляет возможности для воспитательной работы. Применение дополнительной литературы способствует развитию эмоциональной сферы личности, привитию интереса к биологии, чтению. Важно, что в обучении вносится элемент занимательности, позволяющий избежать однообразия уроков. При этом формируется эмоционально-окрашенное, личностное отношение к изучаемому материалу, способствующее его усвоению. Ребята охотно участвуют в работе с дополнительной литературой, сами подбирают занимательный материал к уроку и готовят сообщения, а на уроке выступают перед своими одноклассниками. Учащиеся уже знают, что важно не только найти дополнительный материал, но и выбрать из него самое важное и интересно, и донести это в доступной форме своим товарищам. От этого будет зависеть и оценка. Устное народное творчество: загадки, пословицы, сказки - неотъемлемая часть культуры любого народа и очень многие из них можно использовать на уроках. Особенно ценно использование в учебном процессе загадок, так как они развивают наблюдательность ребенка, позволяют учителю без особых тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ученика. Создание условий для формирования положительной мотивации учения на уроках биологии достигается нами посредством дифференцированного и интегрированного подхода в обучении. Для этого вводятся активные формы обучения, в которых школьник занимает главенствующее место в приобретении и применении знаний. Дифференцированный подход, заключается в разделении каждого этапа обучения по уровню развития познавательного интереса в соответствии с особенностями мотивируемой им деятельности учащихся. При этом мы ориентируемся на следующие принципы:
• главное то, что усвоил ученик;
• возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного;
• реальная практическая дифференциация;
• открытость требований;
• признание прав ученика на выбор уровня обучения.
На уроках используется систематическое создание интеллектуальных затруднений для стимулирования познавательной поисковой деятельности учащихся. Результатом этого является самостоятельное открытие новых понятий, закономерностей, выявление новых свойств ранее изученных объектов, обобщение их на новом понятийном уровне. При этом перспектива решения проблемы собственными силами вдохновляет учащихся, мобилизует их волевые усилия, делает познавательный процесс привлекательным и личностно значимым. Также для формирования мотивации учения на уроках биологии мы используем интегрированное обучение, заключается в логике и методах изложения содержания предмета. При этом мы базируемся на диалектических принципах движения от простого к сложному, от единичного к общему, от абстрактного к конкретному, причинно-следственных связях между явлениями. Рассмотрим особенности нашей профессиональной деятельности по формированию мотивации учения на разных этапах урока биологии.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(198) "Разработка занятия с использованием интерактивных методов обучения на уроках математики у студентов в СПО "
["seo_title"] => string(117) "razrabotka-zaniatiia-s-ispol-zovaniiem-intieraktivnykh-mietodov-obuchieniia-na-urokakh-matiematiki-u-studientov-v-spo"
["file_id"] => string(6) "221269"
["category_seo"] => string(10) "matematika"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1435157341"
}
}