Одним из путей творческого восприятия считается систематическая научно- исследовательская работа.В школе, учащиеся принимают материал в готовом вилде, тоесть им не приходится думать, находить, делать открытия и выводы. при переходе на ФГОС, одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса стала организация учебно-исследовательской деятельности и развития её основного компонента- исследовательских умений, которые не только помогают лучше справиться с требованиями прграммы, но и развиваюту них логическое мышление, создало мотив учебной деятельности в целом. На наших уроках биологии мы с ребятами очень часто используем поисково- творческий метод работы, и это работа с микроскопами , с ноотбуком и проектором, виртуальные и реальные экскурсии. такие уроки мотивируют познавательную деятельность, способствуют лучшему запоминанию. Такой атрибут, как шапочка магистров, формирует в детях "взрослую"ответственность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«методическая разработка урока биологии по ФГОС »
урок биологии в 5 классе «Строение клетки. Ткани»
Данная разработка урока по теме «Строение клетки.Ткани» составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.
Тема урока: Строение клетки.Ткани.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель: изучить строение клетки, дать понятие ткани.
Задачи:
- образовательные: знать о строении клетки, а так же о тканях живого организма.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать строение клетки; названия тканей
- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;
- уметь отличать органические вещества от неорганических.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения работать с учебником.
2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
3. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
4. Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные термины и понятия: Строение клетки: Ядро, мембрана, вакуоль, клеточная стенка.
Ход урока:План урока:
Организационный момент: (дети в шапочках магистров)
2. Изучение нового материала.
3. История открытия увеличительных приборов.
4. История открытия клеток.
5. Строение клетки.
6. Многообразие клеток.
7. Размножение клеток.
8.Ткани.
9. Закрепление изученного материала.
10. Выставление отметок, домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент. (работа по группам)
Здравствуйте, ребята, садитесь. Урок сегодня не простой,
Нам много предстоит узнать,
Читать, писать, смотреть, считать И на вопросы отвечать.
2. Изучение нового материала. Учитель: - уважаемый учённый совет, нам сегодня предстоит решение непростых вопросов. Дети из детского садика спрашивают: (достаю письмо и зачитываю)«Уважаемые члены учённого совета, просим пояснить, как устроен наш организм. Собирали с воспитателями пазлы, а она сказала, что и наш организм похож на пазл?! Так ли это? Помогите, мы в ожидании научного объяснения» Ну что, поможем деткам?
Наверное, каждый из вас неоднократно держал в руках увеличительное стекло. Как оно называется?( лупа). Скажите, что же можно делать с помощью увеличительного стекла?
Да, можно выжигать, добывать огонь, читать мелкие буквы, рассматривать мелкие предметы. Вот видите, как много способов применения можно найти для простой лупы.
А еще мы познакомимся с учеными, которые своими изобретениями помогли нам увидеть живую клетку, с помощью увеличительных приборов. Их портреты лежат у Вас на столе. Давайте найдём в брошюрках рассказ о лупе.
(Читает ученик)Лупа была известна еще в Древней Греции. За 400 лет до нашей эры драматург Аристофан описывал свойства увеличительного стекла в одной из своих комедий. Но обычная лупа дает не очень большое увеличение. Она может увеличивать в 2 – 30 раз.
Я думаю, что всем вам известен увеличительный прибор, способный увеличивать гораздо сильнее. Что это за прибор?
Конечно, это микроскоп.(Прочитаем в брошюрке о нём) (читает ученик)Первый микроскоп появился не так давно. Всего навсего 300 лет назад. Изобретателем этого гениального прибора считают голландца Антонио Ван Левенгука. Левенгук был простым торговцем, но был очень любопытен. Он первым обнаружил живые существа в капле воды. За свои открытия он даже был избран членом королевского общества, к нему в гости приезжала сама английская королева. Его микроскоп давал увеличение в 300 раз, он был похож на этажерку из увеличительных стекол, чем на современный микроскоп, который дает увеличение в 3500 раз, а электронный микроскоп в сотни тысяч раз. Усовершенствовал микроскоп английский ученый Роберт Гук. Он изобрел специальный осветитель для микроскопа.
А сейчас, откройте рабочие тетради, и мы обозначим части микроскопа. Я показываю на микроскопе, а вы соединяете линией название части микроскопа и рисунка.
Известен Роберт Гук стал не только тем, что усовершенствовал микроскоп. Он первым увидел клетки, рассматривая срез пробки дуба. Ячейки, которые он увидел, назвал клетками. Именно это название мы используем до сих пор. Потом Гук видел клетки и на срезах растений. И долгое время считали, что из клеток состоят только растения. Но ведь организмы состоят из набора клеток, выполняющих определённые функции. Найдите в тексте учебника, что образуют таки группы клеток? (ткани)
Итак, давайте скажем, как называется тема нашего урока? (дети выдвигают гипотезы) А как вы думаете, что мы с вами сегодня должны изучить?(молодцы)Все согласны? (дети поднимают цветные таблички: красная- согласны, синяя- не, зелёная- сомневаюсь, есть вопрос).
А теперь, мы рассмотрим строение растительной клетки., внимание на доску.(работа с презентацией)Клетка – основная единица живого организма. Кроме того, клетка и сама живая. Все организмы представляют собой одну свободноживущую клетку или объединение какого – то количества клеток. Клетка состоит из органоидов, которые выполняют в ней определенные функции.
Каждая клетка имеет оболочку, которая защищает ее от окружающей среды. В оболочке есть поры, через них поступают необходимые для жизни клетки питательные вещества и количество воды.
Чем заполнено внутреннее пространство клетки, найдите в тексте параграфа.(Внутреннее пространство клетки заполнено полужидким веществом, которое называется цитоплазмой. Цитоплазма постоянно движется, тем самым обеспечивает перенос питательных веществ по всей клетке.) Молодцы
Найдите, что является важнейшим органоидом клетки?(Важнейшим органоидом клетки является ядро. Оно несёт наследственную информацию.)
В растительной клетке присутствуют пластиды, которые придают клеткам различную окраску. Они различаются по цвету, размерам и функциям.
Итак, мы с вами рассмотрели главные органоиды клетки и что же нового мы узнали?(узнали, что клетка способна питаться и дышать.) Все согласны?
А сейчас, откройте ваши рабочие тетради и подпишите главные органоиды клетки. Какие это органоиды?
Клетки бывают не только растительные, животные и клетка бактерии. В учебнике, посмотрите, нарисованы разнообразные клетки. Они все различаются по своей форме, цвету и размерам, но каждая клетка одинакова по своему строению. Все они имеют главные органоиды: ядро, цитоплазму и оболочку. В ваших рабочих тетрадях нарисованы различные клетки и мы сейчас их подпишем.
Уважаемые учённые, все клетки способны размножаться (рассматриваем презентацию: «Митоз» деления клеток).
3. Закрепление изученного материала.
Итак, уважаемые члены учённого совета, как вы думаете, сможем мы ответить детям детского сада? Итак давайте напишем им письмо(0 пишет учитель и выводится всё на экран) «Дорогие дети, конечно наш организм похож на ваши пазл, но только более сложный «клеточный пазл», каждый из которых помогает расти и развиваться вашему организму и не только вашему, но ещё и организмам населяющим нашу Землю- растениям. Более подробно вы познакомитесь с этим в 5 классе. Желаем вам здоровья и хорошего настроения. Учащиеся 5 класса» В момент написания письма, повторяются основные новые понятия и определения.
4. Выставление оценок за урок.
5.Д/З: дома вам задание: выучить записи в тетради и творческое задание: в форме аппликации сделать клетку.