kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме: «Доказательства происхождения человека от животных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока соответствует стандартам ФГОС и ГОСО и составлена в соответствии с КТП по биологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: «Доказательства происхождения человека от животных»»


Урок: №54.

Класс: 9

Предмет: биология

Тема: Доказательства происхождения человека. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Труд и происхождение человека. Факторы антропогенеза.

Тип урока: изучение с первичным закреплением новых знаний.

Цель: сформировать знания о происхождении и эволюции человека в результате развития животного мира на Земле.

Задачи.

Образовательные: познакомить с взглядами некоторых ученых на эту глобальную проблему, рассмотреть доказательства происхождения человека, сходство и различия человека и человекообразных обезьян, место человека в системе животного мира, факторы антропогенеза;

Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изучаемый материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, чувство коллективизма, сопереживания; совершенствовать навыки групповой работы.

** Формирование базовых знаний об эволюции человека и движущих факторах антропогенеза, дальнейшее развитие навыков работы с текстом учебника, заполнению базовых синтез-таблиц, воспитание культуры поведения и естественнонаучной картины мира в процессе индивидуальной работы с учеником, имеющим диагноз ЗПР.

Оборудование: приложения, таблицы.

ХОД УРОКА

Происхождение человека – одна из самых сложных и интригующих глав эволюции на Земле, "мучительная, древняя загадка”

(Г.Гейне).

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг. момент

Я пришла к вам на урок с отличным настроением, которое можно сравнить с солнцем (показываю изображение солнца)!

А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Покажите, какое у вас настроение. Я рада, что у вас хорошее настроение

Р

Коллект




II. Мотивация


Мы закончили изучение темы «Развитие органического мираНе менее интересным является вопрос “Происхождение человека”. Мы откуда появились? Звезд далёких порожденье? Или все ж планете нашей
Мы обязаны рожденьем? Надел душой Создатель? Или разум как зарница. Вспыхнул в теле наших предков?
Как могли мы появиться?! Скрыто тайной все навеки. НО откуда б мы ни взялись, Раз, возникнув Человеком,
Надо, чтоб мы им оставались. ».

Я думаю, что каждый из вас задумывался над данным вопросом.

Запишите тему урока: Доказательства происхождения человека. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Труд и происхождение человека. Предпосылки антропогенеза.

Р




Работа в группах

+



+





III. Изучение н/м:



















А). Развитие взглядов по вопросу о происхождении человека.

Человечество с незапамятных времен интересовалось вопросом своего происхождения. Попытки понять и объяснить возникновение человека можно встретить в легендах, сказаниях, верованиях.

Выступления учащихся с сообщениями легенды и мифы по данному вопросу.

В древней философии в решении этого вопроса существовало 2 направления:

  • материалистическое, пытающиеся объяснить происхождения человека (ПЧ) естественным путем;

  • идеалистическое, утверждающее, что человек создан сверхъестественными божественными силами, которое господствовало в течение многих веков.

В Библии рассказывалось о том, как, сотворив чудесным образом мир, растения и животных, бог затем создал из земного праха людей. Рассказ этот в различных частях Библии выглядит по- разному. Библия полна противоречий, поэтому в средние века католическая церковь запрещала чтение этой «священной книги» всем, кроме духовенства.

Церковники всячески препятствовали постановке вопроса о ПЧ, преследуя и карая всех, кто посмел усомниться в Библии.

Идея о естественном ПЧ могла вырасти лишь на почве материалистического мировоззрения, истоки которого мы находим в античное время. Так, Анасимандр (VI в до н.э.) считал, что первые живые существа возникли из ила, нагретого солнцем. Затем некоторые из них переселились на сушу, где и подверглись дальнейшим изменениям. Он полагал, что таким путем возник человек.

В XVIII в. Появились довольно полные анатомические описания обезьян.

К.Линней поместил человека и обезьян в один отряд приматов.

В конце XVIII в. – начале XIXв. Появляются и первые эволюционные представления о ПЧ.

«Изучив все части тела всех животных, - пишет А.Каверзнев, - и, сравнив их друг с другом, надо будет признать, что все животные происходят от одного общего ствола. Ибо, не говоря уже об органах пищеварения, кругооборота соков, об органах движения, которые имеют все животные, у всех животных наблюдается удивительное сходство, которое, по большей части, соединяется с внешним несходством. С этой точки зрения можно бы, пожалуй, не только кошку, льва, тигра, но и человека, обезьяну и всех других животных рассматривать, как членов одной единой семьи».

Ламарк одним из первых связал ПЧ с общей идеей эволюции. Он считал, что какая – то наиболее высокоразвитая обезьяна в силу, каких – то причин утратила привычку лазать по деревьям и стала ходить по земле на двух ногах. Изменившиеся условия жизни изменили и строение этой обезьяны- освободили руки, изменили жевательный аппарат. Новые потребности завершились возникновением сознания и речи. Однако механизм этого процесса Ламарк объяснить не смог.

Ч.Дарвин в «Происхождение видов» специально не останавливался на вопросах антропогенеза, он лишь вскользь упоминает о том, что его теория, возможно, прольет свет на вопрос о ПЧ, что вызвало негодование со стороны церковников.

Сравнивая строение тела человека и человекообразных обезьян, Дарвин сделал вывод, что человек произошел от общих с обезьянами предков.

Ч.Дарвин в своей книге "Происхождение человека и половой отбор” (1871г) рассматривал вопрос о положении человека в природе.

Работа в группах по заданию:

Прочитайте предложенные тезисы из данной работы Ч.Дарвина, обсудите их, выскажите свои рассуждения по вопросу ПЧ.

1 и 2 группы:

"Я старался по мере сил доказать мою теорию, и, мне кажется, мы должны признать, что человек со всеми его благородными качествами, с его божественным умом, который постиг движение и устройство Солнечной системы, словом, со всеми высокими способностями, все-таки носит в своем физическом строении неизгладимую печать низкого происхождения”.

3 и 4 группы:

"Земля долго готовилась к принятию человека, и в одном отношении это строго справедливо, потому что человек обязан своим существованием длинному ряду предков. Если бы отсутствовало какое – либо из звеньев этой цепи, человек не был бы тем, кто он есть…”

(Отчеты групп).

Дарвин не сумел найти ответ на вопрос: почему произошел резкий и относительно быстрый переход от обезьяны к человеку?

Это смог сделать Ф.Энгельс, создавший трудовую теорию антропогенеза, которую изложил в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Б). Доказательства ПЧ от животных.

Работа в группах по заданиям:

Используя материал на страницах 253- 255 параграфа 54 учебника под редакцией М.Гильманова, подготовьте материал по предложенному доказательству , обсудите в группах, запишите в тетради и выступите с ним перед классом:

1 группа: Сравнительно- анатомические доказательства. 2 группа: Биохимические доказательства.

3 группа: Палеонтологические доказательства. 4 группа: Эмбриологические доказательства.

В). Систематическое положение человека.

Проблемный вопрос: Что же представляет Человек разумный среди всего многообразия видов в природе?

Человек – биологический вид, являющийся частью биосферы и, следовательно, продуктом её эволюции.

Используя таблицу 17 на страницах 253 параграфа 54 учебника под редакцией М.Гильманова, выполните ряд заданий:

  1. Разберите и запишите в тетради систематическое положение человека.

  2. Изучите принадлежность человека к каждой из этих таксономических групп.

  3. Почему ученые определили человеку такое место в системе органического мира?

Империя – Клеточные Надцарство – Ядерные Царство – Животные Подцарство – Многоклеточные

Тип – Хордовые Подтип - Позвоночные Класс – Млекопитающие Подкласс - Плацентарные

Отряд – Приматы Семейство – Гоминиды Род – Человек Вид – Человек разумный

Г). Сходство человека и человекообразных обезьян.

Используя приложение № 2, выделите основные черты сходства человека и человекообразных обезьян и запишите их в тетради:

(Примерный ответ: Современные человекообразные обезьяны (шимпанзе, горилла, орангутанг, гиббон) и человек.

1.не имеют хвоста; 2.могут ходить на задних конечностях, хотя опираются при этом на руки; 3.строение зубов;

4.на пальцах ногти; 5.состав крови близок к человеческому; 6.могут болеть гриппом, оспой, холерой и другими инфекционными болезнями, заражаться теми же паразитами; 7.обладают хорошей памятью, могут применять простейшие орудия, например, палки или камни при добывании пищи; 8.эмоции они выражают почти как так же, как человек: смеются, плачут, сердятся, ласкают детенышей.

Д). Различия человека и человекообразных обезьян.

Основные анатомические отличия заключаются в особенностях строения черепа, позвоночного столба, конечностей, мозга, в весе головного мозга, в способности человека говорить и мыслить, и самое главное, в общественном укладе жизни.

Используя приложение № 3, выделите основные черты различия между человекообразными обезьянами и человеком и заполните таблицу «Различие человека и человекообразных обезьян»:

Части тела

Морфологические признаки

Человек

Человекообразные обезьяны





Е). Предпосылки антропогенеза.

Антропогенез (от греч. «antropos»- человек, «genesis»– происхождение, возникновение) – происхождение человека, становление его как вида..

Дарвин в своей работе применил эволюционную теорию к объяснению причин исторического развития человека действием биологических факторов эволюции видов в природе. Он пришел к выводу, что человек – неотъемлемая часть живой природы, и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира. Это стало крупнейшим событием понимания истории человека. Впервые была разработана биологическая теория происхождения человека.






Факторы антропогенеза




Социальные факторы

Биологические факторы



Трудовая деятельность

Общественный образ жизни

Сознание

Речь





Наследственность

Изменчивость

Изоляция

Борьба за существование

Естественный отбор









Таким образом, Дарвин открыл движущие силы эволюции, которые сыграли большую роль в развитии человека. Он считал, что изменения в организме древней человекообразной обезьяны привело к возникновению прямохождения, разделения функций между руками и ногами, развитию сознания.

Но вместе с тем в учении Дарвина не были раскрыты социальные факторы эволюции человека.

Р

ЧП

ИП


Р


















Р

ИП

НО


















Р
ИП

ПП














Р

ИП












Р
ИП
ЧП




















Р

ИП















Р

ИП












Р

Коллект




Индивид


















Коллект




















Работа в парах















Работа в группах












Работа в группах





















Работа в группах















Работа в группах












Коллект

+




+


















+




















+
















+













+






















+
















+













+

+




+


















+




















+
















+













+






















+
















+













+

Диалог и работа в паре «быстрый-медленный»







































Коррекция и контроль ученика со стороны учителя














































Контроль и коррекция заполнения базовой таблицы

IV. Закрепление




А). Устно:

1. Можно ли считать современных человекообразных обезьян предками человека?

2. У кого, по вашему мнению, унаследованы основные черты человеческого тела: костный скелет, пятипалые конечности, легочное дыхание, дифференцированная зубная система, наличие диафрагмы, молочные железы, теплокровность, плацента, живорождение.

3. Что называется антропогенезом?

4. Назовите факторы антропогенеза.

5. Происходит ли эволюция высших приматов в наше время7

Р

Коллект

+

+

Конструктивный диалог в паре «быстрый-медленный»

V. Подведение итогов

Работая в группах, учащиеся самостоятельно делают выводы урока, с которыми один представитель каждой группы выступает перед товарищами.

Анализ выступлений групп.

Выставление оценок.

Р

Индивид




VI. Д/З:

§ 54 Ответьте письменно на один из предложенных вопросов письменно:

Как вы считаете, что появилось раньше: речь или групповой образ жизни? Свою точку зрения объясните.

Р

Индивид




VII.

Рефлексия

Подумайте и скажите:

пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке? И почему вы так считаете?

Завершить урок я хочу словами О..Хайяма:

"Конечно, цель всего творенья – мы,

Источник знанья и прозренья – мы,

Круг мирозданья подобен перстню,

Алмаз в том перстне, без сомненья – мы”

Р

Индивид















Приложение №1:

Представления индусов о возникновении человечества: некогда Вселенная была окутана мраком без проблесков света. Всюду простиралась вода, а земля лишь была дном океанов. Внезапно посередине океана возникло Золотое яйцо, в котором таился Зародыш, который, когда разбил скорлупу, стал первобогом Брахмой и силой своего духа породил сыновей.

Китайское предание гласит, что в глубокой древности существовал лишь мрачный хаос, в котором сами собой сформировались 2 начала – инь (темное, холодное, женское) и ян (светлое, теплое, мужское).

Древнегерманская и скандинавская мифология: первые мужчина и женщина были созданы из деревьев триадой богов сознания : мужчина из ясеня, женщина – из вяза.

Ханты: считали, что Коники создал человека из глины и из березовых веточек.

Приложение №2:

Человекообразные обезьяны (гиббоны, орангутанги, гориллы, шимпанзе) обладают признаками, сближающих их с человеком. Например, большой размер тела, отсутствие хвоста, сходная форма ушной раковины, крупный мозг с развитыми бороздами и извилинами, эмоции (одинаковое выражение чувств радости, гнева, печали), строение внутренних органов (почек, легких и др.), в наличие аппендикса и пр. , группы крови (О, А, В, АВ) и её иммунные свойства. По совокупности особенностей анатомического строения и ряду физиологических показателей наибольшее сходство с человеком обнаруживают шимпанзе и гориллы. Было установлено сходство генов у человека и шимпанзе (до 91%). Сходство в течение патологических процессов и инфекционных заболеваний делает человекообразных обезьян (особенно шимпанзе) наиболее полноценной моделью человеческого организма при биологических медицинских исследованиях. Человекообразные обезьяны нежно ласкают детенышей, заботятся о детях, но и наказывают их за непослушание. У них хорошо развита память, имеют высокоразвитую ВНД. Они способны использовать предметы природы как простейшие орудия. Для них характерно конкретное мышление. Обезьяны могут ходить на задних конечностях, опираясь на руки. На пальцах у обезьян, как у человека, ногти, а не когти.

Сходное строение зубов. Человек и обезьяны имеют общих паразитов (головная вошь), могут болеть гриппом, оспой, холерой, брюшным тифом, СПИДом и другими инфекционными болезнями.

Приложение № 3

Различия человека от человекообразных обезьян.

Между человеком и человекообразными обезьянами есть различия. Только человеку присуще истинное прямохождение и связанные с этим особенности строения S-образного позвоночника с 4 изгибами, низким расширенным тазом, уплощенной в переднезаднем направлении грудной клеткой, пропорциями конечностей (удлинение ног сравнительно с руками), сводчатой стопой, большой палец кисти противопоставлен остальным, большой палец на руке человека длиннее и подвижнее, чем у обезьян, а также особенности мускулатуры и расположения внутренних органов. На ногах, наоборот, у человека большой палец параллелен остальным, а у обезьян расположен под углом, поэтому их ноги могут выполнять хватательные движения. Череп человека более высокий и округленный, не имеет сплошных надбровных дуг; мозговая часть черепа в большей степени преобладает над лицевой, лоб высокий, челюсти слабые, с маленькими клыками, подбородочный выступ отчетливо выражен. Мозговая часть черепа у человека больше лицевой, а у обезьян – меньше. У человека на 15кг веса тела приходится примерно 400г мозга (1400 – 1600см3), а у шимпанзе на тот же вес тела – почти вдвое меньше мозга (600см3). Таким образом, мозг человека примерно в 3 раза больше мозга человекообразных обезьян по объему, в 3-4 раза - по массе. Полушария мозга человека изобилуют глубокими извилинами, а у шимпанзе извилин меньше. Поверхность коры больших полушарий у человека в 3,5 раз больше, чем у шимпанзе.У человека сильно развита кора больших полушарий мозга, в которых расположены важнейшие центры психики и речи. Только человек обладает членораздельной речью, в связи с этим для него характерно развитие лобной, теменной и височной долей мозга, наличие особого головного мускула в гортани и других анатомических особенностей. Человеку присуще сознание и образное мышление, с чем связана деятельность (живопись, литература, наука). Вторая сигнальная система не врожденная, она формируется в процессе обучения человека в детском возрасте. Таким образом, для формирования человека обязательно требуется общество.

1 — человек, 2 — горилла, 3 — орангутан, 4 — гиббон

Части тела

Морфологические признаки

Человек

Человекообразные обезьяны

1.

Головной мозг

V мозга около 1600м3, развиты извилины, борозды и кора больших полушарий

V мозга около 600м3, менее развиты извилины, борозды и кора больших полушарий

2.

Лицо

Мозговая коробка преобладает над лицевым отделом черепа, облегчение челюстного аппарата, отсутствие надбровных валиков

Преобладает лицевой отдел черепа с мощными челюстями, ярко выражены надбровные валики

3.

Позвоночник

S – образная форма, наличие 4 изгибов

Изгибов нет

4.

Грудная клетка

Гудная клетка расширена в стороны


5.

Таз

Широкий таз принимает на себя основную нагрузку при хождении на двух ногах

Таз не широкий

6.

Передняя конечность

Менее длинные, большой палец кисти противопоставлен остальным, большая подвижность пальцев

Относительно более длинные кисти рук крюкообразные, хватательного типа, пальцы менее подвижны

7.

Стопа

Сводчатая стопа

Стопа плоская, свод отсутствует





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Завгородняя Алия Кажибаевна

Дата: 13.03.2018

Номер свидетельства: 461589


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства