А). Развитие взглядов по вопросу о происхождении человека. Человечество с незапамятных времен интересовалось вопросом своего происхождения. Попытки понять и объяснить возникновение человека можно встретить в легендах, сказаниях, верованиях. Выступления учащихся с сообщениями легенды и мифы по данному вопросу. В древней философии в решении этого вопроса существовало 2 направления: материалистическое, пытающиеся объяснить происхождения человека (ПЧ) естественным путем; идеалистическое, утверждающее, что человек создан сверхъестественными божественными силами, которое господствовало в течение многих веков. В Библии рассказывалось о том, как, сотворив чудесным образом мир, растения и животных, бог затем создал из земного праха людей. Рассказ этот в различных частях Библии выглядит по- разному. Библия полна противоречий, поэтому в средние века католическая церковь запрещала чтение этой «священной книги» всем, кроме духовенства. Церковники всячески препятствовали постановке вопроса о ПЧ, преследуя и карая всех, кто посмел усомниться в Библии. Идея о естественном ПЧ могла вырасти лишь на почве материалистического мировоззрения, истоки которого мы находим в античное время. Так, Анасимандр (VI в до н.э.) считал, что первые живые существа возникли из ила, нагретого солнцем. Затем некоторые из них переселились на сушу, где и подверглись дальнейшим изменениям. Он полагал, что таким путем возник человек. В XVIII в. Появились довольно полные анатомические описания обезьян. К.Линней поместил человека и обезьян в один отряд приматов. В конце XVIII в. – начале XIXв. Появляются и первые эволюционные представления о ПЧ. «Изучив все части тела всех животных, - пишет А.Каверзнев, - и, сравнив их друг с другом, надо будет признать, что все животные происходят от одного общего ствола. Ибо, не говоря уже об органах пищеварения, кругооборота соков, об органах движения, которые имеют все животные, у всех животных наблюдается удивительное сходство, которое, по большей части, соединяется с внешним несходством. С этой точки зрения можно бы, пожалуй, не только кошку, льва, тигра, но и человека, обезьяну и всех других животных рассматривать, как членов одной единой семьи». Ламарк одним из первых связал ПЧ с общей идеей эволюции. Он считал, что какая – то наиболее высокоразвитая обезьяна в силу, каких – то причин утратила привычку лазать по деревьям и стала ходить по земле на двух ногах. Изменившиеся условия жизни изменили и строение этой обезьяны- освободили руки, изменили жевательный аппарат. Новые потребности завершились возникновением сознания и речи. Однако механизм этого процесса Ламарк объяснить не смог. Ч.Дарвин в «Происхождение видов» специально не останавливался на вопросах антропогенеза, он лишь вскользь упоминает о том, что его теория, возможно, прольет свет на вопрос о ПЧ, что вызвало негодование со стороны церковников. Сравнивая строение тела человека и человекообразных обезьян, Дарвин сделал вывод, что человек произошел от общих с обезьянами предков. Ч.Дарвин в своей книге "Происхождение человека и половой отбор” (1871г) рассматривал вопрос о положении человека в природе. Работа в группах по заданию: Прочитайте предложенные тезисы из данной работы Ч.Дарвина, обсудите их, выскажите свои рассуждения по вопросу ПЧ. 1 и 2 группы: "Я старался по мере сил доказать мою теорию, и, мне кажется, мы должны признать, что человек со всеми его благородными качествами, с его божественным умом, который постиг движение и устройство Солнечной системы, словом, со всеми высокими способностями, все-таки носит в своем физическом строении неизгладимую печать низкого происхождения”. 3 и 4 группы: "Земля долго готовилась к принятию человека, и в одном отношении это строго справедливо, потому что человек обязан своим существованием длинному ряду предков. Если бы отсутствовало какое – либо из звеньев этой цепи, человек не был бы тем, кто он есть…” (Отчеты групп). Дарвин не сумел найти ответ на вопрос: почему произошел резкий и относительно быстрый переход от обезьяны к человеку? Это смог сделать Ф.Энгельс, создавший трудовую теорию антропогенеза, которую изложил в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Б). Доказательства ПЧ от животных. Работа в группах по заданиям: Используя материал на страницах 253- 255 параграфа 54 учебника под редакцией М.Гильманова, подготовьте материал по предложенному доказательству , обсудите в группах, запишите в тетради и выступите с ним перед классом: 1 группа: Сравнительно- анатомические доказательства. 2 группа: Биохимические доказательства. 3 группа: Палеонтологические доказательства. 4 группа: Эмбриологические доказательства. В). Систематическое положение человека. Проблемный вопрос: Что же представляет Человек разумный среди всего многообразия видов в природе? Человек – биологический вид, являющийся частью биосферы и, следовательно, продуктом её эволюции. Используя таблицу 17 на страницах 253 параграфа 54 учебника под редакцией М.Гильманова, выполните ряд заданий: Разберите и запишите в тетради систематическое положение человека. Изучите принадлежность человека к каждой из этих таксономических групп. Почему ученые определили человеку такое место в системе органического мира? Империя – Клеточные Надцарство – Ядерные Царство – Животные Подцарство – Многоклеточные Тип – Хордовые Подтип - Позвоночные Класс – Млекопитающие Подкласс - Плацентарные Отряд – Приматы Семейство – Гоминиды Род – Человек Вид – Человек разумный Г). Сходство человека и человекообразных обезьян. Используя приложение № 2, выделите основные черты сходства человека и человекообразных обезьян и запишите их в тетради: (Примерный ответ: Современные человекообразные обезьяны (шимпанзе, горилла, орангутанг, гиббон) и человек. 1.не имеют хвоста; 2.могут ходить на задних конечностях, хотя опираются при этом на руки; 3.строение зубов; 4.на пальцах ногти; 5.состав крови близок к человеческому; 6.могут болеть гриппом, оспой, холерой и другими инфекционными болезнями, заражаться теми же паразитами; 7.обладают хорошей памятью, могут применять простейшие орудия, например, палки или камни при добывании пищи; 8.эмоции они выражают почти как так же, как человек: смеются, плачут, сердятся, ласкают детенышей. Д). Различия человека и человекообразных обезьян. Основные анатомические отличия заключаются в особенностях строения черепа, позвоночного столба, конечностей, мозга, в весе головного мозга, в способности человека говорить и мыслить, и самое главное, в общественном укладе жизни. Используя приложение № 3, выделите основные черты различия между человекообразными обезьянами и человеком и заполните таблицу «Различие человека и человекообразных обезьян»: № | Части тела | Морфологические признаки | Человек | Человекообразные обезьяны | | | | | Е). Предпосылки антропогенеза. Антропогенез (от греч. «antropos»- человек, «genesis»– происхождение, возникновение) – происхождение человека, становление его как вида.. Дарвин в своей работе применил эволюционную теорию к объяснению причин исторического развития человека действием биологических факторов эволюции видов в природе. Он пришел к выводу, что человек – неотъемлемая часть живой природы, и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира. Это стало крупнейшим событием понимания истории человека. Впервые была разработана биологическая теория происхождения человека. Факторы антропогенеза Социальные факторы Биологические факторы Трудовая деятельность Общественный образ жизни Сознание Речь Наследственность Изменчивость Изоляция Борьба за существование Естественный отбор Таким образом, Дарвин открыл движущие силы эволюции, которые сыграли большую роль в развитии человека. Он считал, что изменения в организме древней человекообразной обезьяны привело к возникновению прямохождения, разделения функций между руками и ногами, развитию сознания. Но вместе с тем в учении Дарвина не были раскрыты социальные факторы эволюции человека. |