kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по биологии для 7 класса: Технологическая карта урока по теме "Естественные и искусственные биоценозы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка по биологии к уроку 7 класса по теме "Естественные и искусственные биоценозы" поможет учителю провести урок, согласно требованиям ФГОС. В разработке использовались приемы технологии развития критического мышления "Бортовой журнал " и "Синквейн".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по биологии для 7 класса: Технологическая карта урока по теме "Естественные и искусственные биоценозы"»

Разработка урока

УМК: «УМК по биологии «Линия жизни» под редакцией Пасечника В.В., 5-9 классы; учебник для общеобразовательных учреждений, «Биология. Животные.7 класс», авторы: Латюшин В.В., Шапкин В.А., Дрофа, М., 2014г.

Тема: «Естественные и искусственные биоценозы».

Участники: обучающиеся 7 класса.

Учитель биологии:

Образовательное учреждение:

Оборудование: учебники, тетради, технологические карты, тесты, ПК, презентации.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: самостоятельная работа с учебником, с презентациями, групповая.

Формы контроля: тестирование, составление синквейна, устно: беседа.

Цели:

Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, поиска решений проблемных вопросов через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении; сформировать умения отличать естественные биоценозы от искусственных.

Содержательная: формирование системы понятий: биоценоз, естественные биоценозы, искусственные биоценозы, устойчивость биоценозов, ярусность: пространственная и временная, продуценты, консументы, редуценты, цепи питания.

Образовательная: изучить состав обитателей в каждом биоценозе, убедиться в том, что пространственная ярусность характерна как для растений, так и для животных, изучить механизм цепей питания.

Задачи:

Образовательные:

- формировать знания о строении биоценоза, охарактеризовывать естественный и искусственный биоценоз;

- формировать знания об устойчивости биоценоза, его зависимости от ярусности.

- формировать знания о пищевой цепи, о ее составляющих компонентах.

Развивающие:

- совершенствовать навыки работать с наглядными пособиями;

- формировать умения: сравнивать, выделять главное, обобщать, анализировать, мыслить логически.

Воспитательные:

- воспитывать ответственное отношение к выполнению полученного задания;

- воспитывать осознанное отношение к сохранению биоценозов.

Формирование УУД

Познавательные УУД: репродуктивные (отвечать на вопросы, используя текст, экспериментировать по подробной инструкции, заполнять таблицу, пересказывать текст), эвристические (составлять таблицу с целью обобщения фактов, формулировать выводы).

Коммуникативные УУД: умение работать в группе, вступать в диалог и вести его.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме, саморегуляция и самооценка. коррекция.

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание.

Методы:

Основной:  наглядные (работа с учебником, рисунками, иллюстрациями, фотографиями, таблицами), словесные (беседа, диалог), практические (работа с наглядными пособиями).

Дополнительный: частично – поисковый.




Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя.

Содержание учебного материала.

Деятельность обучающихся.

Форма деятельности обучающихся.


Формирование УУД


Инициализация урока (4 мин.)

Обращаю внимание учеников на ключевые слова, помещенные на доске - ареал, виды, численность, фитоценоз, зооценоз.

Прошу дать объяснение тем понятиям, которые уже известны; на основе имеющихся знаний предлагаю назвать тему урока.

  1. Предлагаю посмотреть ролик.

  2. Дают пояснения ключевым словам, помещенным на доске.

  3. Называют тему урока, согласно ключевым понятиям.







Дают пояснения ключевым словам, называют тему урока (познавательные).

Обсуждают понятия (регулятивные).

Строят понятные для собеседника высказывания (коммуникативные).

Учатся смыслообразованию (личностные).


Определение потребностей и мотивов

(2 мин.)

Прием «Бортовой журнал».

Беседа по вопросам:

1. Что такое природное сообщество?

2. Какие отношения характеризуют сообщество?











1. Отвечают на вопросы.

2. По итогам беседы заполняют «бортовой журнал» (левую часть колонки).


Что знаю по данной теме

Новое, неизвестное

1. Природное сообщество-совокупность организмов, населяющих определенный ареал.

2. Сообщество характеризуется отношениями: пищевыми, поведенческими.




Смыслообразование

(личностные).

Ответы на вопросы, структурирование знаний (репродуктивные - познавательные).

Выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме (регулятивные).

Оценивание своих знаний (регулятивные).


Целеполагание и мотивация

(3 мин.)

Создаю проблемную ситуацию: три «почему»:

  • Почему растения и животные живут вместе?

  • Почему никто никому не мешает?

  • Почему сообщество по времени живет долго?


Прошу сформулировать цели урока.




Подвожу учащихся к формулированию гипотезы.

Формулируют проблему: не зная особенностей существования сообщества, нельзя объяснить, почему все уживаются.







Формулируют цели урока:

-углубить понятие «Сообщество»

-сформировать знания об особенностях состава сообщества и его существования.


Формулируют гипотезу: если мы узнаем состав сообщества, то сможем понять, почему сообщество может жить долго.


Формулирование проблемы (познавательные, постановка и решение проблемы)







Формулирование цели (познавательные, общеучебные).



Выдвижение гипотезы (познавательные, логические).

Проверка принятой гипотезы

(работа в группах - 16 мин.)

Прием «Бортовой журнал».







Предлагаю обучающимся поработать в 4 группах.

Каждая группа получает технологическую карту.









Работают в группах.

1. Изучают материал учебника на стр. 268-271, презентацию (слайды 9,10,11), рассматривают рисунки, наглядные пособия.

В ходе самостоятельной работы, а также ответов выясняют и уточняют: почему биоценоз устойчив, какая бывает ярусность, каковы компоненты пищевой цепи.

2. Один ученик представляет презентацию по теме «Отличия естественного и искусственного биоценоза».

3. Проводят наблюдения, заполняют 2-ю колонку таблицы.


Что знаю по данной теме

Новое, неизвестное

1. Природное сообщество-совокупность организмов, населяющих определенный ареал.

2. Сообщество характеризуется отношениями: пищевыми, поведенческими.


1. Естественные и искусственные биоценозы.

2. Устойчивость биоценозов обеспечивается ярусностью.

3. Ярусность: пространственная и временная.

В цепи питания продуценты, консументы 1 порядка, консументы 2 порядка, редуценты.

4. Отличия естественного и искусственного биоценозов.



Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение высказывания в письменной форме, смысловое чтение (познавательные, общеучебные)

Заполнение таблицы: сравнение, классификация объектов по выделенным признакам (познавательные, логические),

Решение практической задачи, контроль в форме сличения способа действия (регулятивные).












Валеоминута

(2 мин.)


Прошу детей послушать звуки природы и отгадать, кому они принадлежат.

Слушают звуки природы, отдыхают.





Закрепление материала

(3 мин.)

Прием «Синквейн».


Предлагаю из выданных пособий составить пищевую цепь.

Предлагаю детям составить синквейны по новым понятиям.

Составляют пищевую цепь.

Составляют синквейны.

Оценивают свои знания по усвоению новых понятий (регулятивные).

Итоговый самоконтроль

(5 мин.)


Раздаю тесты по теме.

Выполняют задания по тестам.

Саморегуляция и самооценка (регулятивные)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (

познавательные, общеучебные)

Домашнее задание

(1мин.)

§53, творческое задание: на формате А-4 составить кроссворд с новыми понятиями.


Записывают задание на дом.

Оценка, что подлежит изучению (регулятивные)

Рефлексия

(3 мин.)

Предлагаю провести самопроверку теста.

Выполняют самопроверку (слайд15).

Саморегуляция и самооценка (регулятивные)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (

познавательные)































Приложение

Технологическая карта урока

Шаги работы

Выполняемые действия

1

Определить состав группы:

Чернова (капитан команды), Ильченко, Леонтьев, Попова, Хачатурян, Казаков, Вартанян


2

Просмотр ролика (1 мин.)


3

Дать пояснения ключевым словам, помещенным на доске:

ареал, виды, численность, фитоценоз, зооценоз.

Назвать тему урока, согласно ключевым понятиям. (4 мин.)


4

Беседа по вопросам: (2 мин.)

1. Что такое природное сообщество?

2. Какие отношения характеризуют сообщество?


5

Записать число, тему урока.

По итогам беседы заполнить «бортовой журнал» (в тетради), (левую часть колонки), (2 мин.)

Что знаю по данной теме

Новое, неизвестное






6

Формулируем проблему, ориентируясь на три «почему»: (3мин.)

  • Почему растения и животные живут вместе?

  • Почему никто никому не мешает?

  • Почему сообщество по времени живет долго?

Формулируем цели урока.

Формулируем гипотезу.


7

Работаем в группах (14 мин.).

1. Изучить материал учебника на стр. 268-271, презентацию (слайды 9,10,11), рассмотреть рисунки, наглядные пособия.

В ходе самостоятельной работы, а также ответов выяснить и уточнить: почему биоценоз устойчив, какая бывает ярусность, каковы компоненты пищевой цепи.

2. Один ученик представляет презентацию по теме «Отличия естественного и искусственного биоценоза».

3. Провести наблюдения, заполнить 2-ю колонку таблицы «бортового журнала».


8

Валеоминута (Слушать звуки природы, отдыхать), (2 мин.)


9

Составить пищевую цепь из выданных пособий (разложить друг за другом).

Составить синквейны из новых понятий. (3 мин.)


10

Выполнить тест, (5 мин.)


11

Записать задание на дом (1 мин.) §53, творческое задание: на формате А-4 составить кроссворд с новыми понятиями.


12

Выполнить самопроверку (слайд 15), (3 мин.)



Приложение

Технологическая карта урока

Шаги работы

Выполняемые действия

1

Определить состав группы:

Ажогин (капитан команды), Беседин, Базаева, Капля, Мелибоева, Гапонова, Симашко


2

Просмотр ролика (1 мин.)


3

Дать пояснения ключевым словам, помещенным на доске:

ареал, виды, численность, фитоценоз, зооценоз.

Назвать тему урока, согласно ключевым понятиям. (4 мин.)


4

Беседа по вопросам: (2 мин.)

1. Что такое природное сообщество?

2. Какие отношения характеризуют сообщество?


5

Записать число, тему урока.

По итогам беседы заполнить «бортовой журнал» (в тетради), (левую часть колонки), (2 мин.)

Что знаю по данной теме

Новое, неизвестное






6

Формулируем проблему, ориентируясь на три «почему»: (3мин.)

  • Почему растения и животные живут вместе?

  • Почему никто никому не мешает?

  • Почему сообщество по времени живет долго?

Формулируем цели урока.

Формулируем гипотезу.


7

Работаем в группах (14 мин.).

1. Изучить материал учебника на стр. 268-271, презентацию (слайды 9,10,11), рассмотреть рисунки, наглядные пособия.

В ходе самостоятельной работы, а также ответов выяснить и уточнить: почему биоценоз устойчив, какая бывает ярусность, каковы компоненты пищевой цепи.

2. Один ученик представляет презентацию по теме «Отличия естественного и искусственного биоценоза».

3. Провести наблюдения, заполнить 2-ю колонку таблицы «бортового журнала».


8

Валеоминута (Слушать звуки природы, отдыхать), (2 мин.)


9

Составить пищевую цепь из выданных пособий (разложить друг за другом).

Составить синквейны из новых понятий. (3 мин.)


10

Выполнить тест, (5 мин.)


11

Записать задание на дом (1 мин.) §53, творческое задание: на формате А-4 составить кроссворд с новыми понятиями.


12

Выполнить самопроверку (слайд 15), (3 мин.)



Приложение

Технологическая карта урока

Шаги работы

Выполняемые действия

1

Определить состав группы:

Разенков (капитан команды), Кангина, Прохоров, Куролесова, Библя, Хаишев


2

Просмотр ролика (1 мин.)


3

Дать пояснения ключевым словам, помещенным на доске:

ареал, виды, численность, фитоценоз, зооценоз.

Назвать тему урока, согласно ключевым понятиям. (4 мин.)


4

Беседа по вопросам: (2 мин.)

1. Что такое природное сообщество?

2. Какие отношения характеризуют сообщество?


5

Записать число, тему урока.

По итогам беседы заполнить «бортовой журнал» (в тетради), (левую часть колонки), (2 мин.)

Что знаю по данной теме

Новое, неизвестное






6

Формулируем проблему, ориентируясь на три «почему»: (3мин.)

  • Почему растения и животные живут вместе?

  • Почему никто никому не мешает?

  • Почему сообщество по времени живет долго?

Формулируем цели урока.

Формулируем гипотезу.


7

Работаем в группах (14 мин.).

1. Изучить материал учебника на стр. 268-271, презентацию (слайды 9,10,11), рассмотреть рисунки, наглядные пособия.

В ходе самостоятельной работы, а также ответов выяснить и уточнить: почему биоценоз устойчив, какая бывает ярусность, каковы компоненты пищевой цепи.

2. Один ученик представляет презентацию по теме «Отличия естественного и искусственного биоценоза».

3. Провести наблюдения, заполнить 2-ю колонку таблицы «бортового журнала».


8

Валеоминута (Слушать звуки природы, отдыхать), (2 мин.)


9

Составить пищевую цепь из выданных пособий (разложить друг за другом).

Составить синквейны из новых понятий. (3 мин.)


10

Выполнить тест, (5 мин.)


11

Записать задание на дом (1 мин.) §53, творческое задание: на формате А-4 составить кроссворд с новыми понятиями.


12

Выполнить самопроверку (слайд 15), (3 мин.)



Приложение

Технологическая карта урока

Шаги работы

Выполняемые действия

1

Определить состав группы:

Тадевосян (капитан команды), Терновой, Пятибратова, Козлова, Куцова, Кузнецов, Фоменко


2

Просмотр ролика (1 мин.)


3

Дать пояснения ключевым словам, помещенным на доске:

ареал, виды, численность, фитоценоз, зооценоз.

Назвать тему урока, согласно ключевым понятиям. (4 мин.)


4

Беседа по вопросам: (2 мин.)

1. Что такое природное сообщество?

2. Какие отношения характеризуют сообщество?


5

Записать число, тему урока.

По итогам беседы заполнить «бортовой журнал» (в тетради), (левую часть колонки), (2 мин.)

Что знаю по данной теме

Новое, неизвестное






6

Формулируем проблему, ориентируясь на три «почему»: (3мин.)

  • Почему растения и животные живут вместе?

  • Почему никто никому не мешает?

  • Почему сообщество по времени живет долго?

Формулируем цели урока.

Формулируем гипотезу.


7

Работаем в группах (14 мин.).

1. Изучить материал учебника на стр. 268-271, презентацию (слайды 9,10,11), рассмотреть рисунки, наглядные пособия.

В ходе самостоятельной работы, а также ответов выяснить и уточнить: почему биоценоз устойчив, какая бывает ярусность, каковы компоненты пищевой цепи.

2. Один ученик представляет презентацию по теме «Отличия естественного и искусственного биоценоза».

3. Провести наблюдения, заполнить 2-ю колонку таблицы «бортового журнала».


8

Валеоминута (Слушать звуки природы, отдыхать), (2 мин.)


9

Составить пищевую цепь из выданных пособий (разложить друг за другом).

Составить синквейны из новых понятий. (3 мин.)


10

Выполнить тест, (5 мин.)


11

Записать задание на дом (1 мин.) §53, творческое задание: на формате А-4 составить кроссворд с новыми понятиями.


12

Выполнить самопроверку (слайд 15), (3 мин.)



7кл. Тест по теме «Естественные и искусственные биоценозы»

Выбрать один ответ на вопрос:

1. Что из перечисленного относится к искусственным биоценозам?

а) степь б) поле в) луг

2. Что из перечисленного относится к естественным биоценозам?

а) лес б) сад в) пруд

3. Как называется вертикальное пространственное деление биоценоза?

а) ярусность б) слоистость в) мозаичность

4. Как называются компоненты биоценоза - организмы, способные производить органические вещества из неорганических?

а) продуценты б) консументы в) редуценты

5. Как называются организмы, разрушающие отмершие остатки живых существ, превращая их в неорганические и простейшие органические соединения?

а) продуценты б) консументы в) редуценты

6. Кто является консументом второго порядка?

а) заяц б) орел в) мышь полевка

7. Из каких компонентов состоит биоценоз?

а) продуценты и консументы б) консументы и редуценты в) продуценты, консументы и редуценты

8. Как называются гетеротрофы, организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые автотрофами? 

а) продуценты б) консументы в) редуценты

9. Кто из этих организмов является редуцентом?

а) гриб б) волк в) дуб

Выбрать несколько правильных ответов:

10. Из предложенного списка организмов выпишите отдельно продуцентов:

1.Водоросли 2. Бактерии 3. Волк 4. Уж 5. Лисица 6. Сурок 7. Грибы 8. Ястреб 9. Зеленые растения

10. Кузнечик 11. Змея 12. Микроскопические водоросли 13. Заяц 14. Черви 15. Мышь 16. Ящерица

17. Рыбы



7кл. Тест по теме «Естественные и искусственные биоценозы»

Выбрать один ответ на вопрос:

1. Что из перечисленного относится к искусственным биоценозам?

а) степь б) поле в) луг

2. Что из перечисленного относится к естественным биоценозам?

а) лес б) сад в) пруд

3. Как называется вертикальное пространственное деление биоценоза?

а) ярусность б) слоистость в) мозаичность

4. Как называются компоненты биоценоза - организмы, способные производить органические вещества из неорганических?

а) продуценты б) консументы в) редуценты

5. Как называются организмы, разрушающие отмершие остатки живых существ, превращая их в неорганические и простейшие органические соединения?

а) продуценты б) консументы в) редуценты

6. Кто является консументом второго порядка?

а) заяц б) орел в) мышь полевка

7. Из каких компонентов состоит биоценоз?

а) продуценты и консументы б) консументы и редуценты в) продуценты, консументы и редуценты

8. Как называются гетеротрофы, организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые автотрофами? 

а) продуценты б) консументы в) редуценты

9. Кто из этих организмов является редуцентом?

а) гриб б) волк в) дуб

Выбрать несколько правильных ответов:

10. Из предложенного списка организмов выпишите отдельно продуцентов:

1.Водоросли 2. Бактерии 3. Волк 4. Уж 5. Лисица 6. Сурок 7. Грибы 8. Ястреб 9. Зеленые растения

10. Кузнечик 11. Змея 12. Микроскопические водоросли 13. Заяц 14. Черви 15. Мышь 16. Ящерица

17. Рыбы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Трущелева Светлана Семеновна

Дата: 26.03.2019

Номер свидетельства: 504799


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства