kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия "Лабораторное оборудование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие знакомит обучающихся с лабораторным оборудованием для проведения экспериментов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Лабораторное оборудование"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДВОРЕЦ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА







РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ


Руководитель: Спицына Ольга Олеговна

педагог дополнительного образования детей

Муниципальное образовательное автономное

учреждение дополнительногообразования

« Дворец детей и юношества»

676770, Амурская область,

г.Райчихинск, ул. Победы 20,

Телефон 2-05-92

E-mail: [email protected]


























Райчихинск 2018





Лабораторное оборудование

Здравствуйте, ребята.

Учитель: Сегодня утром я получила необычное письмо,

адресованное мне и вам

Давайте скорее его прочитаем.

Учитель читает письмо.

Привет, мальчишки и девчонки из 5 класса!

Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города –

Стекляшкин. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки!

Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас.

Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок

увеличительные стекла. Я даже сделал большую подзорную

трубу, в которую можно смотреть на луну и на звезды.

А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого

можно заглянуть внутрь живых объектов.

Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это

за прибор, как с ним правильно работать?

С уважением, ваш Стекляшкин.

Учитель: Ребята, какие же задачи поставил перед нами

Стекляшкин? (ответы учащихся).

Учитель: Правильно. Познакомится с увеличительными

приборами, с их устройством и с правилами работы.

Записи вы будете вести в рабочих листах.

Итак, возьмите рабочие листы, запишите число и тему урока

«Увеличительные приборы».

Изложение нового материала.

Беседа. (Фронтально)(2 мин)

 Для чего нужны увеличительные приборы?

 Что с их помощью можно рассмотреть?

 Какие увеличительные приборы вы знаете? (лупа,

микроскоп)

 Как выдумаете, какой из этих приборов был раньше

изобретен?

Демонстрация лупы.(4 мин)

 У вас на столах лежит лупа. Возьмите её рассмотрите.

 Во сколько раз увеличивает лупа? ( в 2-10 раз). Из каких

частей она состоит? ( из выпуклой линзы, оправы и

ручки). В своих рабочих листах подпишите части лупы.


А какой прибор может увеличить в большее количество раз?

Конечно же, это микроскоп.

А что обозначает это слово?

Слово «микроскоп» — это комбинация двух греческих слов:

«микрос» (маленький) и «скопос» (наблюдатель). Таким образом,

«микроскоп» означает «наблюдатель маленького». Это прибор,

использующийся для того, чтобы увидеть крошечные предметы,

невидимые невооруженным глазом.

Чтобы вы это не забыли, давайте запишем, что обозначает слово

«микроскоп» на рабочих листах.

Учитель:

Кто же изобрел микроскоп?

Игра «Линеечка» (фронтально)(5 мин)

А отгадать фамилию одного из первых изобретателей микроскопа

нам поможет игра «Линеечка».

1

2

3

4

5


1 клетка - последняя буква в слове, обозначающего науку о

связях живых организмов между собой и с окружающей их

средой. (экология)

2 клетка- 1 буква в слове, обозначающем среду обитания

человека (наземно-воздушная)

3 клетка – 3 буква слова, обозначающего увеличение размеров и

массы организма. (рост)

4 клетка – 6 буква слова, обозначающего живую оболочку земли.

(биосфера)

5 клетка – предпоследняя (4) буква слова, обозначающего

перевод с греческого «биос» (жизнь)

Рассказ учителя. (4 мин)

В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет

назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал

очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое

детей — два мальчика. Они очень любили забираться в

мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя

это и было им запрещено.

И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались

по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь

новенького, чем можно позабавиться?

На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу

валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался

вырезать кольца — оправу для очков.

Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший

мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу

развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его

удивлению, буквы стали огромными. Младший повернул трубку

на окно. И закричал на него ползло страшное лохматое,

шестиногое чудовище, которое потом, на проверку, оказалось

мухой

Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после

шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных

зернышек.

Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все

предметы.

О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал

бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки.

Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами,

длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше.

Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году

очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети.

Запись (1590 год очковый мастер Захария Янсен) на рабочих

листах.

Конечно, это был еще не настоящий микроскоп. Более

совершенные микроскопа были изобретены в 17 веке. Антони

ван Левенгук наблюдал за мельчайшими организмами в капле

воды. А Роберт Гук с помощью мощных микроскопов открыл

клетки, из которых состоят все живые существа. В наше время

хорошие оптические микроскопы дают увеличение в две тысячи

раз. А сверхсильные микроскопы особого устройства —

«ультрамикроскопы» — увеличивают еще больше.

Микроскоп стал теперь как бы глазом ученого. Ни одна наука

теперь не обходится без его содействия. И это понятно: он

показывает строение вещества, его сокровенные тайны.

Самостоятельная работа с учебником.(3 мин)

Учитель: Что ж пришло время изучить устройство микроскопа.

Давайте вспомним, из каких частей состоит микроскоп?

Окуляр

Штатив

Предметный столик

Объектив

Ручка настройки фокуса

Основание

Револьверное устройство

Осветитель

Объектив - самая важная часть микроскопа!  Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют – увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, 2)    Окуляр - это часть микроскопа, которое находится к нашим глазкам ближе всего. Окуляр закрыт стеклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и работают вместе.

3)    Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть.



Лабораторная работа.(5 мин)



  1. Сейчас мы с вами рассмотрим под микроскопом кожицу репчатого лука, а затем тонкий срез  листика комнатного растения – фикуса.

Дети поочередно подходят к микроскопу и через окуляр рассматривают образцы.

В: что вы увидели там? Это клетки.  

В: Клетки лука и фикуса похожи или отличаются? (отличаются, они разного цвета)

В: правильно, внутри клеток фикуса есть особые включения зеленого цвета – пластиды. Именно они дают листьям зеленый цвет.

2.  Предложить детям рассмотреть кристаллы соли и кристаллы сахара. Похожи ли они, если смотреть без микроскопа? Как вы думаете, одинаковые ли они, если рассмотреть их микроскоп. Похожи ли они, если посмотреть в микроскоп? Чем отличаются?

  Предложить рассмотреть муку и крахмал. Сравнить их.

  Предложить рассмотреть волос взрослого человека и ребенка, сравнить их.

- Что вам понравилось на занятии? Что особенно запомнилось?





Работа в парах.(3 мин)

Расскажите друг другу строение микроскопа.

Игра «Я показываю, а вы называете».(1 мин)

Учитель показывает части микроскопа, дети хором называют.

Правила пользования микроскопом.

  1. Поставьте микроскоп ручкой штатива к себе, от края стола

2. Глядя в окуляр поверните зеркало, так чтобы был виден

хорошо освещенный круг.

3. Аккуратно вращая регулировочным винтом, настройте

четкое изображение.

Учащиеся отрабатывают приемы работы с микроскопом.

Что вы видите под микроскопом? Это маленькие рачки циклопы.

Посмотрите на них без увеличения.

 Во сколько раз увеличил микроскоп?

 А можно ли узнать точно, во сколько раз увеличивает ваш

микроскоп?

Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение

дает микроскоп, с которым он работает.

Увеличение микроскопа подсчитывают следующим образом:

увеличение окуляра x увеличение объектива =

Увеличение окуляра и объектива определяются по цифрам на их

оправах.

Задание 1: подсчитайте и запишите увеличение вашего

микроскопа.

Увеличение микроскопа можно регулировать, заменяя окуляр

  1. или объектив. В школьной лаборатории это делает учитель.

  2. Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные

  3. знания.

  4. Предлагаю вам разгадать кроссворд «Устройство

  5. увеличительного прибора».

  6. Разгадайте кроссворд «Устройство увеличительного

  7. прибора».

По горизонтали:

1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую

смотрят.

2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.

3. Оптическая часть увеличительного прибора,

расположенная на нижнем конце тубуса.

4. Зрительная трубка.

По вертикали:

1. Увеличительный прибор.

2. Помогает направить свет.

3. Служит для размещения на нем объекта исследования.

4. Поднимает и опускает зрительную трубку или

предметный столик.

Проверка на экране.

А теперь оцените себя: если вы отгадали кроссворд

самостоятельно без ошибок, поставьте в кружечке оценку «5»

Если вы 1-3 слова отгадали с помощью подсказки, поставьте в

кружочке оценку «4»

Если вы 4-5 и больше слов отгадали с помощью подсказки,

поставьте в кружечке оценку «3»

Теперь давайте проверим, запомнили ли вы правила работы с микроскопом




Часть 2. Спиртовка и приёмы обращения с ней. Строение пламени

(Презентация, слайды 2, 26-30)
1) Ознакомьтесь с устройством спиртовки.

Спиртовка (см. рисунок) состоит из сосуда (резервуара) (3), в который налит спирт, фитиля (2), укреплённого в металлической трубке с диском (1), и колпачка (4).



Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее

задание.

Выучить название частей микроскопа и правила работы с

ним.



I группа – стеклянная посуда 
II группа – фарфоровая посуда 
III группа – нагревательные приборы 
IV группа – приборы для фиксации и закрепления посуды

Стеклянная посуда может быть сделана из толстого (нетермостойкого) стекла и, соответственно, из термостойкого стекла (тонкостенного). 
Посуда из термостойкого стеклаиспользуется для проведения операций, сопровождающихся изменением температуры (нагревание, охлаждение).
Посуда из толстого стекла предназначена для хранения реактивов или проведения простейших операций, не сопровождающихся изменением температуры.

2) Ознакомьтесь с назначением лабораторного оборудования (таблица)

3) Осуществите нагревание воды в пробирке

Налейте в пробирку 1-2 мл воды. Закрепите пробирку в пробиркодержателе у отверстия. Нагревание проводите в верхней зоне пламени. Нагревайте осторожно сначала всю пробирку, а затем ту часть, где находится вода. Поставьте пробирку в штатив для пробирок.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Методическая разработка занятия "Лабораторное оборудование"

Автор: Спицына Ольга Олеговна

Дата: 17.12.2018

Номер свидетельства: 491254

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Методическая разработка "Химия вокруг нас""
    ["seo_title"] => string(47) "mietodichieskaia_razrabotka_khimiia_vokrugh_nas"
    ["file_id"] => string(6) "408739"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1492000191"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Методическая разработка практического занятия  по дисциплине ОХРАНА ТРУДА  Тема занятия: Оформление акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1"
    ["seo_title"] => string(153) "mietodichieskaiarazrabotkapraktichieskoghozaniatiiapodistsiplinieokhranatrudatiemazaniatiiaoformlieniieaktaonieschastnomsluchaienaproizvodstviepoformien1"
    ["file_id"] => string(6) "259495"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448781000"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Создание электронных учебно-методических комплектов: проектирование, инструментальные средства. "
    ["seo_title"] => string(107) "sozdaniie-eliektronnykh-uchiebno-mietodichieskikh-kompliektov-proiektirovaniie-instrumiental-nyie-sriedstva"
    ["file_id"] => string(6) "117798"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412917708"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ   ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ  ПРОГРАММЕ "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-sostavlieniiu-rabochiei-programmy-k-dopolnitiel-noi-obshchieobrazovatiel-noi-obshchierazvivaiushchiei-programmie"
    ["file_id"] => string(6) "238779"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444653524"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Методическая разработка на тему "Вода и её свойства""
    ["seo_title"] => string(53) "metodicheskaia_razrabotka_na_temu_voda_i_eio_svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "555739"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1597344404"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства