В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет
назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал
очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое
детей — два мальчика. Они очень любили забираться в
мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя
это и было им запрещено.
И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались
по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь
новенького, чем можно позабавиться?
На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу
валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался
вырезать кольца — оправу для очков.
Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший
мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу
развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его
удивлению, буквы стали огромными. Младший повернул трубку
на окно. И закричал на него ползло страшное лохматое,
шестиногое чудовище, которое потом, на проверку, оказалось
мухой
Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после
шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных
зернышек.
Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все
предметы.
О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал
бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки.
Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами,
длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше.
Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году
очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети.
Запись (1590 год очковый мастер Захария Янсен) на рабочих
листах.
Конечно, это был еще не настоящий микроскоп. Более
совершенные микроскопа были изобретены в 17 веке. Антони
ван Левенгук наблюдал за мельчайшими организмами в капле
воды. А Роберт Гук с помощью мощных микроскопов открыл
клетки, из которых состоят все живые существа. В наше время
хорошие оптические микроскопы дают увеличение в две тысячи
раз. А сверхсильные микроскопы особого устройства —
«ультрамикроскопы» — увеличивают еще больше.
Микроскоп стал теперь как бы глазом ученого. Ни одна наука
теперь не обходится без его содействия. И это понятно: он
показывает строение вещества, его сокровенные тайны.
Самостоятельная работа с учебником.(3 мин)
Учитель: Что ж пришло время изучить устройство микроскопа.
Давайте вспомним, из каких частей состоит микроскоп?
Окуляр
Штатив
Предметный столик
Объектив
Ручка настройки фокуса
Основание
Револьверное устройство
Осветитель
Объектив - самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют – увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, 2) Окуляр - это часть микроскопа, которое находится к нашим глазкам ближе всего. Окуляр закрыт стеклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и работают вместе.
3) Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть.
Лабораторная работа.(5 мин)
Сейчас мы с вами рассмотрим под микроскопом кожицу репчатого лука, а затем тонкий срез листика комнатного растения – фикуса.
Дети поочередно подходят к микроскопу и через окуляр рассматривают образцы.
В: что вы увидели там? Это клетки.
В: Клетки лука и фикуса похожи или отличаются? (отличаются, они разного цвета)
В: правильно, внутри клеток фикуса есть особые включения зеленого цвета – пластиды. Именно они дают листьям зеленый цвет.
2. Предложить детям рассмотреть кристаллы соли и кристаллы сахара. Похожи ли они, если смотреть без микроскопа? Как вы думаете, одинаковые ли они, если рассмотреть их микроскоп. Похожи ли они, если посмотреть в микроскоп? Чем отличаются?
Предложить рассмотреть муку и крахмал. Сравнить их.
Предложить рассмотреть волос взрослого человека и ребенка, сравнить их.
- Что вам понравилось на занятии? Что особенно запомнилось?
Работа в парах.(3 мин)
Расскажите друг другу строение микроскопа.
Игра «Я показываю, а вы называете».(1 мин)
Учитель показывает части микроскопа, дети хором называют.
Правила пользования микроскопом.
Поставьте микроскоп ручкой штатива к себе, от края стола
2. Глядя в окуляр поверните зеркало, так чтобы был виден
Учащиеся отрабатывают приемы работы с микроскопом.
Что вы видите под микроскопом? Это маленькие рачки циклопы.
Посмотрите на них без увеличения.
Во сколько раз увеличил микроскоп?
А можно ли узнать точно, во сколько раз увеличивает ваш
микроскоп?
Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение
дает микроскоп, с которым он работает.
Увеличение микроскопа подсчитывают следующим образом:
увеличение окуляра x увеличение объектива =
Увеличение окуляра и объектива определяются по цифрам на их
оправах.
Задание 1: подсчитайте и запишите увеличение вашего
микроскопа.
Увеличение микроскопа можно регулировать, заменяя окуляр
или объектив. В школьной лаборатории это делает учитель.
Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные
знания.
Предлагаю вам разгадать кроссворд «Устройство
увеличительного прибора».
Разгадайте кроссворд «Устройство увеличительного
прибора».
По горизонтали:
1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую
смотрят.
2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.
3. Оптическая часть увеличительного прибора,
расположенная на нижнем конце тубуса.
4. Зрительная трубка.
По вертикали:
1. Увеличительный прибор.
2. Помогает направить свет.
3. Служит для размещения на нем объекта исследования.
4. Поднимает и опускает зрительную трубку или
предметный столик.
Проверка на экране.
А теперь оцените себя: если вы отгадали кроссворд
самостоятельно без ошибок, поставьте в кружечке оценку «5»
Если вы 1-3 слова отгадали с помощью подсказки, поставьте в
кружочке оценку «4»
Если вы 4-5 и больше слов отгадали с помощью подсказки,
поставьте в кружечке оценку «3»
Теперь давайте проверим, запомнили ли вы правила работы с микроскопом
Часть 2. Спиртовка и приёмы обращения с ней. Строение пламени
(Презентация, слайды 2, 26-30) 1) Ознакомьтесь с устройством спиртовки.
Спиртовка (см. рисунок) состоит из сосуда (резервуара) (3), в который налит спирт, фитиля (2), укреплённого в металлической трубке с диском (1), и колпачка (4).
Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее
задание.
Выучить название частей микроскопа и правила работы с
ним.
I группа – стеклянная посуда II группа – фарфоровая посуда III группа – нагревательные приборы IV группа – приборы для фиксации и закрепления посуды
Стеклянная посуда может быть сделана из толстого (нетермостойкого) стекла и, соответственно, из термостойкого стекла (тонкостенного). Посуда из термостойкого стеклаиспользуется для проведения операций, сопровождающихся изменением температуры (нагревание, охлаждение). Посуда из толстого стекла предназначена для хранения реактивов или проведения простейших операций, не сопровождающихся изменением температуры.
2) Ознакомьтесь с назначением лабораторного оборудования(таблица)
3) Осуществите нагревание воды в пробирке
Налейте в пробирку 1-2 мл воды. Закрепите пробирку в пробиркодержателе у отверстия. Нагревание проводите в верхней зоне пламени. Нагревайте осторожно сначала всю пробирку, а затем ту часть, где находится вода. Поставьте пробирку в штатив для пробирок.